Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Ященок Т.П., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2010 по делу N А50-3241/2010.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Базганова Е.А. (доверенность от 24.02.2010 N 585).
Представители Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - территориальный отдел, административный орган) в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела от 25.01.2010 N 51-С о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2010 (судья Кетова А.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на отсутствие в его действиях событии административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 Кодекса, а также нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, в связи с жалобой гр. Осокина С.В. административным органом проведена проверка, которой выявлен факт включения в договор на отпуск питьевой воды и предоставление услуг водоотведения, заключаемого между обществом и потребителями, п. 3.6, предусматривающего, что перерасчет размера платы за услуги, указанные в п. 1.1 данного договора, в случае не предоставления услуг или предоставления услуги ненадлежащего качества, либо в других случаях, указанных в "Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), производится ежеквартально, что, по мнению административного органа, противоречит ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 16, 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) п. 7, 8, 14, 15, 37, 38, 60, 61, подп. "ж" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг.
По результатам проверки составлен протокол от 14.01.2010 об административном правонарушении, на основании которого начальником территориального отдела вынесено постановление от 25.01.2010 N 51-С о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Считая данное постановление управления незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, а также отсутствия нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, со стороны административного органа.
Выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 14.8 Кодекса включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также механизм реализации этих прав, регулируются и устанавливаются Законом о защите прав потребителей.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей следует, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Согласно п. 7, 8 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем (ст. 37 Закона о защите прав потребителей).
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (п. 14, 15 Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подп. 4 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом данная корректировка учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
В соответствии с п. 37 указанных Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
При временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Результаты перерасчета размера платы отражаются в платежном документе, представляемом в порядке, указанном в п. 36 данных Правил (п. 54, 56 Правил предоставления коммунальных услуг).
В силу п. 60, 61 Правил предоставления коммунальных услуг при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению. При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ, плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
При этом исполнитель обязан производить в установленном названными Правилами порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность (подп. "ж" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг).
Исследовав и оценив, в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела письменные доказательства и доводы сторон, а также с учетом приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о защите прав потребителей и Правил предоставления коммунальных услуг, суд пришел к правильному выводу о том, что в случае уменьшения размера платы за коммунальные услуги при их предоставлении ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, перерасчет размера платы за коммунальные услуги должен производится исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, поскольку данный порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги корреспондирует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающим внесение платы за коммунальные услуги ежемесячно (ч. 1 ст. 155).
В связи с чем, как верно отметил суд, положения договора на отпуск питьевой воды и предоставление услуг водоотведения, заключаемого между обществом и потребителями, в части п. 3.6, предусматривающие произведение перерасчета платы за услуги ежеквартально, нарушают права потребителя, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, Правилами предоставления коммунальных услуг и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом заявителем не представлено доказательств принятия всех мер в порядке ст. 2.1 Кодекса по недопущению совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.8 Кодекса. Однако общество при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей могло выявить нарушения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и предпринять своевременные меры по их устранению.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.49 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.8 Кодекса рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Роспотребнадзора, в силу ч. 2 ст. 23.49 Кодекса, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, их заместители;
4) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, их заместители.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Пунктом 8 названного Положения установлено, что Роспотребнадзор возглавляет руководитель, который является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 12 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 15.06.2006 N 157, территориальным органом Роспотребнадзора является Управление Роспотребнадзора. Руководитель Управления Роспотребнадзора является главным государственным санитарным врачом по Пермскому краю.
Согласно п. 17 Положения о Территориальном управлении Роспотребнадзора по Пермской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 22.02.2005 N 116, территориальный отдел территориального управления возглавляет начальник, который является заместителем главного государственного санитарного врача по Пермской области в соответствующих городах и районах, районах (округах) городов.
Приказом Управления Роспотребнадзора от 13.10.2006 N 239, утверждено Положение о Северном территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, в силу п. 8.6.11 данного Положения начальник административного органа, вынесший оспариваемое постановление, в пределах своей компетенции рассматривает дела об административных правонарушениях.
Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено начальником территориального управления в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
В связи с чем вывод суда об отсутствии нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности со стороны управления судом правомерно не установлено.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2010 по делу N А50-3241/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 13.05.2010 N Ф09-3384/10-С1 ПО ДЕЛУ N А50-3241/2010 ТРЕБОВАНИЕ: ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ЧАСТИ 2 СТ. 14.8 КОАП РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ВИДЕ УСТАНОВЛЕНИЯ В ДОГОВОРЕ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПО ВОДОСНАБЖЕНИЮ И ВОДООТВЕДЕНИЮ ЕЖЕКВАРТАЛЬНОГО ПЕРЕРАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА УСЛУГИ В СЛУЧАЕ ИХ НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА.
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2010 г. N Ф09-3384/10-С1
Дело N А50-3241/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:председательствующего Лимонова И.В.,
судей Ященок Т.П., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2010 по делу N А50-3241/2010.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Базганова Е.А. (доверенность от 24.02.2010 N 585).
Представители Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - территориальный отдел, административный орган) в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела от 25.01.2010 N 51-С о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2010 (судья Кетова А.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на отсутствие в его действиях событии административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 Кодекса, а также нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, в связи с жалобой гр. Осокина С.В. административным органом проведена проверка, которой выявлен факт включения в договор на отпуск питьевой воды и предоставление услуг водоотведения, заключаемого между обществом и потребителями, п. 3.6, предусматривающего, что перерасчет размера платы за услуги, указанные в п. 1.1 данного договора, в случае не предоставления услуг или предоставления услуги ненадлежащего качества, либо в других случаях, указанных в "Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), производится ежеквартально, что, по мнению административного органа, противоречит ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 16, 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) п. 7, 8, 14, 15, 37, 38, 60, 61, подп. "ж" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг.
По результатам проверки составлен протокол от 14.01.2010 об административном правонарушении, на основании которого начальником территориального отдела вынесено постановление от 25.01.2010 N 51-С о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Считая данное постановление управления незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, а также отсутствия нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, со стороны административного органа.
Выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 14.8 Кодекса включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также механизм реализации этих прав, регулируются и устанавливаются Законом о защите прав потребителей.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей следует, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Согласно п. 7, 8 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем (ст. 37 Закона о защите прав потребителей).
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (п. 14, 15 Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подп. 4 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом данная корректировка учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
В соответствии с п. 37 указанных Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
При временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Результаты перерасчета размера платы отражаются в платежном документе, представляемом в порядке, указанном в п. 36 данных Правил (п. 54, 56 Правил предоставления коммунальных услуг).
В силу п. 60, 61 Правил предоставления коммунальных услуг при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению. При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ, плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
При этом исполнитель обязан производить в установленном названными Правилами порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность (подп. "ж" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг).
Исследовав и оценив, в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела письменные доказательства и доводы сторон, а также с учетом приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о защите прав потребителей и Правил предоставления коммунальных услуг, суд пришел к правильному выводу о том, что в случае уменьшения размера платы за коммунальные услуги при их предоставлении ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, перерасчет размера платы за коммунальные услуги должен производится исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, поскольку данный порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги корреспондирует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающим внесение платы за коммунальные услуги ежемесячно (ч. 1 ст. 155).
В связи с чем, как верно отметил суд, положения договора на отпуск питьевой воды и предоставление услуг водоотведения, заключаемого между обществом и потребителями, в части п. 3.6, предусматривающие произведение перерасчета платы за услуги ежеквартально, нарушают права потребителя, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, Правилами предоставления коммунальных услуг и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом заявителем не представлено доказательств принятия всех мер в порядке ст. 2.1 Кодекса по недопущению совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.8 Кодекса. Однако общество при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей могло выявить нарушения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и предпринять своевременные меры по их устранению.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.49 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.8 Кодекса рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Роспотребнадзора, в силу ч. 2 ст. 23.49 Кодекса, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, их заместители;
4) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, их заместители.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Пунктом 8 названного Положения установлено, что Роспотребнадзор возглавляет руководитель, который является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 12 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 15.06.2006 N 157, территориальным органом Роспотребнадзора является Управление Роспотребнадзора. Руководитель Управления Роспотребнадзора является главным государственным санитарным врачом по Пермскому краю.
Согласно п. 17 Положения о Территориальном управлении Роспотребнадзора по Пермской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 22.02.2005 N 116, территориальный отдел территориального управления возглавляет начальник, который является заместителем главного государственного санитарного врача по Пермской области в соответствующих городах и районах, районах (округах) городов.
Приказом Управления Роспотребнадзора от 13.10.2006 N 239, утверждено Положение о Северном территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, в силу п. 8.6.11 данного Положения начальник административного органа, вынесший оспариваемое постановление, в пределах своей компетенции рассматривает дела об административных правонарушениях.
Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено начальником территориального управления в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
В связи с чем вывод суда об отсутствии нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности со стороны управления судом правомерно не установлено.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2010 по делу N А50-3241/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий
ЛИМОНОВ И.В.
Судьи
ЯЩЕНОК Т.П.
ЛУКЬЯНОВ В.А.
ЛИМОНОВ И.В.
Судьи
ЯЩЕНОК Т.П.
ЛУКЬЯНОВ В.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)