Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2012 ПО ДЕЛУ N А21-7551/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2012 г. по делу N А21-7551/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 52328);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 52329);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1984/2012) ООО "МУП ЖЭУ-14" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.11.2011 по делу N А21-7551/2011 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "МУП ЖЭУ-14"
к Государственной жилищной инспекции Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

ООО "МУП ЖЭУ-14" (236000, г. Калининград, ул. Вернадского-1, ОГРН 1093925012345, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калининградской области (236040, г. Калининград, ул. Барнаульская, дом 4, далее - Инспекция, административный орган) N 177 от 21.09.2011 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением суда первой инстанции ООО "МУП ЖЭУ-14" в удовлетворении заявленного требования отказано в связи с обоснованным привлечением общества к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "МУП ЖЭУ-14" направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт о признании оспариваемого постановления незаконным в связи с отсутствием основания для привлечения к административной ответственности.
В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия свои возражения по апелляционной жалобе изложило в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 18.08.2011 Государственной жилищной инспекцией Калининградской области на основании распоряжения N 1514 от 11.08.2011 проведена внеплановая проверка деятельности ООО "МУП ЖЭУ-14". Основанием для ее проведения послужило обращение прокуратуры Центрального района г. Калининграда от 05.08.2011 N 876ж-11.
В ходе проведения данной проверки установлено, что ООО "МУП ЖЭУ-14", являясь лицом, ответственным за содержание многоквартирного жилого дома по адресу: г. Калининград, ул. Дунайская, д. 6-16, не разработало и не довело до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые должно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 166 от 18.98.2911 (л.д. 19-21).
По факту нарушения требований пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 в отношении ООО "МУП ЖЭУ-14" 05.09.2011 прокурором Центрального района г. Калининграда вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которым бездействие общества квалифицировано по части 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах (л.д. 17-18).
Для разрешения вопроса о привлечении общества к административной ответственности материалы дела направлены в ГЖИ Калининградской области.
21.09.2011 руководителем Государственной жилищной инспекции Калининградской области вынесено постановление N 177, которым ООО "МУП ЖЭУ-14" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением и, полагая, что названное постановление является незаконным, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая ООО "МУП ЖЭУ-14" в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Частью 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.
Объективной стороной данного административного правонарушения является несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.
Субъектами административной ответственности по данной части названной статьи являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за содержание многоквартирных домов.
Как следует из материалов дела, жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Калининград, ул. Дунайская, дом 6-16, находится в управлении ООО "МУП ЖЭУ-14" с 16.07.2009. Данное обстоятельство подтверждается решением общего собрания собственников помещений дома, оформленного протоколом общего собрания, и не отрицается заявителем.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, ООО "МУП ЖЭУ-14" приняло на себя обязательство по управлению вышеуказанным многоквартирным домом и в силу закона является лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, что соответствует понятию субъекта вменяемого обществу административного правонарушения.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока обязуется помимо оказания услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Обязанность по разработке и доведению до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий, наступила для управляющих организаций с момента официального опубликования Федерального закона N 261-ФЗ, то есть с 27.11.2009.
Пунктами 2, 39, 42 Правил установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Лица, виновные в нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 29 Федерального закона N 261-ФЗ).
Как уже было указано выше, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Калининград, ул. Дунайская, дом 6-16, находится в управлении ООО "МУП ЖЭУ-14" с 16.07.2009, однако, до момента проведения административным органом проверки мероприятия по энергосбережению управляющей компанией не разработаны и не были доведены до сведения собственников помещений в многоквартирном доме.
В данном случае регулярность проверки, установленная частью 7 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ лицо (не реже чем один раз в год) обществом не соблюдена, поскольку с 27.11.2009 (даты официального опубликования ФЗ N 261-ФЗ и наступления соответствующей обязанности) до 18.08.2011 (проведения проверки) общество такие мероприятия вообще не проводило. Доказательства о том, что такие действия осуществлялись обществом ни в ходе рассмотрения материалов административного дела, ни в суд не представлены.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности своевременного исполнения ООО "МУП ЖЭУ-14" возложенных на него законом обязанностей, в материалах дела отсутствуют.
Вина общества в рассматриваемом случае заключается в непринятии управляющей компанией всех зависящих от нее мер, направленных на соблюдение положений Федерального закона N 261, Правил, устанавливающих обязанность по разработке и доведению до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и недопущению совершения административного правонарушения.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения является правильным.
Апелляционным судом проверено соблюдение административным органом требований административного законодательства при производстве по делу об административных правонарушениях, существенных нарушений влекущих отмену оспариваемого постановления не выявлено. Размер наказания установлен с учетом обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соразмерен совершенному деянию.
В апелляционной жалобе общество повторило свои доводы, изложенные в заявлении, которым дана полная и объективная оценка.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "МУП ЖЭУ-14" не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30 ноября 2011 года по делу N А21-7551/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "МУП ЖЭУ-14" без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)