Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Кухаря В.Ф. и Леоновой О.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю - Шаржуковой О.Е. (доверенность от 29.07.2009), от заинтересованного лица - муниципального унитарного предприятия города Ставрополя "Водоканал" - Путина В.И. (доверенность от 29.11.2007) и Руденко Т.П. (доверенность от 21.05.2009), в отсутствие третьего лица - открытого акционерного общества "Ставропольский городской расчетный центр", надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2009 по делу N А63-3414/2009 (судья Гинтовт Е.Н.), установил следующее.
Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (далее - управление) обратилось в арбитражный суд к МУП города Ставрополя "Водоканал" (далее - предприятие) с заявлением в защиту неопределенного круга потребителей, в котором просило признать действия предприятия по ежемесячной корректировке оплаты водоснабжения собственникам помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, по самостоятельно разработанной формуле, не соответствующей формуле, указанной в подпункте 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), незаконными.
Третьим лицом в заявлении указано ОАО "Ставропольский городской расчетный центр".
Решением от 16.09.2009 в удовлетворении требований отказано на том основании, что управление не указало, в чем конкретно выражено нарушение прав потребителей и какие последствия имеют место в результате применения предприятием разработанной им формулы по корректировке. Управление не представило расчет соотношения формулы предприятия и формулы, содержащейся в Правилах N 307. У управления отсутствует право на предъявление данного иска в защиту неопределенного круга потребителей со ссылкой на статью 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Подпункт 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 не распространяется на отношения между предприятием и собственниками помещений в многоквартирном доме.
В кассационной жалобе управление просит решение от 16.09.2009 отменить. По мнению заявителя, суд не учел, что предприятие при использовании расчета размера платы за водопотребление и водоотведение в многоквартирных домах по самостоятельно разработанной формуле нарушает права потребителей.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель управления повторил доводы кассационной жалобы, представители предприятия высказались против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей участвующих в заседании лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 16.09.2009 надлежит оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным, в том числе, с внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Кодексом. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию в соответствии с названным Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Из пункта 22 Правил N 307 следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пункту 19 Правил при отсутствии коллективных, общих и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного и горячего водоснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, то есть расчетным путем исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и тарифа на такую услугу. При этом 1 раз в год производится корректировка размеров платы за коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам по формуле:
S
i
P = (P - P ) x ----, где:
k.i лямбда.p пр S D
P - размер платы за потребленный в многоквартирном доме
лямбда.p
(жилом доме) коммунальный ресурс (холодную воду, горячую воду,
электрическую энергию) и водоотведение (руб.), определенный
ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке,
- установленном законодательством Российской Федерации;
- P - общий размер платы соответственно за холодное
пр
водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и
водоотведение во и всех жилых помещениях (квартире, жилом доме)
- и нежилых помещениях дома за прошедший год (рублей);
- S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в
i
- многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- S D - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых
помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома
(кв. м);
Считая, что предприятие производит корректировку оплаты за водоснабжения в помещениях, не оборудованных приборами учета, по иной формуле, управление обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых приобретателю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Между тем суд установил, что применяемый в формуле расчет предприятия не противоречит Правилам N 307. При рассмотрении настоящего дела судом учтено, что управлением заявлены требования о защите прав собственников помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета воды в тех многоквартирных домах, которые оборудованы общедомовыми приборами учета воды. Следовательно, круг таких лиц не является неопределенным и может быть индивидуализирован. Предприятие в отзыве на заявление указало, что по состоянию на 21.05.2009 число помещений (квартир), не оборудованных индивидуальными приборами учета составило 5027 и в базе данных имеются сведения о собственниках этих помещений (л. д. 96). Кроме того, управление не представлено доказательств нарушения прав потребителей в результате применения предприятием разработанной им формулы. Это - достаточное основание для отказа в удовлетворении заявления (пункт 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку доказательств, исследованных судом. Между тем в силу статей 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия суда кассационной инстанции ограничены, переоценка доказательств и выводов нижестоящих судов в кассационной инстанции недопустима и не может являться основанием для отмены судебных актов.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции суд кассационной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2009 по делу N А63-3414/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 28.12.2009 ПО ДЕЛУ N А63-3414/2009
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2009 г. по делу N А63-3414/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Кухаря В.Ф. и Леоновой О.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю - Шаржуковой О.Е. (доверенность от 29.07.2009), от заинтересованного лица - муниципального унитарного предприятия города Ставрополя "Водоканал" - Путина В.И. (доверенность от 29.11.2007) и Руденко Т.П. (доверенность от 21.05.2009), в отсутствие третьего лица - открытого акционерного общества "Ставропольский городской расчетный центр", надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2009 по делу N А63-3414/2009 (судья Гинтовт Е.Н.), установил следующее.
Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (далее - управление) обратилось в арбитражный суд к МУП города Ставрополя "Водоканал" (далее - предприятие) с заявлением в защиту неопределенного круга потребителей, в котором просило признать действия предприятия по ежемесячной корректировке оплаты водоснабжения собственникам помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, по самостоятельно разработанной формуле, не соответствующей формуле, указанной в подпункте 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), незаконными.
Третьим лицом в заявлении указано ОАО "Ставропольский городской расчетный центр".
Решением от 16.09.2009 в удовлетворении требований отказано на том основании, что управление не указало, в чем конкретно выражено нарушение прав потребителей и какие последствия имеют место в результате применения предприятием разработанной им формулы по корректировке. Управление не представило расчет соотношения формулы предприятия и формулы, содержащейся в Правилах N 307. У управления отсутствует право на предъявление данного иска в защиту неопределенного круга потребителей со ссылкой на статью 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Подпункт 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 не распространяется на отношения между предприятием и собственниками помещений в многоквартирном доме.
В кассационной жалобе управление просит решение от 16.09.2009 отменить. По мнению заявителя, суд не учел, что предприятие при использовании расчета размера платы за водопотребление и водоотведение в многоквартирных домах по самостоятельно разработанной формуле нарушает права потребителей.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель управления повторил доводы кассационной жалобы, представители предприятия высказались против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей участвующих в заседании лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 16.09.2009 надлежит оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным, в том числе, с внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Кодексом. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию в соответствии с названным Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Из пункта 22 Правил N 307 следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пункту 19 Правил при отсутствии коллективных, общих и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного и горячего водоснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, то есть расчетным путем исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и тарифа на такую услугу. При этом 1 раз в год производится корректировка размеров платы за коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам по формуле:
S
i
P = (P - P ) x ----, где:
k.i лямбда.p пр S D
P - размер платы за потребленный в многоквартирном доме
лямбда.p
(жилом доме) коммунальный ресурс (холодную воду, горячую воду,
электрическую энергию) и водоотведение (руб.), определенный
ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке,
- установленном законодательством Российской Федерации;
- P - общий размер платы соответственно за холодное
пр
водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и
водоотведение во и всех жилых помещениях (квартире, жилом доме)
- и нежилых помещениях дома за прошедший год (рублей);
- S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в
i
- многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- S D - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых
помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома
(кв. м);
Считая, что предприятие производит корректировку оплаты за водоснабжения в помещениях, не оборудованных приборами учета, по иной формуле, управление обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых приобретателю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Между тем суд установил, что применяемый в формуле расчет предприятия не противоречит Правилам N 307. При рассмотрении настоящего дела судом учтено, что управлением заявлены требования о защите прав собственников помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета воды в тех многоквартирных домах, которые оборудованы общедомовыми приборами учета воды. Следовательно, круг таких лиц не является неопределенным и может быть индивидуализирован. Предприятие в отзыве на заявление указало, что по состоянию на 21.05.2009 число помещений (квартир), не оборудованных индивидуальными приборами учета составило 5027 и в базе данных имеются сведения о собственниках этих помещений (л. д. 96). Кроме того, управление не представлено доказательств нарушения прав потребителей в результате применения предприятием разработанной им формулы. Это - достаточное основание для отказа в удовлетворении заявления (пункт 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку доказательств, исследованных судом. Между тем в силу статей 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия суда кассационной инстанции ограничены, переоценка доказательств и выводов нижестоящих судов в кассационной инстанции недопустима и не может являться основанием для отмены судебных актов.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции суд кассационной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2009 по делу N А63-3414/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.М.ИЛЮШНИКОВ
Судьи
В.Ф.КУХАРЬ
О.В.ЛЕОНОВА
С.М.ИЛЮШНИКОВ
Судьи
В.Ф.КУХАРЬ
О.В.ЛЕОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)