Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Т.Г. Гуденица, Н.Н. Смотровой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от ТСЖ "Титан" - представитель - Чернышева Н.А. по доверенности от 01.09.2011 г.,
от административной инспекции Ростовской области - представитель - Черных С.А. по доверенности от 14.11.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Титан"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.03.2012 по делу N А53-5141/2012
принятое в составе судьи Сурмаляна Г.А.
по заявлению Товарищества собственников жилья "Титан"
к Административной инспекции Ростовской области
о привлечении к административной ответственности
установил:
Товарищество собственников жилья "Титан" (далее - ТСЖ "Титан") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Административной инспекции Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления от 25.01.2012 г. N Р-68 о привлечении товарищества к административной ответственности по ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 г. N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Решением суда от 15.03.2012 г. постановление инспекции признано незаконным в части назначения наказания. Суд применил меру ответственности в виде предупреждения. Судебный акт мотивирован наличием в действиях товарищества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в нарушении Правил благоустройства города. Ввиду наличия смягчающих ответственность обстоятельств суд заменил административный штраф на предупреждение.
Не согласившись с данным судебным актом, ТСЖ "Титан" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 15.03.2012 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы товарищество указывает, что им заключен договор на вывоз ТБО, приобретен мусорный бак для временного хранения отходов и мусора от обслуживания общего имущества дома. Жильцами в самостоятельном порядке заключены договоры на вывоз ТБО. Земельный участок для организации контейнерной площадки товариществу не предоставлялся.
В судебном заседании 16.05.2012 г. объявлен перерыв до 24.05.2012 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 17.01.2012 г. должностным лицом Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области проведена проверка соблюдения правил благоустройства и санитарного содержания территории Аксайского городского поселения.
В ходе проверки установлено, что по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 20, корп. 3, ТСЖ "Титан" в нарушение Правил благоустройства Аксайского городского поселения не обеспечило организацию сбора и утилизации отходов ТБО, место для временного хранения отходов не организовало.
По данному факту в отношении товарищества составлен протокол об административном правонарушении от 17.01.2012 г.
Постановлением административной инспекции от 25.01.2012 г. N Р-68 ТСЖ "Титан" привлечено к административной ответственности по ст. 5.1 Областного закона от 23.10.2002 г. N 273-ЗС "Об административным правонарушениях" в виде штрафа в сумме 20 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях товарищества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Статьей 5.1 Закона Ростовской области "Об административным правонарушениях" от 25.10.2002 г. N 273-ЗС установлена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Решением Собрания депутатов Аксайского городского поселения от 18.04.2007 г. N 22 утверждены Правила благоустройства территории Аксайского городского поселения (далее - Правила благоустройства), устанавливающие единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяющие порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений.
Согласно пункту 2.1 Правил благоустройства физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и порядком сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов, утверждаемым главой администрации Аксайского городского поселения.
В соответствии с пунктом 2.6 Правил благоустройства вывоз бытовых отходов и мусора из жилых домов, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений осуществляется указанными организациями и домовладельцами, а также иными производителями отходов самостоятельно либо на основании договоров со специализированными организациями.
Пунктом 2.7 Правил благоустройства предусмотрено, что для сбора отходов и мусора организуется место временного хранения отходов.
Размещение места временного хранения отходов, порядок его уборки и технического обслуживания определяется администрацией Аксайского городского поселения.
Пунктом 2.2.10 утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г. N 4690-88 "Санитарных правил содержания территории населенных мест" (далее - СанПиН 42-1284690-88) установлено, что ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.
Пунктом 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны в числе прочего: оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники; обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета; принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила N 170) оборудование и иные объекты, используемые для твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.д.) предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
Согласно пункту 3.7.1 Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать в том числе: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах, накопление, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, а объекты, используемые для сбора и накопления образующихся в процессе жизнедеятельности жильцов дома твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.д.), относятся к общему имуществу дома (при отсутствии иных правообладателей), поскольку они предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Титан" является организацией, управляющей общим имуществом многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Аксай, ул. Садовая, 20, корп. 3. Данное обстоятельство сторонами по делу не оспаривается. Следовательно, исходя из положений статьи 161 Жилищного кодекса, одной из обязанностей заявителя является обязанность добросовестно содержать общее имущество в многоквартирном доме, состав которого определен частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из протокола об административном правонарушении 17.01.2012 г. усматривается, что в нарушение пункта 10.3 Правил ТСЖ "Титан" не обеспечило организацию сбора и утилизации отходов ТБО образующихся от жильцов многоквартирного дома и не организовало место для временного хранения отходов.
Учитывая отсутствие доказательств принятия заявителем необходимых мер по соблюдению правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, оснований для вывода об отсутствии вины товарищества в совершении вменяемого ему административного правонарушения отсутствуют.
При таких обстоятельствах, наличие в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Наличие у ряда собственников договоров на вывоз ТБО со специализированной организацией не освобождает товарищество собственников жилья от исполнения предусмотренных вышеназванными нормативными документами обязанностей.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Н.Н.СМОТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2012 N 15АП-4205/2012 ПО ДЕЛУ N А53-5141/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2012 г. N 15АП-4205/2012
Дело N А53-5141/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Т.Г. Гуденица, Н.Н. Смотровой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от ТСЖ "Титан" - представитель - Чернышева Н.А. по доверенности от 01.09.2011 г.,
от административной инспекции Ростовской области - представитель - Черных С.А. по доверенности от 14.11.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Титан"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.03.2012 по делу N А53-5141/2012
принятое в составе судьи Сурмаляна Г.А.
по заявлению Товарищества собственников жилья "Титан"
к Административной инспекции Ростовской области
о привлечении к административной ответственности
установил:
Товарищество собственников жилья "Титан" (далее - ТСЖ "Титан") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Административной инспекции Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления от 25.01.2012 г. N Р-68 о привлечении товарищества к административной ответственности по ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 г. N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Решением суда от 15.03.2012 г. постановление инспекции признано незаконным в части назначения наказания. Суд применил меру ответственности в виде предупреждения. Судебный акт мотивирован наличием в действиях товарищества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в нарушении Правил благоустройства города. Ввиду наличия смягчающих ответственность обстоятельств суд заменил административный штраф на предупреждение.
Не согласившись с данным судебным актом, ТСЖ "Титан" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 15.03.2012 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы товарищество указывает, что им заключен договор на вывоз ТБО, приобретен мусорный бак для временного хранения отходов и мусора от обслуживания общего имущества дома. Жильцами в самостоятельном порядке заключены договоры на вывоз ТБО. Земельный участок для организации контейнерной площадки товариществу не предоставлялся.
В судебном заседании 16.05.2012 г. объявлен перерыв до 24.05.2012 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 17.01.2012 г. должностным лицом Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области проведена проверка соблюдения правил благоустройства и санитарного содержания территории Аксайского городского поселения.
В ходе проверки установлено, что по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 20, корп. 3, ТСЖ "Титан" в нарушение Правил благоустройства Аксайского городского поселения не обеспечило организацию сбора и утилизации отходов ТБО, место для временного хранения отходов не организовало.
По данному факту в отношении товарищества составлен протокол об административном правонарушении от 17.01.2012 г.
Постановлением административной инспекции от 25.01.2012 г. N Р-68 ТСЖ "Титан" привлечено к административной ответственности по ст. 5.1 Областного закона от 23.10.2002 г. N 273-ЗС "Об административным правонарушениях" в виде штрафа в сумме 20 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях товарищества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Статьей 5.1 Закона Ростовской области "Об административным правонарушениях" от 25.10.2002 г. N 273-ЗС установлена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Решением Собрания депутатов Аксайского городского поселения от 18.04.2007 г. N 22 утверждены Правила благоустройства территории Аксайского городского поселения (далее - Правила благоустройства), устанавливающие единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяющие порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений.
Согласно пункту 2.1 Правил благоустройства физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и порядком сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов, утверждаемым главой администрации Аксайского городского поселения.
В соответствии с пунктом 2.6 Правил благоустройства вывоз бытовых отходов и мусора из жилых домов, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений осуществляется указанными организациями и домовладельцами, а также иными производителями отходов самостоятельно либо на основании договоров со специализированными организациями.
Пунктом 2.7 Правил благоустройства предусмотрено, что для сбора отходов и мусора организуется место временного хранения отходов.
Размещение места временного хранения отходов, порядок его уборки и технического обслуживания определяется администрацией Аксайского городского поселения.
Пунктом 2.2.10 утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г. N 4690-88 "Санитарных правил содержания территории населенных мест" (далее - СанПиН 42-1284690-88) установлено, что ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.
Пунктом 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны в числе прочего: оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники; обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета; принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила N 170) оборудование и иные объекты, используемые для твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.д.) предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
Согласно пункту 3.7.1 Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать в том числе: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах, накопление, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, а объекты, используемые для сбора и накопления образующихся в процессе жизнедеятельности жильцов дома твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.д.), относятся к общему имуществу дома (при отсутствии иных правообладателей), поскольку они предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Титан" является организацией, управляющей общим имуществом многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Аксай, ул. Садовая, 20, корп. 3. Данное обстоятельство сторонами по делу не оспаривается. Следовательно, исходя из положений статьи 161 Жилищного кодекса, одной из обязанностей заявителя является обязанность добросовестно содержать общее имущество в многоквартирном доме, состав которого определен частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из протокола об административном правонарушении 17.01.2012 г. усматривается, что в нарушение пункта 10.3 Правил ТСЖ "Титан" не обеспечило организацию сбора и утилизации отходов ТБО образующихся от жильцов многоквартирного дома и не организовало место для временного хранения отходов.
Учитывая отсутствие доказательств принятия заявителем необходимых мер по соблюдению правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, оснований для вывода об отсутствии вины товарищества в совершении вменяемого ему административного правонарушения отсутствуют.
При таких обстоятельствах, наличие в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Наличие у ряда собственников договоров на вывоз ТБО со специализированной организацией не освобождает товарищество собственников жилья от исполнения предусмотренных вышеназванными нормативными документами обязанностей.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Н.Н.СМОТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)