Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2011 ПО ДЕЛУ N А54-52/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2011 г. по делу N А54-52/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Полынкиной Н.А. и Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шульгач И.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3844/2011) Товарищества собственников жилья "Луч-3"
на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.06.2011
по делу N А54-52/2010 (судья Сельдемирова В.А.), принятое
по иску Муниципального образования - городской округ город Рязань, в лице администрации города Рязани (г. Рязань, ул. Радищева, д. 28, ОГРН 1026201270260)
к Товариществу собственников жилья "Луч-3" (г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, ОГРН 1056206059843),
третьи лица: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани, Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства,
об обязании возвратить субсидии в сумме 4 310 419 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от истца: Лисюшкина Ю.А., начальник сектора правового управления, доверенность от 11.01.2011 N 06;
- от ответчика: Евстифеев И.С., адвокат, доверенность от 01.02.2011;
- от третьих лиц: Ульянов А.Ю., начальник сектора юридического отдела Управления энергетики и ЖКХ, доверенность от 18.01.2011 N 01;

- установил:

администрация города Рязани (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья "Луч-3" об обязании возвратить в бюджет муниципального образования ранее полученную субсидию на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в сумме 4 310 419 руб.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 04.08.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 решение от 04.08.2010 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20.01.2011 решение арбитражного суда от 04.08.2010 и постановление апелляционного суда от 19.10.2010 отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области и Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Решением арбитражного суда от 21.06.2011 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ТСЖ "Луч" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права, нарушения норм процессуального права.
Третьи лица - Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области и Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (г. Москва) представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно. Дело рассмотрено без их участия по правилам ст. 156 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции выслушав пояснения представителей, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В рамках реализации Региональной адресной программы Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год, утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 24.03.2009 N 61, жилой дом N 34, кор. 1 по ул. Новоселов г. Рязани включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых была предоставлена финансовая поддержка в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (т. 1, л.д. 17 - 37).
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани направило в адрес ТСЖ "Луч-3" уведомление N 8, в котором сообщило о выделении средств Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в размере 4 310 419 руб. (т. 1, л.д. 103).
21.07.2009 общим собранием собственников помещений названного многоквартирного дома принято решение о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома, утверждены сметы расходов по видам работ и подрядным организациям, которое оформлено протоколом N 16 (т. 1, л.д. 104 - 106).
На основании данного решения ТСЖ "Луч-3" 22.07.2009 заключило договоры подряда с ООО "РязаньЛифтИмпорт", ООО "ДИАБАЗ", ООО "Промышленные коммуникации", ООО Клуб альпинистов "Ирбис", ЗАО "Ваши окна" (т. 1, л.д. 108 - 140) и 23.07.2009 ТСЖ "Луч-3" направило в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства документы в соответствии с установленным органом местного самоуправления перечнем (т. 1, л.д. 141).
Управление ЖКХ предложило ТСЖ "Луч-3" представить сертификат соответствия на устанавливаемое лифтовое оборудование и паспорт завода-изготовителя, производить замену лифтового оборудования исключительно продукцией отечественного оборудования, изготовить проект в соответствии с типом и моделью устанавливаемого лифтового оборудования (т. 1, л.д. 142).
13.08.2009 администрация г. Рязани сообщила ТСЖ "Луч-3" о том, что товариществом проигнорированы требования пункта 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и постановления Правительства Рязанской области от 18.02.2009 N 25 "Об утверждении порядка привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (т. 1, л.д. 146).
ТСЖ "Луч-3" 20.08.2009 обратилось в администрацию г. Рязани и Управление ЖКХ с требованием о перечислении в суточный срок с момента его получения на счет ТСЖ "Луч-3" денежных средств, выделенных Государственной корпорацией - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджетом Рязанской области на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в размере 4 310 419 руб. (т. 1, л.д. 147 - 149).
Управление ЖКХ платежными поручениями от 11.09.2009 N 589, 590 перечислило 16.09.2009 на счет ТСЖ "Луч-3" сумму субсидий - 4 310 419 руб. (т. 1, л.д. 9 - 10).
Поскольку ТСЖ "Луч-3" не приступило к выполнению капитального ремонта, не представило акт приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и отчеты о проведении капитального ремонта в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и пунктами 2.9, 2.11 Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного постановлением Администрации г. Рязани от 25.09.2008 N 5473, Управление ЖКХ потребовало от товарищества в соответствии с пунктом 3.4 Порядка в течение пяти дней со дня получения письма возвратить полученные субсидии в размере 4 310 419 руб. (т. 1, л.д. 11)
Поскольку ТСЖ "Луч-3" требования о возврате суммы полученной субсидии не выполнило, администрация города Рязани обратилась в арбитражный суд с иском.
Рассмотрев дело по существу и удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пунктам 1, 2, 3 ст. 20 Закона N 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют средства бюджета между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Получателями средств Фонда могут быть непосредственно муниципальные образования в случае, если субъектом Российской Федерации принято решение об определении муниципальных образований в качестве получателей средств.
Адресная программа Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год утверждена постановлением Правительства Рязанской области от 24.2009 N 61. В ней объем запланированной финансовой продержки распределен между муниципальными образованиями (участниками программы).
Пунктом 4 ст. 20 Закона N 185-ФЗ предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 14-ти дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Взаимоотношения Фонда и получателей его средств - субъектов РФ и муниципальных образований, в т.ч. по вопросам перераспределения выделенных средств, возврата средств в результате невыполнения запланированного объема работ в рамках региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, регулируются Порядком использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ, утвержденным правлением Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 05.08.2008, протокол N 27 (л.д. 13 - 22 т. 3).
Пунктом 6 предусмотрено, что неизрасходованные средства капитального ремонта, находящиеся на отдельном банковском счете, открытом в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона N 185-ФЗ, подлежат в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации возврату в местный бюджет. Исключения составляют случаи их перераспределения между видами работ и (или) направления на новые работы виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
В рассматриваемом случае необходимость перераспределения средств исключается, так как ТСЖ не приступило к освоению бюджетных ассигнований. Невыполнение запланированного объема работ по капитальном ремонту многоквартирных домов рассматривается как неисполнение соответствующей региональной адресной программы. Такое толкование дано в письме Фонда содействия реформированию от 17.07.2008 N КЦ-07/227.
Так как Фонд действует до 01.01.2013 (п. 6 ст. 3 Закона), неизрасходованные средства капитального ремонта могут быть перераспределены между домами, направляться на новые дома, если они расположены на территории того же муниципального образования, что и многоквартирный дом, по которому образовались эти средства.
Вместе с тем силу пункта 11 Порядка использование неизрасходованных средств невозможно, если при этом подлежит изменению срок реализации региональной адресной программы или отдельных ее этапов, а также уменьшение объема долевого финансирования проведения капитального ремонта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, средств товариществ собственников жилья или собственников помещений многоквартирных домах.
В целях осуществления предусмотренного статьей 23 Федерального закона о Фонде мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта субъекты Российской Федерации уведомляют Фонд содействия реформирования ЖКХ о планируемом использовании неизрасходованных средств. К уведомлению субъекта помимо пояснительной записки об объеме и причинах образования неизрасходованных средств предусмотрено приложить сведения о неизрасходованных денежных средствах, т.е. сведения о денежных средствах, оставшихся на счетах местных бюджетов в виде выписки со счета местного бюджета на момент обращения.
Уведомления субъектов Российской Федерации по мере их поступления рассматриваются правлением Фонда. Решение правления Фонда о согласовании использования неизрасходованных средств является основанием для осуществления предусмотренного Федеральным законом о Фонде мониторинга реализации региональных адресных программ с учетом использования неизрасходованных средств, предусмотренного в указанном уведомлении.
Таким образом, дальнейшее использование неизрасходованных средств Фонда в данном случае предполагает предварительный возврат этих средств на счет местного бюджета.
Аналогичная норма установлена в п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой решение о наличии потребности в направлении на те же цели целевых межбюджетных трансфертов принимается главным администратором средств федерального бюджета, осуществляющим администрирование доходов федерального бюджета от возврата остатков целевых межбюджетных трансфертов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, подлежат перечислению получателями средств на единый счет бюджета.
Средства, получаемые субъектами Российской Федерации от Фонда, представляют собой межбюджетные субсидии (см. п. 7, 8 Порядка движения денежных средств, направляемых Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию ЖКХ на долевое финансирование региональных адресных программ, утв. Правлением Фонда от 11.03.2008, протокол N 9).
Пункт 10.1 Порядка от 05.08.2008 предусматривает также возможность использования неизрасходованных средств в составе финансовой поддержки, предоставляемой Фондом в будущем (зачет средств Фонда). При этом указанные средства муниципальными образованиями предварительно должны быть возвращены субъекту Российской Федерации. С учетом этого положения Правительство Рязанской области письмом от 18.12.2009 N 8-34/3538 сообщило о возможности включения многоквартирного дома (ТСЖ "Луч-3") в адресную программу следующего года.
В соответствии с пунктом 3.4 Адресной программы Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год срок ее реализации ограничен 2009 годом.
С учетом изложенного, действия ТСЖ "Луч-3" препятствуют разрешению вопроса по дальнейшему использованию неизрасходованных в рамках адресной программы средств в вышеуказанном порядке, причем решение этого вопроса не взаимосвязано с наличием или отсутствием вины ТСЖ в неосвоении бюджетных средств в 2009 году.
Суд апелляционной инстанции признал необоснованным довод жалобы об отсутствии у истца полномочий на обращение с настоящим иском.
В соответствии с п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ цели, условия, порядок предоставления субсидий управляющим организациям, ТСЖ, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения таких условий определяются нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами.

Руководствуясь статьей 22 Закона N 185-ФЗ, администрация города Рязани письмом от 15.01.2010 N 10/1/2-9/30 направила в адрес Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области отчет о ходе реализации региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, согласно которому из 860 многоквартирных домов провели капитальный ремонт 859 многоквартирных домов, за исключением дома N 34, корп. 1 по ул. Зубковой г. Рязани (т. 1, л.д. 51-55).
Перечисление средств из бюджета субъекта Российской Федерации в местные бюджеты осуществляется в порядке межбюджетных отношений и учитывается по соответствующим кодам классификации расходов. Средства, поступившие в местные бюджеты, учитываются в доходах местного бюджета и направляются в установленном порядке на увеличение соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете. Средства из местного бюджета в пределах бюджетных ассигнований предоставляются в форме субсидий товариществам собственников жилья, управляющим организациям и др. в порядке, установленном муниципальным правовым актом (пункты 9, 13, 15 Порядка движения денежных средств Фонда, протокол N 9 от 11.03.2008).
В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса РФ и ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его использованием, установление и исполнение расходных обязательств относится к бюджетным полномочиям муниципального образования.
Как следует из материалов дела, арбитражный суд определениями от 28.02.2011, от 23.03.2011, 13.05.2011 предлагал третьему лицу - Государственной корпорации - Фонду реформирования жилищно-коммунального хозяйства представить документально подтвержденные сведения о принятии решения по распоряжению субсидией, предоставленной товариществу собственников жилья "Луч-3" в качестве долевого финансирования капитального ремонта многоквартирного дома, в рамках реализации региональной адресной программы, а также сведения о принятии Фондом решения о перераспределении спорной суммы субсидии. Запрошенные судом сведения третьим лицом не представлены.
Денежные средства, предоставленные товариществу в форме субсидий, не были использованы в течение финансового года, условие предоставления субсидии - проведение капитального ремонта многоквартирного дома - ответчиком не выполнено, а срок реализации региональной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирного дома ограничен 2009 годом, следовательно, не использованные в установленный срок бюджетные средства подлежат возврату в местный бюджет.
Кроме того, суд учел, что исковые требования направлены не на возврат ранее выделенных денежных средств Фонду, а на восстановление их на счете местного бюджета (возможно с последующей передачей бюджету субъекта РФ), как безусловного условия для направления субъектом РФ уведомления Фонду для установления дальнейшего использования неизрасходованных средств.
Дело рассмотрено в судебном заседании 29.08.2011, продолжено после перерыва - 05.09.2011.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 174, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.06.2011 по делу N А54-52/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального круга в г. Брянске в двухмесячный срок. Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
А.Г.ДОРОШКОВА

Судьи
Н.А.ПОЛЫНКИНА
В.Н.СТАХАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)