Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2010 ПО ДЕЛУ N А65-18505/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2010 г. по делу N А65-18505/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
- от Товарищества собственников жилья "Меридиан" - извещен, не явился;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании 27 декабря 2010 г. в зале N 7 апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 октября 2010 года по делу N А65-18505/2010, судья Шайдуллин Ф.С.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Меридиан", г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании решения недействительным,

установил:

Товарищество собственников жилья "Меридиан", г. Казань (далее - заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан, г. Казань (далее - ответчик, налоговый орган) признать решение от 03 июня 2010 года N 2.11/926 недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 октября 2010 года заявление удовлетворено.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции исходил из того, что решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 5 по РТ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03 июня 2010 г. N 2.11/926 не соответствует требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе налоговый орган не согласен с решением суда первой инстанции, считает, что судом неправильно применены нормы материального права.
Заявитель считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 13.12.2010 г. N 39. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (исх. от 13.12.2010 г. N 40).
В судебное заседание апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2009 год, результаты которой отражены в акте N 572 от 29.04.2010 г., на основании которого налоговым органом принято решение N 2.11/926 от 03.06.2010 г. о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 012,60 руб.; заявителю начислен к уплате единый минимальный налог в сумме 5 063 руб. и пени в сумме 87,50 руб.
Заявитель, не согласившись с указанным решением налогового органа, обратился в вышестоящий налоговый орган с жалобой.
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 26 июля 2010 г. N 467 жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения, решение без изменения.
Товарищество, не согласившись с решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд Республики Татарстан, судебным актом которого требований заявителя удовлетворены.
ТСЖ "Меридиан" является юридическим лицом, применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
В налоговый орган 17.03.2010 г. заявителем была представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2009 год, согласно которой организацией получены доходы в размере 506 345 руб., расходы 639 853 руб., сумма убытка составила 133 508 руб., сумма исчисленного налога по данной декларации заявлена организацией в размере 0 руб.
Согласно позиции налогового органа, в связи с тем, что сумма минимального налога заявителем в декларации не отражена, налоговым органом, на основании пункта 6 статьи 346.18 НК РФ, был начислен единый минимальный налог в сумме 5 063 руб., соответствующие пени и штраф. При этом налоговый орган исходил из того, что деятельность товарищества согласно договорных обязательств, является посреднической деятельностью по закупке по поручению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальных слуг, следовательно, доходом товарищества является комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
По мнению налогового органа, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал позицию налогового органа ошибочной, не соответствующей закону и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ товарищество применяет упрощенную систему налогообложения.
Пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ предусмотрено, что при применении упрощенной системы налогообложения объектом налогообложения признаются, в том числе доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Согласно статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Взносы на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме обеспечивают содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ.
Членские взносы в товариществе собственников жилья - это предусмотренные законом обязательные платежи на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, имеющие строго целевой характер и не учитывающиеся в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении и налоговой базы по налогу на прибыль.
В соответствии со статьями 153, 154 ЖК РФ на членов товарищества возложена обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в этом доме. При этом в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество вправе в силу пунктов 3, 4 статьи 137 ЖК РФ потребовать в судебном порядке возмещения убытков, взыскания обязательных платежей и взносов.
Обязательные платежи и взносы собственников помещений в многоквартирном доме, используемые товариществом на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями собственников помещений в многоквартирном доме на содержание созданной им некоммерческой организации и ведение товариществом уставной деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации этого комплекса.
Указанные целевые поступления от собственников жилых помещений, использованные созданным ими товариществом по назначению в соответствии с принятой им сметой, в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль.
Согласно материалам дела товарищество собственников жилья "Меридиан" в соответствии с учредительными документами является некоммерческой организацией, созданной по решению общего собрания будущих собственников жилья в феврале 2009 года.
В соответствии с уставом товарищество создано для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения (в установленных законом пределах) общим имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, других законодательных и иных нормативных актов. Товарищество создано в целях совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирном доме, обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Статьей 137 ЖК РФ предоставлено право товариществу заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в этом доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества; определять смету доходов и расходов на год и на основе принятой сметы устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.
Согласно выписки из протокола общего собрания ТСЖ "Меридиан" N 2 от 27.04.2009 г., членами ТСЖ утверждена смета расходов ТСЖ по обслуживанию и техническому содержанию домов на 2009 г., а также тарифы по капитальному ремонту на 2009 год (л.д. 104).
Арбитражный суд установил, что согласно утвержденной сметы расходов данные расходы связаны с уборкой подъезда, содержанием двора, управлением жилым фондом, техническим обслуживанием и ремонтом жилого здания, техническим содержанием и ремонтом внутридомовых санитарно-технических сетей, техническим содержанием и ремонтом внутридомовых электросетей, техническим содержанием и ремонтом сетей внутридомового центрального отопления, капитальным ремонтом, обслуживанием лицевого счета (том 1 л.д. 103).
Источниками покрытия данных расходов являлись целевые взносы членов ТСЖ. При этом, товарищество непосредственно никаких коммунальных услуг собственникам жилья и нежилых помещений не оказывало. Коммунальные услуги, представляемые специализированными организациями, оплачивались товариществом из средств, полученных от жильцов (собственников) в качестве членских взносов и обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг. Товарищество не реализовывало коммунальные услуги, а только платило за их предоставление от имени жильцов многоквартирного дома.
Согласно материалам дела по условиям договоров, заключенных товариществом с МУП "Водоканал", ОАО "Татэнергосбыт", товарищество выступает в качестве абонента, которому названные организации предоставляют услуги по теплоснабжению, водоснабжению, электроснабжению, а товарищество (абонент), принимает на себя обязательства по их оплате (том 1 л.д. 38 - 62).
Товарищество, перечисляя организациям, оказывающим вышеперечисленные услуги, поступающие на его счет коммунальные платежи, выполняет предусмотренную Уставом обязанность по обеспечению коммунальными услугами собственников жилья, то есть выступает посредником между такими организациями и потребителями услуг.
Указанная деятельность носит некоммерческий характер, доказательств получения товариществом посреднического, агентского или иного аналогичного вознаграждения за перечисление денежных средств в оплату коммунальных услуг налоговая инспекция не представила.
Согласно статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных названном Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме - это обязательные расходы. Члены ТСЖ вносят и обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверенном периоде) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателями и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся: осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В данном случае денежные средства не поступали в доход товарищества и товарищество не осуществляло реализацию услуг и не получало доходов от такой реализации, в связи с чем объекта обложения налогом на прибыль не возникло.
Целевые взносы, полученные от членов товарищества денежные средства, использованные товариществом по назначению в соответствии с принятой им сметой, в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Налоговым органом не представлено доказательств того, что сумма поступивших коммунальных платежей является доходом (экономической выгодой товарищества).
Согласно пункта 6 статьи 346.18 НК РФ, налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 346.15 НК РФ, налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
При этом сумма поступивших коммунальных платежей в размере 506 345 руб. доходом товарищества не является.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оснований для включения спорной суммы в налогооблагаемую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, соответственно, начисления налога, пени и штрафа, отсутствуют.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 октября 2010 года по делу N А65-18505/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Н.Ю.МАРЧИК














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)