Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей Бородулиной И.И., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Дузенко А.С. по доверенности от 28.02.2011 года (сроком на 3 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 24 мая 2012 года по делу N А27-9613/2012 (судья Обухова Г.П.)
по заявлению Товарищества собственников жилья "Собственники", г. Кемерово (ИНН 4205159889)
к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, г. Кемерово
об оспаривании постановления от 05.04.2012 года,
установил:
Товарищество собственников жилья "Собственники" (далее по тексту - ТСЖ "Собственники", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее по тексту - административный орган, заинтересованное лицо, Государственная инспекция) от 05.04.2012 года о наложении взыскания в виде устного замечания.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 мая 2012 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, так как Государственной инспекцией в материалы дела предоставлено достаточно доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу возражал против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу административного органа не подлежащей удовлетворению, так как арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
ТСЖ "Собственники", участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 мая 2012 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан в ТСЖ "Собственники".
В ходе проверки административным органом установлено, что заявитель в нарушение положений действующего законодательства, в том числе, на своем сайте в сети Интернет, не разместил информацию в объемах и сроках, предусмотренных Стандартом раскрытия информации в сфере управления многоквартирными домами.
По результатам проверки Государственной инспекцией в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 6-389 от 12.03.2012 года и вынесено постановление от 05.04.2012 года, которым ТСХ "Собственники" привлечен к административной ответственности по части й статьи 7.23.1 КоАП РФ в виде устного замечания.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании указанного выше постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.1. КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Таким образом, субъектами данного административного правонарушения являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
Согласно части 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из анализа указанных выше норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу положений Жилищного кодекса РФ организация управления многоквартирными домами на основании договоров управления осуществляется управляющими организациями.
В свою очередь, товарищество собственников жилья к управляющим организациям не относится и не осуществляет управление жилым домом на основании договора управления с собственниками жилых помещений.
Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (часть 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ).
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что управляющая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан-потребителей.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 18.06.2011 года) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим Стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением этого Стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года N 731.
Согласно пункту 1 Стандарта настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Пунктом 2 Стандарта предусмотрено, что под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - договор управления).
При этом в соответствии с пунктом 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат, в частности, проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления.
Таким образом, указанный Стандарт предусматривал обязанность размещать указанную в нем информации в установленном порядке, только управляющих организаций.
Доказательств обратного административным органом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 года N 94 были внесены изменения в Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 1 Стандарта в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 года N 94, настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющими организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 года N 94 вступило в действие с 23.02.2012 года.
Согласно указанному Постановлению, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие на день вступления в силу данного Постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденными указанным Постановлением изменениями в течение 3 месяцев со дня его вступления в силу.
Таким образом, как правомерно отмечено арбитражным судом, обязанность к раскрытию информации в установленном порядке у товариществ собственников жилья возникла с 23.02.2012 года, при этом, у товариществ, осуществляющих управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 года N 94 предоставлен срок для размещения товариществами собственников жилья информации в соответствии со Стандартом - до 23.05.2012 года.
В рассматриваемом случае проверка ТСЖ "Собственники" административным органом осуществлялась в феврале 2012 года, протокол об административном правонарушении составлен 12.03.2012 года, а постановление вынесено 05.04.2012 года, то есть до истечения установленного Постановлением N 94 срока размещения информации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что со стороны товарищества собственников жилья отсутствовало нарушение, связанное с размещением информации в соответствии со Стандартом.
Кроме того, субъектами административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
Факт осуществления ТСЖ "Собственники" деятельности по управлению многоквартирным жилым домом на основании договоров управления, заключенными с собственниками жилых помещений, административным органом не установлен и не подтвержден документально.
Учитывая изложенное, являются несостоятельными доводы заинтересованного лица о том, что ТСЖ "Собственники" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и что у ТСЖ "Собственники" обязанность по размещению информации на сайте имелась с 18.06.2011 года.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ обязательному выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее административное правонарушение, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти обстоятельства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевших и свидетелей, иными документами, заключением эксперта, вещественными доказательствами (статья 26.2 КоАП РФ).
В нарушение указанных норм административный орган не исследовал и не установил все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, в том числе не установил, является ли ТСЖ "Собственники" субъектом административного правонарушения, имелась у ТСЖ "Собственники" обязанность по размещению информации на сайте на момент проведения проверки. Кроме того, административный орган не принял во внимание, что на дату проведения проверки и составления протокола еще не истек срок для размещения информации ТСЖ в соответствии со Стандартом, установленный для ТСЖ Постановлением N 94.
Соответственно, в действиях товарищества собственников жилья на момент проведения проверки и вынесения процессуальных документов по делу об административном правонарушении отсутствовал состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, постановление от 05.04.2012 года, которым ТСЖ "Собственники" признано совершившим административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и освобождено от административной ответственности на основании статье 2.9 КоАП РФ является незаконным.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 мая 2012 года по делу N А27-9613/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2012 ПО ДЕЛУ N А27-9613/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2012 г. по делу N А27-9613/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей Бородулиной И.И., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Дузенко А.С. по доверенности от 28.02.2011 года (сроком на 3 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 24 мая 2012 года по делу N А27-9613/2012 (судья Обухова Г.П.)
по заявлению Товарищества собственников жилья "Собственники", г. Кемерово (ИНН 4205159889)
к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, г. Кемерово
об оспаривании постановления от 05.04.2012 года,
установил:
Товарищество собственников жилья "Собственники" (далее по тексту - ТСЖ "Собственники", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее по тексту - административный орган, заинтересованное лицо, Государственная инспекция) от 05.04.2012 года о наложении взыскания в виде устного замечания.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 мая 2012 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, так как Государственной инспекцией в материалы дела предоставлено достаточно доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу возражал против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу административного органа не подлежащей удовлетворению, так как арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
ТСЖ "Собственники", участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 мая 2012 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан в ТСЖ "Собственники".
В ходе проверки административным органом установлено, что заявитель в нарушение положений действующего законодательства, в том числе, на своем сайте в сети Интернет, не разместил информацию в объемах и сроках, предусмотренных Стандартом раскрытия информации в сфере управления многоквартирными домами.
По результатам проверки Государственной инспекцией в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 6-389 от 12.03.2012 года и вынесено постановление от 05.04.2012 года, которым ТСХ "Собственники" привлечен к административной ответственности по части й статьи 7.23.1 КоАП РФ в виде устного замечания.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании указанного выше постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.1. КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Таким образом, субъектами данного административного правонарушения являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
Согласно части 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из анализа указанных выше норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу положений Жилищного кодекса РФ организация управления многоквартирными домами на основании договоров управления осуществляется управляющими организациями.
В свою очередь, товарищество собственников жилья к управляющим организациям не относится и не осуществляет управление жилым домом на основании договора управления с собственниками жилых помещений.
Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (часть 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ).
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что управляющая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан-потребителей.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 18.06.2011 года) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим Стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением этого Стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года N 731.
Согласно пункту 1 Стандарта настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Пунктом 2 Стандарта предусмотрено, что под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - договор управления).
При этом в соответствии с пунктом 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат, в частности, проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления.
Таким образом, указанный Стандарт предусматривал обязанность размещать указанную в нем информации в установленном порядке, только управляющих организаций.
Доказательств обратного административным органом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 года N 94 были внесены изменения в Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 1 Стандарта в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 года N 94, настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющими организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 года N 94 вступило в действие с 23.02.2012 года.
Согласно указанному Постановлению, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие на день вступления в силу данного Постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденными указанным Постановлением изменениями в течение 3 месяцев со дня его вступления в силу.
Таким образом, как правомерно отмечено арбитражным судом, обязанность к раскрытию информации в установленном порядке у товариществ собственников жилья возникла с 23.02.2012 года, при этом, у товариществ, осуществляющих управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 года N 94 предоставлен срок для размещения товариществами собственников жилья информации в соответствии со Стандартом - до 23.05.2012 года.
В рассматриваемом случае проверка ТСЖ "Собственники" административным органом осуществлялась в феврале 2012 года, протокол об административном правонарушении составлен 12.03.2012 года, а постановление вынесено 05.04.2012 года, то есть до истечения установленного Постановлением N 94 срока размещения информации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что со стороны товарищества собственников жилья отсутствовало нарушение, связанное с размещением информации в соответствии со Стандартом.
Кроме того, субъектами административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
Факт осуществления ТСЖ "Собственники" деятельности по управлению многоквартирным жилым домом на основании договоров управления, заключенными с собственниками жилых помещений, административным органом не установлен и не подтвержден документально.
Учитывая изложенное, являются несостоятельными доводы заинтересованного лица о том, что ТСЖ "Собственники" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и что у ТСЖ "Собственники" обязанность по размещению информации на сайте имелась с 18.06.2011 года.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ обязательному выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее административное правонарушение, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти обстоятельства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевших и свидетелей, иными документами, заключением эксперта, вещественными доказательствами (статья 26.2 КоАП РФ).
В нарушение указанных норм административный орган не исследовал и не установил все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, в том числе не установил, является ли ТСЖ "Собственники" субъектом административного правонарушения, имелась у ТСЖ "Собственники" обязанность по размещению информации на сайте на момент проведения проверки. Кроме того, административный орган не принял во внимание, что на дату проведения проверки и составления протокола еще не истек срок для размещения информации ТСЖ в соответствии со Стандартом, установленный для ТСЖ Постановлением N 94.
Соответственно, в действиях товарищества собственников жилья на момент проведения проверки и вынесения процессуальных документов по делу об административном правонарушении отсутствовал состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, постановление от 05.04.2012 года, которым ТСЖ "Собственники" признано совершившим административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и освобождено от административной ответственности на основании статье 2.9 КоАП РФ является незаконным.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 мая 2012 года по делу N А27-9613/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)