Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Каширской Н.А.,
судей Ногтевой В.А., Самуйлова С.В.
при участии представителей
от истца: Тюфтина С.А. по доверенности от 01.01.2010 N 17/15-33,
от ответчика: Пермяковой О.В. по доверенности от 12.01.2010 N 9,
Янтальцевой Т.В. по доверенности от 28.12.2009 N 1715
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу и дополнение к ней истца -
открытого акционерного общества "Коммунэнерго"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.11.2009,
принятое судьей Щелокаевой Т.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010,
принятое судьями Тетерваком А.В., Великоредчаниным О.Б., Губиной Л.В.,
по делу N А28-12673/2009
по иску открытого акционерного общества "Коммунэнерго"
к муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания"
о взыскании 2 037 869 рублей 93 копеек,
3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Центр расчетов с потребителями города Слободского",
и
открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания" (далее - Компания) о взыскании 2 037 869 рублей 93 копеек задолженности по договору теплоснабжения в горячей воде для нужд жилищного фонда от 08.08.2006 N 10146, образовавшейся в период с 01.01.2008 (с учетом корректировки потребления).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Центр расчетов с потребителями города Слободского" (далее - Центр расчетов).
Суд первой инстанции решением от 06.11.2009 отказал в удовлетворении иска, исходя из того, что действующее законодательство в области жилищных правоотношений и предоставления коммунальных услуг гражданам предусматривают только один раз в год корректировать размер платы за отопление, поскольку норматив потребления устанавливается из расчета годового потребления.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению лица, подавшего жалобу, обязанность ответчика оплачивать поставленную тепловую энергию не зависит от размера оплаты, полученной за оказанные коммунальные услуги населению, в том числе не зависит от применения исполнителем коммунальных услуг нормативов потребления тепловой энергии при начислении платы конечному потребителю. При этом положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), не распространяются на отношения между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг.
Заявитель жалобы считает, что исполнитель коммунальных услуг обязан возместить энергоснабжающей организации стоимость фактически полученной тепловой энергии в порядке и на условиях, предусмотренных договором между ними.
Компания в отзыве отклонила доводы кассационной жалобы, просила оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Законность судебных актов по делу N А28-12673/2009 Арбитражного суда Кировской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество (энергоснабжающая организация) и Компания (управляющая компания) заключили договор теплоснабжения в горячей воде для нужд жилищного фонда от 08.08.2006 N 10146, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд теплоснабжения жилищного фонда, находящегося в управлении управляющей компании при определенной договором максимальной тепловой нагрузке на границы раздела эксплуатационной ответственности объектов жилищного фонда, а управляющая компания - соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии, рационально использовать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель, невозвращенный в тепловую сеть энергоснабжающей организации.
Согласно пункту 1.1.5 приложения N 3 к договору энергоснабжающая организация до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, выставляет управляющей компании счет-фактуру за фактически потребленное в расчетном месяце количество тепловой энергии и невозвращенных теплоносителей с выделением сумм, подлежащих оплате управляющей компании в связи с неначислением гражданам платы за коммунальные услуги по причине принятия органами местного самоуправления низкого норматива потребления коммунальных услуг.
В пункте 3.1.2 приложения N 3 стороны предусмотрели, что в случае расчетов через Центр расчетов оплата производится в течение пяти дней с момента получения счета-фактуры в размере сумм, указанных, в том числе и в пункте 1.1.5 указанного приложения.
В пунктах 1.1, 1.2 договора контрагенты закрепили, что при исполнении настоящего договора стороны должны руководствоваться действующим законодательством, в том числе, правилами предоставления коммунальных услуг.
Решением Слободской городской Думы от 20.12.2006 N 19/158 установлен норматив потребления отопления - 0,24 Гкал/кв.м в год (0,02 Гкал/кв.м в месяц), горячего водоснабжения - 0,055 Ккал/куб.м.
Во исполнение принятых обязательств Общество в период с 01.01.2008 по 16.06.2008 поставляло тепловую энергию Компании, на оплату которой выставило счета-фактуры на общую сумму 15 373 636 рублей 63 копейки (т. 1, л.д. 29 - 40).
Согласно письму Центра расчетов от 24.06.2009 по договору за период с января по июнь 2008 года (с учетом корректировок) по муниципальному жилищному фонду произведено начисление за коммунальные услуги (отопление и ГВС) на общую сумму 13 923 400 рублей 82 копейки.
Посчитав образовавшуюся разницу между суммой, предъявленной Компании за тепловую энергию, и суммой, начисленной населению Центром расчетов по нормативу потребления, Общество в связи с неисполнением Компанией соответствующей претензии, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В рассматриваемом случае ответчик, являясь управляющей организацией, приобретает у истца коммунальные услуги исключительно в целях обеспечения граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде, находящемся в управлении Компании.
По правилам пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
К отношениям между гражданами и управляющей организацией также применяются Правила предоставления услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Пунктом 1 Правил N 307 дано определение нормативу потребления коммунальных услуг - месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах.
Согласно пункту 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (формула 6). Для расчета норматива отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) по формуле используются значения: количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год); общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для горячего водоснабжения, водоотведения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из данного пункта следует, что корректировка ресурсоснабжающей организацией производится в целях полной оплаты всего объема полученной конечными потребителями тепловой энергии, что исключает образование убытков вследствие применения установленного норматива потребления. При этом исполнитель коммунальных услуг вправе только один раз в год корректировать размер платы за отопление, поскольку норматив потребления устанавливается из расчета годового потребления.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что точный расчет разницы между фактически поданным количеством тепловой энергии и количеством оплаченной по нормативам потребления тепловой энергии можно произвести только за календарный год, и только в целом за год можно сделать достоверный вывод о заниженном либо завышенном нормативе потребления коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд округа не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов, признает последние соответствующими нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2 000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Кировской области от 06.11.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010 по делу N А28-12673/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Коммунэнерго" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 05.05.2010 ПО ДЕЛУ N А28-12673/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2010 г. по делу N А28-12673/2009
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Каширской Н.А.,
судей Ногтевой В.А., Самуйлова С.В.
при участии представителей
от истца: Тюфтина С.А. по доверенности от 01.01.2010 N 17/15-33,
от ответчика: Пермяковой О.В. по доверенности от 12.01.2010 N 9,
Янтальцевой Т.В. по доверенности от 28.12.2009 N 1715
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу и дополнение к ней истца -
открытого акционерного общества "Коммунэнерго"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.11.2009,
принятое судьей Щелокаевой Т.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010,
принятое судьями Тетерваком А.В., Великоредчаниным О.Б., Губиной Л.В.,
по делу N А28-12673/2009
по иску открытого акционерного общества "Коммунэнерго"
к муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания"
о взыскании 2 037 869 рублей 93 копеек,
3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Центр расчетов с потребителями города Слободского",
и
установил:
открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания" (далее - Компания) о взыскании 2 037 869 рублей 93 копеек задолженности по договору теплоснабжения в горячей воде для нужд жилищного фонда от 08.08.2006 N 10146, образовавшейся в период с 01.01.2008 (с учетом корректировки потребления).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Центр расчетов с потребителями города Слободского" (далее - Центр расчетов).
Суд первой инстанции решением от 06.11.2009 отказал в удовлетворении иска, исходя из того, что действующее законодательство в области жилищных правоотношений и предоставления коммунальных услуг гражданам предусматривают только один раз в год корректировать размер платы за отопление, поскольку норматив потребления устанавливается из расчета годового потребления.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению лица, подавшего жалобу, обязанность ответчика оплачивать поставленную тепловую энергию не зависит от размера оплаты, полученной за оказанные коммунальные услуги населению, в том числе не зависит от применения исполнителем коммунальных услуг нормативов потребления тепловой энергии при начислении платы конечному потребителю. При этом положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), не распространяются на отношения между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг.
Заявитель жалобы считает, что исполнитель коммунальных услуг обязан возместить энергоснабжающей организации стоимость фактически полученной тепловой энергии в порядке и на условиях, предусмотренных договором между ними.
Компания в отзыве отклонила доводы кассационной жалобы, просила оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Законность судебных актов по делу N А28-12673/2009 Арбитражного суда Кировской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество (энергоснабжающая организация) и Компания (управляющая компания) заключили договор теплоснабжения в горячей воде для нужд жилищного фонда от 08.08.2006 N 10146, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд теплоснабжения жилищного фонда, находящегося в управлении управляющей компании при определенной договором максимальной тепловой нагрузке на границы раздела эксплуатационной ответственности объектов жилищного фонда, а управляющая компания - соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии, рационально использовать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель, невозвращенный в тепловую сеть энергоснабжающей организации.
Согласно пункту 1.1.5 приложения N 3 к договору энергоснабжающая организация до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, выставляет управляющей компании счет-фактуру за фактически потребленное в расчетном месяце количество тепловой энергии и невозвращенных теплоносителей с выделением сумм, подлежащих оплате управляющей компании в связи с неначислением гражданам платы за коммунальные услуги по причине принятия органами местного самоуправления низкого норматива потребления коммунальных услуг.
В пункте 3.1.2 приложения N 3 стороны предусмотрели, что в случае расчетов через Центр расчетов оплата производится в течение пяти дней с момента получения счета-фактуры в размере сумм, указанных, в том числе и в пункте 1.1.5 указанного приложения.
В пунктах 1.1, 1.2 договора контрагенты закрепили, что при исполнении настоящего договора стороны должны руководствоваться действующим законодательством, в том числе, правилами предоставления коммунальных услуг.
Решением Слободской городской Думы от 20.12.2006 N 19/158 установлен норматив потребления отопления - 0,24 Гкал/кв.м в год (0,02 Гкал/кв.м в месяц), горячего водоснабжения - 0,055 Ккал/куб.м.
Во исполнение принятых обязательств Общество в период с 01.01.2008 по 16.06.2008 поставляло тепловую энергию Компании, на оплату которой выставило счета-фактуры на общую сумму 15 373 636 рублей 63 копейки (т. 1, л.д. 29 - 40).
Согласно письму Центра расчетов от 24.06.2009 по договору за период с января по июнь 2008 года (с учетом корректировок) по муниципальному жилищному фонду произведено начисление за коммунальные услуги (отопление и ГВС) на общую сумму 13 923 400 рублей 82 копейки.
Посчитав образовавшуюся разницу между суммой, предъявленной Компании за тепловую энергию, и суммой, начисленной населению Центром расчетов по нормативу потребления, Общество в связи с неисполнением Компанией соответствующей претензии, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В рассматриваемом случае ответчик, являясь управляющей организацией, приобретает у истца коммунальные услуги исключительно в целях обеспечения граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде, находящемся в управлении Компании.
По правилам пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
К отношениям между гражданами и управляющей организацией также применяются Правила предоставления услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Пунктом 1 Правил N 307 дано определение нормативу потребления коммунальных услуг - месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах.
Согласно пункту 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (формула 6). Для расчета норматива отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) по формуле используются значения: количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год); общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для горячего водоснабжения, водоотведения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из данного пункта следует, что корректировка ресурсоснабжающей организацией производится в целях полной оплаты всего объема полученной конечными потребителями тепловой энергии, что исключает образование убытков вследствие применения установленного норматива потребления. При этом исполнитель коммунальных услуг вправе только один раз в год корректировать размер платы за отопление, поскольку норматив потребления устанавливается из расчета годового потребления.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что точный расчет разницы между фактически поданным количеством тепловой энергии и количеством оплаченной по нормативам потребления тепловой энергии можно произвести только за календарный год, и только в целом за год можно сделать достоверный вывод о заниженном либо завышенном нормативе потребления коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд округа не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов, признает последние соответствующими нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2 000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 06.11.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010 по делу N А28-12673/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Коммунэнерго" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.А.КАШИРСКАЯ
Судьи
В.А.НОГТЕВА
С.В.САМУЙЛОВ
Н.А.КАШИРСКАЯ
Судьи
В.А.НОГТЕВА
С.В.САМУЙЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)