Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2010 ПО ДЕЛУ N А70-13032/2009

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Органы управления товарищества собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2010 г. по делу N А70-13032/2009


резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2010 года
постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2010 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Т.Я. Шабалковой
судей Л.В. Беловой, И.В. Макарова
рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон:
от Товарищества собственников жилья "КУБ" - Г.А. Кузнецова, председатель правления,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - А.В. Маркин, доверенность от 29.12.2009 N 189,
кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "КУБ" на решение от 25.01.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья О.А. Минеев) и постановление от 28.04.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи О.Ю. Рыжиков, Н.Е. Иванова, Ю.Н. Киричек) по делу N А70-13032/2009 по заявлению Товарищества собственников жилья "КУБ" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

Товарищество собственников жилья "КУБ" (далее - ТСЖ "КУБ", ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области (далее - Управление Росреестра по Тюменской области, Управление) от 08.10.2009 N 157 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 25.01.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 28.04.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "КУБ" просит отменить решение арбитражного суда, ссылаясь на нарушение норм материального права и неполное исследование доказательств, удовлетворить заявленные требования об отмене постановления о назначении административного наказания и прекратить производство по делу.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Тюменской области просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы кассационной жалобы и находит судебные акты подлежащими отмене, дело направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского административного округа города Тюмени в Администрацию города Тюмени направлен запрос от 08.09.2009 N 2843ж-2009 о рассмотрении обращения жильцов дома N 52б по улице Котовского в городе Тюмени по вопросу неправомерных действий ТСЖ "КУБ", выразившихся в установлении ограждения на земельном участке по адресу: город Тюмень, улица Котовского, 52а.
Отделом муниципального контроля Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени проведена внеплановая проверки соблюдения ТСЖ "КУБ" земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: город Тюмень, улица Котовского, 52а.
В ходе проверки составлен акт от 24.09.2009, в котором зафиксировано наличие в действиях ТСЖ "КУБ" признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
02.10.2009 Управлением Росреестра по Тюменской области в присутствии законного представителя ТСЖ "КУБ" был составлен протокол об административном правонарушении о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
ТСЖ "КУБ" вменена в вину установка металлических ворот за границами предоставленного под многоквартирный дом земельного участка по улице Котовского, 52а в городе Тюмени, на площади ориентировочно 3 кв.м., то есть, использование земельного участка без правоустанавливающих документов на него.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением было вынесено постановление от 08.10.2009 N 157 о назначении административного наказания, которым ТСЖ "КУБ" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ТСЖ "КУБ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, обе судебные инстанции исходили из наличия в действиях ТСЖ "КУБ" состава вменяемого административного правонарушения, а также отсутствия оснований для признания указанного правонарушения малозначительным.
Отменяя состоявшиеся судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 25 и пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
28.07.2008 были проведены работы по установлению границ земельного участка, занимаемого жилым домом по улице Котовского, 52а в городе Тюмени и необходимого для его использования, составлен план границ земельного участка.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 72:23:0219001:102, площадь земельного участка - 3838 кв.м.
Судами обеих инстанций установлено, что 04.05.2009 на общем собрании членов ТСЖ "КУБ" - собственников жилых помещений жилого дома по улице Котовского, 52а в городе Тюмени было принято решение об установке ворот (шлагбаумов) с целью ограничения доступа автотранспорта на территорию, прилегающую к жилому дому.
В ходе проверки административным органом было установлено и отражено в материалах дела об административном правонарушении, что установленные ТСЖ "КУБ" металлически ворота находятся за пределами указанного земельного участка.
Постановлением Управления от 08.10.2009 по делу N 157 ТСЖ "КУБ" привлечено к административной ответственности за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдении.
Как следует из материалов дела, в обоснование правомерности своих действий, ТСЖ "КУБ" представлены письма: Управы Ленинского административного округа города Тюмени от 07.11.2008 N 21-06-2693/8; ректората Тюменского государственного университета от 29.04.2009; Отдела государственного пожарного надзора N 1 по Ленинскому административному округу города Тюмени от 12.03.2009 N 51, из которых следует, что ТСЖ "КУБ" обращалось в указанные органы за согласованием установки шлагбаума и отрицательные ответы не получило.
В материалы дела также представлено Свидетельство о государственной регистрации права от 16.10.2008, из которого следует, что смежный земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения существующего 5-этажного общежития, площадь 3650 кв. м, адрес город Тюмень, ул. Мельникайте, 93 а находится в постоянном (бессрочном) пользовании Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет".
Таким образом, обращаясь с письмами в Управу Ленинского административного округа города Тюмени, Отдел государственного пожарного надзора N 1 по Ленинскому административному округу города Тюмени, ректорат Тюменского государственного университета, ТСЖ полагало, что им согласованы действия по установке шлагбаума.
Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В обоснование доводов использования земельного участка без разрешительных документов суды ссылались на представленную в материалы дела схему расположения земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219001:102 (л.д. 50), план границ земельного участка (л.д. 23).
На представленной схеме указано, что самовольно занятый земельный участок S=до 550 кв.м, ограничивающийся воротами N 2 и N 3. Факт установки автоматических ворот за границами предоставленного ТСЖ земельного участка на указанной схеме не отражен.
Пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
В материалы дела не представлены доказательства, надлежащим образом оформленные и свидетельствующие о том, что земля, на которой установлены спорные металлические автоматические ворота, не принадлежит ТСЖ "КУБ".
Выводы судов обеих инстанций о том, что спорная территория относится к землям общего пользования, документально не обоснованы.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, которые приняли акт.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установив, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, установив, что выводы судов о том, что ТСЖ "КУБ" металлические автоматические ворота установлены за пределами предоставленного ему земельного участка, а также отнесение земельного участка к землям общего пользования документально не подтверждены, находит судебные акты подлежащими отмене, дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует устранить недостатки, указанные в постановлении, при необходимости истребовать у сторон доказательства, имеющие отношение к предмету спора, дать оценку всем доказательствах в их совокупности.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 25.01.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 28.04.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-13032/2009 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Я.ШАБАЛКОВА
Судьи
Л.В.БЕЛОВА
И.В.МАКАРОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)