Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 года.
Текст постановления изготовлен в полном объеме 19 февраля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Комплекс", город Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 по делу N А72-463/2008
по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком", город Ульяновск, к жилищно-строительного кооперативу "Комплекс", город Ульяновск, третьи лица: Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации (мэрии) города Ульяновска, город Ульяновск, Комитет по управлению городским имуществом города Ульяновска, город Ульяновск, о взыскании 1 880 764 руб. 45 коп. задолженности
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком" (далее - УМУП "Теплоком") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Жилищно-строительному кооперативу "Комплекс", г. Ульяновск, (далее - ЖСК "Комплекс") о взыскании 1.880.764 руб. 45 коп. суммы основного долга.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.07.2008 выделены в отдельное производство требования УМУП "Теплоком" о взыскании с ЖСК "Комплекс" задолженности за август - сентябрь 2006 года в сумме 784.497 руб. 36 коп.
Данный спор рассматривался в части взыскания с ответчика задолженности за сентябрь - декабрь 2005 года в сумме 1.096.267 руб. 09 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.07.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 исковые требования удовлетворены.
Ответчик в кассационной жалобе просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая что судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.09.2005 между УМУП "Теплоком", ЖСК "Комплекс" и Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации (мэрии) г. Ульяновска заключен договор снабжения тепловой энергией в горячей воде N 1046/1.
Согласно п. 2.1 договора Теплоснабжающая организация обязана отпускать тепловую энергию и теплоноситель "Потребителю" ориентировочно в количестве на горячее водоснабжение в размере 90 руб. 00 коп. с одного человека в месяц, на отопление в размере 11 руб. 19 коп. с 1 кв. м.
Согласно п. 8.1. договора Учет отпущенной тепловой энергии и теплоносителя "Потребителю" производится по приборам коммерческого учета, установленным на ИТП "Потребителя". Установка и эксплуатация приборов коммерческого учета должна соответствовать "Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя".
При отсутствии у "Потребителя" приборов коммерческого учета количество отпускаемой тепловой энергии "Потребителю" рассчитывается "Теплоснабжающей организацией" на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение в соответствии с нормативами потребления, установленных органами местного самоуправления, Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации правила применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьями 161, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации договоры теплоснабжения многоквартирных жилых домов могут быть заключены энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и иной организацией).
Подпунктом "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы... управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, при отсутствии приборов учета количество подаваемой теплоэнергии и подпиточной воды должно определяться, исходя из норматива отпуска тепла населению для отопления жилых помещений, не имеющих приборов учета, установленного органами местного самоуправления.
Согласно п. 8.5. договора основанием к оплате количества отпущенной "Потребителю" тепловой энергии и теплоносителя считать счет-фактуру, предъявляемую "Теплоснабжающей организацией" "Потребителю", если последний мотивированно не опротестовал ее в течение 5 дней, за исключением случаев несвоевременного оформления актов потребления по приборам учета.
Согласно п. 9.1. договора "Потребитель" оплачивает все количество тепловой энергии, отпущенной "Теплоснабжающей организацией" по тарифам, утвержденным Комитетом по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области для данной группы потребителей (юридических лиц, приравненных к населению).
Судами обеих инстанций было установлено, что оплата выставлялась ответчику в соответствии с условиями договора и в соответствии с Постановлением Главы г. Ульяновска от 17.06.2005 N 1048, которым был утвержден размер оплаты для населения 114 руб. 70 коп. Данный факт сторонами не оспаривается.
В соответствии с пп. б п. 19, пп. 3 п. 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме коллективных приборов учета определяется, исходя из количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.
Судами было установлено, что согласно подписанного сторонами акта сверки расчетов по количеству проживающих ЖСК "Комплекс" по договору N 1046/1 от 15.03.2005 в 2005 году истцом были полностью учтены представленные ответчиком сведения о непроживающих гражданах, с учетом чего были выставлены на оплату счета-фактуры на общую сумму 1.096.267 руб. 09 коп.
При таких данных суды, установив неисполнение ответчиком обязательств, предусмотренным статьями 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Коллегия выводы суда находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Как установлено судом, согласно Приложению N 1 к договору от 15.03.2005 N 1046/01 границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности теплоснабжающих установок Потребителя и тепловых сетей Теплоснабжающей организации определены цоколем зданий ответными фланцами запорных арматур в узлах проходных каналов. В местах указанных границ раздела приборы учета тепловой энергии и теплоносителя ответчиком не установлены.
Подобных границ, а также договорных отношений по теплоснабжению с жильцами - членами ЖСК "Комплекс" УМУП "Теплоком" не имеет. Поэтому показания индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан, не могут быть положены в основу расчетов между УМУП "Теплоком" и ЖСК "Комплекс" в рамках договора N 1046/1 от 15.03.2005.
В этой связи довод заявителя кассационной жалобы о том, что расчет за потребленную тепловую энергию в горячей воде следует производить по показаниям счетчиков жильцов, не может служить основанием к удовлетворению кассационной жалобы, поскольку, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены доказательства установки этих приборов, с указанием заводских номеров и даты ввода в эксплуатацию с соблюдением правил допуска.
Остальные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами обеих инстанций и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке кассационной инстанцией не подлежат.
При таких данных коллегия считает, что правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июля 2008 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2008 года по делу N А72-463/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы отнести на ответчика.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2009 ПО ДЕЛУ N А72-463/2008
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2009 г. по делу N А72-463/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 года.
Текст постановления изготовлен в полном объеме 19 февраля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Комплекс", город Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 по делу N А72-463/2008
по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком", город Ульяновск, к жилищно-строительного кооперативу "Комплекс", город Ульяновск, третьи лица: Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации (мэрии) города Ульяновска, город Ульяновск, Комитет по управлению городским имуществом города Ульяновска, город Ульяновск, о взыскании 1 880 764 руб. 45 коп. задолженности
установил:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком" (далее - УМУП "Теплоком") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Жилищно-строительному кооперативу "Комплекс", г. Ульяновск, (далее - ЖСК "Комплекс") о взыскании 1.880.764 руб. 45 коп. суммы основного долга.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.07.2008 выделены в отдельное производство требования УМУП "Теплоком" о взыскании с ЖСК "Комплекс" задолженности за август - сентябрь 2006 года в сумме 784.497 руб. 36 коп.
Данный спор рассматривался в части взыскания с ответчика задолженности за сентябрь - декабрь 2005 года в сумме 1.096.267 руб. 09 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.07.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 исковые требования удовлетворены.
Ответчик в кассационной жалобе просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая что судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.09.2005 между УМУП "Теплоком", ЖСК "Комплекс" и Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации (мэрии) г. Ульяновска заключен договор снабжения тепловой энергией в горячей воде N 1046/1.
Согласно п. 2.1 договора Теплоснабжающая организация обязана отпускать тепловую энергию и теплоноситель "Потребителю" ориентировочно в количестве на горячее водоснабжение в размере 90 руб. 00 коп. с одного человека в месяц, на отопление в размере 11 руб. 19 коп. с 1 кв. м.
Согласно п. 8.1. договора Учет отпущенной тепловой энергии и теплоносителя "Потребителю" производится по приборам коммерческого учета, установленным на ИТП "Потребителя". Установка и эксплуатация приборов коммерческого учета должна соответствовать "Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя".
При отсутствии у "Потребителя" приборов коммерческого учета количество отпускаемой тепловой энергии "Потребителю" рассчитывается "Теплоснабжающей организацией" на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение в соответствии с нормативами потребления, установленных органами местного самоуправления, Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации правила применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьями 161, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации договоры теплоснабжения многоквартирных жилых домов могут быть заключены энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и иной организацией).
Подпунктом "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы... управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, при отсутствии приборов учета количество подаваемой теплоэнергии и подпиточной воды должно определяться, исходя из норматива отпуска тепла населению для отопления жилых помещений, не имеющих приборов учета, установленного органами местного самоуправления.
Согласно п. 8.5. договора основанием к оплате количества отпущенной "Потребителю" тепловой энергии и теплоносителя считать счет-фактуру, предъявляемую "Теплоснабжающей организацией" "Потребителю", если последний мотивированно не опротестовал ее в течение 5 дней, за исключением случаев несвоевременного оформления актов потребления по приборам учета.
Согласно п. 9.1. договора "Потребитель" оплачивает все количество тепловой энергии, отпущенной "Теплоснабжающей организацией" по тарифам, утвержденным Комитетом по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области для данной группы потребителей (юридических лиц, приравненных к населению).
Судами обеих инстанций было установлено, что оплата выставлялась ответчику в соответствии с условиями договора и в соответствии с Постановлением Главы г. Ульяновска от 17.06.2005 N 1048, которым был утвержден размер оплаты для населения 114 руб. 70 коп. Данный факт сторонами не оспаривается.
В соответствии с пп. б п. 19, пп. 3 п. 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме коллективных приборов учета определяется, исходя из количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.
Судами было установлено, что согласно подписанного сторонами акта сверки расчетов по количеству проживающих ЖСК "Комплекс" по договору N 1046/1 от 15.03.2005 в 2005 году истцом были полностью учтены представленные ответчиком сведения о непроживающих гражданах, с учетом чего были выставлены на оплату счета-фактуры на общую сумму 1.096.267 руб. 09 коп.
При таких данных суды, установив неисполнение ответчиком обязательств, предусмотренным статьями 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Коллегия выводы суда находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Как установлено судом, согласно Приложению N 1 к договору от 15.03.2005 N 1046/01 границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности теплоснабжающих установок Потребителя и тепловых сетей Теплоснабжающей организации определены цоколем зданий ответными фланцами запорных арматур в узлах проходных каналов. В местах указанных границ раздела приборы учета тепловой энергии и теплоносителя ответчиком не установлены.
Подобных границ, а также договорных отношений по теплоснабжению с жильцами - членами ЖСК "Комплекс" УМУП "Теплоком" не имеет. Поэтому показания индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан, не могут быть положены в основу расчетов между УМУП "Теплоком" и ЖСК "Комплекс" в рамках договора N 1046/1 от 15.03.2005.
В этой связи довод заявителя кассационной жалобы о том, что расчет за потребленную тепловую энергию в горячей воде следует производить по показаниям счетчиков жильцов, не может служить основанием к удовлетворению кассационной жалобы, поскольку, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены доказательства установки этих приборов, с указанием заводских номеров и даты ввода в эксплуатацию с соблюдением правил допуска.
Остальные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами обеих инстанций и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке кассационной инстанцией не подлежат.
При таких данных коллегия считает, что правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июля 2008 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2008 года по делу N А72-463/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы отнести на ответчика.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)