Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Агибаловой Г.И., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Губаревой А.Н.,
при участии в заседании:
от Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Берестовская С.А., действующая на основании доверенности N 02-02/449 от 22.05.2009 года,
от товарищества собственников жилья "Батавинский-1" - Соколова Ю.Ю., действующая на основании доверенности от 11.05.2010 года
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Елизарова Е.В., действующая по доверенности N 01-02-41/41 от 06.07.2009 года,
от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству муниципального образования "Город Саратов" - не явились, извещены, что подтверждается возвратом уведомления N 93507 1,
от Администрации Ленинского муниципального образования "Город Саратов" - не явились, извещены, что подтверждается возвратом уведомления N 93508 8
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение арбитражного суда Саратовской области от 20 апреля 2010 года
по делу N А57-1303/2010, (судья Ю.И. Балашов),
по иску товарищества собственников жилья "Батавинский-1", г. Саратов,
к Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитету по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству муниципального образования "Город Саратов",
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,
Администрация Ленинского муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
о взыскании 422 723, 88 руб.,
установил:
Товарищество собственников жилья "Батавинский-1", г. Саратов обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Батавинский-1" за период с 1 марта 2009 года по 31 декабря 2009 года в сумме 422723,88 руб.
До принятия судебного акта по делу истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просит взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав Товарищества за период с 1 марта 2009 года по 01 апреля 2010 года в сумме 543096,38 руб. Уточнение судом принято, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Решением суда Саратовской области от 20 апреля 2010 года по делу N А57-1303/10 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу Товарищества собственников жилья "Батавинский-1", г. Саратов взносы на капитальный ремонт доли Муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Батавинский-1" за период с 01 марта 2009 года по 01 апреля 2010 года в сумме 543 096,38 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Саратовской области от 20 апреля 2010 г. по делу N А57-1303/10, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель товарищества собственников жилья "Батавинский-1" в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Администрации муниципального образования "Город Саратов" явился в судебное заседание, оставил решение вопроса по апелляционной жалобе на усмотрение суда.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 93507 1 приобщено к материалам дела). Через канцелярию Двенадцатого арбитражного апелляционного суда поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя комитета (вх. N 18 от 15.06.2010 г.).
Администрация Ленинского муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 93508 8 приобщено к материалам дела).
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения представителей явившихся сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Как свидетельствуют материалы дела, ТСЖ "Батавинский-1" - является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе города Саратова.
В соответствии с пунктом 3.2 "Временного Положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра города Саратова N 510 от 18.06.2003 года, в случае наличия в жилом здании, передаваемом товариществу собственников жилья для обслуживания и эксплуатации, муниципального жилья - администрация соответствующего района вступает от имени муниципального образования "Город Саратов" в члены данного товарищества собственников жилья.
Руководствуясь указанным Временным Положением, согласно письменному заявлению главы администрации Ленинского района Лукьянова А.В. от 19 февраля 2004 года, муниципальное образование "Город Саратов", вступило в члены ТСЖ "Батавинский-1".
13 января 2006 года на общем собрании членов ТСЖ "Батавинский-1" была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, определен перечень работ; их стоимость; очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция Устава ТСЖ "Батавинский-1".
В период с 24 по 28 апреля 2006 года, в соответствии с разделом 13 Устава ТСЖ "Батавинский-1", в соответствии со ст. ст. 145, 146 ЖК РФ, было проведено общее собрание членов ТСЖ "Батавинский-1", в форме заочного голосования по вопросу установления с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
В голосовании также принял участие и голосовал "ЗА" установление указанных ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Батавинский-1", представитель муниципального образования "Город Саратов", по доверенности от 03.04.2006 года.
По итогам голосования общее собрание членов ТСЖ "Батавинский-1" большинством голосов приняло решение установить с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ "Батавинский-1" ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов, в размере равному размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими постановлением Правительства РФ (на 2009 год - это 4 рубля за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 960 от 18.12.2008 года).
Решение данного общего собрания было опубликовано в газете "ЖилСовет Ленинского района" N 14(98) от 04 мая 2006 года. Данное решение общего собрания членов ТСЖ "Батавинский-1 " ни кем не оспорено.
Однако, муниципальное образование "Город Саратов" не исполняет надлежащим образом как собственник муниципальных квартир в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ "Батавинский-1" свои обязательства по внесению взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования город Саратов в праве общей долевой собственности. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском.
Истец в обоснование своих требований представил суду расчет суммы иска, протокол общего собрания ТСЖ "Батавинский-1 " от 13 января 2006 года, протокол подведения итогов общего собрания ТСЖ "Батавинский-1 " от 28 апреля 2006 года, Устав ТСЖ "Батавинский-1", копию справки МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова о площади муниципальных квартир в многоквартирных домах входящих в ТСЖ "Батавинский-1", письмо б/н от 30.12.2009 года в адрес ответчика о необходимости оплаты с приложением счетов.
Судебная коллегия, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, находит их необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья "Батавинский-1" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование "Город Саратов", определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения (пункт 2 статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 9, 16 ст. 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определение правового положения членов товариществ собственников жилья; установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 и ст. 14 Жилищного кодекса РФ, во взаимосвязи с ч. 16 ст. 12 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления не наделены полномочиями, а потому не могут принимать нормативные (не нормативные) правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения по определению порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определению правового положения членов товариществ собственников жилья; установлению структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Данные полномочия, в соответствии со ст. 12 Жилищного кодекса РФ находятся в компетенции органов власти Российской Федерации и установлены Жилищным кодексом РФ, а именно ч. 5 ст. 155 и ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, согласно которых члены товариществ собственников жилья, (которым также является и муниципальное образование "Город Саратов"), вносят обязательные платежи и взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в порядке и размере, установленном общим собранием членов Товарищества.
Из анализа постановления N 599, во взаимосвязи с частью 1 Положения, утвержденного постановлением главы администрации г. Саратова N 52 от 06.02.2007 года, усматривается, что органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В частности условиями предоставления субсидий, по постановлению N 599 является заявка, с приложением необходимых документов и только после их рассмотрения принимается решение о возможном предоставлении субсидии при наличии выделенных средств бюджета города на очередной год на данные цели или об отказе в ее предоставлении (пункт 2.1, 2.2.3 его Положения).
Таким образом, муниципальное образование, оставляет за собой право, как на выделение денежных средств на капитальный ремонт многоквартирного дома, так и на отказ.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что постановление N 599 направлено на регулирование лишь предоставления разовых субсидий на капитальный ремонт многоквартирного дома, в порядке финансовой помощи, возможность предоставления которой закреплена в п. 2 ч. 1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ. Согласно данной норме усматривается, что это финансовая помощь может быть, в виде безвозмездной передаче бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что в данном же деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья и члена ТСЖ "Батавинский-1" ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов ТСЖ "Батавинский-1" и ч. 5 ст. 155 и ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса РФ и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса РФ.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" не представила договоры найма жилых помещений в товариществе собственников жилья "Батавинский-1", которые бы подтверждали возложение обязанности по капитальному ремонту жилых помещений и мест общего пользования или его оплате на нанимателей.
Суммарная площадь находящиеся в муниципальной собственности жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, входящем в ТСЖ "Батавинский-1", ответчиками не оспаривается.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме и членом товарищества собственников жилья "Батавинский-1", обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав данного товарищества.
В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "Батавинский-1". Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам, как члена ТСЖ "Батавинский-1".
Кроме того, следует отметить, что позиция суда первой инстанции по настоящему спору не противоречит сложившейся судебной практике по аналогичным делам (в Определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2009 года N ВАС-4461/09, постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2009 года по делу N А57-10589/2008, от 4 мая 2009 года по делу N А57-22904/2008, от 15 мая 2009 года по делу N А57-14630/06.), и не нарушает единообразие в применении и толковании норм права.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 20 апреля 2010 года по делу N А57-1303/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Направить копии постановления лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
Г.И.АГИБАЛОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.06.2010 ПО ДЕЛУ N А57-1303/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2010 г. по делу N А57-1303/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Агибаловой Г.И., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Губаревой А.Н.,
при участии в заседании:
от Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Берестовская С.А., действующая на основании доверенности N 02-02/449 от 22.05.2009 года,
от товарищества собственников жилья "Батавинский-1" - Соколова Ю.Ю., действующая на основании доверенности от 11.05.2010 года
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Елизарова Е.В., действующая по доверенности N 01-02-41/41 от 06.07.2009 года,
от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству муниципального образования "Город Саратов" - не явились, извещены, что подтверждается возвратом уведомления N 93507 1,
от Администрации Ленинского муниципального образования "Город Саратов" - не явились, извещены, что подтверждается возвратом уведомления N 93508 8
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение арбитражного суда Саратовской области от 20 апреля 2010 года
по делу N А57-1303/2010, (судья Ю.И. Балашов),
по иску товарищества собственников жилья "Батавинский-1", г. Саратов,
к Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитету по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству муниципального образования "Город Саратов",
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,
Администрация Ленинского муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
о взыскании 422 723, 88 руб.,
установил:
Товарищество собственников жилья "Батавинский-1", г. Саратов обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Батавинский-1" за период с 1 марта 2009 года по 31 декабря 2009 года в сумме 422723,88 руб.
До принятия судебного акта по делу истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просит взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав Товарищества за период с 1 марта 2009 года по 01 апреля 2010 года в сумме 543096,38 руб. Уточнение судом принято, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Решением суда Саратовской области от 20 апреля 2010 года по делу N А57-1303/10 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу Товарищества собственников жилья "Батавинский-1", г. Саратов взносы на капитальный ремонт доли Муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Батавинский-1" за период с 01 марта 2009 года по 01 апреля 2010 года в сумме 543 096,38 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Саратовской области от 20 апреля 2010 г. по делу N А57-1303/10, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель товарищества собственников жилья "Батавинский-1" в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Администрации муниципального образования "Город Саратов" явился в судебное заседание, оставил решение вопроса по апелляционной жалобе на усмотрение суда.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 93507 1 приобщено к материалам дела). Через канцелярию Двенадцатого арбитражного апелляционного суда поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя комитета (вх. N 18 от 15.06.2010 г.).
Администрация Ленинского муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 93508 8 приобщено к материалам дела).
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения представителей явившихся сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Как свидетельствуют материалы дела, ТСЖ "Батавинский-1" - является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе города Саратова.
В соответствии с пунктом 3.2 "Временного Положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра города Саратова N 510 от 18.06.2003 года, в случае наличия в жилом здании, передаваемом товариществу собственников жилья для обслуживания и эксплуатации, муниципального жилья - администрация соответствующего района вступает от имени муниципального образования "Город Саратов" в члены данного товарищества собственников жилья.
Руководствуясь указанным Временным Положением, согласно письменному заявлению главы администрации Ленинского района Лукьянова А.В. от 19 февраля 2004 года, муниципальное образование "Город Саратов", вступило в члены ТСЖ "Батавинский-1".
13 января 2006 года на общем собрании членов ТСЖ "Батавинский-1" была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, определен перечень работ; их стоимость; очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция Устава ТСЖ "Батавинский-1".
В период с 24 по 28 апреля 2006 года, в соответствии с разделом 13 Устава ТСЖ "Батавинский-1", в соответствии со ст. ст. 145, 146 ЖК РФ, было проведено общее собрание членов ТСЖ "Батавинский-1", в форме заочного голосования по вопросу установления с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
В голосовании также принял участие и голосовал "ЗА" установление указанных ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Батавинский-1", представитель муниципального образования "Город Саратов", по доверенности от 03.04.2006 года.
По итогам голосования общее собрание членов ТСЖ "Батавинский-1" большинством голосов приняло решение установить с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ "Батавинский-1" ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов, в размере равному размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими постановлением Правительства РФ (на 2009 год - это 4 рубля за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 960 от 18.12.2008 года).
Решение данного общего собрания было опубликовано в газете "ЖилСовет Ленинского района" N 14(98) от 04 мая 2006 года. Данное решение общего собрания членов ТСЖ "Батавинский-1 " ни кем не оспорено.
Однако, муниципальное образование "Город Саратов" не исполняет надлежащим образом как собственник муниципальных квартир в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ "Батавинский-1" свои обязательства по внесению взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования город Саратов в праве общей долевой собственности. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском.
Истец в обоснование своих требований представил суду расчет суммы иска, протокол общего собрания ТСЖ "Батавинский-1 " от 13 января 2006 года, протокол подведения итогов общего собрания ТСЖ "Батавинский-1 " от 28 апреля 2006 года, Устав ТСЖ "Батавинский-1", копию справки МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова о площади муниципальных квартир в многоквартирных домах входящих в ТСЖ "Батавинский-1", письмо б/н от 30.12.2009 года в адрес ответчика о необходимости оплаты с приложением счетов.
Судебная коллегия, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, находит их необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья "Батавинский-1" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование "Город Саратов", определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения (пункт 2 статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 9, 16 ст. 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определение правового положения членов товариществ собственников жилья; установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 и ст. 14 Жилищного кодекса РФ, во взаимосвязи с ч. 16 ст. 12 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления не наделены полномочиями, а потому не могут принимать нормативные (не нормативные) правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения по определению порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определению правового положения членов товариществ собственников жилья; установлению структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Данные полномочия, в соответствии со ст. 12 Жилищного кодекса РФ находятся в компетенции органов власти Российской Федерации и установлены Жилищным кодексом РФ, а именно ч. 5 ст. 155 и ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, согласно которых члены товариществ собственников жилья, (которым также является и муниципальное образование "Город Саратов"), вносят обязательные платежи и взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в порядке и размере, установленном общим собранием членов Товарищества.
Из анализа постановления N 599, во взаимосвязи с частью 1 Положения, утвержденного постановлением главы администрации г. Саратова N 52 от 06.02.2007 года, усматривается, что органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В частности условиями предоставления субсидий, по постановлению N 599 является заявка, с приложением необходимых документов и только после их рассмотрения принимается решение о возможном предоставлении субсидии при наличии выделенных средств бюджета города на очередной год на данные цели или об отказе в ее предоставлении (пункт 2.1, 2.2.3 его Положения).
Таким образом, муниципальное образование, оставляет за собой право, как на выделение денежных средств на капитальный ремонт многоквартирного дома, так и на отказ.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что постановление N 599 направлено на регулирование лишь предоставления разовых субсидий на капитальный ремонт многоквартирного дома, в порядке финансовой помощи, возможность предоставления которой закреплена в п. 2 ч. 1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ. Согласно данной норме усматривается, что это финансовая помощь может быть, в виде безвозмездной передаче бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что в данном же деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья и члена ТСЖ "Батавинский-1" ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов ТСЖ "Батавинский-1" и ч. 5 ст. 155 и ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса РФ и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса РФ.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" не представила договоры найма жилых помещений в товариществе собственников жилья "Батавинский-1", которые бы подтверждали возложение обязанности по капитальному ремонту жилых помещений и мест общего пользования или его оплате на нанимателей.
Суммарная площадь находящиеся в муниципальной собственности жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, входящем в ТСЖ "Батавинский-1", ответчиками не оспаривается.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме и членом товарищества собственников жилья "Батавинский-1", обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав данного товарищества.
В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "Батавинский-1". Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам, как члена ТСЖ "Батавинский-1".
Кроме того, следует отметить, что позиция суда первой инстанции по настоящему спору не противоречит сложившейся судебной практике по аналогичным делам (в Определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2009 года N ВАС-4461/09, постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2009 года по делу N А57-10589/2008, от 4 мая 2009 года по делу N А57-22904/2008, от 15 мая 2009 года по делу N А57-14630/06.), и не нарушает единообразие в применении и толковании норм права.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 20 апреля 2010 года по делу N А57-1303/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Направить копии постановления лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
Г.И.АГИБАЛОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)