Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
от заявителя: Тойвола Е.А., дов. от 10.01.2012
от ответчика: Павловской С.В., дов. от 03.04.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1787/2012) ООО "Управдом" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.12.2011 по делу N А26-7413/2011 (судья Шатина Г.Г.), принятое
по заявлению ООО "Управдом"
к Территориальному отделу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике
о признании недействительным предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управдом": 186870, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Ленина, 30Б, ОГРН 1091038000272 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия: 186390, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 12 (далее - Управление, Роспотребнадзор).
Решением от 01 декабря 2011 года суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.12.2011 по делу N А26-7413/2011 и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленное требование.
В обоснование апелляционной жалобы Общество заявило, что при вынесении оспариваемого предписания Управлением существенно нарушена процедура его вынесения. Общество считает, что основанием для выдачи предписания не может являться дело об административном правонарушении, а государственный орган обязан был руководствоваться процедурой, предусмотренной Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", т.е. провести проверку, и при непосредственном обнаружении нарушения составить акт, и только после этого вынести предписание.
По мнению заявителя апелляционной жалобы у Общества отсутствует обязанность обустройства контейнерных площадок, поскольку они не входят в состав общего имущества и их обустройство не предусмотрено договорами с собственниками. Кроме того, Общество заявило о необоснованном включении в предписание дом N 32 по ул. Ленина, поскольку Общество данный дом не обслуживает.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление возражало против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Управдом" на основании договора на управление многоквартирным домом от 23 июня 2009 г., заключенного с Администрацией Суоярвского городского поселения, является управляющей организацией многоквартирными домами по адресам: ул. Кайманова, 13, 17, 15, 9, 11, 1, 1-Б, 2, 3, 5, 7; по ул. Ленина, 36, 45, 41, 43, 25; по ул. Первомайской, 15а, 15-Б; по Суоярвскому шоссе, 8, 3.
На основании обращения Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 19.04.2011 об организации несанкционированных свалок в г. Суоярви определением заместителя начальника Территориального отдела Роспотребнадзора по Республике Карелия от 12.05.2011 года N 31 в отношении ООО "Управдом" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьями 6.3, 8.2 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования.
В ходе осмотра 08.06.2011 контейнерных площадок многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Суоярви и находящихся в управлении Общества, проведенного с участием понятых и представителей ООО "Управдом", должностным лицом Роспотребнадзора выявлено, что контейнеры для временного хранения твердых бытовых отходов переполнены, часть контейнеров не оборудована крышками; территория, прилегающая к контейнерным площадкам, захламлена твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором; контейнерные площадки частично не имеют ограждения, часть контейнерных площадок не имеет твердого покрытия, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88), СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации" (далее - СП 3.5.3.1129-02). Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра от 08.06.2011 года и фототаблице.
Выявленные нарушения санитарного законодательства послужили основанием для составления 14.06.2011 года в отношении Общества протокола об административном правонарушении по статье 6.3 КоАП РФ и вынесения предписания N 31/38-П, которым Обществу предписано обеспечить ежедневный вывоз или опорожнение контейнеров и других емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора на придомовых территориях благоустроенного жилого фонда г. Суоярви; обеспечить наличие водонепроницаемого покрытия контейнерных площадок, ограничение площадок бордюром и зелеными насаждениями по периметру; оборудовать контейнеры крышками; обеспечить удаление негабаритных отходов по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю; разработать график вывоза твердых бытовых отходов с контейнерных площадок придомовых территорий многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Общества.
01 августа 2011 года на основании распоряжения N 55 от 14.07.2011 Управлением проведена проверка исполнения предписания N 31/38-П от 14.06.2011 года, о чем составлен акт от 01.08.2011 года N 55. В ходе проверки установлено, что предписание N 31/38-П от 14.06.2011 года Обществом не выполнено. Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении и привлечении его к административной ответственности. Постановлением от 17.08.2011 года мирового судьи судебного участка Суоярвского района ООО "Управдом" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении в установленный срок предписания административного органа.
Общество, посчитав предписание N 31/38-П от 14.06.2011 года незаконным, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной деятельности.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции признал апелляционную жалобу ООО "Управдом" подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) под государственным санитарно-эпидемиологическим надзором понимается деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Статьей 8 Закона N 52-ФЗ регламентировано право гражданина на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пунктом 10 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 определено, что должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, обладают полномочиями, установленными статьями 50, 51 и 52 Закона N 52-ФЗ, и несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в частности, об устранении выявленных нарушений санитарных правил; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний (часть 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ).
Согласно пункту 7.14 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 года N 658 при выявлении нарушений санитарного законодательства, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), нарушений законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг руководитель (заместитель руководителя) Службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Службы в течение 3 рабочих дней с момента установления факта нарушения законодательства выносит гражданам и юридическим лицам предписание о прекращении нарушений прав потребителей.
Таким образом, доводы Общества о неправомерности вынесения оспариваемого предписания обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ Управление при выявлении факта нарушения санитарно-эпидемиологических требований вправе выносить соответствующее предписание.
Пунктом 2 статьи 21 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
В силу подпункта "а" пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах (п. п. 1.8, 3.7, 5.9).
Таким образом, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, следовательно, довод Общества о том, что контейнерные площадки не входят в состав общего имущества и у Общества отсутствует обязанность обустройства этих площадок, поскольку такие работы не предусмотрены договором с собственниками помещений, является ошибочным.
Все выполняемые работы и услуги, оказываемые управляющей организацией должны осуществляться в соответствии с нормативными требованиями к содержанию и эксплуатации дома и должны осуществляться управляющей организацией независимо от того, предусмотрены ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно пункту 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре - 5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше + 5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Негабаритные отходы из домовладений должны удаляться по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю (пункт 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88).
Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В связи с изложенным, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов в жилищном фонде, включающая оборудование контейнерных площадок и мусоросборников в соответствии с требованиями действующего санитарного и жилищного законодательства, соблюдение режима вывоза бытовых отходов возлагается на организацию, осуществляющую управление многоквартирными жилыми домами.
Довод Общества о том, что оно надлежащим образом исполнило свои обязанности в части организации постоянного вывоза бытовых отходов, заключив 01.04.2010 агентский договор с ООО "Орион", суд первой инстанции обоснованно отклонил. Суд правильно указал, что агентский договор от 01.04.2010 года об оказании услуг по вывозу твердых бытовых отходов заключен заявителем со специализированной организацией в порядке выполнения обязательств по договорам управления многоквартирными жилыми домами. Следовательно, в рамках договорных отношений общество должно осуществлять контроль режима вывоза бытовых отходов с территорий контейнерных площадок. Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что ООО "Управдом" не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований санитарного законодательства.
Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции о соответствии действующему законодательству оспариваемого предписания является правильным, однако суд не принял во внимание, что предписанием N 31/38-П от 14.06.2011 Управление обязало устранить нарушения санитарного законодательства, в том числе и по адресу: г. Суоярви, ул. Ленина, д. 32, который договором управления многоквартирным домом от 23.06.2009 не отнесен к объектам управления ООО "Управдом".
В связи с изложенным, решение суда в указанной части подлежит изменению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с частичным удовлетворением заявления Общества и апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции суд относит на Управление. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату ООО "Управдом" в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01 декабря 2011 года по делу N А26-7413/2011 отменить в части отказа в признании недействительным предписания Территориального отдела в г. Костомукша, Маузерском, Калевальском и Суоярвском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (186390, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 12) от 14.06.2011 N 31/38-П, обязывающего ООО "Управдом" (186870, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Ленина, д. 30Б, ОГРН 1091038000272) устранить выявленные нарушения по адресу: Суоярви, ул. Ленина, 32 и в части распределения судебных расходов.
Признать недействительным предписание Территориального отдела в г. Костомукша, Маузерском, Калевальском и Суоярвском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (186390, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 12) от 14.06.2011 N 31/38-П в части предложения ООО "Управдом" (186870, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Ленина, д. 30Б, ОГРН 1091038000272) устранить выявленные нарушения по адресу: Суоярви, ул. Ленина, 32.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01 декабря 2011 года по делу N А26-7413/2011 оставить без изменения.
Взыскать с Территориального отдела в г. Костомукша, Маузерском, Калевальском и Суоярвском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (186390, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 12) в пользу ООО "Управдом" (186870, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Ленина, д. 30Б, ОГРН 1091038000272) 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2012 ПО ДЕЛУ N А26-7413/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2012 г. по делу N А26-7413/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
от заявителя: Тойвола Е.А., дов. от 10.01.2012
от ответчика: Павловской С.В., дов. от 03.04.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1787/2012) ООО "Управдом" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.12.2011 по делу N А26-7413/2011 (судья Шатина Г.Г.), принятое
по заявлению ООО "Управдом"
к Территориальному отделу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике
о признании недействительным предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управдом": 186870, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Ленина, 30Б, ОГРН 1091038000272 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия: 186390, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 12 (далее - Управление, Роспотребнадзор).
Решением от 01 декабря 2011 года суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.12.2011 по делу N А26-7413/2011 и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленное требование.
В обоснование апелляционной жалобы Общество заявило, что при вынесении оспариваемого предписания Управлением существенно нарушена процедура его вынесения. Общество считает, что основанием для выдачи предписания не может являться дело об административном правонарушении, а государственный орган обязан был руководствоваться процедурой, предусмотренной Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", т.е. провести проверку, и при непосредственном обнаружении нарушения составить акт, и только после этого вынести предписание.
По мнению заявителя апелляционной жалобы у Общества отсутствует обязанность обустройства контейнерных площадок, поскольку они не входят в состав общего имущества и их обустройство не предусмотрено договорами с собственниками. Кроме того, Общество заявило о необоснованном включении в предписание дом N 32 по ул. Ленина, поскольку Общество данный дом не обслуживает.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление возражало против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Управдом" на основании договора на управление многоквартирным домом от 23 июня 2009 г., заключенного с Администрацией Суоярвского городского поселения, является управляющей организацией многоквартирными домами по адресам: ул. Кайманова, 13, 17, 15, 9, 11, 1, 1-Б, 2, 3, 5, 7; по ул. Ленина, 36, 45, 41, 43, 25; по ул. Первомайской, 15а, 15-Б; по Суоярвскому шоссе, 8, 3.
На основании обращения Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 19.04.2011 об организации несанкционированных свалок в г. Суоярви определением заместителя начальника Территориального отдела Роспотребнадзора по Республике Карелия от 12.05.2011 года N 31 в отношении ООО "Управдом" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьями 6.3, 8.2 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования.
В ходе осмотра 08.06.2011 контейнерных площадок многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Суоярви и находящихся в управлении Общества, проведенного с участием понятых и представителей ООО "Управдом", должностным лицом Роспотребнадзора выявлено, что контейнеры для временного хранения твердых бытовых отходов переполнены, часть контейнеров не оборудована крышками; территория, прилегающая к контейнерным площадкам, захламлена твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором; контейнерные площадки частично не имеют ограждения, часть контейнерных площадок не имеет твердого покрытия, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88), СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации" (далее - СП 3.5.3.1129-02). Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра от 08.06.2011 года и фототаблице.
Выявленные нарушения санитарного законодательства послужили основанием для составления 14.06.2011 года в отношении Общества протокола об административном правонарушении по статье 6.3 КоАП РФ и вынесения предписания N 31/38-П, которым Обществу предписано обеспечить ежедневный вывоз или опорожнение контейнеров и других емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора на придомовых территориях благоустроенного жилого фонда г. Суоярви; обеспечить наличие водонепроницаемого покрытия контейнерных площадок, ограничение площадок бордюром и зелеными насаждениями по периметру; оборудовать контейнеры крышками; обеспечить удаление негабаритных отходов по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю; разработать график вывоза твердых бытовых отходов с контейнерных площадок придомовых территорий многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Общества.
01 августа 2011 года на основании распоряжения N 55 от 14.07.2011 Управлением проведена проверка исполнения предписания N 31/38-П от 14.06.2011 года, о чем составлен акт от 01.08.2011 года N 55. В ходе проверки установлено, что предписание N 31/38-П от 14.06.2011 года Обществом не выполнено. Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении и привлечении его к административной ответственности. Постановлением от 17.08.2011 года мирового судьи судебного участка Суоярвского района ООО "Управдом" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении в установленный срок предписания административного органа.
Общество, посчитав предписание N 31/38-П от 14.06.2011 года незаконным, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной деятельности.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции признал апелляционную жалобу ООО "Управдом" подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) под государственным санитарно-эпидемиологическим надзором понимается деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Статьей 8 Закона N 52-ФЗ регламентировано право гражданина на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пунктом 10 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 определено, что должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, обладают полномочиями, установленными статьями 50, 51 и 52 Закона N 52-ФЗ, и несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в частности, об устранении выявленных нарушений санитарных правил; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний (часть 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ).
Согласно пункту 7.14 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 года N 658 при выявлении нарушений санитарного законодательства, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), нарушений законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг руководитель (заместитель руководителя) Службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Службы в течение 3 рабочих дней с момента установления факта нарушения законодательства выносит гражданам и юридическим лицам предписание о прекращении нарушений прав потребителей.
Таким образом, доводы Общества о неправомерности вынесения оспариваемого предписания обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ Управление при выявлении факта нарушения санитарно-эпидемиологических требований вправе выносить соответствующее предписание.
Пунктом 2 статьи 21 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
В силу подпункта "а" пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах (п. п. 1.8, 3.7, 5.9).
Таким образом, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, следовательно, довод Общества о том, что контейнерные площадки не входят в состав общего имущества и у Общества отсутствует обязанность обустройства этих площадок, поскольку такие работы не предусмотрены договором с собственниками помещений, является ошибочным.
Все выполняемые работы и услуги, оказываемые управляющей организацией должны осуществляться в соответствии с нормативными требованиями к содержанию и эксплуатации дома и должны осуществляться управляющей организацией независимо от того, предусмотрены ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно пункту 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре - 5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше + 5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Негабаритные отходы из домовладений должны удаляться по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю (пункт 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88).
Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В связи с изложенным, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов в жилищном фонде, включающая оборудование контейнерных площадок и мусоросборников в соответствии с требованиями действующего санитарного и жилищного законодательства, соблюдение режима вывоза бытовых отходов возлагается на организацию, осуществляющую управление многоквартирными жилыми домами.
Довод Общества о том, что оно надлежащим образом исполнило свои обязанности в части организации постоянного вывоза бытовых отходов, заключив 01.04.2010 агентский договор с ООО "Орион", суд первой инстанции обоснованно отклонил. Суд правильно указал, что агентский договор от 01.04.2010 года об оказании услуг по вывозу твердых бытовых отходов заключен заявителем со специализированной организацией в порядке выполнения обязательств по договорам управления многоквартирными жилыми домами. Следовательно, в рамках договорных отношений общество должно осуществлять контроль режима вывоза бытовых отходов с территорий контейнерных площадок. Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что ООО "Управдом" не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований санитарного законодательства.
Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции о соответствии действующему законодательству оспариваемого предписания является правильным, однако суд не принял во внимание, что предписанием N 31/38-П от 14.06.2011 Управление обязало устранить нарушения санитарного законодательства, в том числе и по адресу: г. Суоярви, ул. Ленина, д. 32, который договором управления многоквартирным домом от 23.06.2009 не отнесен к объектам управления ООО "Управдом".
В связи с изложенным, решение суда в указанной части подлежит изменению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с частичным удовлетворением заявления Общества и апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции суд относит на Управление. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату ООО "Управдом" в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01 декабря 2011 года по делу N А26-7413/2011 отменить в части отказа в признании недействительным предписания Территориального отдела в г. Костомукша, Маузерском, Калевальском и Суоярвском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (186390, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 12) от 14.06.2011 N 31/38-П, обязывающего ООО "Управдом" (186870, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Ленина, д. 30Б, ОГРН 1091038000272) устранить выявленные нарушения по адресу: Суоярви, ул. Ленина, 32 и в части распределения судебных расходов.
Признать недействительным предписание Территориального отдела в г. Костомукша, Маузерском, Калевальском и Суоярвском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (186390, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 12) от 14.06.2011 N 31/38-П в части предложения ООО "Управдом" (186870, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Ленина, д. 30Б, ОГРН 1091038000272) устранить выявленные нарушения по адресу: Суоярви, ул. Ленина, 32.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01 декабря 2011 года по делу N А26-7413/2011 оставить без изменения.
Взыскать с Территориального отдела в г. Костомукша, Маузерском, Калевальском и Суоярвском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (186390, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 12) в пользу ООО "Управдом" (186870, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Ленина, д. 30Б, ОГРН 1091038000272) 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)