Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 28 января 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Холодной С.Т., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глущенко Е.И.,
с участием:
- от заявителя - Романов Д.В., доверенность от 17.11.10 г., N б/н;
- от первого ответчика - Чернышева Т.С., доверенность от 27.01.2010 г., N 03-09/3;
- от второго ответчика - Косарев А.А., доверенность от 19.07.2010 г., N 12-21/322;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционным жалобам ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары и УФНС России по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2010 года по делу N А55-19267/2010 (судья Селиваткин В.П.),
по заявлению Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Красноглинского района городского округа Самары, г. Самара,
к ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары, г. Самара,
УФНС России по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительными решений,
установил:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Красноглинского района городского округа Самара (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решений ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары (далее первый ответчик) от 07.07.2010 г. N 1269, от 07.07.2010 г. N 1270, от 07.07.2010 г. N 1271, от 07.07.2010 г. N 1272, от 07.07.2010 г. N 1273, от 07.07.2010 г. N 1274, от 07.07.2010 г. N 1276, от 07.07.2010 г. N 1275, от 07.07.2010 г. N 1277, от 07.07.2010 г. N 1278, от 07.07.2010 г. N 1279, от 07.07.2010 г. N 1280 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; решений от 07.07.2010 г. N 211, от 07.07.2010 г. N 212, от 07.07.2010 г. N 213, от 07.07.2010 г. N 214, от 07.07.2010 г. N 215, от 07.07.2010 г. N 216, от 07.07.2010 г. N 217, от 07.07.2010 г. N 218, от 07.07.2010 г. N 219, от 07.07.2010 г. N 220, от 07.07.2010 г. N 221, от 07.07.2010 г. N 222 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, а также о признании недействительными решений УФНС России по Самарской области (далее второй ответчик) от 13.08.2010 г. N 03-15/20927, от 13.08.2010 г. N 03-15/20926, от 13.08.2010 г. N 03-15/20920, от 13.08.2010 г. N 03-15/20913, от 13.08.2010 г. N 03-15/20918, от 13.08.2010 г. N 0315/20916, от 13.08.2010 г. N 03-15/20915, от 13.08.2010 г. N 03-15/20912, от 13.08.2010 г. N 03-15/20924, от 13.08.2010 г. N 03-15/20923, от 13.08.2010 г. N 03-15/20922 и от 13.08.2010 г. N 03-15/20914, также о возложении на ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары обязанности возместить заявителю НДС в форме возврата из федерального бюджета за налоговые периоды январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2007 года в общей сумме 24 600 587 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2010 года по делу N А55-19267/2010 заявленные требования удовлетворены полностью.
Первый и второй ответчики в апелляционных жалобах просят отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, считают, что выводы суда в решении о том, что заявитель не является органом местного самоуправления, не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель - Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Красноглинского района г.о. Самара представил первому ответчику - ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары уточненные налоговые декларации по НДС за налоговые периоды с января по декабрь 2007 года. Одновременно были поданы заявления о возмещении (возврате) налога на добавленную стоимость от 21.01.2010 г. N б/н с просьбой возместить из федерального бюджета путем возврата на расчетный счет налогоплательщика, образовавшуюся сумму превышения налоговых вычетов над налогом, исчисленным, за все налоговые периоды 2007 года на основании ст. 176 НК РФ.
Согласно вышеуказанных уточненных деклараций, у налогоплательщика сложилась сумма НДС к возмещению из федерального бюджета, в общем размере 24 600 587 руб., в том числе: январь 2007 г. - 413 999 руб., февраль 2007 г. - 901 484 руб., март 2007 г. - 781 274 руб., апрель 2007 г. - 864 274 руб., май 2007 г. - 1 093 904 руб., июнь 2007 г. - 618 166 руб., июль 2007 г. - 1 141 783 руб., август 2007 г. - 1 157 357 руб. сентябрь 2007 г. - 913 789 руб. октябрь 2007 г. - 2 070 709 руб., ноябрь 2007 г. - 6 108 304 руб., декабрь 2007 г. - 8 535 544 руб.
По результатам камеральных проверок налоговых деклараций за периоды с января по декабрь 2007 г. первым ответчиком приняты решения об отказе в привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения от 07.07.2010 г. N 1269, от 07.07.2010 г. N 1270, от 07.07.2010 г. N 1271, от 07.07.2010 г. N 1272, от 07.07.2010 г. N 1273, от 07.07.2010 г. N 1274, от 07.07.2010 г. N 1276, от 07.07.2010 г. N 1275, от 07.07.2010 г. N 1277, от 07.07.2010 г. N 1278, от 07.07.2010 г. N 1279, от 07.07.2010 г. N 1280.
Решениями от 07.07.2010 г. N 211, от 07.07.2010 г. N 212, от 07.07.2010 г. N 213, от 07.07.2010 г. N 214, от 07.07.2010 г. N 215, от 07.07.10 г. N 216, от 07.07.2010 г. N 217, от 07.07.2010 г. N 218, от 07.07.2010 г. N 219, от 07.07.2010 г. N 220, от 07.07.2010 г. N 221, от 07.07.2010 г. N 222 первый ответчик отказал заявителю в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению на основании поданных налоговых деклараций по НДС в общем размере 24 600 587 руб.
Заявитель обжаловал решения ИФС России по Красноглинскому району г. Самары в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Самарской области.
Второй ответчик - УФНС России по Самарской области, рассмотрев жалобы заявителя, принял решения от 13.08.2010 г. N 03-15/20927, от 13.08.2010 г. N 03-15/20926, от 13.08.2010 г. N 03-15/20920, от 13.08.2010 г. N 03-15/20913, от 13.08.2010 г. N 03-15/20918, от 13.08.2010 г. N 0315/20916, от 13.08.2010 г. N 03-15/20915, от 13.08.2010 г. N 03-15/20912, от 13.08.2010 г. N 03-15/20924, от 13.08.2010 г. N 03-15/20923, от 13.08.2010 г. N 03-15/20922 и от 13.08.2010 г. N 03-15/20914, которыми отказал в удовлетворении жалоб заявителя.
Заявитель считает, что данные решения не соответствуют положениям НК РФ, а, налоговый орган обязан возместить налог на добавленную стоимость из бюджета по следующим основаниям:
Налогоплательщик имеет право на возмещение суммы НДС на основе поданных деклараций.
Деятельность заявителя строится на приобретении у энергоснабжающих организаций и других поставщиков различных ресурсов: тепловой и электрической энергии, холодной и горячей воды и т.д. Данные товары реализуются в рамках договоров энергоснабжения, водоснабжения именно заявителю, действующему от собственного имени и за свой счет в качестве абонента (покупателя). Предоставленные товары не признаются коммунальными услугами, а деятельность организаций энергетики и водоснабжения к коммунальным услугам не относится. Данные организации не имеют договорных отношений с гражданами (в т.ч. не имеют их и через представителей, посредников) и не являются исполнителями жилищно-коммунальных услуг.
Данные обстоятельства подтверждаются договорами с поставщиками и подрядчиками заявителя: договор с ООО "Жилкомсервис" N ЖУ 5501 от 01.10.2007 г., с ОАО "СпецАвтоТранс" от 01.02.2007 г., с ООО "Средневолжская газовая компания" от 26.11. 2007 г. на техническую эксплуатацию внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, с ООО "Мой город" от 02.10.2007 г. на выполнение работ по технической эксплуатации и текущему ремонту жилых домов, с ООО "Энергосбытобслуживание" от 01.10.2007 г., с ООО "Электрощит"-Энеготехстрой" на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 1/ЭЭТС-Т от 03.05.2005 г. и другими договорами.
В дальнейшем, на основе полученных ресурсов, заявитель реализует населению комплексные коммунальные услуги по отоплению, водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, поскольку граждане не имеют возможности самостоятельно получать эти услуги от ресурсоснабжающих организаций. Кроме того, заявитель приобретает услуги и работы у специализированных подрядных организаций.
Оказание гражданам жилищно-коммунальных услуг относится к предмету осуществляемой заявителем деятельности исходя из ст. 22 ЖК РСФСР, правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г. N 1099 (п. 1.1) и ст. 161 и 162 ЖК РФ. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г. N 1099, исполнителями в отношении коммунальных услуг признаются предприятия или учреждения, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры.
Жилищный фонд и объекты инфраструктуры находятся в управлении именно заявителя и числятся у него на балансе, что подтверждается договором использования имущества муниципальной казны N 54 Ф от 16.05.2005 г. (п. 1.1.) и выпиской со счетов бухгалтерского учета. (Приложение N 8, 9). Данное имущество было передано заявителю на основе Положения о КЖКХ и ОН администрации Красноглинского района г.о. Самары. В п. 1.3 данного Положения предусмотрено, что Комитет по управлению имуществом по договору передает право оперативного управления муниципальным жилым и нежилым фондом (включая внутри квартальные и придомовые территории) заявителю. Во исполнение этого положения был заключен Договор использования имущества муниципальной казны N 000054Ф от 16.05.2005 г., которым данное имущество было передано. Предоставленное имущество, в том числе различные технические средства и инженерные коммуникации, позволяют заявителю осуществлять конкретные коммунальные услуги, тем самым, обеспечивая надлежащий уровень комфортности проживания в жилых помещениях.
Таким образом, заявитель выступает исполнителем коммунальных услуг (субъектом их реализации) в отношении граждан и несет ответственность за конечный результат (получение надлежащего уровня обслуживания, комфорта) гражданами, а не ограничивается ответственностью за выполнение лишь отдельных элементов производственно-технологического процесса оказания данных услуг.
Статус заявителя, как исполнителя жилищно-коммунальных услуг подтверждается действующими в настоящий момент Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 и Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ.
В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона 210-ФЗ потребителем коммунальных ресурсов признаются не отдельные собственники помещений, а управляющая организацию, т.е. в данном случае - заявитель.
В соответствии с абзацем 3 п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги
При этом возникшее у заявителя, в том числе на основании Договора использования имущества муниципальной казны N 000054Ф, обязательство осуществлять управление и эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры на основании п. 2 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введение в действие ЖК РФ" сохраняется до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, то есть до момента выбора собственником способа управления многоквартирным домом и возникновения на его основе правоотношений.
Плата за жилищно-коммунальные услуги относится к регулируемым ценам в соответствии ст. 424 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ от 24.12.1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", а также постановлениями Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и от 02.08.1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (п. 8), ст. 156, 157, 161, 162 ЖК РФ, а также Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ, ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 г. N 184-ФЗ. Размер платы в спорные периоды устанавливался, в частности, Постановлениями Главы города Самара от 29.11.2005 г. N 3571 и от 29.11.2005 г. N 3570.
При этом плата за жилищно-коммунальные услуги является ценой реализации для заявителя, а не для генерирующих компаний, которые расчетов с гражданами не ведут и применяют иные тарифы. Последние устанавливаются актами органов тарифообразования Самарской области, в частности, Приказами управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 09.12.2005 г. N 88, от 26.11.2004 г. N 39, от 08.12.2005 г. N 60.
Обстоятельства, связанные с применением тарифов, подтверждаются: с одной стороны, платежными квитанциями, книгами продаж и регистрами бухгалтерского учета заявителя, отражающими размер его выручки; с другой стороны, счетами-фактурами поставщиков и подрядчиков заявителя, книгами покупок налогоплательщика.
В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ: "При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы)".
Специальная норма, содержащаяся в абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ указывает, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В связи с тем, что регулируемая цена на жилищно-коммунальные услуги для населения установлена на уровне ниже расходов заявителя по производству и реализации данных услуг, у него складывается убыток, субсидируемый из местного бюджета г.о. Самары (что подтверждается выписками из бюджетных росписей, сметами, уведомлениями о лимитах бюджетных ассигнований и платежными поручениями о перечислении субсидий). Также у заявителя образуется сумма превышения налога предъявленного (и уплаченного) поставщикам и подрядчикам над налогом, полученным от граждан - покупателей налогоплательщика в составе платы за жилищно-коммунальные услуги.
Следовательно, у заявителя имеются основания для принятия НДС к вычету и возмещению из федерального бюджета, установленные статьями 171 - 173 и 176 НК РФ.
Как следует из оспариваемых решений ответчики считают, что у заявителя отсутствует объект налогообложения (реализация жилищно-коммунальных услуг), а, следовательно, и право на возмещение НДС за соответствующие налоговые периоды, поскольку заявитель является органом местного самоуправления, а услуги, которые он оказывает в ходе своей деятельности, не признаются объектом обложения НДС согласно п.п. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.
Этот довод ответчиков обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Заявитель не является муниципальным органом, входящим в систему органов власти г.о. Самары. В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 1 ст. 22 Устава городского округа Самара (утв. Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 г. N 294) в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входят: Дума городского округа Самара; Глава городского округа Самара; Администрация городского округа Самара; Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара. Иных муниципальных органов, входящих в структуру органов местного самоуправления г. о. Самара, Уставом не предусмотрено.
Кроме того, ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к органам местного самоуправления относятся органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Однако заявитель не является избираемой организацией или организацией образованной законодательным (представительным) органом власти.
Вопрос определения статуса отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений Администрации г. о. Самара был предметом рассмотрения в судах общей юрисдикции.
Так, при рассмотрении кассационного представления Прокурора г. Самары, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда по делу N 05-912 указала, что согласно части 8 статьи 37 Федерального закона N 131-Ф3 в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Следовательно, сами по себе отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации не являются органами местного самоуправления и не вправе решать вопросы местного значения.
Деятельность заявителя, в том числе предоставление коммунальных услуг населению, осуществляется не в рамках исключительных полномочий органов власти. Налоговый орган в решениях неправомерно ссылается на нормы Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности, на регулирующую вопросы муниципального заказа ст. 33.
Статья 33 Федерального закона N 154-ФЗ предусматривает, что органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по коммунальному обслуживанию населения, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
Однако, данная норма предусматривает лишь право выступать заказчиком на выполнение работ (оказание услуг, закупку товаров). Более того, такое право может быть реализовано органом местного самоуправления лишь в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, а именно с проведением конкурса. Каких-либо конкурсов заявитель не проводит.
Согласно пункта 4 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ "государственный или муниципальный аз представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товара производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета".
Из статей 72 и 73 БК РФ можно выделить следующие признаки муниципального контракта, ни один из которых не характерен для договоров заявителя: заключаются от имени муниципального образования; регистрируются в реестре муниципальных закупок; связаны с приобретением товаров (работ, услуг), а не их оказанием гражданам, как это имеет с деятельностью по предоставлению (обеспечению предоставления) коммунальных услуг; полностью оплачиваются (подлежат оплате) за счет местного бюджета.
В действительности, расчеты с поставщиками энергоресурсов осуществлялись заявителем, прежде всего, за счет денежных средств, поступивших от населения в оплату потребленных коммунальных услуг (т.е. доходов заявителя от реализации коммунальных услуг).
Само предоставление коммунальных услуг, которым занимается заявитель, в сферу полномочий органов власти не входит. Положения Федерального закона от 06.07.1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" и Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяют лишь такую сферу возможного регулирования местными органами власти, как общественные отношения, складывающиеся при жилищно-коммунальном обслуживании населения, выделяя их как общее направление деятельности.
Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определены полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений. Статьей 14 ЖК РФ деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг к полномочиям органа местного самоуправления не отнесена. Согласно пункту 7 статьи 161 ЖК РФ любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию.
Утверждение налогового органа о том, что поставщиком услуг населению являются ресурсоснабжающие компании и в силу этого факта, реализации у заявителя не образуется неверно.
Непосредственное предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями возможно лишь в случае, когда собственники помещений в многоквартирном доме выбрали непосредственный способ управления и заключили прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг. Данный вывод подтверждается ст. 164 ЖК РФ: Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, водоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
О возможности приобретения статуса исполнителя коммунальных услуг поставщиками энергоресурсов лишь в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками жилых помещений указывается в п. 3 Правил предоставления коммунальных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307: Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Управление жилищным фондом осуществляется заявителем. Ресурсоснабжающие компании не имеют доступа к внутридомовым инженерным сетям и не несут обязанности по их содержанию.
Именно в целях обеспечения граждан коммунальными услугами заявителем были заключены договоры энергоснабжения с генерирующими компаниями, а также подрядчиками по выполнению работ. Как видно из определения предметов данных договоров, условий о правах и обязанностях сторон, из наименования сторон договора, - это типовые договоры энергоснабжения, абонентом в которых выступает налогоплательщик, действующий от собственного имени и за свой счет.
Предметом договора энергоснабжения или водоснабжения не может быть возмездное оказание услуг. Ресурсоснабжающие организации по данным договорам реализуют не услуги, а товар, т.е. имущество с точки зрения гражданского законодательства.
Таким образом, реализацию жилищно-коммунальных услуг населению осуществляет заявитель.
Данный вывод подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 21.11.2006 г. N 8960/06, из которого следует, что организации энергоснабжения не являются жилищными, не имеют прямых отношений с гражданами - пользователями жилых помещений, не применяют убыточные тарифы на коммунальные услуги, установленные для расчетов с гражданами.
Ссылка налогового органа на постановление Правительства РФ от 02.08.1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" необоснованна. Периоды, которые рассматривались налоговым органом в рамках камеральных проверок уточненных деклараций, относились к 2006 г. К этому времени Постановление N 887 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.08.2004 г. N 444. Кроме того, сфера действия данного акта не затрагивает деятельности заявителя. В п.п. 4 и 9 Постановления N 887 указывается на необходимость создания в муниципальном образовании расчетно-кассовых центров. Ни о каком возложении на организации, подобные заявителю, исключительных полномочий по реализации вопросов местного значения речи здесь не идет.
Таким образом, предоставляемые заявителем услуги являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ, так как представляют собой реализацию услуг, осуществляемую на территории Российской Федерации. Организации, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, в силу статьи 143 НК РФ признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Вывод о возможности применения пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, предусматривающего исключение объекта обложения отдельных работ (услуг) является неверным. Применение данной нормы связано с одновременным соблюдением следующих условий:
Работы (услуги) должны выполняться государственным или муниципальным органом, входящим в систему органов власти. Данный орган должен осуществлять их в рамках своих исключительных полномочий.
Обязанность по выполнению работ (оказанию услуг) должна быть предусмотрена законодательством или актами органов местного самоуправления.
Эти признаки к налогоплательщику не относятся: заявитель не является государственным или муниципальным органом; он не обладает исключительными полномочиями органов власти и на него законодательно не возложена обязанность оказывать какие-либо услуги.
Подобные ситуации неоднократно рассматривались арбитражными судами различных уровней, которые приходили к выводу о возникновении объекта обложения НДС у муниципальных учреждений в результате оказания услуг в жилищно-коммунальной сфере.
Так Президиум ВАС РФ в Постановлении от 10.04.2007 г. N 9031/06 установил, что налогоплательщик, в оперативном управлении которого находится муниципальный жилой фонд и объекты инженерной инфраструктуры, на основании заключенных договоров муниципального заказа по обеспечению потребителей муниципального жилищного фонда тепловой энергией, услугами водоснабжения и водоотведения предоставлял потребителям жилищно-коммунальные услуги. Перечисленные услуги являются объектом обложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ, а налогоплательщик по смыслу ст. 143 НК РФ является плательщиком НДС.
Налоговые декларации заявителем поданы в налоговый орган в пределах срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ.
Одной из обязанностей налоговых органов является соблюдение законодательства о налогах и сборах (ст. 32 п.п. 1 п. 1 НК РФ). В силу п.п. 2 ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов, в том числе и обязанности в части непосредственного применения налогового законодательства.
Второй ответчик - УФНС России по Самарской области, рассматривая доводы заявителя, изложенные в жалобах, не применили подлежащие применению положения НК РФ и не удовлетворили законные требования по отмене оспариваемых решений ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары.
Оспариваемые решения ответчиков не соответствуют налоговому законодательству Российской Федерации и нарушают охраняемые законом права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, а поэтому обоснованно признаны судом первой инстанции недействительными.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2010 года по делу N А55-19267/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Т.С.ЗАСЫПКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2011 ПО ДЕЛУ N А55-19267/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2011 г. по делу N А55-19267/2010
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 28 января 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Холодной С.Т., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глущенко Е.И.,
с участием:
- от заявителя - Романов Д.В., доверенность от 17.11.10 г., N б/н;
- от первого ответчика - Чернышева Т.С., доверенность от 27.01.2010 г., N 03-09/3;
- от второго ответчика - Косарев А.А., доверенность от 19.07.2010 г., N 12-21/322;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционным жалобам ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары и УФНС России по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2010 года по делу N А55-19267/2010 (судья Селиваткин В.П.),
по заявлению Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Красноглинского района городского округа Самары, г. Самара,
к ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары, г. Самара,
УФНС России по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительными решений,
установил:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Красноглинского района городского округа Самара (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решений ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары (далее первый ответчик) от 07.07.2010 г. N 1269, от 07.07.2010 г. N 1270, от 07.07.2010 г. N 1271, от 07.07.2010 г. N 1272, от 07.07.2010 г. N 1273, от 07.07.2010 г. N 1274, от 07.07.2010 г. N 1276, от 07.07.2010 г. N 1275, от 07.07.2010 г. N 1277, от 07.07.2010 г. N 1278, от 07.07.2010 г. N 1279, от 07.07.2010 г. N 1280 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; решений от 07.07.2010 г. N 211, от 07.07.2010 г. N 212, от 07.07.2010 г. N 213, от 07.07.2010 г. N 214, от 07.07.2010 г. N 215, от 07.07.2010 г. N 216, от 07.07.2010 г. N 217, от 07.07.2010 г. N 218, от 07.07.2010 г. N 219, от 07.07.2010 г. N 220, от 07.07.2010 г. N 221, от 07.07.2010 г. N 222 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, а также о признании недействительными решений УФНС России по Самарской области (далее второй ответчик) от 13.08.2010 г. N 03-15/20927, от 13.08.2010 г. N 03-15/20926, от 13.08.2010 г. N 03-15/20920, от 13.08.2010 г. N 03-15/20913, от 13.08.2010 г. N 03-15/20918, от 13.08.2010 г. N 0315/20916, от 13.08.2010 г. N 03-15/20915, от 13.08.2010 г. N 03-15/20912, от 13.08.2010 г. N 03-15/20924, от 13.08.2010 г. N 03-15/20923, от 13.08.2010 г. N 03-15/20922 и от 13.08.2010 г. N 03-15/20914, также о возложении на ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары обязанности возместить заявителю НДС в форме возврата из федерального бюджета за налоговые периоды январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2007 года в общей сумме 24 600 587 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2010 года по делу N А55-19267/2010 заявленные требования удовлетворены полностью.
Первый и второй ответчики в апелляционных жалобах просят отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, считают, что выводы суда в решении о том, что заявитель не является органом местного самоуправления, не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель - Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Красноглинского района г.о. Самара представил первому ответчику - ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары уточненные налоговые декларации по НДС за налоговые периоды с января по декабрь 2007 года. Одновременно были поданы заявления о возмещении (возврате) налога на добавленную стоимость от 21.01.2010 г. N б/н с просьбой возместить из федерального бюджета путем возврата на расчетный счет налогоплательщика, образовавшуюся сумму превышения налоговых вычетов над налогом, исчисленным, за все налоговые периоды 2007 года на основании ст. 176 НК РФ.
Согласно вышеуказанных уточненных деклараций, у налогоплательщика сложилась сумма НДС к возмещению из федерального бюджета, в общем размере 24 600 587 руб., в том числе: январь 2007 г. - 413 999 руб., февраль 2007 г. - 901 484 руб., март 2007 г. - 781 274 руб., апрель 2007 г. - 864 274 руб., май 2007 г. - 1 093 904 руб., июнь 2007 г. - 618 166 руб., июль 2007 г. - 1 141 783 руб., август 2007 г. - 1 157 357 руб. сентябрь 2007 г. - 913 789 руб. октябрь 2007 г. - 2 070 709 руб., ноябрь 2007 г. - 6 108 304 руб., декабрь 2007 г. - 8 535 544 руб.
По результатам камеральных проверок налоговых деклараций за периоды с января по декабрь 2007 г. первым ответчиком приняты решения об отказе в привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения от 07.07.2010 г. N 1269, от 07.07.2010 г. N 1270, от 07.07.2010 г. N 1271, от 07.07.2010 г. N 1272, от 07.07.2010 г. N 1273, от 07.07.2010 г. N 1274, от 07.07.2010 г. N 1276, от 07.07.2010 г. N 1275, от 07.07.2010 г. N 1277, от 07.07.2010 г. N 1278, от 07.07.2010 г. N 1279, от 07.07.2010 г. N 1280.
Решениями от 07.07.2010 г. N 211, от 07.07.2010 г. N 212, от 07.07.2010 г. N 213, от 07.07.2010 г. N 214, от 07.07.2010 г. N 215, от 07.07.10 г. N 216, от 07.07.2010 г. N 217, от 07.07.2010 г. N 218, от 07.07.2010 г. N 219, от 07.07.2010 г. N 220, от 07.07.2010 г. N 221, от 07.07.2010 г. N 222 первый ответчик отказал заявителю в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению на основании поданных налоговых деклараций по НДС в общем размере 24 600 587 руб.
Заявитель обжаловал решения ИФС России по Красноглинскому району г. Самары в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Самарской области.
Второй ответчик - УФНС России по Самарской области, рассмотрев жалобы заявителя, принял решения от 13.08.2010 г. N 03-15/20927, от 13.08.2010 г. N 03-15/20926, от 13.08.2010 г. N 03-15/20920, от 13.08.2010 г. N 03-15/20913, от 13.08.2010 г. N 03-15/20918, от 13.08.2010 г. N 0315/20916, от 13.08.2010 г. N 03-15/20915, от 13.08.2010 г. N 03-15/20912, от 13.08.2010 г. N 03-15/20924, от 13.08.2010 г. N 03-15/20923, от 13.08.2010 г. N 03-15/20922 и от 13.08.2010 г. N 03-15/20914, которыми отказал в удовлетворении жалоб заявителя.
Заявитель считает, что данные решения не соответствуют положениям НК РФ, а, налоговый орган обязан возместить налог на добавленную стоимость из бюджета по следующим основаниям:
Налогоплательщик имеет право на возмещение суммы НДС на основе поданных деклараций.
Деятельность заявителя строится на приобретении у энергоснабжающих организаций и других поставщиков различных ресурсов: тепловой и электрической энергии, холодной и горячей воды и т.д. Данные товары реализуются в рамках договоров энергоснабжения, водоснабжения именно заявителю, действующему от собственного имени и за свой счет в качестве абонента (покупателя). Предоставленные товары не признаются коммунальными услугами, а деятельность организаций энергетики и водоснабжения к коммунальным услугам не относится. Данные организации не имеют договорных отношений с гражданами (в т.ч. не имеют их и через представителей, посредников) и не являются исполнителями жилищно-коммунальных услуг.
Данные обстоятельства подтверждаются договорами с поставщиками и подрядчиками заявителя: договор с ООО "Жилкомсервис" N ЖУ 5501 от 01.10.2007 г., с ОАО "СпецАвтоТранс" от 01.02.2007 г., с ООО "Средневолжская газовая компания" от 26.11. 2007 г. на техническую эксплуатацию внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, с ООО "Мой город" от 02.10.2007 г. на выполнение работ по технической эксплуатации и текущему ремонту жилых домов, с ООО "Энергосбытобслуживание" от 01.10.2007 г., с ООО "Электрощит"-Энеготехстрой" на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 1/ЭЭТС-Т от 03.05.2005 г. и другими договорами.
В дальнейшем, на основе полученных ресурсов, заявитель реализует населению комплексные коммунальные услуги по отоплению, водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, поскольку граждане не имеют возможности самостоятельно получать эти услуги от ресурсоснабжающих организаций. Кроме того, заявитель приобретает услуги и работы у специализированных подрядных организаций.
Оказание гражданам жилищно-коммунальных услуг относится к предмету осуществляемой заявителем деятельности исходя из ст. 22 ЖК РСФСР, правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г. N 1099 (п. 1.1) и ст. 161 и 162 ЖК РФ. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г. N 1099, исполнителями в отношении коммунальных услуг признаются предприятия или учреждения, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры.
Жилищный фонд и объекты инфраструктуры находятся в управлении именно заявителя и числятся у него на балансе, что подтверждается договором использования имущества муниципальной казны N 54 Ф от 16.05.2005 г. (п. 1.1.) и выпиской со счетов бухгалтерского учета. (Приложение N 8, 9). Данное имущество было передано заявителю на основе Положения о КЖКХ и ОН администрации Красноглинского района г.о. Самары. В п. 1.3 данного Положения предусмотрено, что Комитет по управлению имуществом по договору передает право оперативного управления муниципальным жилым и нежилым фондом (включая внутри квартальные и придомовые территории) заявителю. Во исполнение этого положения был заключен Договор использования имущества муниципальной казны N 000054Ф от 16.05.2005 г., которым данное имущество было передано. Предоставленное имущество, в том числе различные технические средства и инженерные коммуникации, позволяют заявителю осуществлять конкретные коммунальные услуги, тем самым, обеспечивая надлежащий уровень комфортности проживания в жилых помещениях.
Таким образом, заявитель выступает исполнителем коммунальных услуг (субъектом их реализации) в отношении граждан и несет ответственность за конечный результат (получение надлежащего уровня обслуживания, комфорта) гражданами, а не ограничивается ответственностью за выполнение лишь отдельных элементов производственно-технологического процесса оказания данных услуг.
Статус заявителя, как исполнителя жилищно-коммунальных услуг подтверждается действующими в настоящий момент Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 и Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ.
В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона 210-ФЗ потребителем коммунальных ресурсов признаются не отдельные собственники помещений, а управляющая организацию, т.е. в данном случае - заявитель.
В соответствии с абзацем 3 п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги
При этом возникшее у заявителя, в том числе на основании Договора использования имущества муниципальной казны N 000054Ф, обязательство осуществлять управление и эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры на основании п. 2 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введение в действие ЖК РФ" сохраняется до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, то есть до момента выбора собственником способа управления многоквартирным домом и возникновения на его основе правоотношений.
Плата за жилищно-коммунальные услуги относится к регулируемым ценам в соответствии ст. 424 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ от 24.12.1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", а также постановлениями Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и от 02.08.1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (п. 8), ст. 156, 157, 161, 162 ЖК РФ, а также Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ, ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 г. N 184-ФЗ. Размер платы в спорные периоды устанавливался, в частности, Постановлениями Главы города Самара от 29.11.2005 г. N 3571 и от 29.11.2005 г. N 3570.
При этом плата за жилищно-коммунальные услуги является ценой реализации для заявителя, а не для генерирующих компаний, которые расчетов с гражданами не ведут и применяют иные тарифы. Последние устанавливаются актами органов тарифообразования Самарской области, в частности, Приказами управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 09.12.2005 г. N 88, от 26.11.2004 г. N 39, от 08.12.2005 г. N 60.
Обстоятельства, связанные с применением тарифов, подтверждаются: с одной стороны, платежными квитанциями, книгами продаж и регистрами бухгалтерского учета заявителя, отражающими размер его выручки; с другой стороны, счетами-фактурами поставщиков и подрядчиков заявителя, книгами покупок налогоплательщика.
В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ: "При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы)".
Специальная норма, содержащаяся в абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ указывает, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В связи с тем, что регулируемая цена на жилищно-коммунальные услуги для населения установлена на уровне ниже расходов заявителя по производству и реализации данных услуг, у него складывается убыток, субсидируемый из местного бюджета г.о. Самары (что подтверждается выписками из бюджетных росписей, сметами, уведомлениями о лимитах бюджетных ассигнований и платежными поручениями о перечислении субсидий). Также у заявителя образуется сумма превышения налога предъявленного (и уплаченного) поставщикам и подрядчикам над налогом, полученным от граждан - покупателей налогоплательщика в составе платы за жилищно-коммунальные услуги.
Следовательно, у заявителя имеются основания для принятия НДС к вычету и возмещению из федерального бюджета, установленные статьями 171 - 173 и 176 НК РФ.
Как следует из оспариваемых решений ответчики считают, что у заявителя отсутствует объект налогообложения (реализация жилищно-коммунальных услуг), а, следовательно, и право на возмещение НДС за соответствующие налоговые периоды, поскольку заявитель является органом местного самоуправления, а услуги, которые он оказывает в ходе своей деятельности, не признаются объектом обложения НДС согласно п.п. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.
Этот довод ответчиков обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Заявитель не является муниципальным органом, входящим в систему органов власти г.о. Самары. В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 1 ст. 22 Устава городского округа Самара (утв. Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 г. N 294) в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входят: Дума городского округа Самара; Глава городского округа Самара; Администрация городского округа Самара; Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара. Иных муниципальных органов, входящих в структуру органов местного самоуправления г. о. Самара, Уставом не предусмотрено.
Кроме того, ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к органам местного самоуправления относятся органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Однако заявитель не является избираемой организацией или организацией образованной законодательным (представительным) органом власти.
Вопрос определения статуса отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений Администрации г. о. Самара был предметом рассмотрения в судах общей юрисдикции.
Так, при рассмотрении кассационного представления Прокурора г. Самары, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда по делу N 05-912 указала, что согласно части 8 статьи 37 Федерального закона N 131-Ф3 в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Следовательно, сами по себе отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации не являются органами местного самоуправления и не вправе решать вопросы местного значения.
Деятельность заявителя, в том числе предоставление коммунальных услуг населению, осуществляется не в рамках исключительных полномочий органов власти. Налоговый орган в решениях неправомерно ссылается на нормы Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности, на регулирующую вопросы муниципального заказа ст. 33.
Статья 33 Федерального закона N 154-ФЗ предусматривает, что органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по коммунальному обслуживанию населения, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
Однако, данная норма предусматривает лишь право выступать заказчиком на выполнение работ (оказание услуг, закупку товаров). Более того, такое право может быть реализовано органом местного самоуправления лишь в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, а именно с проведением конкурса. Каких-либо конкурсов заявитель не проводит.
Согласно пункта 4 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ "государственный или муниципальный аз представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товара производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета".
Из статей 72 и 73 БК РФ можно выделить следующие признаки муниципального контракта, ни один из которых не характерен для договоров заявителя: заключаются от имени муниципального образования; регистрируются в реестре муниципальных закупок; связаны с приобретением товаров (работ, услуг), а не их оказанием гражданам, как это имеет с деятельностью по предоставлению (обеспечению предоставления) коммунальных услуг; полностью оплачиваются (подлежат оплате) за счет местного бюджета.
В действительности, расчеты с поставщиками энергоресурсов осуществлялись заявителем, прежде всего, за счет денежных средств, поступивших от населения в оплату потребленных коммунальных услуг (т.е. доходов заявителя от реализации коммунальных услуг).
Само предоставление коммунальных услуг, которым занимается заявитель, в сферу полномочий органов власти не входит. Положения Федерального закона от 06.07.1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" и Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяют лишь такую сферу возможного регулирования местными органами власти, как общественные отношения, складывающиеся при жилищно-коммунальном обслуживании населения, выделяя их как общее направление деятельности.
Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определены полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений. Статьей 14 ЖК РФ деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг к полномочиям органа местного самоуправления не отнесена. Согласно пункту 7 статьи 161 ЖК РФ любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию.
Утверждение налогового органа о том, что поставщиком услуг населению являются ресурсоснабжающие компании и в силу этого факта, реализации у заявителя не образуется неверно.
Непосредственное предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями возможно лишь в случае, когда собственники помещений в многоквартирном доме выбрали непосредственный способ управления и заключили прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг. Данный вывод подтверждается ст. 164 ЖК РФ: Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, водоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
О возможности приобретения статуса исполнителя коммунальных услуг поставщиками энергоресурсов лишь в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками жилых помещений указывается в п. 3 Правил предоставления коммунальных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307: Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Управление жилищным фондом осуществляется заявителем. Ресурсоснабжающие компании не имеют доступа к внутридомовым инженерным сетям и не несут обязанности по их содержанию.
Именно в целях обеспечения граждан коммунальными услугами заявителем были заключены договоры энергоснабжения с генерирующими компаниями, а также подрядчиками по выполнению работ. Как видно из определения предметов данных договоров, условий о правах и обязанностях сторон, из наименования сторон договора, - это типовые договоры энергоснабжения, абонентом в которых выступает налогоплательщик, действующий от собственного имени и за свой счет.
Предметом договора энергоснабжения или водоснабжения не может быть возмездное оказание услуг. Ресурсоснабжающие организации по данным договорам реализуют не услуги, а товар, т.е. имущество с точки зрения гражданского законодательства.
Таким образом, реализацию жилищно-коммунальных услуг населению осуществляет заявитель.
Данный вывод подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 21.11.2006 г. N 8960/06, из которого следует, что организации энергоснабжения не являются жилищными, не имеют прямых отношений с гражданами - пользователями жилых помещений, не применяют убыточные тарифы на коммунальные услуги, установленные для расчетов с гражданами.
Ссылка налогового органа на постановление Правительства РФ от 02.08.1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" необоснованна. Периоды, которые рассматривались налоговым органом в рамках камеральных проверок уточненных деклараций, относились к 2006 г. К этому времени Постановление N 887 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.08.2004 г. N 444. Кроме того, сфера действия данного акта не затрагивает деятельности заявителя. В п.п. 4 и 9 Постановления N 887 указывается на необходимость создания в муниципальном образовании расчетно-кассовых центров. Ни о каком возложении на организации, подобные заявителю, исключительных полномочий по реализации вопросов местного значения речи здесь не идет.
Таким образом, предоставляемые заявителем услуги являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ, так как представляют собой реализацию услуг, осуществляемую на территории Российской Федерации. Организации, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, в силу статьи 143 НК РФ признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Вывод о возможности применения пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, предусматривающего исключение объекта обложения отдельных работ (услуг) является неверным. Применение данной нормы связано с одновременным соблюдением следующих условий:
Работы (услуги) должны выполняться государственным или муниципальным органом, входящим в систему органов власти. Данный орган должен осуществлять их в рамках своих исключительных полномочий.
Обязанность по выполнению работ (оказанию услуг) должна быть предусмотрена законодательством или актами органов местного самоуправления.
Эти признаки к налогоплательщику не относятся: заявитель не является государственным или муниципальным органом; он не обладает исключительными полномочиями органов власти и на него законодательно не возложена обязанность оказывать какие-либо услуги.
Подобные ситуации неоднократно рассматривались арбитражными судами различных уровней, которые приходили к выводу о возникновении объекта обложения НДС у муниципальных учреждений в результате оказания услуг в жилищно-коммунальной сфере.
Так Президиум ВАС РФ в Постановлении от 10.04.2007 г. N 9031/06 установил, что налогоплательщик, в оперативном управлении которого находится муниципальный жилой фонд и объекты инженерной инфраструктуры, на основании заключенных договоров муниципального заказа по обеспечению потребителей муниципального жилищного фонда тепловой энергией, услугами водоснабжения и водоотведения предоставлял потребителям жилищно-коммунальные услуги. Перечисленные услуги являются объектом обложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ, а налогоплательщик по смыслу ст. 143 НК РФ является плательщиком НДС.
Налоговые декларации заявителем поданы в налоговый орган в пределах срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ.
Одной из обязанностей налоговых органов является соблюдение законодательства о налогах и сборах (ст. 32 п.п. 1 п. 1 НК РФ). В силу п.п. 2 ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов, в том числе и обязанности в части непосредственного применения налогового законодательства.
Второй ответчик - УФНС России по Самарской области, рассматривая доводы заявителя, изложенные в жалобах, не применили подлежащие применению положения НК РФ и не удовлетворили законные требования по отмене оспариваемых решений ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары.
Оспариваемые решения ответчиков не соответствуют налоговому законодательству Российской Федерации и нарушают охраняемые законом права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, а поэтому обоснованно признаны судом первой инстанции недействительными.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2010 года по делу N А55-19267/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Т.С.ЗАСЫПКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)