Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ИФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 15.03.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2011 по делу N А35-10708/2010
установил:
товарищество собственников жилья "Жилищно-строительный кооператив N 159" (далее - ТСЖ "ЖСК N 159", Товарищество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.07.2010 N 13-04/3514 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.03.2011 заявление налогоплательщика удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить, отказав налогоплательщику в удовлетворении заявления в полном объеме. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом сделан ошибочный вывод о том, что поступившие на расчетный счет Товарищества денежные средства от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг являются целевыми поступлениями в смысле п.п. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, в связи с чем не подлежат налогообложению.
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество просит кассационную коллегию отказать в ее удовлетворении, полагая, что доводы жалобы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, опровергаются материалами дела, представленными доказательствами и положениями действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ТСЖ "ЖСК N 159" налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2009 год, содержащей "нулевые" показатели, по результатам которой составлен акт от 25.05.2010 N 3432 и вынесено решение от 23.07.2010 N 13-04/3514.
Указанным решением, оставленным без изменения решением УФНС России по Курской области от 06.09.2010 N 513, Товарищество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого налога в виде штрафа в размере 834,9 руб. (с учетом применения ст. ст. 112, 114 НК РФ). Кроме того, названным решением налогоплательщику предложено уплатить 12 524 руб. недоимки и 378,23 руб. пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Полагая, что решение Инспекции от 23.07.2010 N 13-04/3514 не соответствует нормам законодательства РФ о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, обязаны своевременно представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, а также вести в установленном порядке учет доходов, расходов и объектов налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 настоящего Кодекса.
Статьей 249 НК РФ предусмотрено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В силу п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в числе прочего, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами (п.п. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Судом установлено, что ТСЖ "ЖСК N 159" создано с целью обеспечения совместного управления эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Курск, ул. Ясная, д. 4.
Уставом ТСЖ "ЖСК N 159" предусмотрено, что Товарищество является некоммерческой организацией, объединением собственников жилых и нежилых помещений в доме, созданной для совместного управления, эксплуатации, владения, пользования и распоряжения комплексом недвижимого имущества в доме. Основными целями деятельности Товарищества являются: эксплуатация и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; организация финансирования содержания, эксплуатации, развития комплекса жилого дома; начисление и прием платежей за жилищно-коммунальные услуги; заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в доме, договоров об оказании коммунальных услуг; содержание и благоустройство придомовой территории; текущий и капитальный ремонт помещений и т.п.
На основании п. 5 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
Следовательно, обязательные платежи и взносы собственников помещений в многоквартирном доме, используемые товариществом на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями собственников помещений в многоквартирном доме на содержание созданной им некоммерческой организации и ведение товариществом уставной деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации этого комплекса.
Пленум ВАС РФ в п. 2 Постановления от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов" указал, что из толкования во взаимосвязи норм пп. 1, 4 п. 1 ст. 137 ЖК РФ следует, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.
Кассационная коллегия считает, что указанная правовая позиция ВАС РФ подлежит распространению на правоотношения, связанные с уплатой ТСЖ единого налога по УСН. Названный вывод подтверждается также позицией Минфина России, изложенной в письме от 29.06.2011 N 03-01-11/3-189.
Из материалов дела следует, что на расчетный счет ТСЖ "ЖСК N 159", открытый в ОАО "Курскпромбанк", в 2009 году поступило 1 279 449,18 руб., в т.ч. обязательные платежи от собственников жилья - 1 253 529,42 руб., компенсация льгот членов Товарищества из бюджета - 25 919,76 руб. На уставную деятельность в 2009 году Товариществом было израсходовано 1 289 070, 88 руб., в т.ч.: оплата поставщикам за жилищно-коммунальные услуги - 867 704,44 руб., расходы на оплату по договорам подряда - 184 075,06 руб., уплаченные налоги (НДФЛ, страховые взносы) - 46 343,62 руб., услуги банка - 5 935,76 руб., уплата государственной пошлины - 600 руб., перечисление денежных средств по инкассовому поручению ИФНС России по г. Курску - 50 руб., снято с расчетного счета в кассу - 184 362 руб., выплачена заработная плата работникам - 168 233,86 руб., оплачены расходы по авансовым отчетам - 16 213,18 руб.
Оценивая фактические обстоятельства спора по правилам ст. 71 АПК РФ во взаимосвязи с требованиями вышеназванных законодательных норм, суд пришел к правильному выводу о том, что целевые поступления от собственников жилых помещений в виде оплаты стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также оплаты коммунальных услуг, используемые созданным ими Товариществом по назначению в соответствии с принятой им сметой, не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг) по определению ст. 249 НК РФ и не учитываются при определении налоговой базы в силу п. 2 ст. 251 НК РФ как целевые поступления на содержание некоммерческой организации и ведение уставной деятельности, в связи с чем Инспекция необоснованно доначислила ТСЖ "ЖСК N 159" недоимку, пени и штраф по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в оспариваемых налогоплательщиком суммах.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
В кассационной жалобе Инспекция ссылается на доводы, которые являлись предметом оценки суда и правомерно не были приняты им во внимание как основанные на неверном толковании норм права и фактических обстоятельств спора. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу прямого указания ст. 286 АПК РФ не имеется.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 15.03.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2011 по делу N А35-10708/2010 оставить без изменений, а кассационную жалобу ИФНС России по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 12.10.2011 ПО ДЕЛУ N А35-10708/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2011 г. по делу N А35-10708/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ИФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 15.03.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2011 по делу N А35-10708/2010
установил:
товарищество собственников жилья "Жилищно-строительный кооператив N 159" (далее - ТСЖ "ЖСК N 159", Товарищество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.07.2010 N 13-04/3514 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.03.2011 заявление налогоплательщика удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить, отказав налогоплательщику в удовлетворении заявления в полном объеме. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом сделан ошибочный вывод о том, что поступившие на расчетный счет Товарищества денежные средства от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг являются целевыми поступлениями в смысле п.п. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, в связи с чем не подлежат налогообложению.
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество просит кассационную коллегию отказать в ее удовлетворении, полагая, что доводы жалобы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, опровергаются материалами дела, представленными доказательствами и положениями действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ТСЖ "ЖСК N 159" налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2009 год, содержащей "нулевые" показатели, по результатам которой составлен акт от 25.05.2010 N 3432 и вынесено решение от 23.07.2010 N 13-04/3514.
Указанным решением, оставленным без изменения решением УФНС России по Курской области от 06.09.2010 N 513, Товарищество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого налога в виде штрафа в размере 834,9 руб. (с учетом применения ст. ст. 112, 114 НК РФ). Кроме того, названным решением налогоплательщику предложено уплатить 12 524 руб. недоимки и 378,23 руб. пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Полагая, что решение Инспекции от 23.07.2010 N 13-04/3514 не соответствует нормам законодательства РФ о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, обязаны своевременно представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, а также вести в установленном порядке учет доходов, расходов и объектов налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 настоящего Кодекса.
Статьей 249 НК РФ предусмотрено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В силу п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в числе прочего, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами (п.п. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Судом установлено, что ТСЖ "ЖСК N 159" создано с целью обеспечения совместного управления эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Курск, ул. Ясная, д. 4.
Уставом ТСЖ "ЖСК N 159" предусмотрено, что Товарищество является некоммерческой организацией, объединением собственников жилых и нежилых помещений в доме, созданной для совместного управления, эксплуатации, владения, пользования и распоряжения комплексом недвижимого имущества в доме. Основными целями деятельности Товарищества являются: эксплуатация и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; организация финансирования содержания, эксплуатации, развития комплекса жилого дома; начисление и прием платежей за жилищно-коммунальные услуги; заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в доме, договоров об оказании коммунальных услуг; содержание и благоустройство придомовой территории; текущий и капитальный ремонт помещений и т.п.
На основании п. 5 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
Следовательно, обязательные платежи и взносы собственников помещений в многоквартирном доме, используемые товариществом на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями собственников помещений в многоквартирном доме на содержание созданной им некоммерческой организации и ведение товариществом уставной деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации этого комплекса.
Пленум ВАС РФ в п. 2 Постановления от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов" указал, что из толкования во взаимосвязи норм пп. 1, 4 п. 1 ст. 137 ЖК РФ следует, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.
Кассационная коллегия считает, что указанная правовая позиция ВАС РФ подлежит распространению на правоотношения, связанные с уплатой ТСЖ единого налога по УСН. Названный вывод подтверждается также позицией Минфина России, изложенной в письме от 29.06.2011 N 03-01-11/3-189.
Из материалов дела следует, что на расчетный счет ТСЖ "ЖСК N 159", открытый в ОАО "Курскпромбанк", в 2009 году поступило 1 279 449,18 руб., в т.ч. обязательные платежи от собственников жилья - 1 253 529,42 руб., компенсация льгот членов Товарищества из бюджета - 25 919,76 руб. На уставную деятельность в 2009 году Товариществом было израсходовано 1 289 070, 88 руб., в т.ч.: оплата поставщикам за жилищно-коммунальные услуги - 867 704,44 руб., расходы на оплату по договорам подряда - 184 075,06 руб., уплаченные налоги (НДФЛ, страховые взносы) - 46 343,62 руб., услуги банка - 5 935,76 руб., уплата государственной пошлины - 600 руб., перечисление денежных средств по инкассовому поручению ИФНС России по г. Курску - 50 руб., снято с расчетного счета в кассу - 184 362 руб., выплачена заработная плата работникам - 168 233,86 руб., оплачены расходы по авансовым отчетам - 16 213,18 руб.
Оценивая фактические обстоятельства спора по правилам ст. 71 АПК РФ во взаимосвязи с требованиями вышеназванных законодательных норм, суд пришел к правильному выводу о том, что целевые поступления от собственников жилых помещений в виде оплаты стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также оплаты коммунальных услуг, используемые созданным ими Товариществом по назначению в соответствии с принятой им сметой, не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг) по определению ст. 249 НК РФ и не учитываются при определении налоговой базы в силу п. 2 ст. 251 НК РФ как целевые поступления на содержание некоммерческой организации и ведение уставной деятельности, в связи с чем Инспекция необоснованно доначислила ТСЖ "ЖСК N 159" недоимку, пени и штраф по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в оспариваемых налогоплательщиком суммах.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
В кассационной жалобе Инспекция ссылается на доводы, которые являлись предметом оценки суда и правомерно не были приняты им во внимание как основанные на неверном толковании норм права и фактических обстоятельств спора. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу прямого указания ст. 286 АПК РФ не имеется.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 15.03.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2011 по делу N А35-10708/2010 оставить без изменений, а кассационную жалобу ИФНС России по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)