Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2011 N 15АП-5434/2011 ПО ДЕЛУ N А53-13045/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2011 г. N 15АП-5434/2011

Дело N А53-13045/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.А.,
при участии:
от истца: представителя Романенко В.А. по доверенности N 4 от 10.06.2011,
от ответчика: представителя Дубовицкой Н.А. по доверенности от 08.09.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Очаг"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05 апреля 2011 года по делу N А53-13045/2010
по иску товарищества собственников жилья "Северное сияние"
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Очаг"
о понуждении передать техническую и бухгалтерскую документацию,
принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.,

установил:

товарищество собственников жилья "Северное сияние" (далее - ТСЖ "Северное сияние") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Очаг" (далее - ООО "Очаг") об обязании подготовить и передать по акту ТСЖ "Северное сияние" техническую и бухгалтерскую документацию на многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Ростова-на-Дону, ул. Комарова, N 28 "Б" и N 28 "В", а именно:
- - технический отчет об инженерно-геологических изысканиях от 2002 года;
- - акт приемки объекта законченным строительством с приложениями;
- - акты приемки жилых домов от строительных организаций с приложениями.
Истец также просил обязать ООО "Очаг" направить а адрес "МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" уведомление о передаче многоквартирных домов N 28 "Б" и N 28 "В" по ул. Комарова г. Ростова-на-Дону в управление ТСЖ "Северное сияние" (уточненные в порядке статьи 49 АПК РФ требования).
Исковые требования мотивированы тем, что ООО "Очаг" отказывается передать созданному собственниками квартир в домах N 28 "Б" и N 28 "В" по ул. Комарова товариществу собственников жилья техническую документацию, необходимую для обслуживания жилого дома.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05 апреля 2011 года исковые требования ТСЖ "Северное сияние" удовлетворены в части истребования от ООО "Очаг" технического отчета об инженерных изысканиях от 2002 года, акта приемки объекта законченным строительством с приложениями, актов приемки жилых домов от строительных организаций с приложениями.
В части обязания ООО "Очаг" направить в адрес МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" уведомление о передаче многоквартирных домов N 28 "Б" и N 28 "В" по ул. Комарова г. Ростова-на-Дону в управление ТСЖ "Северное сияние" суд производство по делу прекратил, в связи с принятием отказа истца от иска в указанной части.
Решение суда мотивировано тем, что в силу положений статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы товариществу собственников жилья.
ООО "Очаг" обжаловало решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить полностью, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал следующее:
- состав технической документации на жилые дома определен Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Истребованные судом технический отчет об инженерно-технических изысканиях от 2002 и акты приемки жилых домов от строительных организаций с приложениями не входят в состав технической документации длительного хранения, указанной в пункте 1.5.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170. Решение в части истребования указанных документов является неисполнимым ввиду отсутствия указанных документов у ООО "Очаг",
- согласно ответу МУ "Инспекция по контролю за градостроительной деятельностью на территории г. Ростова-на-Дону" следует, что истребуемая истцом техническая документация имеется в архиве данного учреждения и является достаточно объемной,
- суд необоснованно взыскал с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб. Истцом не представлены документы несения расходов на указанную сумму, оформленные в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Представитель ТСЖ "Северное сияние" Романенко В.А. является заместителем председателя правления ТСЖ, заключенный договор на оказание юридических услуг носит формальный характер.
ТСЖ "Северное сияние" в отзыве на апелляционную жалобу указало на необоснованность доводов апелляционной жалобы. Истребуемые истцом документы входят в перечень документов, которые предъявляются рабочей комиссии при вводе дома в эксплуатацию в соответствии с СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения". Представленный расходный кассовый ордер оформлен в соответствии с требованиями Постановления Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 (в редакции от 03.05.2000) "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации". Романенко В.А. не является штатным сотрудником товарищества собственников жилья, в обязанности которого входит представление интересов товарищества в судебных органах.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение отменить, вынести решение об отказе истцу в удовлетворении иска.
Представитель ТСЖ "Северное сияние" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на состоявшемся 30.04.2010 собрании собственников жилых помещений, проживающих по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Комарова N 28 "Б" и N 28 "В", был изменен способ управления названными многоквартирными домами и создано ТСЖ "Северное сияние", зарегистрированное 19.05.2010 Межрайонной инспекцией ФНС N 23 по Ростовской области.
Суд первой инстанции установил, что основанием принятия истцом на себя управления указанными домами явилось волеизъявление жильцов, проживающих в названных многоквартирных домах, которыми были проведены общие собрания собственников квартир, и выражена воля на избрание определенного способа управления жилыми домами в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
ТСЖ "Северное сияние" направило в адрес ООО "Очаг", выполнявшей функции управляющей компании в отношении эксплуатации жилых домов, информацию о принятии решения о создании товарищества собственников жилья и истребовала у управляющей компании техническую документацию на указанные дома.
Отказ ООО "Очаг" в передаче истребованной документации явился основанием для предъявления иска по настоящему делу.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о выборе способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом, в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 9 статьи 162 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Частью 8 данной статьи предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования. Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях, определенных соглашением сторон.
В силу части 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Поскольку, общими собраниями собственников помещений в жилых домах принято решение о выборе способа управления и было принято решение о том, что ответчиком управление названными домами не будет осуществляться, истцом было реализовано право одностороннего отказа от договоров управления с ООО "Очаг".
В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно Письму Министерства регионального развития Российской Федерации N 14313-РМ/07 от 20.12.2006 техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, согласно которым сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом включается:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Довод ООО "Очаг" об отсутствии у него истребуемых документов отклонен судом обоснованно.
Согласно пункту 27 Правил содержания общего имущества ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом. ООО "Очаг" в период действия договоров на управление многоквартирными домами должно было принять меры по истребованию названных выше документов или их составлению.
Истребуемая истцом документация является относящей к проектной документации и является обязательной при сдаче дома в эксплуатацию.
Согласно материалам дела жилые дома были введены в эксплуатацию в конце 2005 года в порядке, предусмотренном СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" и ТСН 12-321-2003 Ростовской области, действовавшими на момент ввода домов в эксплуатацию. В пунктах 3.5, 3.6 и 4.17 указанного СНиП предусмотрен перечень документов, которые предъявляются рабочей комиссии при вводе дома в эксплуатацию. В данный перечень входят документы о геологии и гидрогеологии строительной площадки, о результатах испытания грунта и анализа грунтовых вод; акты о приемке зданий и сооружений, смонтированного оборудования, составленные рабочими комиссиями. В соответствии с требованиями пункта 3.6 указанного СНиП вся документация после окончания работы рабочей комиссии должна быть передана застройщику. В пункте 1.5 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" в составе технической документации долговременного хранения указаны акты приемки жилых домов от строительных организаций.
Решение суда об обязании ООО "Очаг" передать товариществу собственников жилья истребованные документы соответствует закону.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном взыскании с ответчика в пользу истца расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб. суд апелляционной инстанции отклоняет.
Согласно материалам дела интересы ТСЖ "Северное сияние" при рассмотрении настоящего дела представлял Романенко В.А., с которым был заключен договор на оказание юридических услуг от 14.07.2010 (л.д. 93 том 1). Стоимость оказываемых услуг сторонами была определена в размере 30 000 руб.
Доказательства состояния Романенко В.А. в штате ТСЖ "Северное сияние" документально не подтверждены. Факт того, что Романенко В.А. является членом товарищества собственников жилья и членом правления товарищества не свидетельствуют о том, что он является штатным сотрудником товарищества собственников жилья, в обязанности которого входит представление интересов товарищества в судебных органах.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии достоверных доказательств несения ТСЖ "Северное сияние" расходов на оплату услуг представителя судом отклоняются по следующим основаниям.
Стоимость оказанных Романенко В.А. представительских услуг сторонами была определена в размере 30 000 руб., которые оплачены 28.07.2010 выдачей денежных средств из кассы товарищества, что подтверждается расходным кассовым ордером N 01 (л.д. 95 том 1). ТСЖ "Северное сияние" представило надлежащий документ, подтверждающий несение расходов на представителя.
В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 (в редакции от 03.05.2000) "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" расходными документами являются платежное поручение в случае безналичного расчета, либо, в случае наличного расчета, расходный кассовый ордер (форма КО-2).
Разумность понесенных ТСЖ "Северное сияние" расходов на оплату услуг представителя судом первой инстанции проверена и оценена, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда в указанной части.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Расходы по апелляционной жалобе суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 05 апреля 2011 года по делу N А53-13045/2010 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Г.АВДОНИНА

Судьи
В.В.ГАЛОВ
М.Н.МАЛЫХИНА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)