Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Фролова В.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Бузмакрвой О.В.,
судей Валуевой Л.Б., Ворониной Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 30 ноября 2010 года гражданское дело по кассационному представлению прокурора Красновишерского района Пермского края на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 03 ноября 2010 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований прокурора о признании бездействия Думы Красновишерского городского поселения незаконным, о признании бездействия администрации Красновишерского городского поселения незаконным, возложении на администрацию Красновишерского городского поселения обязанности разработать размер платы (тариф) за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также разработать размер платы (тариф) за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений В многоквартирном доме, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и представить указанные тарифы на рассмотрение в Думу Красновишерского городского поселения отказать."
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н., представителя Думы Красновишерского городского поселения Пермского края Ш., судебная коллегия
установила:
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Думе Красновишерского городского поселения, Администрации Красновишерского городского поселения о признании бездействия Думы Красновишерского городского поселения незаконным, возложении на Думу Красновишерского городского поселения обязанности определить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании не приняли решение об установлений размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Уточнив исковые требования, просил признать незаконным бездействие Думы Красновишерского городского поселения и администрации Красновишерского городского поселения, возложить на администрацию Красновишерского городского поселения обязанность разработать размер платы (тариф) за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также разработать размер платы (тариф) за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и представить указанные тарифы на рассмотрение в Думу Красновишерского городского поселения.
Заявленные требования мотивированы следующим: бездействием Думы Красновишерского городского поселения существенно нарушаются права неопределенного круга лиц: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании не приняли решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения, на внесение платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере, установленном в соответствие с законодательством РФ. В связи с не установлением указанного размера платы, управляющие организации, осуществляющие управление жилыми домами на территории Красновишерского городского поселения, зачастую оказывают услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в объемах, не соответствующих требованиям законодательства РФ, что влечет за собой уменьшение характеристик надежности и безопасности многоквартирных домов, создание угрозы для безопасности, для жизни и здоровья граждан, проживающих в указанных домах, снижение готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, чем также существенно нарушаются права и законные интересы указанной категории собственников жилых помещений.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал.
Представитель Думы Красновишерского городского поселения, представители Администрации Красновишерского городского поселения против удовлетворения требований возражали.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационном представлении прокурор Красновишерского района Пермского края, полагая его незаконным и необоснованным в связи с неправильным применением судом норм материального права. Суд не принял во внимание положения ч. 3 ст. 156, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, пришел к ошибочному выводу о незаконности установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Заключение суда о необходимости обращения в органы местного самоуправления г. Красновишерска управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории г. Красновишерска для установления размера платы, является неверным, поскольку такой процедуры нормами Жилищного кодекса РФ и Правилами не предусмотрено. Действие Положения в части обращения в органы местного самоуправления для установления тарифов для предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере жилищно-коммунального обслуживания населения, распространяется только на организации коммунального комплекса. Суд не учел, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не относится к коммунальным услугам, а его установление относится к полномочиям органов местного самоуправления без внесения предложений об этом со стороны управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории г. Красновишерска.
Проверив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд пришел к выводу о том, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих бездействие Думы и Администрации Красновишерского городского поселения в части урегулирования тарифов и цен на услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, в котором собственники жилых помещений не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, либо, избрав способ непосредственного управления многоквартирным домом, не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Делая такой вывод, суд исходил из того, что на рассмотрение Думы Красновишерского городского поселения в 2010 году не поступало никаких документов по установлению цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, а также информации о том, что на территории Красновишерского городского поселения данный вопрос собственниками жилых помещений многоквартирных домов и управляющими компаниями не урегулирован, на территории Красновишерского городского поселения нет многоквартирных домов, собственники жилых помещений которых не избрали способ управления многоквартирным домом, а также нет многоквартирных домов, собственники помещений которых на общем собрании избрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Суд также исходил из того, что жилищно-коммунальные предприятия за установлением цен на услуги по содержанию и ремонту обслуживаемых многоквартирных домов не обращались, установление единого размера платы (тарифа) за содержание и ремонт многоквартирных домов не входит в компетенцию Администрации Красновишерского городского поселения, установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения до проведения открытого конкурса является незаконном.
Выводы суда, положенные в основу решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, являются обоснованными и мотивированными.
В соответствии со ст. 44, 155, 156, 158, 162, 164 ЖК РФ размер платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила) собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 признаны утратившими силу Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89 "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", а также Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", в связи с этим утратили силу установленные указанными актами требования:
- - о порядке установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, а также правила регулирования и применения этих цен и тарифов (в частности, о регулируемой деятельности, регулирующих органах, принципах и методах установления цен и тарифов, об анализе их экономической обоснованности, о возможности установления отдельных цен на вывоз бытовых отходов, содержания придомовой территории, технического обслуживания лифтов и приборов учета);
- - о перечне работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья, и примерном перечне услуг, связанных с содержанием жилья;
- - о правах органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления утверждать региональные и местные перечни услуг по содержанию жилья и работ по ремонту жилья;
- - о порядке оплаты коммунальных услуг гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от форм собственности, по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования, а также другие положения постановлений Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89 и от 30 июля 2004 г. N 392.
Требования к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в зависимости от способов управления многоквартирным домом указаны в пунктах 30, 31 и 32 Правил.
В соответствии с п. 34 Правил в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти) по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75, равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации для конкретного многоквартирного дома.
Устанавливаемые в случаях, указанных в пунктах 3 1-34 Правил, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и(или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны указанному в договоре управления многоквартирным домом перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, не соразмерных утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ в каждом многоквартирном доме, не допускается.
В соответствии с п. 36 Правил в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Решением Думы Красновишерского городского поселения N 70 от 25 октября 2006 года утверждено Положение "О порядке формирования и установления цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Красновишерском городском поселении" (далее Положение), которым определены сущность и компетенция органов местного самоуправления по регулированию тарифов (цен), основные принципы формирования и изменения тарифов (цен), порядок рассмотрения и утверждения тарифов (цен), ответственность и контроль за соблюдением дисциплины цен.
Пунктом 2.4 Положения предусмотрено регулирование органами местного самоуправления цен на услуги по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, вывозу твердых бытовых отходов и содержанию придомовой территории многоквартирных домов, а также на услуги по ремонту общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории, в которых собственники не приняли решение о выборе способа управления домом или данное решение не реализовано. Согласно п. 3.1. Положения в систему муниципальных органов регулирования и контроля тарифов (цен) входят Дума Красновишерского городского поселения и администрация Красновишерского городского поселения, осуществляющие регулирование тарифов и цен, контроль муниципальной дисциплины цен в пределах своих полномочий, определяемых действующим законодательством, Уставом городского поселения и настоящим Положением.
Утверждение тарифов (цен) на товары, работы, услуги, по которым регулирование осуществляется органами местного самоуправления, и нормативов потребления услуг входит в компетенцию Думы Красновишерского городского поселения (п. 3.2.5. Положения).
Согласно п. 3.3.1 Положения администрация Красновишерского городского поселения готовит заключение о стоимости работ, услуг по материалам, представленным предприятием.
В соответствии с п. 4.4 Положения регулируемый тариф (цена) формируется предприятием по экономически обоснованным нормам и нормативам материальных и трудовых затрат, объемам потребления.
В силу п. 4.5. Положения при установлении цен и тарифов учитываются национальные стандарты, санитарные правила и нормы и другие акты законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также акты органов местного самоуправления, регулирующие сроки, качество, периодичность и объемы работ по содержанию и ремонту жилья и оказанию коммунальных услуг.
Цены на услуги по содержащие и ремонту жилья определяются в зависимости от установленных состава и периодичности выполнения работ по содержанию и ремонту жилья (п. 4.12 Положения).
Предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере
жилищно-коммунального обслуживания населения, вправе обратиться в установленном порядке в администрацию города с предложением об установлении вновь или изменении действующих тарифов (цен) на продукцию, товары и услуги, регулирование которых осуществляют органы местного самоуправления, с представлением предусмотренных порядком документов (п. 4.13 Положения).
Предприятия представляют в экономический отдел администрации городского поселения все необходимые подтверждающие документы, расчеты, отчеты, материалы, производственную и инвестиционную программы для определения экономической обоснованности стоимости жилищно-коммунальных услуг в срок до 15 сентября календарного года (п. 4.15. Положения).
По результатам рассмотрения документов администрация Красновишерского городского поселения готовит заключение и представляет на рассмотрение планово-бюджетной комиссии Думы Красновишерского городского поселения до 1 ноября календарного года (п. 4.16 Положения).
Дума Красновишерского городского поселения принимает решение об установлении цен и тарифов до принятия бюджета на очередной финансовый год (п. 4.18. Положения).
Руководитель предприятия несет ответственность за своевременность и достоверность представленных в администрацию Красновишерского городского поселения материалов и расчетов по ценообразованию, исполнение в соответствии с действующим законодательством (п. 6.1. Положения).
Выводы суда основаны на анализе вышеизложенных правовых норм, доводами кассационного представления не опровергаются.
Обстоятельства, установленные судом, свидетельствуют об отсутствии бездействия Думы и Администрации Красновишерского городского поселения, что позволило суду прийти к правомерному выводу о необоснованности заявленных прокурором требований.
Доводы кассационного представления, которые сводятся к безусловной обязанности органа местного самоуправления по установлению указанных тарифов без учета предусмотренной процедуры и оснований их установления, не могут быть приняты во внимание.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, прокурор не представил доказательств нарушения их прав, поскольку в материалах дела отсутствуют данные о наличии на территории Красновишерского городского поселения многоквартирных домов, в которых собственники помещений не избрали способ управления, либо, избрав его, не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт.
Фактически доводы кассационного представления аналогичны основаниям заявленного иска, в удовлетворении которого судом правомерно отказано, их необоснованность уже отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Обстоятельств и фактов, нуждающихся в дополнительной проверке, которые не исследовались и не учитывались бы судом первой инстанции, а также правовых доводов, влекущих отмену решения суда по основаниям ст. 362-364 ГПК РФ, доводы кассационного представления не содержат.
Исходя из вышеизложенного у судебной коллегии отсутствуют основания не согласиться с позицией суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Кассационное представление прокурора Красновишерского района Пермского края на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 03 ноября 2010 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 30.11.2010 ПО ДЕЛУ N 33-10358
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 ноября 2010 г. по делу N 33-10358
Судья Фролова В.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Бузмакрвой О.В.,
судей Валуевой Л.Б., Ворониной Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 30 ноября 2010 года гражданское дело по кассационному представлению прокурора Красновишерского района Пермского края на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 03 ноября 2010 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований прокурора о признании бездействия Думы Красновишерского городского поселения незаконным, о признании бездействия администрации Красновишерского городского поселения незаконным, возложении на администрацию Красновишерского городского поселения обязанности разработать размер платы (тариф) за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также разработать размер платы (тариф) за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений В многоквартирном доме, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и представить указанные тарифы на рассмотрение в Думу Красновишерского городского поселения отказать."
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н., представителя Думы Красновишерского городского поселения Пермского края Ш., судебная коллегия
установила:
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Думе Красновишерского городского поселения, Администрации Красновишерского городского поселения о признании бездействия Думы Красновишерского городского поселения незаконным, возложении на Думу Красновишерского городского поселения обязанности определить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании не приняли решение об установлений размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Уточнив исковые требования, просил признать незаконным бездействие Думы Красновишерского городского поселения и администрации Красновишерского городского поселения, возложить на администрацию Красновишерского городского поселения обязанность разработать размер платы (тариф) за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также разработать размер платы (тариф) за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и представить указанные тарифы на рассмотрение в Думу Красновишерского городского поселения.
Заявленные требования мотивированы следующим: бездействием Думы Красновишерского городского поселения существенно нарушаются права неопределенного круга лиц: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании не приняли решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения, на внесение платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере, установленном в соответствие с законодательством РФ. В связи с не установлением указанного размера платы, управляющие организации, осуществляющие управление жилыми домами на территории Красновишерского городского поселения, зачастую оказывают услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в объемах, не соответствующих требованиям законодательства РФ, что влечет за собой уменьшение характеристик надежности и безопасности многоквартирных домов, создание угрозы для безопасности, для жизни и здоровья граждан, проживающих в указанных домах, снижение готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, чем также существенно нарушаются права и законные интересы указанной категории собственников жилых помещений.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал.
Представитель Думы Красновишерского городского поселения, представители Администрации Красновишерского городского поселения против удовлетворения требований возражали.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационном представлении прокурор Красновишерского района Пермского края, полагая его незаконным и необоснованным в связи с неправильным применением судом норм материального права. Суд не принял во внимание положения ч. 3 ст. 156, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, пришел к ошибочному выводу о незаконности установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Заключение суда о необходимости обращения в органы местного самоуправления г. Красновишерска управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории г. Красновишерска для установления размера платы, является неверным, поскольку такой процедуры нормами Жилищного кодекса РФ и Правилами не предусмотрено. Действие Положения в части обращения в органы местного самоуправления для установления тарифов для предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере жилищно-коммунального обслуживания населения, распространяется только на организации коммунального комплекса. Суд не учел, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не относится к коммунальным услугам, а его установление относится к полномочиям органов местного самоуправления без внесения предложений об этом со стороны управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории г. Красновишерска.
Проверив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд пришел к выводу о том, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих бездействие Думы и Администрации Красновишерского городского поселения в части урегулирования тарифов и цен на услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, в котором собственники жилых помещений не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, либо, избрав способ непосредственного управления многоквартирным домом, не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Делая такой вывод, суд исходил из того, что на рассмотрение Думы Красновишерского городского поселения в 2010 году не поступало никаких документов по установлению цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, а также информации о том, что на территории Красновишерского городского поселения данный вопрос собственниками жилых помещений многоквартирных домов и управляющими компаниями не урегулирован, на территории Красновишерского городского поселения нет многоквартирных домов, собственники жилых помещений которых не избрали способ управления многоквартирным домом, а также нет многоквартирных домов, собственники помещений которых на общем собрании избрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Суд также исходил из того, что жилищно-коммунальные предприятия за установлением цен на услуги по содержанию и ремонту обслуживаемых многоквартирных домов не обращались, установление единого размера платы (тарифа) за содержание и ремонт многоквартирных домов не входит в компетенцию Администрации Красновишерского городского поселения, установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения до проведения открытого конкурса является незаконном.
Выводы суда, положенные в основу решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, являются обоснованными и мотивированными.
В соответствии со ст. 44, 155, 156, 158, 162, 164 ЖК РФ размер платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила) собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 признаны утратившими силу Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89 "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", а также Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", в связи с этим утратили силу установленные указанными актами требования:
- - о порядке установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, а также правила регулирования и применения этих цен и тарифов (в частности, о регулируемой деятельности, регулирующих органах, принципах и методах установления цен и тарифов, об анализе их экономической обоснованности, о возможности установления отдельных цен на вывоз бытовых отходов, содержания придомовой территории, технического обслуживания лифтов и приборов учета);
- - о перечне работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья, и примерном перечне услуг, связанных с содержанием жилья;
- - о правах органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления утверждать региональные и местные перечни услуг по содержанию жилья и работ по ремонту жилья;
- - о порядке оплаты коммунальных услуг гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от форм собственности, по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования, а также другие положения постановлений Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89 и от 30 июля 2004 г. N 392.
Требования к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в зависимости от способов управления многоквартирным домом указаны в пунктах 30, 31 и 32 Правил.
В соответствии с п. 34 Правил в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти) по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75, равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации для конкретного многоквартирного дома.
Устанавливаемые в случаях, указанных в пунктах 3 1-34 Правил, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и(или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны указанному в договоре управления многоквартирным домом перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, не соразмерных утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ в каждом многоквартирном доме, не допускается.
В соответствии с п. 36 Правил в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Решением Думы Красновишерского городского поселения N 70 от 25 октября 2006 года утверждено Положение "О порядке формирования и установления цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Красновишерском городском поселении" (далее Положение), которым определены сущность и компетенция органов местного самоуправления по регулированию тарифов (цен), основные принципы формирования и изменения тарифов (цен), порядок рассмотрения и утверждения тарифов (цен), ответственность и контроль за соблюдением дисциплины цен.
Пунктом 2.4 Положения предусмотрено регулирование органами местного самоуправления цен на услуги по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, вывозу твердых бытовых отходов и содержанию придомовой территории многоквартирных домов, а также на услуги по ремонту общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории, в которых собственники не приняли решение о выборе способа управления домом или данное решение не реализовано. Согласно п. 3.1. Положения в систему муниципальных органов регулирования и контроля тарифов (цен) входят Дума Красновишерского городского поселения и администрация Красновишерского городского поселения, осуществляющие регулирование тарифов и цен, контроль муниципальной дисциплины цен в пределах своих полномочий, определяемых действующим законодательством, Уставом городского поселения и настоящим Положением.
Утверждение тарифов (цен) на товары, работы, услуги, по которым регулирование осуществляется органами местного самоуправления, и нормативов потребления услуг входит в компетенцию Думы Красновишерского городского поселения (п. 3.2.5. Положения).
Согласно п. 3.3.1 Положения администрация Красновишерского городского поселения готовит заключение о стоимости работ, услуг по материалам, представленным предприятием.
В соответствии с п. 4.4 Положения регулируемый тариф (цена) формируется предприятием по экономически обоснованным нормам и нормативам материальных и трудовых затрат, объемам потребления.
В силу п. 4.5. Положения при установлении цен и тарифов учитываются национальные стандарты, санитарные правила и нормы и другие акты законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также акты органов местного самоуправления, регулирующие сроки, качество, периодичность и объемы работ по содержанию и ремонту жилья и оказанию коммунальных услуг.
Цены на услуги по содержащие и ремонту жилья определяются в зависимости от установленных состава и периодичности выполнения работ по содержанию и ремонту жилья (п. 4.12 Положения).
Предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере
жилищно-коммунального обслуживания населения, вправе обратиться в установленном порядке в администрацию города с предложением об установлении вновь или изменении действующих тарифов (цен) на продукцию, товары и услуги, регулирование которых осуществляют органы местного самоуправления, с представлением предусмотренных порядком документов (п. 4.13 Положения).
Предприятия представляют в экономический отдел администрации городского поселения все необходимые подтверждающие документы, расчеты, отчеты, материалы, производственную и инвестиционную программы для определения экономической обоснованности стоимости жилищно-коммунальных услуг в срок до 15 сентября календарного года (п. 4.15. Положения).
По результатам рассмотрения документов администрация Красновишерского городского поселения готовит заключение и представляет на рассмотрение планово-бюджетной комиссии Думы Красновишерского городского поселения до 1 ноября календарного года (п. 4.16 Положения).
Дума Красновишерского городского поселения принимает решение об установлении цен и тарифов до принятия бюджета на очередной финансовый год (п. 4.18. Положения).
Руководитель предприятия несет ответственность за своевременность и достоверность представленных в администрацию Красновишерского городского поселения материалов и расчетов по ценообразованию, исполнение в соответствии с действующим законодательством (п. 6.1. Положения).
Выводы суда основаны на анализе вышеизложенных правовых норм, доводами кассационного представления не опровергаются.
Обстоятельства, установленные судом, свидетельствуют об отсутствии бездействия Думы и Администрации Красновишерского городского поселения, что позволило суду прийти к правомерному выводу о необоснованности заявленных прокурором требований.
Доводы кассационного представления, которые сводятся к безусловной обязанности органа местного самоуправления по установлению указанных тарифов без учета предусмотренной процедуры и оснований их установления, не могут быть приняты во внимание.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, прокурор не представил доказательств нарушения их прав, поскольку в материалах дела отсутствуют данные о наличии на территории Красновишерского городского поселения многоквартирных домов, в которых собственники помещений не избрали способ управления, либо, избрав его, не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт.
Фактически доводы кассационного представления аналогичны основаниям заявленного иска, в удовлетворении которого судом правомерно отказано, их необоснованность уже отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Обстоятельств и фактов, нуждающихся в дополнительной проверке, которые не исследовались и не учитывались бы судом первой инстанции, а также правовых доводов, влекущих отмену решения суда по основаниям ст. 362-364 ГПК РФ, доводы кассационного представления не содержат.
Исходя из вышеизложенного у судебной коллегии отсутствуют основания не согласиться с позицией суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Кассационное представление прокурора Красновишерского района Пермского края на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 03 ноября 2010 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)