Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Вымпел"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.05.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2010
по делу N А72-2439/2009
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" к товариществу собственников жилья "Вымпел, о взыскании 7 413 797 рублей 47 копеек, при участии третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "РИЦ" в лице Ульяновского филиала, Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Заволжскому району г. Ульяновска, Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по г. Ульяновску, Министерства экономики Ульяновской области, открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания",
установил:
решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.05.2010 с товарищества собственников жилья "Вымпел" (далее - ТСЖ "Вымпел") в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" (далее - УМУП "Теплоком") взыскано 7 413 797 рублей 47 копеек - сумма основного долга, 48 568 рублей 99 копеек - возмещение расходов по госпошлине, 700 000 рублей - возмещение расходов на проведение экспертизы.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик ТСЖ "Вымпел" просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, между УМУП "Теплоком" (теплоснабжающая организация) и ТСЖ "Вымпел" (абонент) 05.07.2006 заключен договор N 1285, по условиям которого УМУП "Теплоком" обязалось подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а ТСЖ "Вымпел" - принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель.
Истец считает, что им обязательства по договору исполнены. В январе-апреле, июне - декабре 2007 г. поставлена тепловая энергия на нужды отопления и горячего водоснабжения на общую сумму 9 496 007 рублей 37 копеек, в январе - декабре 2008 года - на общую сумму 10 483 533,83 рубля, по ценам, складывающимся из тарифов, установленных приказами Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 16.08.2007 N 184, 177.
Разногласий по применяемым тарифам между сторонами не имеется.
Согласно расчету истца на оплату потребленной тепловой энергии в 2007 году им были выставлены счета-фактуры на сумму 9 496 007 рублей 37 копеек, частично оплаченные ответчиком в сумме 6 435 300 рублей 79 копеек.
В 2008 г. за потребленную тепловую энергию истцом выставлены счета-фактуры на общую сумму 10 483 533 рубля 83 копейки, частично оплаченные абонентом в сумме 6 130 442 рубля 94 копейки.
На основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 16.02.2007 по делу N А72-7872/2006 выдан исполнительный лист от 02.04.2007 N 082007 о взыскании с ТСЖ "Вымпел" в пользу УМУП "Теплоком" 679 271 рубль 86 копеек.
По платежному поручению от 04.04.2007 N 2 ТСЖ "Вымпел" перечислило УМУП "Теплоком" 679 271 рубль 86 копеек.
Постановлением кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 05.06.2007 по делу N А72-7872/2006 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.02.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.11.2007 по делу N А72-7872/2006, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 с ТСЖ "Вымпел" в пользу УМУП "Теплоком" взыскано 441 275 рублей 74 копейки основного долга за тепловую энергию за июль - август 2006 года.
На основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 20.11.2007 выдан исполнительный лист от 26.02.2008 N 069875 о взыскании с ТСЖ "Вымпел" в пользу УМУП "Теплоком" 441 275 рублей 74 копеек.
Указанные денежные средства перечислены ТСЖ "Вымпел" УМУП "Теплоком" по платежному поручению от 04.03.2008 N 2.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.03.2010 по делу N А72-7872/06-17/168 удовлетворено заявление ТСЖ "Вымпел" о повороте исполнения судебного акта, ТСЖ "Вымпел" возвращены денежные средства, взысканные на основании отмененного судебного акта, путем взыскания с УМУП "Теплоком" 679 271 рубля 86 копеек.
Судом установлено, что приобретаемая ТСЖ "Вымпел" тепловая энергия использовалась для теплоснабжения жилых домов, находящихся в его управлении, для предоставления коммунальных услуг гражданам, членам товарищества собственников жилья, проживающим в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Ульяновск, бульвар Новосондецкий дома N 12, 16, проспект Ленинского Комсомола дома N 18, 24. В соответствии с требованиями статей 161, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоры теплоснабжения многоквартирных жилых домов могут быть заключены энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом и иной организацией).
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), пунктом 8 которых предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Договором от 05.07.2006 N 1285 стороны установили порядок учета тепловой энергии - по приборам коммерческого учета (пункт 3.1.), при их отсутствии - в соответствии с указанными в договоре тепловыми нагрузками, с применением методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее - Госстрой России) от 06.05.2005 N 105.
Согласно заключению экспертизы от 15.10.2009, назначенной по ходатайству истца, в отсутствие общедомовых приборов учета на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей УМУП "Теплоком" и ТСЖ "Вымпел" определенное расчетным путем фактически потребленное ТСЖ "Вымпел" количество тепловой энергии и теплоносителя за 2007 и 2008 годы (всеми существующими видами расчетов), исходя из температуры наружного воздуха и температуры подаваемого теплоносителя составляет:
- - в 2007 г. на отопление - 8306,373 Гкал, на горячее водоснабжение - 4495,414 Гкал, теплоносителя - 73 644,238 тонн;
- - в 2008 г. на отопление - 7196,501 Гкал, на горячее водоснабжение - 4135,365 Гкал, теплоносителя - 71 305,176 тонн.
Согласно заключению дополнительной экспертизы от 09.03.2010, проведенной по ходатайству ответчика для определения иными видами расчетов (помимо расчетно-балансового) количества фактически потребленной ТСЖ "Вымпел" тепловой энергии и теплоносителя в спорный период, в отсутствие общедомовых приборов учета на границе балансовой принадлежности тепловых сетей истца и ответчика, автоматических регуляторов расхода тепла на тепловых вводах жилых домов фактически потребленное ТСЖ "Вымпел" количество тепловой энергии и теплоносителя в спорный период, определено:
1) расчетным методом учета (балансовым методом) согласно "Методике определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения" (МДС 41-4.2000), утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105, составляет:
- - в 2007 г. количество тепловой энергии составляет 12 801,787 Гкал (на отопление - 8306,373 Гкал, на горячее водоснабжение - 4495,414 Гкал), количество теплоносителя - 73 644,238 м3 (тонн);
- - в 2008 г. количество тепловой энергии составляет 11 331,866 Гкал (на отопление -7196,501 Гкал, на горячее водоснабжение - 4135,365 Гкал), количество теплоносителя - 71 305,176 м3 (тонн).
2) по среднесуточному фактическому температурному перепаду и максимальному расходу сетевой воды, указанному в договоре на поставку тепловой энергии, экспертизе не представляется возможным, поскольку отсутствуют приборы учета, на основании которых могли бы быть предоставлены данные по температурному перепаду на границе балансовой принадлежности УМУП "Теплоком" и ТСЖ "Вымпел". Температурный перепад должен определяться по установленным на этой границе балансовой принадлежности приборам коммерческого учета. В договоре на поставку тепловой энергии отсутствуют данные по максимальному расходу сетевой воды в домах ТСЖ "Вымпел". Любые расчеты по приборам коммерческого учета, установленным на квартал, не будут отражать фактически потребленное количество энергии жилыми домами ТСЖ "Вымпел", поскольку эти приборы установлены на значительном удалении от этих домов (от границы раздела внутриквартальных и внутридомовых тепловых сетей);
3) по нормативам потребления коммунальных услуг - нормативный объем тепловой энергии составляет:
- в 2007 г. - 14 174,586 Гкал (на отопление - 8805,846 Гкал, на горячее водоснабжение - 5368,740 Гкал),
- в 2008 г. - 14 152,941 Гкал (на отопление - 8805,846 Гкал, на горячее водоснабжение 5347,095 Гкал),
Нормативный объем теплоносителя составляет в 2007 г. - 107 374,80 м3 (тонн), в 2008 г. - 106 941,9 м3 (тонн).
Определить фактический объем тепловой энергии, поставленной УМУП "Теплоком" ТСЖ "Вымпел" (без учета арендаторов, заключивших договоры непосредственно с УМУП "Теплоком"), исходя из объема отпущенной тепловой энергии на границе сетей между открытым акционерным обществом "Волжская ТГК" и УМУП "Теплоком" и показания приборов учета квартала в узле регулирования N 5 УМУП "Теплоком" и УТ N 7 (теплового узла) с учетом абонентов и субабонентов с приборами учета и без приборов учета по первичным документам оперативно-технического и бухгалтерского учета истца, экспертам не представилось возможным в связи с отсутствием данных по тепловым потерям во внутриквартальных тепловых сетях, которые невозможно выделить из нормативных потерь, утвержденных приказами Минпромэнерго России от 07.06.2007 N 197 и от 02.07.2007 N 232, так как эти потери относятся ко всем тепловым сетям УМУП "Теплоком".
Согласно письму Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) от 20.03.2007 N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307", когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Письмом от 20 марта 2007 г. N 4967-СК/07 "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307" (далее - Правила) Минрегион России пояснил, что в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды и тепловой энергии на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 3.6. договора от 05.07.2006 в редакции протокола согласования разногласий от 01.06.2007, в случае отсутствия приборного учета, количество потребленной абонентом тепловой энергии рассчитывается теплоснабжающей организацией расчетно-балансовым методом по фактическому теплоотпуску на основании показаний приборов учета теплоснабжающей организации пропорционально проектным тепловым нагрузкам, указанным в договоре.
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Подпунктом "б" пункта 19 Правил установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.
Определение количества тепловой энергии, поставленной УМУП "Теплоком" ТСЖ "Вымпел" в спорный период (помесячно), исходя из показаний приборов учета, установленных в квартальном узле учета на границе сетей между ОАО "Волжская ТГК" и УМУП "Теплоком", где расположены дома ТСЖ "Вымпел" (УР-5 и УТ-7), не возможно из-за отсутствия данных по тепловым потерям во внутриквартальных тепловых сетях, не выделенных из нормативных потерь, утвержденных приказами Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 07.06.2007 N 197 и от 02.07.2007 N 232, относимых ко всем тепловым сетям УМУП "Теплоком".
Согласно абзацу 7 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций.
В соответствии пунктом 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2, расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из следующих видов расходов: расходы на эксплуатацию тепловых сетей и расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях.
Транспортировка тепловой энергии сопровождается ее потерями технологического характера. Тепловые потери не являются самостоятельным объектом продажи, поскольку возникают в процессе и в связи с передачей абонентам тепловой энергии, поэтому подлежат включению в состав фактически принятого абонентом количества тепловой энергии.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, при том, что согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
Согласно пункту 6 указанной статьи при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма налога включается в цены (тарифы).
Решениями регулирующего органа тариф на тепловую энергию для населения установлен без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Реализация обществом управляющей организации коммунального ресурса как и оказание соответствующей коммунальной услуги населению с предъявлением к оплате суммы НДС, не включенного в тариф уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству.
Реализация товаров (работ, услуг) признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость (пункт 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации). К числу операций, освобождаемых от обложения указанным налогом на основании статьи 149 Кодекса, оказываемые управляющей компанией по обеспечению потребителей коммунальными ресурсами, не отнесены.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов" (далее - Постановление N 57) указано, что при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) товарищество собственников жилья оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц. Расчет задолженности осуществлен предприятием исходя из тарифов, установленных для населения, а не для юридических лиц.
При отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, объем отпущенной энергии рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды.
Согласно пункту 8 Правил условия договора, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Правила N 167 предусматривают размещение узла учета на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом (пункт 34).
При применении к отношениям сторон пункта 16 Правил были бы перемещены границы эксплуатационной ответственности, и на истца возложена ответственность за потери в сетях, находящихся в управлении товарищества. Расчеты между ресурсоснабжающей организацией и абонентом осуществляются по показаниям общедомовых приборов учета.
Сторонами не были составлены за спорный период двусторонние акты, подтверждающие некачественное оказание услуг. Акты по проверке температуры внутри помещений от 10.01.2008 свидетельствуют о том, что температура воздуха внутри помещений в доме N 18 по пр. Ленинского Комсомола, колеблется от 11,5 е до 18 е, в доме N 24 по пр. Ленинского Комсомола - от 11 е до 21ее, в доме N 12 по б-ру Новосондецкому - от 17 е до 23 е.
Данный перепад температур в помещениях одного дома не может свидетельствовать о некачественном оказании услуг истцом.
Перечень квартир для перерасчета платежей, направленный ответчиком УФ ООО "РИЦ", не подтвержден двусторонними актами с участием истца.
Решением Заволжского районного суда от 26.06.2008 удовлетворены исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска об обязании открытого акционерного общества "Волжская ТГК", УМУП "Теплоком", общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Мегалинк", ООО "РЭС", ООО "Группа компаний "РЭС", ООО "Жилстройсервис", муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (далее - МУП ЖКХ) "Новый город" произвести перерасчет стоимости горячего водоснабжения за период ее поставки с параметрами качества, не обеспечивающими циркуляционный режим в централизованной системе горячего водоснабжения Заволжского района г. Ульяновска и нормативную температуру горячей воды в водоразборных точках потребителей с 15.04.2008 по день фактического устранения данного нарушения. Оснований для исполнения УМУП "Теплоком" данного решения Заволжского районного суда г. Ульяновска от 26.06.2008 в отношении ответчика не имеется. Определением Заволжского районного суда от 13 января 2009 г. удовлетворено заявление УМУП "Теплоком" о разъяснении решения суда, в котором указано: "произвести перерасчет ... в жилом фонде, находящемся в управлении ООО "Мегалинк", ООО РЭС", ООО "ГК "РЭС", ООО "Жилстройсервис", МУП ЖКХ "Новый город", по тарифу за холодную воду".
Истцом заявлено требование о взыскании задолженности за поставленную энергию, определенную расчетным методом, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, при отсутствии у ответчика общедомовых приборов учета.
Заключение теплотехнической экспертизы, направленное на установление состояния горячего водоснабжения в настоящее время не может повлиять на существо требования истца о взыскании долга за прошедшие периоды.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали верный вывод об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводов, влияющих на законность обжалуемых судебных актов и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для их отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Выводы судов о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводам заявителя кассационной жалобы давалась надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.05.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2010 по делу N А72-2439/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 01.11.2010 ПО ДЕЛУ N А72-2439/2009
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2010 г. по делу N А72-2439/2009
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Вымпел"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.05.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2010
по делу N А72-2439/2009
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" к товариществу собственников жилья "Вымпел, о взыскании 7 413 797 рублей 47 копеек, при участии третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "РИЦ" в лице Ульяновского филиала, Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Заволжскому району г. Ульяновска, Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по г. Ульяновску, Министерства экономики Ульяновской области, открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания",
установил:
решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.05.2010 с товарищества собственников жилья "Вымпел" (далее - ТСЖ "Вымпел") в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" (далее - УМУП "Теплоком") взыскано 7 413 797 рублей 47 копеек - сумма основного долга, 48 568 рублей 99 копеек - возмещение расходов по госпошлине, 700 000 рублей - возмещение расходов на проведение экспертизы.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик ТСЖ "Вымпел" просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, между УМУП "Теплоком" (теплоснабжающая организация) и ТСЖ "Вымпел" (абонент) 05.07.2006 заключен договор N 1285, по условиям которого УМУП "Теплоком" обязалось подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а ТСЖ "Вымпел" - принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель.
Истец считает, что им обязательства по договору исполнены. В январе-апреле, июне - декабре 2007 г. поставлена тепловая энергия на нужды отопления и горячего водоснабжения на общую сумму 9 496 007 рублей 37 копеек, в январе - декабре 2008 года - на общую сумму 10 483 533,83 рубля, по ценам, складывающимся из тарифов, установленных приказами Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 16.08.2007 N 184, 177.
Разногласий по применяемым тарифам между сторонами не имеется.
Согласно расчету истца на оплату потребленной тепловой энергии в 2007 году им были выставлены счета-фактуры на сумму 9 496 007 рублей 37 копеек, частично оплаченные ответчиком в сумме 6 435 300 рублей 79 копеек.
В 2008 г. за потребленную тепловую энергию истцом выставлены счета-фактуры на общую сумму 10 483 533 рубля 83 копейки, частично оплаченные абонентом в сумме 6 130 442 рубля 94 копейки.
На основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 16.02.2007 по делу N А72-7872/2006 выдан исполнительный лист от 02.04.2007 N 082007 о взыскании с ТСЖ "Вымпел" в пользу УМУП "Теплоком" 679 271 рубль 86 копеек.
По платежному поручению от 04.04.2007 N 2 ТСЖ "Вымпел" перечислило УМУП "Теплоком" 679 271 рубль 86 копеек.
Постановлением кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 05.06.2007 по делу N А72-7872/2006 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.02.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.11.2007 по делу N А72-7872/2006, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 с ТСЖ "Вымпел" в пользу УМУП "Теплоком" взыскано 441 275 рублей 74 копейки основного долга за тепловую энергию за июль - август 2006 года.
На основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 20.11.2007 выдан исполнительный лист от 26.02.2008 N 069875 о взыскании с ТСЖ "Вымпел" в пользу УМУП "Теплоком" 441 275 рублей 74 копеек.
Указанные денежные средства перечислены ТСЖ "Вымпел" УМУП "Теплоком" по платежному поручению от 04.03.2008 N 2.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.03.2010 по делу N А72-7872/06-17/168 удовлетворено заявление ТСЖ "Вымпел" о повороте исполнения судебного акта, ТСЖ "Вымпел" возвращены денежные средства, взысканные на основании отмененного судебного акта, путем взыскания с УМУП "Теплоком" 679 271 рубля 86 копеек.
Судом установлено, что приобретаемая ТСЖ "Вымпел" тепловая энергия использовалась для теплоснабжения жилых домов, находящихся в его управлении, для предоставления коммунальных услуг гражданам, членам товарищества собственников жилья, проживающим в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Ульяновск, бульвар Новосондецкий дома N 12, 16, проспект Ленинского Комсомола дома N 18, 24. В соответствии с требованиями статей 161, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоры теплоснабжения многоквартирных жилых домов могут быть заключены энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом и иной организацией).
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), пунктом 8 которых предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Договором от 05.07.2006 N 1285 стороны установили порядок учета тепловой энергии - по приборам коммерческого учета (пункт 3.1.), при их отсутствии - в соответствии с указанными в договоре тепловыми нагрузками, с применением методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее - Госстрой России) от 06.05.2005 N 105.
Согласно заключению экспертизы от 15.10.2009, назначенной по ходатайству истца, в отсутствие общедомовых приборов учета на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей УМУП "Теплоком" и ТСЖ "Вымпел" определенное расчетным путем фактически потребленное ТСЖ "Вымпел" количество тепловой энергии и теплоносителя за 2007 и 2008 годы (всеми существующими видами расчетов), исходя из температуры наружного воздуха и температуры подаваемого теплоносителя составляет:
- - в 2007 г. на отопление - 8306,373 Гкал, на горячее водоснабжение - 4495,414 Гкал, теплоносителя - 73 644,238 тонн;
- - в 2008 г. на отопление - 7196,501 Гкал, на горячее водоснабжение - 4135,365 Гкал, теплоносителя - 71 305,176 тонн.
Согласно заключению дополнительной экспертизы от 09.03.2010, проведенной по ходатайству ответчика для определения иными видами расчетов (помимо расчетно-балансового) количества фактически потребленной ТСЖ "Вымпел" тепловой энергии и теплоносителя в спорный период, в отсутствие общедомовых приборов учета на границе балансовой принадлежности тепловых сетей истца и ответчика, автоматических регуляторов расхода тепла на тепловых вводах жилых домов фактически потребленное ТСЖ "Вымпел" количество тепловой энергии и теплоносителя в спорный период, определено:
1) расчетным методом учета (балансовым методом) согласно "Методике определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения" (МДС 41-4.2000), утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105, составляет:
- - в 2007 г. количество тепловой энергии составляет 12 801,787 Гкал (на отопление - 8306,373 Гкал, на горячее водоснабжение - 4495,414 Гкал), количество теплоносителя - 73 644,238 м3 (тонн);
- - в 2008 г. количество тепловой энергии составляет 11 331,866 Гкал (на отопление -7196,501 Гкал, на горячее водоснабжение - 4135,365 Гкал), количество теплоносителя - 71 305,176 м3 (тонн).
2) по среднесуточному фактическому температурному перепаду и максимальному расходу сетевой воды, указанному в договоре на поставку тепловой энергии, экспертизе не представляется возможным, поскольку отсутствуют приборы учета, на основании которых могли бы быть предоставлены данные по температурному перепаду на границе балансовой принадлежности УМУП "Теплоком" и ТСЖ "Вымпел". Температурный перепад должен определяться по установленным на этой границе балансовой принадлежности приборам коммерческого учета. В договоре на поставку тепловой энергии отсутствуют данные по максимальному расходу сетевой воды в домах ТСЖ "Вымпел". Любые расчеты по приборам коммерческого учета, установленным на квартал, не будут отражать фактически потребленное количество энергии жилыми домами ТСЖ "Вымпел", поскольку эти приборы установлены на значительном удалении от этих домов (от границы раздела внутриквартальных и внутридомовых тепловых сетей);
3) по нормативам потребления коммунальных услуг - нормативный объем тепловой энергии составляет:
- в 2007 г. - 14 174,586 Гкал (на отопление - 8805,846 Гкал, на горячее водоснабжение - 5368,740 Гкал),
- в 2008 г. - 14 152,941 Гкал (на отопление - 8805,846 Гкал, на горячее водоснабжение 5347,095 Гкал),
Нормативный объем теплоносителя составляет в 2007 г. - 107 374,80 м3 (тонн), в 2008 г. - 106 941,9 м3 (тонн).
Определить фактический объем тепловой энергии, поставленной УМУП "Теплоком" ТСЖ "Вымпел" (без учета арендаторов, заключивших договоры непосредственно с УМУП "Теплоком"), исходя из объема отпущенной тепловой энергии на границе сетей между открытым акционерным обществом "Волжская ТГК" и УМУП "Теплоком" и показания приборов учета квартала в узле регулирования N 5 УМУП "Теплоком" и УТ N 7 (теплового узла) с учетом абонентов и субабонентов с приборами учета и без приборов учета по первичным документам оперативно-технического и бухгалтерского учета истца, экспертам не представилось возможным в связи с отсутствием данных по тепловым потерям во внутриквартальных тепловых сетях, которые невозможно выделить из нормативных потерь, утвержденных приказами Минпромэнерго России от 07.06.2007 N 197 и от 02.07.2007 N 232, так как эти потери относятся ко всем тепловым сетям УМУП "Теплоком".
Согласно письму Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) от 20.03.2007 N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307", когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Письмом от 20 марта 2007 г. N 4967-СК/07 "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307" (далее - Правила) Минрегион России пояснил, что в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды и тепловой энергии на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 3.6. договора от 05.07.2006 в редакции протокола согласования разногласий от 01.06.2007, в случае отсутствия приборного учета, количество потребленной абонентом тепловой энергии рассчитывается теплоснабжающей организацией расчетно-балансовым методом по фактическому теплоотпуску на основании показаний приборов учета теплоснабжающей организации пропорционально проектным тепловым нагрузкам, указанным в договоре.
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Подпунктом "б" пункта 19 Правил установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.
Определение количества тепловой энергии, поставленной УМУП "Теплоком" ТСЖ "Вымпел" в спорный период (помесячно), исходя из показаний приборов учета, установленных в квартальном узле учета на границе сетей между ОАО "Волжская ТГК" и УМУП "Теплоком", где расположены дома ТСЖ "Вымпел" (УР-5 и УТ-7), не возможно из-за отсутствия данных по тепловым потерям во внутриквартальных тепловых сетях, не выделенных из нормативных потерь, утвержденных приказами Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 07.06.2007 N 197 и от 02.07.2007 N 232, относимых ко всем тепловым сетям УМУП "Теплоком".
Согласно абзацу 7 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций.
В соответствии пунктом 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2, расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из следующих видов расходов: расходы на эксплуатацию тепловых сетей и расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях.
Транспортировка тепловой энергии сопровождается ее потерями технологического характера. Тепловые потери не являются самостоятельным объектом продажи, поскольку возникают в процессе и в связи с передачей абонентам тепловой энергии, поэтому подлежат включению в состав фактически принятого абонентом количества тепловой энергии.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, при том, что согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
Согласно пункту 6 указанной статьи при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма налога включается в цены (тарифы).
Решениями регулирующего органа тариф на тепловую энергию для населения установлен без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Реализация обществом управляющей организации коммунального ресурса как и оказание соответствующей коммунальной услуги населению с предъявлением к оплате суммы НДС, не включенного в тариф уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству.
Реализация товаров (работ, услуг) признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость (пункт 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации). К числу операций, освобождаемых от обложения указанным налогом на основании статьи 149 Кодекса, оказываемые управляющей компанией по обеспечению потребителей коммунальными ресурсами, не отнесены.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов" (далее - Постановление N 57) указано, что при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) товарищество собственников жилья оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц. Расчет задолженности осуществлен предприятием исходя из тарифов, установленных для населения, а не для юридических лиц.
При отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, объем отпущенной энергии рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды.
Согласно пункту 8 Правил условия договора, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Правила N 167 предусматривают размещение узла учета на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом (пункт 34).
При применении к отношениям сторон пункта 16 Правил были бы перемещены границы эксплуатационной ответственности, и на истца возложена ответственность за потери в сетях, находящихся в управлении товарищества. Расчеты между ресурсоснабжающей организацией и абонентом осуществляются по показаниям общедомовых приборов учета.
Сторонами не были составлены за спорный период двусторонние акты, подтверждающие некачественное оказание услуг. Акты по проверке температуры внутри помещений от 10.01.2008 свидетельствуют о том, что температура воздуха внутри помещений в доме N 18 по пр. Ленинского Комсомола, колеблется от 11,5 е до 18 е, в доме N 24 по пр. Ленинского Комсомола - от 11 е до 21ее, в доме N 12 по б-ру Новосондецкому - от 17 е до 23 е.
Данный перепад температур в помещениях одного дома не может свидетельствовать о некачественном оказании услуг истцом.
Перечень квартир для перерасчета платежей, направленный ответчиком УФ ООО "РИЦ", не подтвержден двусторонними актами с участием истца.
Решением Заволжского районного суда от 26.06.2008 удовлетворены исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска об обязании открытого акционерного общества "Волжская ТГК", УМУП "Теплоком", общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Мегалинк", ООО "РЭС", ООО "Группа компаний "РЭС", ООО "Жилстройсервис", муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (далее - МУП ЖКХ) "Новый город" произвести перерасчет стоимости горячего водоснабжения за период ее поставки с параметрами качества, не обеспечивающими циркуляционный режим в централизованной системе горячего водоснабжения Заволжского района г. Ульяновска и нормативную температуру горячей воды в водоразборных точках потребителей с 15.04.2008 по день фактического устранения данного нарушения. Оснований для исполнения УМУП "Теплоком" данного решения Заволжского районного суда г. Ульяновска от 26.06.2008 в отношении ответчика не имеется. Определением Заволжского районного суда от 13 января 2009 г. удовлетворено заявление УМУП "Теплоком" о разъяснении решения суда, в котором указано: "произвести перерасчет ... в жилом фонде, находящемся в управлении ООО "Мегалинк", ООО РЭС", ООО "ГК "РЭС", ООО "Жилстройсервис", МУП ЖКХ "Новый город", по тарифу за холодную воду".
Истцом заявлено требование о взыскании задолженности за поставленную энергию, определенную расчетным методом, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, при отсутствии у ответчика общедомовых приборов учета.
Заключение теплотехнической экспертизы, направленное на установление состояния горячего водоснабжения в настоящее время не может повлиять на существо требования истца о взыскании долга за прошедшие периоды.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали верный вывод об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводов, влияющих на законность обжалуемых судебных актов и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для их отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Выводы судов о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводам заявителя кассационной жалобы давалась надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.05.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2010 по делу N А72-2439/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)