Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Принеслик И.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Брянскрегионгаз"
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 08.12.2010 по делу N А09-7839/2010 (судья Халепо В.В.)
по заявлению ООО "Брянскрегионгаз"
к Управлению ФАС России по Брянской области
о признании незаконными решения и постановления,
при участии:
от заявителя: не явились, извещены надлежаще,
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Брянская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Брянскрегионгаз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее - Управление) по делу об административном правонарушении N 73А от 06.10.2010.
Решением суда первой инстанции от 08.12.2010 в удовлетворении требований отказано.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Управление возражало против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
До начала судебного разбирательства от Общества поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в силу судебного акта по делу N А09-8730/2010, предметом которого является решение Управления 20.09.2010 N 73, на основании которого принято оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности.
Данное ходатайство суд отклоняет ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности основано не на решении Управления 20.09.2010 N 73 (хотя оно и принято по одним и тем же обстоятельствам), а на протоколе об административном правонарушении и материалах административного дела, в которых отражены все обстоятельства совершенного заявителем правонарушения, вследствие чего возможно самостоятельное рассмотрение настоящего дела без учета дела N А09-8730/2010.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, между Обществом (поставщик) и ЖСК "Серебряный ручей" (покупатель) заключен договор поставки газа N 07-5-20955 от 01.02.2009 г. (с протоколом согласования разногласий от 24.03.2009), согласно которому поставщик обязался поставлять газ и обеспечивать его транспортировку силами газораспределительной организации (ГРО) по газопроводам, принадлежащим ГРО, до границ трубопроводов, из которых отбирает газ покупатель (по каждому конечному потребителю исходя из объемов газа по отдельным точкам подключения), с 01.02.2009 по 31.12.2012, а покупатель - принимать газ и нести затраты за услуги по транспортировке, снабженческо-сбытовым услугам и оплачивать газ в согласованных объемах.
Пунктом 5.1 договора стороны согласовали, что цена на газ складывается из оптовой цены на соответствующий период поставки, установленной Правительством Российской Федерации на 2009 год, тарифной ставки на услуги по транспортировке газа и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Поставляемый по указанному договору газ использовался ЖСК "Серебряный ручей" в качестве топлива для двух крышных котельных, производящих тепловую энергию исключительно для нужд собственников жилых домов, расположенных по адресам: г. Брянск, ул. Ромашина, д. 58, корп. 1 и корп. 3, находящихся на обслуживании ЖСК "Серебряный ручей".
Счета по оплате за поставленный газ ООО "Брянскрегионгаз" выставляло ЖСК "Серебряный ручей" по промышленным тарифам, установленным для предприятий и организаций, производящих тепловую энергию в коммерческих целях.
Управление, расценив указанное обстоятельство как злоупотребление ООО "Брянскрегионгаз" доминирующим положением на товарном рынке, составило в отношении заявителя протокол от 30.09.2010 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ.
07.10.2010 Управлением в отношении Общества вынесено постановление, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, (далее - Правила) при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии.
По смыслу данной правовой нормы коммунальным ресурсом, закупаемым ЖСК для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения дома с использованием автономной системы отопления, является газ, а поставщик газа выступает в качестве ресурсоснабжающей организации. Потребителями газа в указанном случае выступают собственники автономной системы отопления, то есть члены ЖСК, использующие общее имущество жилого дома и приобретающие газ для обеспечения собственных бытовых нужд, теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Согласно пункту 15 Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Правило, установленное указанной правовой нормой, является общим при определении размера платы за все виды коммунальных услуг, в том числе по газоснабжению, теплоснабжению и горячему водоснабжению.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу статей 4, 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики в области газоснабжения признается определение основ ценовой политики в отношении газа. Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе, устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
Пунктом 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29.12.2000, установлено, что государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), которым в настоящее время является Федеральная служба по тарифам. Розничные цены на газ, реализуемый населению, в силу пункта 8 того же Постановления регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее Правила N 549), данные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Необходимость применения к спорным отношениям Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан также следует из используемых данными Правилами понятий: "абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению (п. 3); поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (п. 5); для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить (п. 7); оферта должна содержать помимо сведений о заявителе, необходимых для заключения договора, следующие сведения: а) тип помещения, газоснабжение которого необходимо обеспечить (многоквартирный дом, жилой дом, надворные постройки индивидуального домовладения), б) виды потребления газа (приготовление пищи, отопление, в том числе нежилых помещений, подогрев воды, приготовление кормов для животных), е) состав газоиспользующего оборудования (при наличии), г) размер (объем, площадь) жилых и нежилых отапливаемых помещений и т.д. (п. 8); нормы потребления газа устанавливаются по следующим видам потребления: а) приготовление пищи, б) нагрев горячей воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты), в) отопление жилых помещений в многоквартирных домах, жилых помещений и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, в жилых домах, г) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах и помещений в надворных постройках индивидуальных домовладений (п. 33).
Согласно п. 15 Правил N 549 в договоре указывается розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 05.10.2007 N 57, определено, что при заключении договоров ТСЖ, ЖСК действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, вышеперечисленные нормативные правовые акты прямо предусматривают, что оплата газа, потребляемого жилищно-строительным кооперативом, осуществляется по тарифам, установленным для населения.
Как следует из материалов дела, в период с 01.02.2009 по 01.08.2010 Общество выставляло ЖСК "Серебряный ручей" счета на оплату поставленного газа по промышленным тарифам, установленным для предприятий и организаций, производящих тепловую энергию в коммерческих целях.
Факт доминирующего положения ООО "Брянскрегионгаз" на рынке реализации природного газа потребителям Брянской области подтверждается материалами дела (выписка из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов) и не оспаривается заявителем.
Таким образом, заявителем нарушены положения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом административного органа о наличии в действиях Общества вины во вменяемом административном правонарушении.
В силу п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как разъяснено в п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанность по соблюдению законодательства в области конкуренции возложена на Общество. Доказательств того, что Обществом предприняты все меры для его соблюдения суду не представлено.
Материалы дела проверены в соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ. Нарушений не установлено.
Таким образом, в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно сослался на постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24.03.2010 по делу N А09-3376/2010, поскольку данное постановление не имеет преюдициального значения для настоящего дела, судом отклоняется.
Указанный судебный акт принят по обстоятельствам, аналогичным обстоятельствам, имеющимся в настоящем деле (в рамках дела N А09-3376/2010 суд кассационной инстанции установил неправомерность выставления Обществом в адрес ЖСК "Серебряный ручей" счетов на оплату поставленного газа по промышленным тарифам).
Ссылаясь на данное постановление суда кассационной инстанции, суд первой инстанции указал, что Общество знало о том, что его позиция противоречит сложившейся судебной практике, однако продолжало нарушать порядок ценообразования, рассчитывая стоимость газа для ЖСК по промышленным тарифам.
Каких-либо выводов о том, что данное постановление имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, в решении суда первой инстанции не содержится.
Выводы же о совершении Обществом административного правонарушения суд основывал исключительно на нормах права.
Довод жалобы о том, что защитник Общества был допущен к участию в составлении протокола об административном правонарушении, однако не являлся законным представителем юридического лица, не может быть принят судом во внимание ввиду следующего.
В соответствии со статьей 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Как следует из материалов дела, 20.09.2010 Управлением по юридическому адресу Общества направлено уведомление о составлении протокола, которым законный представитель ООО "Брянскрегионгаз" вызывался в Управление в 9 час 30 мин 30.09.2010 для составления протокола об административном правонарушении.
Указанное уведомление получено Обществом 22.09.2010.
Протокол об административном правонарушении составлен 30.09.2010 в присутствии представителя Общества Пызиной А.О., действовавшей на основании доверенности N 1а-10/86 от 30.12.2009.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель был извещен определением Управления от 30.09.2010.
Указанное определение получено Обществом 01.10.2010.
Таким образом, ООО "Брянскрегионгаз" было извещено надлежащим образом как о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
При этом то обстоятельство, что Пызина А.О. действовала на основании общей доверенности не нарушает прав Общества на защиту, так как заявитель был надлежащим образом уведомлен как о времени и месте составления протокола, так и о времени и месте рассмотрения дела, вследствие чего имел возможность направить своего представителя.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 08.12.2010 по делу N А09-7839/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА
Судьи
О.Г.ТУЧКОВА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.02.2011 ПО ДЕЛУ N А09-7839/2010
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2011 г. по делу N А09-7839/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Принеслик И.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Брянскрегионгаз"
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 08.12.2010 по делу N А09-7839/2010 (судья Халепо В.В.)
по заявлению ООО "Брянскрегионгаз"
к Управлению ФАС России по Брянской области
о признании незаконными решения и постановления,
при участии:
от заявителя: не явились, извещены надлежаще,
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Брянская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Брянскрегионгаз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее - Управление) по делу об административном правонарушении N 73А от 06.10.2010.
Решением суда первой инстанции от 08.12.2010 в удовлетворении требований отказано.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Управление возражало против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
До начала судебного разбирательства от Общества поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в силу судебного акта по делу N А09-8730/2010, предметом которого является решение Управления 20.09.2010 N 73, на основании которого принято оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности.
Данное ходатайство суд отклоняет ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности основано не на решении Управления 20.09.2010 N 73 (хотя оно и принято по одним и тем же обстоятельствам), а на протоколе об административном правонарушении и материалах административного дела, в которых отражены все обстоятельства совершенного заявителем правонарушения, вследствие чего возможно самостоятельное рассмотрение настоящего дела без учета дела N А09-8730/2010.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, между Обществом (поставщик) и ЖСК "Серебряный ручей" (покупатель) заключен договор поставки газа N 07-5-20955 от 01.02.2009 г. (с протоколом согласования разногласий от 24.03.2009), согласно которому поставщик обязался поставлять газ и обеспечивать его транспортировку силами газораспределительной организации (ГРО) по газопроводам, принадлежащим ГРО, до границ трубопроводов, из которых отбирает газ покупатель (по каждому конечному потребителю исходя из объемов газа по отдельным точкам подключения), с 01.02.2009 по 31.12.2012, а покупатель - принимать газ и нести затраты за услуги по транспортировке, снабженческо-сбытовым услугам и оплачивать газ в согласованных объемах.
Пунктом 5.1 договора стороны согласовали, что цена на газ складывается из оптовой цены на соответствующий период поставки, установленной Правительством Российской Федерации на 2009 год, тарифной ставки на услуги по транспортировке газа и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Поставляемый по указанному договору газ использовался ЖСК "Серебряный ручей" в качестве топлива для двух крышных котельных, производящих тепловую энергию исключительно для нужд собственников жилых домов, расположенных по адресам: г. Брянск, ул. Ромашина, д. 58, корп. 1 и корп. 3, находящихся на обслуживании ЖСК "Серебряный ручей".
Счета по оплате за поставленный газ ООО "Брянскрегионгаз" выставляло ЖСК "Серебряный ручей" по промышленным тарифам, установленным для предприятий и организаций, производящих тепловую энергию в коммерческих целях.
Управление, расценив указанное обстоятельство как злоупотребление ООО "Брянскрегионгаз" доминирующим положением на товарном рынке, составило в отношении заявителя протокол от 30.09.2010 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ.
07.10.2010 Управлением в отношении Общества вынесено постановление, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, (далее - Правила) при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии.
По смыслу данной правовой нормы коммунальным ресурсом, закупаемым ЖСК для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения дома с использованием автономной системы отопления, является газ, а поставщик газа выступает в качестве ресурсоснабжающей организации. Потребителями газа в указанном случае выступают собственники автономной системы отопления, то есть члены ЖСК, использующие общее имущество жилого дома и приобретающие газ для обеспечения собственных бытовых нужд, теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Согласно пункту 15 Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Правило, установленное указанной правовой нормой, является общим при определении размера платы за все виды коммунальных услуг, в том числе по газоснабжению, теплоснабжению и горячему водоснабжению.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу статей 4, 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики в области газоснабжения признается определение основ ценовой политики в отношении газа. Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе, устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
Пунктом 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29.12.2000, установлено, что государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), которым в настоящее время является Федеральная служба по тарифам. Розничные цены на газ, реализуемый населению, в силу пункта 8 того же Постановления регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее Правила N 549), данные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Необходимость применения к спорным отношениям Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан также следует из используемых данными Правилами понятий: "абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению (п. 3); поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (п. 5); для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить (п. 7); оферта должна содержать помимо сведений о заявителе, необходимых для заключения договора, следующие сведения: а) тип помещения, газоснабжение которого необходимо обеспечить (многоквартирный дом, жилой дом, надворные постройки индивидуального домовладения), б) виды потребления газа (приготовление пищи, отопление, в том числе нежилых помещений, подогрев воды, приготовление кормов для животных), е) состав газоиспользующего оборудования (при наличии), г) размер (объем, площадь) жилых и нежилых отапливаемых помещений и т.д. (п. 8); нормы потребления газа устанавливаются по следующим видам потребления: а) приготовление пищи, б) нагрев горячей воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты), в) отопление жилых помещений в многоквартирных домах, жилых помещений и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, в жилых домах, г) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах и помещений в надворных постройках индивидуальных домовладений (п. 33).
Согласно п. 15 Правил N 549 в договоре указывается розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 05.10.2007 N 57, определено, что при заключении договоров ТСЖ, ЖСК действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, вышеперечисленные нормативные правовые акты прямо предусматривают, что оплата газа, потребляемого жилищно-строительным кооперативом, осуществляется по тарифам, установленным для населения.
Как следует из материалов дела, в период с 01.02.2009 по 01.08.2010 Общество выставляло ЖСК "Серебряный ручей" счета на оплату поставленного газа по промышленным тарифам, установленным для предприятий и организаций, производящих тепловую энергию в коммерческих целях.
Факт доминирующего положения ООО "Брянскрегионгаз" на рынке реализации природного газа потребителям Брянской области подтверждается материалами дела (выписка из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов) и не оспаривается заявителем.
Таким образом, заявителем нарушены положения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом административного органа о наличии в действиях Общества вины во вменяемом административном правонарушении.
В силу п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как разъяснено в п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанность по соблюдению законодательства в области конкуренции возложена на Общество. Доказательств того, что Обществом предприняты все меры для его соблюдения суду не представлено.
Материалы дела проверены в соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ. Нарушений не установлено.
Таким образом, в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно сослался на постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24.03.2010 по делу N А09-3376/2010, поскольку данное постановление не имеет преюдициального значения для настоящего дела, судом отклоняется.
Указанный судебный акт принят по обстоятельствам, аналогичным обстоятельствам, имеющимся в настоящем деле (в рамках дела N А09-3376/2010 суд кассационной инстанции установил неправомерность выставления Обществом в адрес ЖСК "Серебряный ручей" счетов на оплату поставленного газа по промышленным тарифам).
Ссылаясь на данное постановление суда кассационной инстанции, суд первой инстанции указал, что Общество знало о том, что его позиция противоречит сложившейся судебной практике, однако продолжало нарушать порядок ценообразования, рассчитывая стоимость газа для ЖСК по промышленным тарифам.
Каких-либо выводов о том, что данное постановление имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, в решении суда первой инстанции не содержится.
Выводы же о совершении Обществом административного правонарушения суд основывал исключительно на нормах права.
Довод жалобы о том, что защитник Общества был допущен к участию в составлении протокола об административном правонарушении, однако не являлся законным представителем юридического лица, не может быть принят судом во внимание ввиду следующего.
В соответствии со статьей 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Как следует из материалов дела, 20.09.2010 Управлением по юридическому адресу Общества направлено уведомление о составлении протокола, которым законный представитель ООО "Брянскрегионгаз" вызывался в Управление в 9 час 30 мин 30.09.2010 для составления протокола об административном правонарушении.
Указанное уведомление получено Обществом 22.09.2010.
Протокол об административном правонарушении составлен 30.09.2010 в присутствии представителя Общества Пызиной А.О., действовавшей на основании доверенности N 1а-10/86 от 30.12.2009.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель был извещен определением Управления от 30.09.2010.
Указанное определение получено Обществом 01.10.2010.
Таким образом, ООО "Брянскрегионгаз" было извещено надлежащим образом как о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
При этом то обстоятельство, что Пызина А.О. действовала на основании общей доверенности не нарушает прав Общества на защиту, так как заявитель был надлежащим образом уведомлен как о времени и месте составления протокола, так и о времени и месте рассмотрения дела, вследствие чего имел возможность направить своего представителя.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 08.12.2010 по делу N А09-7839/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА
Судьи
О.Г.ТУЧКОВА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)