Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Осипова Е.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Лебедева В.И.,
судей Савельевой М.Г., Корнильевой С.А.,
при секретаре Л.
рассмотрела в судебном заседании от 27 сентября 2010 года дело N 2-2210/10 по кассационному представлению прокурора Центрального района Санкт-Петербурга на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 августа 2010 года по иску прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов С. к ГУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг за 2008 и 2009 год в части оплаты за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Заслушав доклад судьи Лебедева В.И., прокурора Костину Т.В., поддержавшую кассационное представление прокурора Центрального района Санкт-Петербурга, полагавшую решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 августа 2010 года отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов С. к ГУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг за 2008 и 2009 год в части оплаты за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома.
В кассационном представлении прокурора Центрального района Санкт-Петербурга поставлен вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что С. зарегистрирована и проживает в жилом помещении - комнате в коммунальной квартире, расположенной в специальном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста ГУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального района Санкт-Петербурга" на основании ордера <...>, выданного распоряжением главы Администрации Центрального района Санкт-Петербурга 05.08.2002 г. года (л.д. 19) по адресу: <...>.
Согласно счетам-квитанциям, в 2008 и 2009 г.г. истицей оплачивались расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу регистрации истицы (л.д. 7 - 18).
В обоснование заявленных требований прокурором Центрального района Санкт-Петербурга указано на те обстоятельства, что жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения являются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, которые предназначаются для проживания граждан, отнесенных к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг. В нарушение ст. 14 Закона Санкт-Петербурга N 357-37 от 24.07.2000 года "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге", ответчиком за период 2008 и 2009 г.г. взималась плата за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по указанному адресу.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанностью истицы, в силу положений ЖК РФ, как нанимателя жилого помещения, является осуществление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой согласно ст. 154 ЖК РФ включена плата за содержание и ремонт мест общего пользования; п. 6.1 договора найма жилого помещения в специальных жилых домах, типовая форма которого утверждена Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 15.09.2000 г. N 1631-р, предусмотрено, что в состав платы за пользование жилым помещением (в том числе местами общего пользования в коммунальной квартире), вносимой нанимателем, включаются платеж за содержание и ремонт мест общего пользования, платеж за коммунальные услуги, платеж за наем жилого помещения; порядок предоставления компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг регламентирован Законом Санкт-Петербурга N 387-58 от 20.07.2006 г. Суд учел, что С. предоставлена компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в течение 2008 и 2009 годов, кроме того, истица является получателем льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение 2008 и 2009 годов по категории "инвалид".
При указанных обстоятельствах суд признал, что правовые основания для удовлетворения требований прокурора об обязании ответчика произвести перерасчет оплаты жилья и коммунальных услуг за 2008 и 2009 годы отсутствуют.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, С. зарегистрирована и проживает в жилом помещении в специальном жилом доме системы социального обслуживания населения, относящимся в силу положений ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений на основании решений собственников таких помещений в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
На момент возникновения спорных правоотношений порядок создания и управления специальными жилыми домами для одиноких граждан пожилого возраста, являющихся жителями Санкт-Петербурга, а также предоставления им жилых помещений в указанных домах и использования этих жилых помещений был предусмотрен Законом Санкт-Петербурга от 24.07.2000 г. N 357-37 (ред. от 16.01.2002, с изм. от 09.12.2003) "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге".
В силу ст. 17 вышеназванного Закона, с одинокими гражданами пожилого возраста, которым в установленном порядке предоставляются жилые помещения в специальных домах, заключается договор социального найма жилого помещения в специальном доме по форме, утверждаемой Администрацией Санкт-Петербурга.
Согласно ст. 26 указанного Закона, одинокие граждане пожилого возраста, проживающие в специальных домах, осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения с учетом льгот и компенсаций, предоставляемых им в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 6.1 договора найма жилого помещения в специальных жилых домах, типовая форма которого утверждена Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 15.09.2000 г. N 1631-р, предусмотрено, что в состав платы за пользование жилым помещением (в том числе местами общего пользования в коммунальной квартире), вносимой нанимателем, включаются платеж за содержание и ремонт мест общего пользования; платеж за коммунальные услуги; платеж за наем жилого помещения.
Согласно пункту 4.1.6 договора социального найма жилого помещения в специальном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста (примерная форма), наймодатель обязуется обеспечивать ремонт мест общего пользования и конструктивных элементов жилого дома в пределах средств, получаемых от нанимателя в качестве платежа за содержание и ремонт мест общего пользования, и расходов, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели.
Таким образом, обязанностью С., как нанимателя жилого помещения, является осуществление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой, как предусмотрено статьей 154 ЖК РФ, включена плата за содержание и ремонт мест общего пользования.
В силу ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В Санкт-Петербурге в соответствии со статьей 160 ЖК РФ 20.07.2006 г. принят Закон N 387-58 "О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге", которым предусмотрено право на получение компенсации как гражданами, пользующимися государственным жилищным фондом, так и собственниками жилых помещений и членами жилищного и жилищно-строительного кооператива, исходя из материального положения указанных лиц и нуждаемости в получении такой компенсации.
Истице, как установлено судом, предоставлялась компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2008 и 2009 годы.
В обоснование заявленных требований прокурор Центрального района Санкт-Петербурга ссылался на нарушение положений ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 24.07.2000 г. N 357-37 "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге", которой определено, что средства на содержание и ремонт мест общего пользования специальных домов, включая встроенные помещения, а также средства на проведение капитального ремонта предусматриваются в бюджете Санкт-Петербурга отдельной строкой в ведомственной структуре расходов соответствующего отраслевого органа Администрации Санкт-Петербурга.
Между тем, правила данной нормы закона, с учетом положений ст. 26 указанного Закона, предусматривающих обязанность данной категории граждан осуществлять оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения с учетом льгот и компенсаций, предоставляемых им в соответствии с действующим законодательством, не являются основанием для освобождения С. от уплаты указанных выше платежей, порядок предоставления компенсации расходов на оплату которых предусмотрен Законом Санкт-Петербурга от 20.07.2006 года N 387-58.
Оснований полагать, что наймодателем при начислении платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома нарушаются права истицы, как нанимателя жилого помещения специализированного жилищного фонда, предусмотренные законом, по доводам, изложенным в исковом заявлении, не имеется.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является правильным, решение суда постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, отмене не подлежит.
Доводы кассационного представления о том, что С. получала компенсацию по иным основаниям и могла бы на нее рассчитывать также не будучи нанимателем специального жилого фонда, не подтверждают наличия предусмотренных законом оснований для освобождения истицы от оплаты вышеназванных платежей, не являются в силу положений ст. ст. 362, 363 ГПК РФ основанием для отмены постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 августа 2010 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Центрального района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 27.09.2010 N 13255
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2010 г. N 13255
Судья: Осипова Е.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Лебедева В.И.,
судей Савельевой М.Г., Корнильевой С.А.,
при секретаре Л.
рассмотрела в судебном заседании от 27 сентября 2010 года дело N 2-2210/10 по кассационному представлению прокурора Центрального района Санкт-Петербурга на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 августа 2010 года по иску прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов С. к ГУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг за 2008 и 2009 год в части оплаты за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Заслушав доклад судьи Лебедева В.И., прокурора Костину Т.В., поддержавшую кассационное представление прокурора Центрального района Санкт-Петербурга, полагавшую решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 августа 2010 года отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов С. к ГУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг за 2008 и 2009 год в части оплаты за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома.
В кассационном представлении прокурора Центрального района Санкт-Петербурга поставлен вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что С. зарегистрирована и проживает в жилом помещении - комнате в коммунальной квартире, расположенной в специальном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста ГУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального района Санкт-Петербурга" на основании ордера <...>, выданного распоряжением главы Администрации Центрального района Санкт-Петербурга 05.08.2002 г. года (л.д. 19) по адресу: <...>.
Согласно счетам-квитанциям, в 2008 и 2009 г.г. истицей оплачивались расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу регистрации истицы (л.д. 7 - 18).
В обоснование заявленных требований прокурором Центрального района Санкт-Петербурга указано на те обстоятельства, что жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения являются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, которые предназначаются для проживания граждан, отнесенных к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг. В нарушение ст. 14 Закона Санкт-Петербурга N 357-37 от 24.07.2000 года "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге", ответчиком за период 2008 и 2009 г.г. взималась плата за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по указанному адресу.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанностью истицы, в силу положений ЖК РФ, как нанимателя жилого помещения, является осуществление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой согласно ст. 154 ЖК РФ включена плата за содержание и ремонт мест общего пользования; п. 6.1 договора найма жилого помещения в специальных жилых домах, типовая форма которого утверждена Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 15.09.2000 г. N 1631-р, предусмотрено, что в состав платы за пользование жилым помещением (в том числе местами общего пользования в коммунальной квартире), вносимой нанимателем, включаются платеж за содержание и ремонт мест общего пользования, платеж за коммунальные услуги, платеж за наем жилого помещения; порядок предоставления компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг регламентирован Законом Санкт-Петербурга N 387-58 от 20.07.2006 г. Суд учел, что С. предоставлена компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в течение 2008 и 2009 годов, кроме того, истица является получателем льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение 2008 и 2009 годов по категории "инвалид".
При указанных обстоятельствах суд признал, что правовые основания для удовлетворения требований прокурора об обязании ответчика произвести перерасчет оплаты жилья и коммунальных услуг за 2008 и 2009 годы отсутствуют.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, С. зарегистрирована и проживает в жилом помещении в специальном жилом доме системы социального обслуживания населения, относящимся в силу положений ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений на основании решений собственников таких помещений в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
На момент возникновения спорных правоотношений порядок создания и управления специальными жилыми домами для одиноких граждан пожилого возраста, являющихся жителями Санкт-Петербурга, а также предоставления им жилых помещений в указанных домах и использования этих жилых помещений был предусмотрен Законом Санкт-Петербурга от 24.07.2000 г. N 357-37 (ред. от 16.01.2002, с изм. от 09.12.2003) "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге".
В силу ст. 17 вышеназванного Закона, с одинокими гражданами пожилого возраста, которым в установленном порядке предоставляются жилые помещения в специальных домах, заключается договор социального найма жилого помещения в специальном доме по форме, утверждаемой Администрацией Санкт-Петербурга.
Согласно ст. 26 указанного Закона, одинокие граждане пожилого возраста, проживающие в специальных домах, осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения с учетом льгот и компенсаций, предоставляемых им в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 6.1 договора найма жилого помещения в специальных жилых домах, типовая форма которого утверждена Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 15.09.2000 г. N 1631-р, предусмотрено, что в состав платы за пользование жилым помещением (в том числе местами общего пользования в коммунальной квартире), вносимой нанимателем, включаются платеж за содержание и ремонт мест общего пользования; платеж за коммунальные услуги; платеж за наем жилого помещения.
Согласно пункту 4.1.6 договора социального найма жилого помещения в специальном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста (примерная форма), наймодатель обязуется обеспечивать ремонт мест общего пользования и конструктивных элементов жилого дома в пределах средств, получаемых от нанимателя в качестве платежа за содержание и ремонт мест общего пользования, и расходов, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели.
Таким образом, обязанностью С., как нанимателя жилого помещения, является осуществление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой, как предусмотрено статьей 154 ЖК РФ, включена плата за содержание и ремонт мест общего пользования.
В силу ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В Санкт-Петербурге в соответствии со статьей 160 ЖК РФ 20.07.2006 г. принят Закон N 387-58 "О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге", которым предусмотрено право на получение компенсации как гражданами, пользующимися государственным жилищным фондом, так и собственниками жилых помещений и членами жилищного и жилищно-строительного кооператива, исходя из материального положения указанных лиц и нуждаемости в получении такой компенсации.
Истице, как установлено судом, предоставлялась компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2008 и 2009 годы.
В обоснование заявленных требований прокурор Центрального района Санкт-Петербурга ссылался на нарушение положений ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 24.07.2000 г. N 357-37 "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге", которой определено, что средства на содержание и ремонт мест общего пользования специальных домов, включая встроенные помещения, а также средства на проведение капитального ремонта предусматриваются в бюджете Санкт-Петербурга отдельной строкой в ведомственной структуре расходов соответствующего отраслевого органа Администрации Санкт-Петербурга.
Между тем, правила данной нормы закона, с учетом положений ст. 26 указанного Закона, предусматривающих обязанность данной категории граждан осуществлять оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения с учетом льгот и компенсаций, предоставляемых им в соответствии с действующим законодательством, не являются основанием для освобождения С. от уплаты указанных выше платежей, порядок предоставления компенсации расходов на оплату которых предусмотрен Законом Санкт-Петербурга от 20.07.2006 года N 387-58.
Оснований полагать, что наймодателем при начислении платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома нарушаются права истицы, как нанимателя жилого помещения специализированного жилищного фонда, предусмотренные законом, по доводам, изложенным в исковом заявлении, не имеется.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является правильным, решение суда постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, отмене не подлежит.
Доводы кассационного представления о том, что С. получала компенсацию по иным основаниям и могла бы на нее рассчитывать также не будучи нанимателем специального жилого фонда, не подтверждают наличия предусмотренных законом оснований для освобождения истицы от оплаты вышеназванных платежей, не являются в силу положений ст. ст. 362, 363 ГПК РФ основанием для отмены постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 августа 2010 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Центрального района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)