Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Андреевой Е.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "ЖКХ Тбилисского района" (ИНН 2351012094, ОГРН 1072351000633) - Леконцевой С.А. (доверенность от 12.07.2010), в отсутствие заинтересованного лица - Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района, извещенного о времени и месте судебного заседания и заявившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "ЖКХ Тбилисского района" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2011 по делу N А32-37167/2010 (судья Гонзус И.П., Бутченко Ю.В., Лесных А.В.), установил следующее.
ОАО "ЖКХ Тбилисского района" (далее - общество, предприятие) обратилось с заявлением к Совету Тбилисского сельского поселения Тбилисского района (далее - Совет, административный орган, орган местного самоуправления) о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления от 28.07.2010 N 155 "Об отмене решения Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района от 16.04.2010 N 121 "Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" (далее - решение от 28.07.2010 N 155) как не соответствующего нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 27 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", пунктам 3 и 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пунктам 20, 34, 41 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, подпункту "ж" пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", а также нарушающим права и законные интересы общества, создающим препятствия финансово-хозяйственной деятельности предприятия (с учетом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11.10.2011 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый нормативный акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы предприятия.
В кассационной жалобе общество просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы указывает, что решение от 28.07.2010 N 155 затрагивает права и законные интересы общества. Значительная часть населения осуществляет полив насаждений и огородов, а этот расход воды не учтен в нормативах и остается не учтенным и не оплаченным, в связи с чем общество несет убытки. Решение административного органа от 16.04.2010 N 121 "Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" являлось законным и обоснованным, принято в соответствии с заключением Управления экономики администрации муниципального образования Тбилисский район. Общество указывает на экономически обоснованную необходимость введения на территории Тбилисского сельского поселения платы за полив в течение весенне-летнего периода.
Отзыв на кассационную жалобу совет не представил.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобу надлежит удовлетворить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, советом принято решение от 16.04.2010 N 121 "Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района".
17 июня 2010 года в адрес администрации Тбилисского сельского поселения Тбилисского района направлен протест прокурора Тбилисского района на решение от 16.04.2010 N 121 "Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" с указанием на противоречие федеральному законодательству, а именно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее -Правила N 307), определяющему понятие услуги "холодное водоснабжение", подпункту "б" пункта 91 Правил, запрещающему подсоединение к водоразборным колонкам труб, шлангов и иных устройств. В протесте также отмечено, что лицензия общества не предусматривает возможность использования питьевой воды для полива приусадебных участков граждан-потребителей услуги "холодное водоснабжение".
На 16 сессии Совета депутатов Тбилисского сельского поселения Тбилисского района решением совета от 28.07.2010 N 155 протест прокурора Тбилисского района удовлетворен, решение административного органа от 16.04.2010 N 121 "Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" отменено.
Общество, не согласившись с принятым решением и полагая, что норматив на полив предусмотрен правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, обратилось в арбитражный суд.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленного обществом требования, суд указал, что действующее законодательство не предусматривает необходимости установления отдельного норматива на полив огородов. Полив участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, должен осуществляться технической водой. Совет обоснованно принял во внимание доводы прокурора о незаконности использования питьевой воды для полива огородов.
Между тем суд не учел следующее. Решение органа местного самоуправления от 28.07.2010 N 155 обладает признаками нормативного правового акта, поскольку представляет собой официальный документ, принятый в определенной законом форме с опубликованием в районной газете "Прикубанские огни", который устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на многократное применение и адресован неопределенному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии.
В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" изложено следующее. Основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта органа местного самоуправления недействующим являются одновременно как его несоответствие закону, или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Пунктом 2 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления поселения вправе решать, помимо указанных в части 1 названной статьи, также и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Согласно статьям 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 8, 19 Правил N 307 действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического водопотребления одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между водоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
В соответствии с пунктом 8 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Закона).
Суд необоснованно отклонил доводы о том, что услуга по водоснабжению для полива населением зеленых насаждений не относится к жилищно-коммунальным услугам. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93(ОКУН) услуги водоснабжения (042200, 042201, 042204) входят в раздел коммунальных услуг (042000), кроме того, в разделе "жилищно-коммунальные услуги" (040000) имеется подраздел "жилищные услуги" (041100), в котором под N 041116 значится "содержание и уход за зелеными насаждениями придомовых территорий", о нормативе на полив которых и идет речь в оспариваемом решении административного органа.
Из материалов дела видно, что обществу выдана лицензия КРД N 03434 ВЭ, которая дает право на добычу пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Управление по недропользованию по Краснодарскому краю в своем письме от 18.07.2011 указало, что дальнейшее распределение подземных вод осуществляется на усмотрение пользователя недр в соответствии с объемом, установленным в лицензии. Лицензия с целевым назначением "Для полива приусадебных участков, огородов, придомовой территории, элементов озеленения, тротуарного (асфальтного) покрытия" не выдается.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Суд неправомерно указал, что административный орган не имел полномочия на установление норматива на полив приусадебных участков.
Общество является коммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность в целях извлечения прибыли. Муниципальный орган не оспаривает факт водоснабжения обществом населения Тбилисского сельского поселения Тбилисского района, значительная часть которого не имеет приборов учета воды. Объем их водопотребления определяется по нормативам. Население осуществляет полив насаждений и огородов, а они не учтены в нормативах. Водопотребление на указанные цели остается не учтенным и не оплаченным.
Общество представило экономический анализ своей деятельности, из которого следует, что соотношение фактического подъема воды и ее реализации наиболее благоприятно в период действия решения совета от 16.04.2010 N 121 "Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района".
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение совета противоречит указанным обществом нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы предприятия.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, но неправильно применены нормы материального права, поэтому кассационная инстанция считает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая, что суд кассационной инстанции принимает судебный акт в пользу общества и его заявление удовлетворяется в полном объеме, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по делу в размере 2 тыс. рублей возлагаются на проигравшую сторону, т.е. на Совет.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 102, 104, 110, 286, 288, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2011 по делу N А32-37167/2010 отменить.
Заявление открытого акционерного общества "ЖКХ Тбилисского района" удовлетворить.
Признать решение Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района от 28.07.2010 N 155 "Об отмене решения Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района от 16.04.2010 N 121 "Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" недействующим и отменить как не соответствующее нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 27 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", пунктам 3 и 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пунктам 20, 34, 41 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, подпункту "ж" пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Взыскать с Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района в пользу открытого акционерного общества "ЖКХ Тбилисского района" (ИНН 2351012094, ОГРН 1072351000633) 2000 рублей расходов по государственной пошлине.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 15.02.2012 ПО ДЕЛУ N А32-37167/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2012 г. по делу N А32-37167/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Андреевой Е.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "ЖКХ Тбилисского района" (ИНН 2351012094, ОГРН 1072351000633) - Леконцевой С.А. (доверенность от 12.07.2010), в отсутствие заинтересованного лица - Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района, извещенного о времени и месте судебного заседания и заявившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "ЖКХ Тбилисского района" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2011 по делу N А32-37167/2010 (судья Гонзус И.П., Бутченко Ю.В., Лесных А.В.), установил следующее.
ОАО "ЖКХ Тбилисского района" (далее - общество, предприятие) обратилось с заявлением к Совету Тбилисского сельского поселения Тбилисского района (далее - Совет, административный орган, орган местного самоуправления) о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления от 28.07.2010 N 155 "Об отмене решения Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района от 16.04.2010 N 121 "Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" (далее - решение от 28.07.2010 N 155) как не соответствующего нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 27 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", пунктам 3 и 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пунктам 20, 34, 41 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, подпункту "ж" пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", а также нарушающим права и законные интересы общества, создающим препятствия финансово-хозяйственной деятельности предприятия (с учетом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11.10.2011 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый нормативный акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы предприятия.
В кассационной жалобе общество просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы указывает, что решение от 28.07.2010 N 155 затрагивает права и законные интересы общества. Значительная часть населения осуществляет полив насаждений и огородов, а этот расход воды не учтен в нормативах и остается не учтенным и не оплаченным, в связи с чем общество несет убытки. Решение административного органа от 16.04.2010 N 121 "Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" являлось законным и обоснованным, принято в соответствии с заключением Управления экономики администрации муниципального образования Тбилисский район. Общество указывает на экономически обоснованную необходимость введения на территории Тбилисского сельского поселения платы за полив в течение весенне-летнего периода.
Отзыв на кассационную жалобу совет не представил.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобу надлежит удовлетворить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, советом принято решение от 16.04.2010 N 121 "Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района".
17 июня 2010 года в адрес администрации Тбилисского сельского поселения Тбилисского района направлен протест прокурора Тбилисского района на решение от 16.04.2010 N 121 "Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" с указанием на противоречие федеральному законодательству, а именно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее -Правила N 307), определяющему понятие услуги "холодное водоснабжение", подпункту "б" пункта 91 Правил, запрещающему подсоединение к водоразборным колонкам труб, шлангов и иных устройств. В протесте также отмечено, что лицензия общества не предусматривает возможность использования питьевой воды для полива приусадебных участков граждан-потребителей услуги "холодное водоснабжение".
На 16 сессии Совета депутатов Тбилисского сельского поселения Тбилисского района решением совета от 28.07.2010 N 155 протест прокурора Тбилисского района удовлетворен, решение административного органа от 16.04.2010 N 121 "Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" отменено.
Общество, не согласившись с принятым решением и полагая, что норматив на полив предусмотрен правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, обратилось в арбитражный суд.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленного обществом требования, суд указал, что действующее законодательство не предусматривает необходимости установления отдельного норматива на полив огородов. Полив участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, должен осуществляться технической водой. Совет обоснованно принял во внимание доводы прокурора о незаконности использования питьевой воды для полива огородов.
Между тем суд не учел следующее. Решение органа местного самоуправления от 28.07.2010 N 155 обладает признаками нормативного правового акта, поскольку представляет собой официальный документ, принятый в определенной законом форме с опубликованием в районной газете "Прикубанские огни", который устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на многократное применение и адресован неопределенному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии.
В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" изложено следующее. Основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта органа местного самоуправления недействующим являются одновременно как его несоответствие закону, или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Пунктом 2 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления поселения вправе решать, помимо указанных в части 1 названной статьи, также и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Согласно статьям 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 8, 19 Правил N 307 действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического водопотребления одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между водоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
В соответствии с пунктом 8 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Закона).
Суд необоснованно отклонил доводы о том, что услуга по водоснабжению для полива населением зеленых насаждений не относится к жилищно-коммунальным услугам. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93(ОКУН) услуги водоснабжения (042200, 042201, 042204) входят в раздел коммунальных услуг (042000), кроме того, в разделе "жилищно-коммунальные услуги" (040000) имеется подраздел "жилищные услуги" (041100), в котором под N 041116 значится "содержание и уход за зелеными насаждениями придомовых территорий", о нормативе на полив которых и идет речь в оспариваемом решении административного органа.
Из материалов дела видно, что обществу выдана лицензия КРД N 03434 ВЭ, которая дает право на добычу пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Управление по недропользованию по Краснодарскому краю в своем письме от 18.07.2011 указало, что дальнейшее распределение подземных вод осуществляется на усмотрение пользователя недр в соответствии с объемом, установленным в лицензии. Лицензия с целевым назначением "Для полива приусадебных участков, огородов, придомовой территории, элементов озеленения, тротуарного (асфальтного) покрытия" не выдается.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Суд неправомерно указал, что административный орган не имел полномочия на установление норматива на полив приусадебных участков.
Общество является коммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность в целях извлечения прибыли. Муниципальный орган не оспаривает факт водоснабжения обществом населения Тбилисского сельского поселения Тбилисского района, значительная часть которого не имеет приборов учета воды. Объем их водопотребления определяется по нормативам. Население осуществляет полив насаждений и огородов, а они не учтены в нормативах. Водопотребление на указанные цели остается не учтенным и не оплаченным.
Общество представило экономический анализ своей деятельности, из которого следует, что соотношение фактического подъема воды и ее реализации наиболее благоприятно в период действия решения совета от 16.04.2010 N 121 "Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района".
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение совета противоречит указанным обществом нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы предприятия.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, но неправильно применены нормы материального права, поэтому кассационная инстанция считает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая, что суд кассационной инстанции принимает судебный акт в пользу общества и его заявление удовлетворяется в полном объеме, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по делу в размере 2 тыс. рублей возлагаются на проигравшую сторону, т.е. на Совет.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 102, 104, 110, 286, 288, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2011 по делу N А32-37167/2010 отменить.
Заявление открытого акционерного общества "ЖКХ Тбилисского района" удовлетворить.
Признать решение Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района от 28.07.2010 N 155 "Об отмене решения Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района от 16.04.2010 N 121 "Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" недействующим и отменить как не соответствующее нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 27 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", пунктам 3 и 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пунктам 20, 34, 41 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, подпункту "ж" пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Взыскать с Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района в пользу открытого акционерного общества "ЖКХ Тбилисского района" (ИНН 2351012094, ОГРН 1072351000633) 2000 рублей расходов по государственной пошлине.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Н.ЯЦЕНКО
В.Н.ЯЦЕНКО
Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Е.В.АНДРЕЕВА
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)