Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2009.
постановление изготовлено в полном объеме 27.02.2009.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Винокуровой Н.В., судей Жукова Е.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиным А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе жилищно-строительного кооператива "Домстройсервис" на решение от 01.11.2008 по делу N А15-1476/2008 Арбитражного суда Республики Дагестан, принятое судьей Гаджимогомедовым И.С.,
по иску жилищно-строительного кооператива "Домстройсервис"
к ОАО "Махачкалаводоканал",
третье лицо - муниципальное образование "Городской округ "город Махачкала",
об обязании подключить жилой дом к водоснабжению и водоотведению без взимания платы,
при участии представителей:
- жилищно-строительного кооператива "Домстройсервис" - Охшунова З.М. (доверенность от 16.02.2009),
- ОАО "Махачкалаводоканал" - Халилова А.М.-З. (доверенность N 05/237 от 04.02.2009), Эльмурзаева Р.Э. (доверенность N 05/1663 от 24.12.2008),
- муниципального образования "Городской округ "город Махачкала" - не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен (почтовое уведомление N 02608),
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Домстройсервис" (далее - ЖСК "Домстройсервис", кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Махачкалаводоканал" (далее - ОАО "Махачкалаводоканал", общество) о возложении на общество обязанности по подключению 135-квартирного жилого дома в микрорайоне Г-2 г. Махачкала к водопроводно-канализационным сетям без взимания платы за подключение (с учетом уточнения требований).
Определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.09.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "городской округ "город Махачкала".
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2008 в удовлетворении заявленных ЖСК "Домстройсервис" требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2009, ЖСК "Домстройсервис" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить, ссылаясь на следующее.
По мнению заявителя, суд неправильно применил статью 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
Суд не учел, что в соответствии с Федеральным законом 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определен порядок установления платы за подключение, который не предусматривает одновременное сосуществование двух инвестиционных программ, как указал суд первой инстанции. Указанные инвестиционные программы были утверждены в отсутствие комплексной программы, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Также суд не учел, что постановление главы города "Об установлении тарифов на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения предприятий коммунального комплекса города Махачкалы" не было официально опубликовано, вследствие чего не может применяться.
Согласно пункту 3 постановления Главы города г. Махачкалы N 2359 от 02.12.2004 выдача разрешений и технических условий на присоединение к строящимся и действующим системам инженерного обеспечения производится после передачи средств долевого участия. Вывод суда первой инстанции о невнесении членами кооператива платы за долевое участие в строительстве не соответствует действительности, так как ОАО "Махачкалаводоканал" выдало кооперативу технические условия на водоснабжение и водоотведение только после внесения соответствующей оплаты.
Изложенное, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии у ответчика надлежащей инвестиционной программы, вследствие чего кооператив должен быть подключен к водоснабжению и водоотведению без взимания платы за подключение на основании абзаца 3 пункта 11 Правил определения и представления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 13.02.2006 N 83.
В дополнении к апелляционной жалобе ЖСК "Домстройсервис" указывает, что суд первой инстанции, ссылаясь на наличие в городе Махачкале двух инвестиционных программ - программы развития и модернизации сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 2008 - 2010 годы, утвержденной главой г. Махачкалы 09.01.2008 и инвестиционной программы на 2006 - 2009 годы, утвержденной Собранием депутатов городского округа Махачкала 02.11.2006 - не учел, что указанные нормативные акты являются не являются инвестиционными программами в том смысле, который придается им вышеназванными Правилами.
Кроме того, программа развития и модернизации сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 2008 - 2010 годы от 09.01.2008 утверждена главой г. Махачкалы, а не представительным органом местного самоуправления, а программа от 02.11.2006 признана утратившей силу решением собрания депутатов г. Махачкалы от 28.01.2009 N 15-2д.
Две программы, на которые сослался суд как на инвестиционные, приняты в нарушение Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в связи с чем не подлежат применению.
Таким образом, в момент обращения ЖСК "Домстройсервис" с заявлением о подключении дома к водоснабжению и водоотведению у ОАО "Махачкалаводоканал" отсутствовали принятые в установленном законом порядке инвестиционные программы по развитию сетей водоснабжения и водоотведения. В настоящее время пропускная способность существующих сетей не требует никаких реконструкций сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 18 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 г. N 360, бремя доказывания наличия оснований для отказа от заключения договора о подключении лежит на исполнителе.
Заявитель утверждает, что ответчиком не представлено доказательств необходимости увеличения пропускной способности для подключения многоквартирного дома к системе водоснабжения и водоотведения, в связи с чем, его требование о внесении платы за подключение является необоснованным.
Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2009 по делу N А15-2006/2008 признан недействительным пункт 3 постановления главы города Махачкалы от 29.05.2008 N 1329 "Об установлении тарифов на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения предприятий коммунального комплекса города Махачкалы" в части установления тарифов на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения МУП "Водоканал" на 2008 год, вследствие чего, по мнению заявителя, отсутствуют какие-либо тарифы на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения.
ОАО "Махачкалаводоканал" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2008 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей ЖСК "Домстройсервис" и ОАО "Махачкалаводоканал", в отсутствие представителя муниципального образования "Городской округ "город Махачкала", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, апелляционный суд не находит оснований к отмене решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2008, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Махачкала N 856 от 15.05.2003 Магомедовой П.А. предоставлен в собственность земельный участок площадью 792 кв. м под строительство 9-этажного жилого дома в микрорайоне Г-2 в районе дома N 44-б по пр. Насрутдинова в г. Махачкала. После приобретения у Магомедовой П.А. данного земельного участка ЖСК "Домстройсервис" возвел на нем 135-квартирный жилой дом.
В ходе строительства дома муниципальным унитарным обществом "Водоканал" (правопредшественником ОАО "Махачкалаводоканал") кооперативу были выданы технические условия N ПТС-ТУ-228 от 23.09.2005 на водоснабжение и водоотведение дома сроком на 1 год.
Завершив строительство дома, кооператив обратился к обществу с письмом от 07.07.2008 об открытии лицевых счетов жильцам дома.
Письмами от 16.07.2008 и 15.08.2008 общество сообщило кооперативу о необходимости заключения публичного договора на подключение к городским сетям и необходимости оплаты 4 356 130 рублей за подключение.
Считая, что подключение должно быть произведено ОАО "Махачкалаводоканал" без взимания платы, ЖСК "Домстройсервис" обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
В соответствии с пунктами 7 и 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за их подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, которые определяют порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с названными нормативными актами подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения производится в соответствии с договором о подключении. По договору о подключении организация коммунального комплекса обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство, обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению. В случае, если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения требуется получение технических условий, исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия. Для подготовки системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства исполнитель на эксплуатируемых им сетях инженерно-технического обеспечения осуществляет мероприятия по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор о подключении является публичным договором, вследствие чего организация, осуществляющая эксплуатацию инженерных сетей, не может отказать в заключении договора.
Согласно части 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и др.).
В соответствии с вышеназванными Правилами предоставления технических условий в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Подключение объекта строительства к сетям осуществляется в порядке, который включает следующие этапы: подача заказчиком заявления о подключении; заключение договора о подключении; выдача заказчику технических условий, которые не противоречат ранее полученным заказчиком техническим условиям; выполнение заказчиком условий подключения; проверка исполнителем выполнения условий; присоединение объекта к сетям и подписание сторонами акта о присоединении (пункт 4 Правил подключения).
При этом обязательным условием для осуществления подключения является наличие в момент обращения действующих технических условий на подключение, то есть заказчик должен обратиться к исполнителю с заявлением о подключении до истечения срока действия технических условий.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления технических условий обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В том случае, если в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства превышен срок действия условий его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, указанный срок продлевается по согласованию с исполнителем на основании обращения заказчика (пункт 9 Правил подключения).
Как следует из материалов дела, ЖСК "Домстройсервис" не определил необходимую ему подключаемую нагрузку, с заявлением о продлении срока действия технических условий либо о получении новых технических условий к ОАО "Махачкалаводоканал" не обращался.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что при обращении ЖСК "Домстройсервис" к ОАО "Махачкалаводоканал" с запросом о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия выданных кооперативу в 2005 году технических условий истек, является обоснованным.
При этом ссылка ЖСК "Домстройсервис" на пункт 24 действовавших в момент выдачи технических условий Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку данными правилами было предусмотрено, что технические условия действительны в течение всего периода проектирования и строительства объекта, то есть, срок действия технических условий был напрямую привязан к моменту окончания строительства. Истец же обратился к ответчику с заявлением о подключении после завершения строительства дома, следовательно, срок действия технических условий к моменту обращения к ответчику истек.
В обоснование своих требований ЖСК "Домстройсервис" ссылается на то обстоятельство, что в момент выдачи ему технических условий в 2005 году отсутствовала инвестиционная программа и не требовалось создание новых, либо увеличение мощности существующих сетей, к которым будет производиться подключение. Следовательно, по мнению истца, согласно подпункту 2 пункта 14 Правил о заключении договоров, плата за подключение не должна взиматься.
Данный довод истца правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку сам по себе факт выдачи технических условий не влечет обязанности исполнителя подключить объект к сетям.
Из материалов дела следует, что ЖСК "Домстройсервис" обратился к ОАО "Махачкалаводоканал" с заявлением о подключении к системе водоснабжения и водоотведения в 2008 году, когда постановлением главы города Махачкала N 1329 от 29.05.2008 уже были утверждены тарифы на подключение к системам водоснабжения и канализации, а также приняты соответствующие инвестиционные программы на 2007 - 2009 годы (от 02.11.2006) и на 2008 - 2010 годы (от 09.01.2008), предусматривающие ремонт, реконструкцию и строительство водопроводных и очистительных сооружений в г. Махачкале, в том числе в микрорайоне города, где построен жилой дом истца.
Таким образом, на момент обращения ЖСК "Домстройсервис" к ОАО "Махачкалаводоканал" за подключением к сети водоснабжения имелась утвержденная инвестиционная программа исполнителя и для подключения требовалось проведение мероприятий по увеличению мощности и пропускной способности этой сети, на основании чего суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 14 Правил о заключении договоров и пункта 11 Правил предоставления технических условий основания для освобождения истца от внесения платы за подключение отсутствуют.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод истца о том, что утвержденная 09.01.2008 Программа развития и модернизации сетей на 2008 - 2010 годы является комплексной программой, а не инвестиционной, поскольку указанной Программой (также как и Программой от 02.11.2006) предусмотрены объемы финансирования работ, что полностью соответствует понятию инвестиционной программы, определенному статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Довод ЖСК "Домстройсервис" о несоответствии требованиям закона постановлений главы города Махачкалы N 1329 от 29.05.2008 "Об установлении тарифов на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения предприятий коммунального комплекса г. Махачкалы", N 1033 от 12.05.2008 "О порядке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения систем коммунальной инфраструктуры г. Махачкалы", а также инвестиционных программ правомерно не принят судом первой инстанции, поскольку на момент вынесения судом решения указанные нормативно-правовые акты никем не оспорены и не признаны в установленном порядке не соответствующими закону.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение указанной нормы ЖСК "Домстройсервис" как в суде первой инстанции, так и при рассмотрении дела апелляционным судом, не представил доказательств того, что им были внесены средства долевого участия в строительстве и реконструкции систем инженерной инфраструктуры города в соответствии с постановлением главы города Махачкала N 2359 от 02.12.2004 и постановлением Махачкалинского городского собрания N 13-2в от 29.12.2004.
ЖСК "Домстройсервис" также не представило доказательств того, что признание незаконным пункта 3 постановления главы города Махачкалы N 1329 от 29.05.2008 "Об установлении тарифов на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения предприятий коммунального комплекса г. Махачкалы" в части установления тарифа на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения МУП "Водоканал" на основании решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2009 по делу N А15-2006/2008 влечет за собой возникновение у ЖСК "Домстройсервис" права на бесплатное подключение к соответствующим инженерным сетям.
Кроме того, копия решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2009 по делу N А15-2006/2008, на которое ссылается заявитель, в материалах дела отсутствует.
На основании изложенного, апелляционный суд не находит оснований к отмене решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2008.
Доводы апелляционной жалобы ЖСК "Домстройсервис" апелляционным судом отклоняются по вышеназванным основаниям.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей относится на ЖСК "Домстройсервис", которая им уплачена.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2008 по делу N А15-1476/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий
Н.В.ВИНОКУРОВА
Судьи
Е.В.ЖУКОВ
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2009 N 16АП-2583/08 ПО ДЕЛУ N А15-1476/2008
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2009 г. N 16АП-2583/08
Дело N А15-1476/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2009.
постановление изготовлено в полном объеме 27.02.2009.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Винокуровой Н.В., судей Жукова Е.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиным А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе жилищно-строительного кооператива "Домстройсервис" на решение от 01.11.2008 по делу N А15-1476/2008 Арбитражного суда Республики Дагестан, принятое судьей Гаджимогомедовым И.С.,
по иску жилищно-строительного кооператива "Домстройсервис"
к ОАО "Махачкалаводоканал",
третье лицо - муниципальное образование "Городской округ "город Махачкала",
об обязании подключить жилой дом к водоснабжению и водоотведению без взимания платы,
при участии представителей:
- жилищно-строительного кооператива "Домстройсервис" - Охшунова З.М. (доверенность от 16.02.2009),
- ОАО "Махачкалаводоканал" - Халилова А.М.-З. (доверенность N 05/237 от 04.02.2009), Эльмурзаева Р.Э. (доверенность N 05/1663 от 24.12.2008),
- муниципального образования "Городской округ "город Махачкала" - не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен (почтовое уведомление N 02608),
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Домстройсервис" (далее - ЖСК "Домстройсервис", кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Махачкалаводоканал" (далее - ОАО "Махачкалаводоканал", общество) о возложении на общество обязанности по подключению 135-квартирного жилого дома в микрорайоне Г-2 г. Махачкала к водопроводно-канализационным сетям без взимания платы за подключение (с учетом уточнения требований).
Определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.09.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "городской округ "город Махачкала".
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2008 в удовлетворении заявленных ЖСК "Домстройсервис" требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2009, ЖСК "Домстройсервис" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить, ссылаясь на следующее.
По мнению заявителя, суд неправильно применил статью 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
Суд не учел, что в соответствии с Федеральным законом 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определен порядок установления платы за подключение, который не предусматривает одновременное сосуществование двух инвестиционных программ, как указал суд первой инстанции. Указанные инвестиционные программы были утверждены в отсутствие комплексной программы, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Также суд не учел, что постановление главы города "Об установлении тарифов на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения предприятий коммунального комплекса города Махачкалы" не было официально опубликовано, вследствие чего не может применяться.
Согласно пункту 3 постановления Главы города г. Махачкалы N 2359 от 02.12.2004 выдача разрешений и технических условий на присоединение к строящимся и действующим системам инженерного обеспечения производится после передачи средств долевого участия. Вывод суда первой инстанции о невнесении членами кооператива платы за долевое участие в строительстве не соответствует действительности, так как ОАО "Махачкалаводоканал" выдало кооперативу технические условия на водоснабжение и водоотведение только после внесения соответствующей оплаты.
Изложенное, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии у ответчика надлежащей инвестиционной программы, вследствие чего кооператив должен быть подключен к водоснабжению и водоотведению без взимания платы за подключение на основании абзаца 3 пункта 11 Правил определения и представления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 13.02.2006 N 83.
В дополнении к апелляционной жалобе ЖСК "Домстройсервис" указывает, что суд первой инстанции, ссылаясь на наличие в городе Махачкале двух инвестиционных программ - программы развития и модернизации сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 2008 - 2010 годы, утвержденной главой г. Махачкалы 09.01.2008 и инвестиционной программы на 2006 - 2009 годы, утвержденной Собранием депутатов городского округа Махачкала 02.11.2006 - не учел, что указанные нормативные акты являются не являются инвестиционными программами в том смысле, который придается им вышеназванными Правилами.
Кроме того, программа развития и модернизации сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 2008 - 2010 годы от 09.01.2008 утверждена главой г. Махачкалы, а не представительным органом местного самоуправления, а программа от 02.11.2006 признана утратившей силу решением собрания депутатов г. Махачкалы от 28.01.2009 N 15-2д.
Две программы, на которые сослался суд как на инвестиционные, приняты в нарушение Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в связи с чем не подлежат применению.
Таким образом, в момент обращения ЖСК "Домстройсервис" с заявлением о подключении дома к водоснабжению и водоотведению у ОАО "Махачкалаводоканал" отсутствовали принятые в установленном законом порядке инвестиционные программы по развитию сетей водоснабжения и водоотведения. В настоящее время пропускная способность существующих сетей не требует никаких реконструкций сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 18 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 г. N 360, бремя доказывания наличия оснований для отказа от заключения договора о подключении лежит на исполнителе.
Заявитель утверждает, что ответчиком не представлено доказательств необходимости увеличения пропускной способности для подключения многоквартирного дома к системе водоснабжения и водоотведения, в связи с чем, его требование о внесении платы за подключение является необоснованным.
Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2009 по делу N А15-2006/2008 признан недействительным пункт 3 постановления главы города Махачкалы от 29.05.2008 N 1329 "Об установлении тарифов на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения предприятий коммунального комплекса города Махачкалы" в части установления тарифов на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения МУП "Водоканал" на 2008 год, вследствие чего, по мнению заявителя, отсутствуют какие-либо тарифы на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения.
ОАО "Махачкалаводоканал" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2008 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей ЖСК "Домстройсервис" и ОАО "Махачкалаводоканал", в отсутствие представителя муниципального образования "Городской округ "город Махачкала", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, апелляционный суд не находит оснований к отмене решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2008, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Махачкала N 856 от 15.05.2003 Магомедовой П.А. предоставлен в собственность земельный участок площадью 792 кв. м под строительство 9-этажного жилого дома в микрорайоне Г-2 в районе дома N 44-б по пр. Насрутдинова в г. Махачкала. После приобретения у Магомедовой П.А. данного земельного участка ЖСК "Домстройсервис" возвел на нем 135-квартирный жилой дом.
В ходе строительства дома муниципальным унитарным обществом "Водоканал" (правопредшественником ОАО "Махачкалаводоканал") кооперативу были выданы технические условия N ПТС-ТУ-228 от 23.09.2005 на водоснабжение и водоотведение дома сроком на 1 год.
Завершив строительство дома, кооператив обратился к обществу с письмом от 07.07.2008 об открытии лицевых счетов жильцам дома.
Письмами от 16.07.2008 и 15.08.2008 общество сообщило кооперативу о необходимости заключения публичного договора на подключение к городским сетям и необходимости оплаты 4 356 130 рублей за подключение.
Считая, что подключение должно быть произведено ОАО "Махачкалаводоканал" без взимания платы, ЖСК "Домстройсервис" обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
В соответствии с пунктами 7 и 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за их подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, которые определяют порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с названными нормативными актами подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения производится в соответствии с договором о подключении. По договору о подключении организация коммунального комплекса обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство, обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению. В случае, если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения требуется получение технических условий, исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия. Для подготовки системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства исполнитель на эксплуатируемых им сетях инженерно-технического обеспечения осуществляет мероприятия по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор о подключении является публичным договором, вследствие чего организация, осуществляющая эксплуатацию инженерных сетей, не может отказать в заключении договора.
Согласно части 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и др.).
В соответствии с вышеназванными Правилами предоставления технических условий в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Подключение объекта строительства к сетям осуществляется в порядке, который включает следующие этапы: подача заказчиком заявления о подключении; заключение договора о подключении; выдача заказчику технических условий, которые не противоречат ранее полученным заказчиком техническим условиям; выполнение заказчиком условий подключения; проверка исполнителем выполнения условий; присоединение объекта к сетям и подписание сторонами акта о присоединении (пункт 4 Правил подключения).
При этом обязательным условием для осуществления подключения является наличие в момент обращения действующих технических условий на подключение, то есть заказчик должен обратиться к исполнителю с заявлением о подключении до истечения срока действия технических условий.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления технических условий обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В том случае, если в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства превышен срок действия условий его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, указанный срок продлевается по согласованию с исполнителем на основании обращения заказчика (пункт 9 Правил подключения).
Как следует из материалов дела, ЖСК "Домстройсервис" не определил необходимую ему подключаемую нагрузку, с заявлением о продлении срока действия технических условий либо о получении новых технических условий к ОАО "Махачкалаводоканал" не обращался.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что при обращении ЖСК "Домстройсервис" к ОАО "Махачкалаводоканал" с запросом о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия выданных кооперативу в 2005 году технических условий истек, является обоснованным.
При этом ссылка ЖСК "Домстройсервис" на пункт 24 действовавших в момент выдачи технических условий Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку данными правилами было предусмотрено, что технические условия действительны в течение всего периода проектирования и строительства объекта, то есть, срок действия технических условий был напрямую привязан к моменту окончания строительства. Истец же обратился к ответчику с заявлением о подключении после завершения строительства дома, следовательно, срок действия технических условий к моменту обращения к ответчику истек.
В обоснование своих требований ЖСК "Домстройсервис" ссылается на то обстоятельство, что в момент выдачи ему технических условий в 2005 году отсутствовала инвестиционная программа и не требовалось создание новых, либо увеличение мощности существующих сетей, к которым будет производиться подключение. Следовательно, по мнению истца, согласно подпункту 2 пункта 14 Правил о заключении договоров, плата за подключение не должна взиматься.
Данный довод истца правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку сам по себе факт выдачи технических условий не влечет обязанности исполнителя подключить объект к сетям.
Из материалов дела следует, что ЖСК "Домстройсервис" обратился к ОАО "Махачкалаводоканал" с заявлением о подключении к системе водоснабжения и водоотведения в 2008 году, когда постановлением главы города Махачкала N 1329 от 29.05.2008 уже были утверждены тарифы на подключение к системам водоснабжения и канализации, а также приняты соответствующие инвестиционные программы на 2007 - 2009 годы (от 02.11.2006) и на 2008 - 2010 годы (от 09.01.2008), предусматривающие ремонт, реконструкцию и строительство водопроводных и очистительных сооружений в г. Махачкале, в том числе в микрорайоне города, где построен жилой дом истца.
Таким образом, на момент обращения ЖСК "Домстройсервис" к ОАО "Махачкалаводоканал" за подключением к сети водоснабжения имелась утвержденная инвестиционная программа исполнителя и для подключения требовалось проведение мероприятий по увеличению мощности и пропускной способности этой сети, на основании чего суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 14 Правил о заключении договоров и пункта 11 Правил предоставления технических условий основания для освобождения истца от внесения платы за подключение отсутствуют.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод истца о том, что утвержденная 09.01.2008 Программа развития и модернизации сетей на 2008 - 2010 годы является комплексной программой, а не инвестиционной, поскольку указанной Программой (также как и Программой от 02.11.2006) предусмотрены объемы финансирования работ, что полностью соответствует понятию инвестиционной программы, определенному статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Довод ЖСК "Домстройсервис" о несоответствии требованиям закона постановлений главы города Махачкалы N 1329 от 29.05.2008 "Об установлении тарифов на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения предприятий коммунального комплекса г. Махачкалы", N 1033 от 12.05.2008 "О порядке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения систем коммунальной инфраструктуры г. Махачкалы", а также инвестиционных программ правомерно не принят судом первой инстанции, поскольку на момент вынесения судом решения указанные нормативно-правовые акты никем не оспорены и не признаны в установленном порядке не соответствующими закону.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение указанной нормы ЖСК "Домстройсервис" как в суде первой инстанции, так и при рассмотрении дела апелляционным судом, не представил доказательств того, что им были внесены средства долевого участия в строительстве и реконструкции систем инженерной инфраструктуры города в соответствии с постановлением главы города Махачкала N 2359 от 02.12.2004 и постановлением Махачкалинского городского собрания N 13-2в от 29.12.2004.
ЖСК "Домстройсервис" также не представило доказательств того, что признание незаконным пункта 3 постановления главы города Махачкалы N 1329 от 29.05.2008 "Об установлении тарифов на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения предприятий коммунального комплекса г. Махачкалы" в части установления тарифа на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения МУП "Водоканал" на основании решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2009 по делу N А15-2006/2008 влечет за собой возникновение у ЖСК "Домстройсервис" права на бесплатное подключение к соответствующим инженерным сетям.
Кроме того, копия решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2009 по делу N А15-2006/2008, на которое ссылается заявитель, в материалах дела отсутствует.
На основании изложенного, апелляционный суд не находит оснований к отмене решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2008.
Доводы апелляционной жалобы ЖСК "Домстройсервис" апелляционным судом отклоняются по вышеназванным основаниям.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей относится на ЖСК "Домстройсервис", которая им уплачена.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2008 по делу N А15-1476/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий
Н.В.ВИНОКУРОВА
Судьи
Е.В.ЖУКОВ
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)