Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Савина Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 января 2012 года кассационную жалобу Администрации городского поселения Свердловский на решение Щелковского городского суда Московской области от 18 октября 2011 года по делу по заявлению Г. о признании незаконным решения и заключения Единой жилищной комиссии Администрации городского поселения Свердловский о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, постановления Главы городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области N 112-2011 от 18.03.2011 о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу,
заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Г., ее представителя Ф.,
установила:
Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными решения N 4 от 18.03.2011 и заключения N 2-2011 от 18.03.2011 Единой жилищной комиссии Администрации городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, а также постановления Главы городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области N 112-2011 от 18.03.2011 "О признании жилого дома N <адрес> аварийным и подлежащим сносу".
Свои требования мотивировала тем, что оспариваемые акты противоречат Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. В частности, оспариваемые решение и заключение были приняты Единой жилищной комиссией в неправомочном составе - без участия представителей контрольных и надзорных органов, с превышением полномочий. Кроме того, комиссией не рассматривался вопрос о возможности реконструкции дома. Незаконные акты комиссии повлекли принятие оспариваемого постановления N 112-2011, нарушение ее прав как собственника жилого помещения в указанном выше жилом доме.
В судебном заседании Г. и ее представитель заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица - Администрации городского поселения Свердловский требования Г. не признал, ссылаясь на то, что обжалуемые акты являются законными, приняты в рамках полномочий компетентными органами, не нарушают права заявителя. Кроме того, Г. пропущен срок на обращение в суд.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 18.10.2011 заявление Г. удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, Администрация городского поселения Свердловский обжалует его в кассационном порядке, просит отменить.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений Г. на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела усматривается, что собственником двухкомнатной квартиры <адрес> является Г. В деревянном доме 1927 года постройки имеются еще три квартиры, принадлежащие на праве собственности физическим лицам.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно п. 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
При этом многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (п. 6 Положения).
Таким образом, жилой дом, в котором расположена квартира Г., является многоквартирным домом, то есть объектом, который с соблюдением определенной процедуры и при наличии определенных Положением условий может быть признан аварийным и подлежащим сносу.
В силу п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, создаваемая в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлены пунктами 34, 36 и 38 Положения.
Из материалов дела усматривается, что 18.10.2011 Единой жилищной комиссией Администрации городского поселения Свердловский приняты решение N 4 и заключение N 2-2011 о признании жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 12 - 14), в основу которых положено техническое заключение ООО "ВЕЛД" от 11.03.2011, согласно которому исследуемый объект не отвечает требованиям существующих строительных норм и правил и представляет опасность для жизни людей (л.д. 19 - 34).
В соответствии с п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В соответствии с п. 1.7 Положения о Единой жилищной комиссии Администрации городского поселения Свердловский, утвержденного постановлением Главы городского поселения Свердловский от 23.04.2009 N 98-2009, в состав комиссии при признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодным для проживания, многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции включаются также следующие представители по согласованию:
- - орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности;
- - орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора в сфере пожарной безопасности;
- - орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора в сфере промышленной, экологической и иной безопасности;
- - орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- - орган, уполномоченный на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости.
Таким образом, включение представителей указанных выше органов в состав комиссии при решении вопроса о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является обязательным.
Из представленного в материалах дела протокола заседания Единой жилищной комиссии, состоявшегося 18.03.2011, усматривается, что представители указанных выше органов в состав комиссии включены не были, в работе комиссии при разрешении вопроса о признании многоквартирного жилого <адрес> пригодным для проживания участия не принимали.
Таким образом, состав комиссии нельзя признать правомочным, а принятые комиссией заключение и решение - легитимными.
Кроме того, признавая многоквартирный жилой <адрес> аварийным и подлежащим сносу, комиссия руководствовалась техническим заключением ООО "ВЕЛД" от 11.03.2011.
Вместе с тем, признавая жилой дом аварийным и подлежащим сносу, специалисты ООО "ВЕЛД" в п. 6 технического заключения дали рекомендации по восстановлению эксплуатационной пригодности существующих строительных конструкций здания, то есть фактически о возможности его капитального ремонта. Конкретные выводы, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения дома, нецелесообразности проведения капитального ремонта или реконструкции объекта, в техническом заключении отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал решение N 4 от 18.03.2011 и заключение N 2-2011 от 18.03.2011 Единой жилищной комиссии Администрации городского поселения Свердловский, а также основанное на указанных актах постановление Главы городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области N 112-2011 от 18.03.2011 "О признании жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу" незаконными.
Судебная коллегия находит несостоятельным, противоречащим п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, вывод суда первой инстанции, что решение вопроса о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу не относится к компетенции межведомственной комиссии.
Одновременно судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, что оспариваемые заявительницей акты приняты без соблюдения предварительной процедуры согласования с собственниками помещений в вышеуказанном доме вопроса о его сносе или реконструкции: в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Следовательно, если компетентная межведомственная комиссия на основе полученного экспертного заключения установит, что многоквартирный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу (то есть реконструкции не подлежит в принципе), то орган местного самоуправления вправе направить собственникам помещений в указанном доме только одно требование - о сносе дома в разумный срок.
Вместе с тем, несостоятельность отдельных выводов суда не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
В этой связи доводы кассационной жалобы Администрации городского поселения Свердловский не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 18 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1221
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2012 г. по делу N 33-1221
Судья Савина Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 января 2012 года кассационную жалобу Администрации городского поселения Свердловский на решение Щелковского городского суда Московской области от 18 октября 2011 года по делу по заявлению Г. о признании незаконным решения и заключения Единой жилищной комиссии Администрации городского поселения Свердловский о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, постановления Главы городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области N 112-2011 от 18.03.2011 о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу,
заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Г., ее представителя Ф.,
установила:
Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными решения N 4 от 18.03.2011 и заключения N 2-2011 от 18.03.2011 Единой жилищной комиссии Администрации городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, а также постановления Главы городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области N 112-2011 от 18.03.2011 "О признании жилого дома N <адрес> аварийным и подлежащим сносу".
Свои требования мотивировала тем, что оспариваемые акты противоречат Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. В частности, оспариваемые решение и заключение были приняты Единой жилищной комиссией в неправомочном составе - без участия представителей контрольных и надзорных органов, с превышением полномочий. Кроме того, комиссией не рассматривался вопрос о возможности реконструкции дома. Незаконные акты комиссии повлекли принятие оспариваемого постановления N 112-2011, нарушение ее прав как собственника жилого помещения в указанном выше жилом доме.
В судебном заседании Г. и ее представитель заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица - Администрации городского поселения Свердловский требования Г. не признал, ссылаясь на то, что обжалуемые акты являются законными, приняты в рамках полномочий компетентными органами, не нарушают права заявителя. Кроме того, Г. пропущен срок на обращение в суд.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 18.10.2011 заявление Г. удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, Администрация городского поселения Свердловский обжалует его в кассационном порядке, просит отменить.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений Г. на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела усматривается, что собственником двухкомнатной квартиры <адрес> является Г. В деревянном доме 1927 года постройки имеются еще три квартиры, принадлежащие на праве собственности физическим лицам.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно п. 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
При этом многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (п. 6 Положения).
Таким образом, жилой дом, в котором расположена квартира Г., является многоквартирным домом, то есть объектом, который с соблюдением определенной процедуры и при наличии определенных Положением условий может быть признан аварийным и подлежащим сносу.
В силу п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, создаваемая в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлены пунктами 34, 36 и 38 Положения.
Из материалов дела усматривается, что 18.10.2011 Единой жилищной комиссией Администрации городского поселения Свердловский приняты решение N 4 и заключение N 2-2011 о признании жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 12 - 14), в основу которых положено техническое заключение ООО "ВЕЛД" от 11.03.2011, согласно которому исследуемый объект не отвечает требованиям существующих строительных норм и правил и представляет опасность для жизни людей (л.д. 19 - 34).
В соответствии с п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В соответствии с п. 1.7 Положения о Единой жилищной комиссии Администрации городского поселения Свердловский, утвержденного постановлением Главы городского поселения Свердловский от 23.04.2009 N 98-2009, в состав комиссии при признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодным для проживания, многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции включаются также следующие представители по согласованию:
- - орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности;
- - орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора в сфере пожарной безопасности;
- - орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора в сфере промышленной, экологической и иной безопасности;
- - орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- - орган, уполномоченный на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости.
Таким образом, включение представителей указанных выше органов в состав комиссии при решении вопроса о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является обязательным.
Из представленного в материалах дела протокола заседания Единой жилищной комиссии, состоявшегося 18.03.2011, усматривается, что представители указанных выше органов в состав комиссии включены не были, в работе комиссии при разрешении вопроса о признании многоквартирного жилого <адрес> пригодным для проживания участия не принимали.
Таким образом, состав комиссии нельзя признать правомочным, а принятые комиссией заключение и решение - легитимными.
Кроме того, признавая многоквартирный жилой <адрес> аварийным и подлежащим сносу, комиссия руководствовалась техническим заключением ООО "ВЕЛД" от 11.03.2011.
Вместе с тем, признавая жилой дом аварийным и подлежащим сносу, специалисты ООО "ВЕЛД" в п. 6 технического заключения дали рекомендации по восстановлению эксплуатационной пригодности существующих строительных конструкций здания, то есть фактически о возможности его капитального ремонта. Конкретные выводы, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения дома, нецелесообразности проведения капитального ремонта или реконструкции объекта, в техническом заключении отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал решение N 4 от 18.03.2011 и заключение N 2-2011 от 18.03.2011 Единой жилищной комиссии Администрации городского поселения Свердловский, а также основанное на указанных актах постановление Главы городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области N 112-2011 от 18.03.2011 "О признании жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу" незаконными.
Судебная коллегия находит несостоятельным, противоречащим п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, вывод суда первой инстанции, что решение вопроса о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу не относится к компетенции межведомственной комиссии.
Одновременно судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, что оспариваемые заявительницей акты приняты без соблюдения предварительной процедуры согласования с собственниками помещений в вышеуказанном доме вопроса о его сносе или реконструкции: в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Следовательно, если компетентная межведомственная комиссия на основе полученного экспертного заключения установит, что многоквартирный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу (то есть реконструкции не подлежит в принципе), то орган местного самоуправления вправе направить собственникам помещений в указанном доме только одно требование - о сносе дома в разумный срок.
Вместе с тем, несостоятельность отдельных выводов суда не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
В этой связи доводы кассационной жалобы Администрации городского поселения Свердловский не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 18 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)