Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
- от заявителя: Дидур П.А. по доверенности от 10.09.2012 N 4;
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 63344);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15671/2012) Товарищества собственников жилья "Серебристый бульвар" решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2012 по делу N А56-18769/2012 (судья Семенова И.С.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Серебристый бульвар"
к 1) Отделу надзорной деятельности Приморского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу 2) ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Товарищество собственников жилья "Серебристый бульвар" (197374, Санкт-Петербург, пл. Льва Мациевича, д. 4, ОГРН, далее - товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Приморского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (197373, г. Санкт-Петербург, Комендантский пр., д. 32, корпус 4, далее - Отдел надзорной деятельности, орган пожарного надзора) от 27.03.2012 N 2-22-185 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением товарищества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Серебристый бульвар" направило апелляционную жалобу, в которой, повторив позицию, изложенную в заявлении, просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснив, что товарищество не является субъектом вменяемого ему правонарушения, поскольку не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами и в силу пункта 6 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества.
Орган пожарного надзора, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направил.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя товариществ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Отделом надзорной деятельности Приморского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на основании распоряжения N 2-22-193 от 20.01.2012, с участием председателя правления ТСЖ, проведена плановая выездная проверка с целью соблюдения Товариществом собственников жилья "Серебристый бульвар" обязательных требований пожарной безопасности в жилом здании, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, площадь Льва Мациевича, дом 4.
При обследовании проверяемого объекта органом пожарного надзора было установлено нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, зарегистрированных в Минюсте России 27.06.2003, регистрационный номер N 4838; Норм пожарной безопасности 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (утверждены приказом МЧС РФ N 135 от 18.06.2003, зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003, рег. N 4836), Норм пожарной безопасности 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (утверждены приказом МЧС РФ N 323 от 20.06.2003 зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003, рег. N 4837) и СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 2-22-193 от 27.03.2012 (л.д. 40-41).
Такие нарушения, как: выходы из лестничных клеток на кровлю и чердак не предусмотрены через противопожарные двери 2-го типа (нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 8.4*СНиП 21-01-97*); части здания различных классов функциональной пожарной опасности (ГРЩ и помещения жилого здания) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, (нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 7.4*СНиП 21-01-97*); в остеклении дверей и фрамуг на 2, 15, 21-м этажах армированное стекло заменено обычным (нарушение пункта 53 ППБ 01-03); в ГРЩ допускается хранение горючих материалов (нарушение пункта 33 ППБ 01-03); сняты устройства для самозакрывания дверей лифтовых холлов с первого по двадцать второй этажи (нарушение пункта 33 ППБ 01-03); на 11-м этаже произведено изменение объемно-планировочных решений, в результате которого уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (системы дымоудаления) (нарушение пункта 40 ППБ 01-03) послужили основанием для составления 27.03.2012 должностным лицом органа пожарного надзора протокола об административном правонарушении N 183 по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Отсутствие у огнетушителей порядковых номеров, нанесенных на корпус белой краской (нарушение пункта 108 ППБ 01-03 приложение N 3 п. 16); эксплуатация помещений технического этажа, а также в приквартирных коридоров на 4, 5, 11, 17, 19-м этажах с плафонами со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение пункта 60 ППБ 01-03); перекатка пожарных рукавов производится реже одного раза в год (нарушение пункта 91 ППБ 01-03; неприсоединение пожарного рукава к крану с третьего - 22 этажи (нарушение пункта 91 ППБ 01-03 п. 91) послужило основанием для составления 27.03.2012 должностным лицом органа пожарного надзора протокола об административном правонарушении N 184 по части 3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Отсутствие в помещении диспетчерской автоматической пожарной сигнализации и системы управления эвакуацией людей (нарушение пункта 3 ППБ 01-03, п. 3, пункта 4 НПБ 110-03, пункта 5.1 НПБ 104-03; отсутствие при эксплуатации эвакуационных путей и выходов устройств для самозакрывания дверей незадымляемых лестничных клеток на 6, 10, 17, 18-м этажах (нарушение пункта 53 ППБ 01-03); Организация в тамбуре эвакуационного выхода 1-го этажа и в тамбурах эвакуационных выходов на 8, 18, 21-м кладовых (нарушение пунктов 40, 53 ППБ 01-03) послужило основанием для составления 27.03.2012 должностным лицом органа пожарного надзора протокола об административном правонарушении N 185 по части 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании материалов административного дела и протоколов об административных правонарушениях от 27.03.2012 NN 183, 184, 185 заместителем главного государственного инспектора Отдела надзорной деятельности Приморского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу вынесено постановление об административном правонарушении от 27.03.2012 о привлечении Товарищества собственников жилья "Серебристый бульвар" к административной ответственности на основании частей 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 150 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности с учетом положений статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Товарищество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием оснований для привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса РФ (пункт 16). При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, и соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пункт 11).
С учетом названных правовых норм, апелляционный суд считает, что именно ТСЖ "Серебристый бульвар" является лицом, обязанным предпринимать меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере пожарной безопасности, то есть товарищество является субъектом административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Наряду с данными ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
К иным нормативным документам по пожарной безопасности, содержащим требования пожарной безопасности, в том числе относятся: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения, автоматической пожарной сигнализацией"; СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
В соответствии с пунктом 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается:
- - загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы;
- - устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
- - устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир.
Согласно пункту 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Согласно пункту 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок в том числе, запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В соответствии с пунктом 91 ППБ 01-03 пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пунктов 40, 53, 60, 91 ППБ 01-03 в остеклении дверей и фрамуг на 2, 15, 21-м этажах армированное стекло заменено обычным (эпизод-3); эксплуатация помещений технического этажа, а также в приквартирных коридоров на 4, 5, 11, 17, 19-м этажах осуществляется с плафонами со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (эпизод-8); не присоединен пожарный рукав к крану с третьего - 22 этаж (эпизод 10), отсутствуют при эксплуатации эвакуационных путей и выходов устройства для самозакрывания дверей незадымляемых лестничных клеток на 6, 10, 17, 18-м этажах (эпизод 12); выявлено наличие в тамбуре эвакуационного выхода 1-го этажа и в тамбурах эвакуационных выходов на 8, 18, 21-м кладовых (эпизод 13).
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки и в суде товариществом не опровергнуты.
Относительно нарушений поименованных в эпизодах 5, 7 и 11 оспариваемого постановления, а именно, отсутствие устройства для самозакрывания дверей лифтовых холлов с первого по двадцать второй этажи, отсутствие у огнетушителей порядковых номеров, нанесенных на корпус белой краской и отсутствие в помещении диспетчерской автоматической пожарной сигнализации и системы управления эвакуацией людей, суд первой инстанции обоснованно указал, что товариществу неправомерно вменяется соблюдение пунктов 3, 33, 108 приложение N 3 п. 16 ППБ 01-03, пункта 4 НПБ 110-03, пункта 5.1 НПБ 104-03, поскольку пункт 33 указанных Правил не содержит нормы, обязывающей иметь наличие устройств для самозакрывания дверей лифтовых холлов, в силу пункта 108 (приложение N 3 п. 16) Правил у ТСЖ отсутствует необходимость обеспечения первичными средствами пожаротушения, а согласно Постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А56-25663/2011 нежилое помещение - диспетчерская, принадлежит на праве собственности иному юридическому лицу ООО "АЖУР", в связи с чем, у ТСЖ отсутствует обязанность по оборудованию диспетчерской автоматической пожарной сигнализацией.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неподтверждении в силу статьи 68, пункта 5 статьи 200 АПК РФ надлежащими доказательствами фактов нарушений указанных в эпизодах 1, 2, 4, 6, 8, 9 оспариваемого постановления. Относительно спорных эпизодов орган пожарного надзора ограничился голословным утверждением об их наличии.
За нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса административная ответственность предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет административную ответственность по части 3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Убедительных доказательств, свидетельствующих о принятии товариществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований пожарной безопасности, по недопущению многочисленных правонарушений и невозможности их предотвращения, в материалы дела не представлено. В данном случае большинство нарушений возможно было избежать, организовав надлежащим образом организационно-разъяснительную и контролирующую работу с собственниками квартир.
Таким образом, в соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ орган пожарного надзора доказал факт правонарушения и установил обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности. Виновность общества, установленная органом пожарного надзора в ходе проверки в отношении эпизодов 3, 8, 10, 12, 13 нашла свое подтверждение и в оспариваемом постановлении.
При этом апелляционный суд отмечает, что доказательства, свидетельствующие о принятии товариществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований пожарной безопасности, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы административного дела не представлены.
Процессуальных нарушений при привлечении товарищества к административной ответственности органом пожарного надзора не допущено, штраф назначен с учетом пункта 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Признать вышеуказанные многочисленные нарушения малозначительными не представляется возможным, поскольку в данном случае существует угроза жизни, здоровью и безопасности жителей многоэтажного жилого дома.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, отказывая заявителю в признании незаконным постановления Отдела надзорной деятельности Приморского района Санкт-Петербурга УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 27.03.2012 N 2-22-185 о привлечении ТСЖ "Серебристый бульвар" к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 2 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 июня 2012 года делу N А56-18769/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Серебристый бульвар" без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2012 ПО ДЕЛУ N А56-18769/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2012 г. по делу N А56-18769/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
- от заявителя: Дидур П.А. по доверенности от 10.09.2012 N 4;
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 63344);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15671/2012) Товарищества собственников жилья "Серебристый бульвар" решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2012 по делу N А56-18769/2012 (судья Семенова И.С.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Серебристый бульвар"
к 1) Отделу надзорной деятельности Приморского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу 2) ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Товарищество собственников жилья "Серебристый бульвар" (197374, Санкт-Петербург, пл. Льва Мациевича, д. 4, ОГРН, далее - товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Приморского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (197373, г. Санкт-Петербург, Комендантский пр., д. 32, корпус 4, далее - Отдел надзорной деятельности, орган пожарного надзора) от 27.03.2012 N 2-22-185 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением товарищества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Серебристый бульвар" направило апелляционную жалобу, в которой, повторив позицию, изложенную в заявлении, просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснив, что товарищество не является субъектом вменяемого ему правонарушения, поскольку не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами и в силу пункта 6 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества.
Орган пожарного надзора, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направил.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя товариществ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Отделом надзорной деятельности Приморского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на основании распоряжения N 2-22-193 от 20.01.2012, с участием председателя правления ТСЖ, проведена плановая выездная проверка с целью соблюдения Товариществом собственников жилья "Серебристый бульвар" обязательных требований пожарной безопасности в жилом здании, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, площадь Льва Мациевича, дом 4.
При обследовании проверяемого объекта органом пожарного надзора было установлено нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, зарегистрированных в Минюсте России 27.06.2003, регистрационный номер N 4838; Норм пожарной безопасности 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (утверждены приказом МЧС РФ N 135 от 18.06.2003, зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003, рег. N 4836), Норм пожарной безопасности 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (утверждены приказом МЧС РФ N 323 от 20.06.2003 зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003, рег. N 4837) и СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 2-22-193 от 27.03.2012 (л.д. 40-41).
Такие нарушения, как: выходы из лестничных клеток на кровлю и чердак не предусмотрены через противопожарные двери 2-го типа (нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 8.4*СНиП 21-01-97*); части здания различных классов функциональной пожарной опасности (ГРЩ и помещения жилого здания) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, (нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 7.4*СНиП 21-01-97*); в остеклении дверей и фрамуг на 2, 15, 21-м этажах армированное стекло заменено обычным (нарушение пункта 53 ППБ 01-03); в ГРЩ допускается хранение горючих материалов (нарушение пункта 33 ППБ 01-03); сняты устройства для самозакрывания дверей лифтовых холлов с первого по двадцать второй этажи (нарушение пункта 33 ППБ 01-03); на 11-м этаже произведено изменение объемно-планировочных решений, в результате которого уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (системы дымоудаления) (нарушение пункта 40 ППБ 01-03) послужили основанием для составления 27.03.2012 должностным лицом органа пожарного надзора протокола об административном правонарушении N 183 по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Отсутствие у огнетушителей порядковых номеров, нанесенных на корпус белой краской (нарушение пункта 108 ППБ 01-03 приложение N 3 п. 16); эксплуатация помещений технического этажа, а также в приквартирных коридоров на 4, 5, 11, 17, 19-м этажах с плафонами со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение пункта 60 ППБ 01-03); перекатка пожарных рукавов производится реже одного раза в год (нарушение пункта 91 ППБ 01-03; неприсоединение пожарного рукава к крану с третьего - 22 этажи (нарушение пункта 91 ППБ 01-03 п. 91) послужило основанием для составления 27.03.2012 должностным лицом органа пожарного надзора протокола об административном правонарушении N 184 по части 3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Отсутствие в помещении диспетчерской автоматической пожарной сигнализации и системы управления эвакуацией людей (нарушение пункта 3 ППБ 01-03, п. 3, пункта 4 НПБ 110-03, пункта 5.1 НПБ 104-03; отсутствие при эксплуатации эвакуационных путей и выходов устройств для самозакрывания дверей незадымляемых лестничных клеток на 6, 10, 17, 18-м этажах (нарушение пункта 53 ППБ 01-03); Организация в тамбуре эвакуационного выхода 1-го этажа и в тамбурах эвакуационных выходов на 8, 18, 21-м кладовых (нарушение пунктов 40, 53 ППБ 01-03) послужило основанием для составления 27.03.2012 должностным лицом органа пожарного надзора протокола об административном правонарушении N 185 по части 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании материалов административного дела и протоколов об административных правонарушениях от 27.03.2012 NN 183, 184, 185 заместителем главного государственного инспектора Отдела надзорной деятельности Приморского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу вынесено постановление об административном правонарушении от 27.03.2012 о привлечении Товарищества собственников жилья "Серебристый бульвар" к административной ответственности на основании частей 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 150 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности с учетом положений статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Товарищество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием оснований для привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса РФ (пункт 16). При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, и соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пункт 11).
С учетом названных правовых норм, апелляционный суд считает, что именно ТСЖ "Серебристый бульвар" является лицом, обязанным предпринимать меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере пожарной безопасности, то есть товарищество является субъектом административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Наряду с данными ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
К иным нормативным документам по пожарной безопасности, содержащим требования пожарной безопасности, в том числе относятся: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения, автоматической пожарной сигнализацией"; СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
В соответствии с пунктом 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается:
- - загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы;
- - устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
- - устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир.
Согласно пункту 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Согласно пункту 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок в том числе, запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В соответствии с пунктом 91 ППБ 01-03 пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пунктов 40, 53, 60, 91 ППБ 01-03 в остеклении дверей и фрамуг на 2, 15, 21-м этажах армированное стекло заменено обычным (эпизод-3); эксплуатация помещений технического этажа, а также в приквартирных коридоров на 4, 5, 11, 17, 19-м этажах осуществляется с плафонами со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (эпизод-8); не присоединен пожарный рукав к крану с третьего - 22 этаж (эпизод 10), отсутствуют при эксплуатации эвакуационных путей и выходов устройства для самозакрывания дверей незадымляемых лестничных клеток на 6, 10, 17, 18-м этажах (эпизод 12); выявлено наличие в тамбуре эвакуационного выхода 1-го этажа и в тамбурах эвакуационных выходов на 8, 18, 21-м кладовых (эпизод 13).
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки и в суде товариществом не опровергнуты.
Относительно нарушений поименованных в эпизодах 5, 7 и 11 оспариваемого постановления, а именно, отсутствие устройства для самозакрывания дверей лифтовых холлов с первого по двадцать второй этажи, отсутствие у огнетушителей порядковых номеров, нанесенных на корпус белой краской и отсутствие в помещении диспетчерской автоматической пожарной сигнализации и системы управления эвакуацией людей, суд первой инстанции обоснованно указал, что товариществу неправомерно вменяется соблюдение пунктов 3, 33, 108 приложение N 3 п. 16 ППБ 01-03, пункта 4 НПБ 110-03, пункта 5.1 НПБ 104-03, поскольку пункт 33 указанных Правил не содержит нормы, обязывающей иметь наличие устройств для самозакрывания дверей лифтовых холлов, в силу пункта 108 (приложение N 3 п. 16) Правил у ТСЖ отсутствует необходимость обеспечения первичными средствами пожаротушения, а согласно Постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А56-25663/2011 нежилое помещение - диспетчерская, принадлежит на праве собственности иному юридическому лицу ООО "АЖУР", в связи с чем, у ТСЖ отсутствует обязанность по оборудованию диспетчерской автоматической пожарной сигнализацией.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неподтверждении в силу статьи 68, пункта 5 статьи 200 АПК РФ надлежащими доказательствами фактов нарушений указанных в эпизодах 1, 2, 4, 6, 8, 9 оспариваемого постановления. Относительно спорных эпизодов орган пожарного надзора ограничился голословным утверждением об их наличии.
За нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса административная ответственность предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет административную ответственность по части 3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Убедительных доказательств, свидетельствующих о принятии товариществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований пожарной безопасности, по недопущению многочисленных правонарушений и невозможности их предотвращения, в материалы дела не представлено. В данном случае большинство нарушений возможно было избежать, организовав надлежащим образом организационно-разъяснительную и контролирующую работу с собственниками квартир.
Таким образом, в соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ орган пожарного надзора доказал факт правонарушения и установил обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности. Виновность общества, установленная органом пожарного надзора в ходе проверки в отношении эпизодов 3, 8, 10, 12, 13 нашла свое подтверждение и в оспариваемом постановлении.
При этом апелляционный суд отмечает, что доказательства, свидетельствующие о принятии товариществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований пожарной безопасности, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы административного дела не представлены.
Процессуальных нарушений при привлечении товарищества к административной ответственности органом пожарного надзора не допущено, штраф назначен с учетом пункта 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Признать вышеуказанные многочисленные нарушения малозначительными не представляется возможным, поскольку в данном случае существует угроза жизни, здоровью и безопасности жителей многоэтажного жилого дома.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, отказывая заявителю в признании незаконным постановления Отдела надзорной деятельности Приморского района Санкт-Петербурга УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 27.03.2012 N 2-22-185 о привлечении ТСЖ "Серебристый бульвар" к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 2 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 июня 2012 года делу N А56-18769/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Серебристый бульвар" без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)