Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.06.2012 ПО ДЕЛУ N А60-17151/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июня 2012 г. по делу N А60-17151/2012


Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 15 июня 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.В. Мякишевым, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" к Территориальному отделу в Орджоникидзевском районе и Железнодорожном районе города Екатеринбурга отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области об оспаривании постановления от 13.03.2012 года N 22 о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Казыева Р.Ф., представитель по доверенности от 23.12.2011 N 545;
- от заинтересованного лица: Наливкин Е.В., представитель по доверенности от 12.01.2012 N 01-01-05-28/21.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. По ходатайству заинтересованного лица к материалам дела приобщен письменный отзыв с приложением от 05.06.2012. Других заявлений и ходатайств не поступило.

Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному отделу в Орджоникидзевском районе и Железнодорожном районе города Екатеринбурга отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления N 22 от 13.03.2012 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по мотивам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

В адрес Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Орджоникидзевском районе и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга из Управления Роспотребнадзора поступило обращение гр. Бусыгиной Н.С., проживающей по адресу: <...> с жалобой на действия закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" при оказании коммунальных услуг.
Определением N 01-20-13/504 от 07.02.2012 в отношении ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
По итогам расследования 21.02.2012 в отношении управляющей компании составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заинтересованным лицом 13.03.2012 вынесено постановление о назначении административного наказания N 22, на основании которого общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Правила N 307 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с п. 2 Правил N 307, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 3 Правил N 307 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Материалами дела подтверждается, что ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" является исполнителем жилищно-коммунальных услуг для потребителей, проживающих по адресу: <...>, в соответствии с п. 3 Правил N 307. Данный факт подтверждается квитанцией об оплате жилищно-коммунальных услуг.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования по объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способу ее доведения до потребителя законодательно определены, и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг (п.п. 38, 49 Правил N 307).
Пунктом 38 Правил предусмотрено, что в платежном документе указываются, в том числе:
г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который:
- при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление);
- при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом;
- при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил;
- при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения);
д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи:
- с проживанием временных жильцов;
- со снижением качества коммунальных услуг;
- с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;
- Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что заявителем, как исполнителем услуг, должны проводиться мероприятия по соблюдению требований законодательства в области защиты прав потребителей.
Как следует из материалов дела, ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" не была доведена до сведения потребителя необходимая и достоверная информация посредством размещения ее в платежном документе (квитанция за апрель 2011 г.), что является нарушением п.п. "г", п.п. "д" п. 38 Правил N 307.
Указанное обстоятельство подтверждается копией платежного документа, выставленного ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" для абонента Турушевой И.В. за апрель 2011 г., где по строкам "содержание жилья (без л. и м.)", "содержание жилья (с лифтом)", "капитальный ремонт", "отопление", "газ" произведен перерасчет, однако основания такого перерасчета не указаны.
ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" также не доведена до сведения потребителя информация об изменении размера тарифа на содержание и ремонт жилого помещения, периоде, за который произведен перерасчет, и объеме потребления, что является нарушением ч. 13 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, п. 42 Правил N 307.
Кроме того, в платежном документе для абонента Турушевой И.В. за апрель 2011 г. ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" дополнительно выставило сумму к оплате за "электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета", не указав при этом основания включения данной суммы в платежный документ, т.е. не предоставило потребителю сведения об изменениях размера платы за жилищно-коммунальные услуги.
Согласно ч. 13 ст. 155 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана информировать в письменной форме собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Однако потребитель в результате действий заявителя лишен возможности на основании квитанции за апрель 2011 г. проверить правильность начисления платы, основания, порядок и период перерасчета, получая квитанцию, из которой не видно за кокой период и в связи с чем произведен перерасчет при начислении платы за апрель 2011 года (в отсутствие задолженности, наличия переплаты, в результате перерасчета сумма к оплате превысила сумму переплаты), у указанного лица возникли обоснованные сомнения в правильности начисления сумм для оплаты.
Таким образом, установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем допущено нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемых услугах, так как Правилами N 307 императивно установлено, что информация об изменениях размера платы за коммунальные услуги должна быть указана в платежных документах именно с указанием оснований таких изменений, в данном случае перерасчета.
При таких обстоятельствах, событие административного правонарушения, установленное ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нашло свое подтверждение в материалах дела.
При этом судом не принимается довод заявителя, что информация может быть доведена до сведения потребителя одним из способов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (в рассматриваемом случае, как пояснил заявитель, информация раскрывается посредством опубликования на официальном сайте), поскольку согласно требованиям пункта 38 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 данная информация обязательно указывается в платежном документе.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении административного правонарушения административным органом исследована, что отражено в оспариваемом постановлении, и доказана материалами дела.
Вина ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" выразилась в том, что при возможности исполнения требований законодательства о защите прав потребителей общество не предприняло зависящие от него меры по его соблюдению, не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него.
Таким образом, состав вменяемого обществу административного правонарушения является доказанным.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Срок привлечения к административной ответственности не нарушен.
При этом наказание обществу правомерно назначено в пределах минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, с учетом отсутствия как смягчающих, так и отягчающих обстоятельств.
Таким образом, постановление от 13.03.2012 года N 22 о назначении ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб. 00 коп. является законным и обоснованным.
Согласно ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Постановление И.о. Главного государственного санитарного врача по Орджоникидзевскому району и Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 13.03.2012 N 22 о назначении административного наказания ЗАО "Управляющая компания РЭМП Железнодорожного района" по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать законным и в удовлетворении требования заявителя отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
КИРЕЕВ П.Н.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)