Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Журавлевой В.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: Купцова А.А. по доверенности от 26.12.2008 года (сроком по 31.12.2009 года),
от ответчика: Игнатьевой О.А. по доверенности от 15.01.2009 года (сроком по 31.12.2009 года), Гореликовой О.Г. по доверенности от 15.01.2009 года (сроком по 31.12.2009 года),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Томская сбытовая компания" (далее по тексту - Общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт" Сибирь")
на решение Арбитражного суда Томской области
от 17.08.2009 года по делу N А67-4856/09 (судья Скачкова О.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Томская сбытовая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области
о признании незаконным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт" Сибирь" (далее по тексту - ООО "Энергокомфорт" Сибирь", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Томской области, Управление) с заявлением о признании незаконным предписания от 21 05 2009 N 98 (дело N А67-4856/09).
Решением Арбитражного суда Томской области от 17.08.2009 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Энергокомфорт" Сибирь" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в том числе, указав, что жилой дом по адресу г. Томск, ул. Октябрьская, 44 является многоквартирным, в указанном доме общедомовой прибор учета электрической энергии не установлен; отсутствие в указанном доме общедомового имущества, внутридомовой системы электроснабжении, приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, технологических потерь Роспотребнадзором в ходе проверки не установлено; в судебном заседании Роспотребнадзор не привел никаких доказательств отсутствия потребления электрической энергии на общедомовые нужды, а также отсутствие потерь электрической энергии в электрических сетях; начисление расхода электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета является законным.
Более подробно доводы ООО "Энергокомфорт" Сибирь" изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Управление Роспотребнадзора по Томской области в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании возражали против доводов Общества, посчитав решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 17.08.2009 года не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 28.04.2009 года в Управление Роспотребнадзора по Томской области поступили заявления Тучак С.Г. и Уткиной А.И., проживающих по адресу: г. Томск, ул. Октябрьская, 44, квартиры 5 и 6, по факту нарушения их прав как потребителей коммунальных услуг со стороны ООО "Энергокомфорт" Сибирь" при начислении оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды, на основании которых должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Томской области в рамках полномочий, установленных Законом Российской Федерации от 07 02 1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Положением об Управлении Роспотребнадзора по Томской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 02 2005 N 163, и своим должностным регламентом, была проведена проверка по указанным в заявлениях фактам.
По результатам проведенной проверки главным специалистом отдела по контролю на потребительском рынке и защите прав потребителей Гореликовой О.Г. вынесено предписание от 21 05 2009 N 98, в соответствии с которым в двухэтажном деревянном доме по ул. Октябрьская, 44, квартиры 5 и 6, общедомовое электрооборудование отсутствует; электробытовые приборы, освещение проходят через индивидуальные приборы учета; коридорное освещение подключено через индивидуальные приборы учета. Исполнителем услуг ООО "УК "Октябрьский массив" подтвержден факт отсутствия электроэнергии для общедомовых нужд, а значит, начисление за электроэнергию для общедомовых нужд со стороны ООО "Энергокомфорт" Сибирь" не имеет правового обоснования.
На основании Федерального закона от 26 12 2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Закона Российской Федерации от 07 02 1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 06 2004 N 322, указанным предписанием ООО "Энергокомфорт" Сибирь" предписано прекратить установленные нарушения статей 8 и 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" N 2300-1 в редакции от 23.07.2008 года и устранить нарушение законных прав и интересов граждан Тучак С.Г., ул. Октябрьская, 44, кв. 6, и Уткиной А.И., ул. Октябрьская, 44, кв. 5. Для прекращения нарушения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" предписано привести начисление оплаты по услуге электроснабжение потребителям в соответствие с требованиями статьи 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в последней редакции от 23.07.2008 года о выполнении предписания сообщить в Управление Роспотребнадзора по Томской области в срок до 30.06.2009 года
Полагая указанное предписание незаконным, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из неправомерного применения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг по спорным потребителям.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из положений части 3 статьи 30 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании положений статьи 157 ЖК РФ Правительством Российской Федерации были приняты Постановление от 23 05 2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее Правила N 307) и Постановление от 23 05 2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее Правила N 306).
Пунктом 4 Правил N 307 установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 16 Правил N 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Пунктами 19, 21, 22, 23 Правил N 307 предусмотрены варианты расчета платы за коммунальные услуги в случаях:
- - отсутствия коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета;
- - оборудования многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствия индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета;
- - оборудования многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудования частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета.
При этом, из содержания указанных пунктов и приложений к правилам следует, что расчет размера платы за коммунальные услуги с использованием норматива потребления, утверждаемого органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрен только для случаев полного отсутствия приборов учета: коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, а также при расчете размера платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета (пункты 19, 22).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 306, под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Пунктом 3 Правил N 306 предусмотрено, что устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 25 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов.
В силу пункта 26 Правил N 306 коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В рамках полномочий, предоставленных статьей 157 ЖК РФ, а также с учетом положений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, Администрацией Томской области постановлением от 14.12.2006 N 153а утверждены нормативы потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета по газоснабжению и электроснабжению для населения Томской области, согласно которым количество электрической энергии, расходуемой на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включено в норматив электроснабжения исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт. ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт. ч в месяц на 1 человека.
Исходя из указанных норм права, согласно которым плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, при том, что нормы статьи 157 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не содержат указания на определение объема потребляемых коммунальных услуг только по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, с учетом положений статьи 37 Закона Российской Федерации от 07.021992 N 2300-I "О защите прав потребителей", согласно которым потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем, а равно принимая во внимание, что Тучак С.Г. и Уткина А.И. являются собственниками жилых помещений (квартиры N 5 и N 6) в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Томск, ул. Октябрьская, 44; указанным гражданам к оплате предъявлен расход электроэнергии на общедомовые нужды исходя из норматива, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 14.12.2006 N 153а, в то время, как в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Октябрьская, 44, коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии не установлен, что не оспаривается сторонами; квартиры 5 и 6 в многоквартирном жилом доме по спорному адресу оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии; из акта обследования от 20.05.2009 года, составленного сотрудниками ООО "УК "Октябрьский массив", являющегося исполнителем коммунальных услуг, в присутствии потребителя Уткиной А.И., следует, что в двухэтажном деревянном жилом доме по ул. Октябрьской, 44, общедомовое оборудование отсутствует; электробытовые приборы освещения проходят через индивидуальные приборы учета; коридорное освещение подключено через индивидуальные приборы учета; 24.07.2009 года комиссией в составе начальника производственно-технического отдела ООО "УК "Октябрьский массив" Панферовой М.В. и начальника аварийно-диспетчерской службы Артемова Э.Б., в присутствии потребителя Уткиной И.В. и представителей Управления Роспотребнадзора по Томской области Гореликовой О.Г. и Игнатьевой О.А. проведено повторное обследование дома по ул. Октябрьской, 44 в г. Томске и прилегающей к нему территории на установление факта наличия либо отсутствия общедомового электрооборудования и, соответственно, факта потребления данным оборудованием электроэнергии, по результатам которого составлен акт от 24.07.2009 года, где отражен факт отсутствия освещения придомовой территории, освещение лестницы и лестничной площадки, где расположены квартиры 5 и 6, осуществляется через индивидуальные приборы учета квартир 5 и 6, на площадке имеется две лампочки, одна подключена к индивидуальному прибору учета электроэнергии квартиры N 5, а другая к индивидуальному прибору учета квартиры N 6, такое общедомовое электрооборудование, как автоматические запирающие устройства, усилители телеантенн, системы противопожарной автоматики и дымоулавливания отсутствуют, в квартире N 5 установлен современный индивидуальный прибор учета электроэнергии 1 класса точности; суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Тучак С.Г. и Уткина А.И. осуществляют оплату фактически потребленной электроэнергии на освещение мест общего пользования согласно данным индивидуальных приборов учета электроэнергии в составе платы за потребленную энергию, соответственно, предъявление ООО "Энергокомфорт" Сибирь" указанным гражданам в счетах к оплате стоимости расходов на общедомовые нужды в размере исходя из норматива, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 14.12.2006 N 153а, без учета оплачиваемой ими стоимости расходов на освещение мест общего пользования согласно данным индивидуальных приборов учета электроэнергии в составе платы за расход электрической энергии по квартире, является незаконным.
Доводу апелляционной жалобы Общества о наличии технологических потерь при передаче электроэнергии судом первой инстанции дана надлежащая оценка с учетом того, что даже при наличии технологических потерь в электрических сетях, но при оплате стоимости расходов на электроэнергию на освещение мест общего пользования согласно данным индивидуальных приборов учета, с учетом того, что в величину расхода электрической энергии в размере 7 кВт. ч в месяц на 1 человека, установленную постановлением Администрации Томской области от 14.12.2006 N 153а, включено как количество электроэнергии, расходуемой в отношении приборов освещения мест общего пользования так и стоимость технологических потерь, размер которых постановлением N 153а, в свою очередь, не определен и в нормативе 7 кВт. ч в месяц на 1 человека отдельно не выделен; двойное взыскание коммунальных услуг не основано на нормах закона.
При этом наличие договора электроснабжения от 01.02.2007 N 2135, заключенного между ООО "Энергокомфорт" Сибирь" и ООО "УК "Октябьский массив", на что указано подателем апелляционной жалобы, не свидетельствует о возможности выставления ООО "Энергокомфорт" Сибирь" указанным потребителям сумм оплаты за электроэнергию по нормативу при том, что фактически потребленный объем электроэнергии оплачивается потребителями по счетчику.
Ссылка ООО "Энергокомфорт" Сибирь" на решение Арбитражного суда Томской области от 11.06.2009 года по делу N А67-2772/09 обоснованно отклонена арбитражным судом первой инстанции, поскольку данное решение основано на иных обстоятельствах, отличающихся от фактических обстоятельств, установленных судом в рамках настоящего дела.
В связи с изложенным законных оснований признания оспариваемого предписания Управления Роспотребнадзора по Томской области недействительным при отсутствии несоответствия оспариваемого предписания положениям ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, постановления Администрации Томской области от 14 122006 N 153а, у суда первой инстанции не имелось, доказательств обратного в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ заявителем в материалы дела не представлено.
В целом доводы апелляционной жалобы Общества направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется; принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя и уплачены им в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 17 августа 2009 года по делу N А67-4856/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Томская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
С.В.КРИВОШЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.11.2009 N 07АП-7790/09 ПО ДЕЛУ N А67-4856/09
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2009 г. N 07АП-7790/09
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Журавлевой В.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: Купцова А.А. по доверенности от 26.12.2008 года (сроком по 31.12.2009 года),
от ответчика: Игнатьевой О.А. по доверенности от 15.01.2009 года (сроком по 31.12.2009 года), Гореликовой О.Г. по доверенности от 15.01.2009 года (сроком по 31.12.2009 года),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Томская сбытовая компания" (далее по тексту - Общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт" Сибирь")
на решение Арбитражного суда Томской области
от 17.08.2009 года по делу N А67-4856/09 (судья Скачкова О.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Томская сбытовая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области
о признании незаконным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт" Сибирь" (далее по тексту - ООО "Энергокомфорт" Сибирь", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Томской области, Управление) с заявлением о признании незаконным предписания от 21 05 2009 N 98 (дело N А67-4856/09).
Решением Арбитражного суда Томской области от 17.08.2009 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Энергокомфорт" Сибирь" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в том числе, указав, что жилой дом по адресу г. Томск, ул. Октябрьская, 44 является многоквартирным, в указанном доме общедомовой прибор учета электрической энергии не установлен; отсутствие в указанном доме общедомового имущества, внутридомовой системы электроснабжении, приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, технологических потерь Роспотребнадзором в ходе проверки не установлено; в судебном заседании Роспотребнадзор не привел никаких доказательств отсутствия потребления электрической энергии на общедомовые нужды, а также отсутствие потерь электрической энергии в электрических сетях; начисление расхода электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета является законным.
Более подробно доводы ООО "Энергокомфорт" Сибирь" изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Управление Роспотребнадзора по Томской области в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании возражали против доводов Общества, посчитав решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 17.08.2009 года не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 28.04.2009 года в Управление Роспотребнадзора по Томской области поступили заявления Тучак С.Г. и Уткиной А.И., проживающих по адресу: г. Томск, ул. Октябрьская, 44, квартиры 5 и 6, по факту нарушения их прав как потребителей коммунальных услуг со стороны ООО "Энергокомфорт" Сибирь" при начислении оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды, на основании которых должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Томской области в рамках полномочий, установленных Законом Российской Федерации от 07 02 1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Положением об Управлении Роспотребнадзора по Томской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 02 2005 N 163, и своим должностным регламентом, была проведена проверка по указанным в заявлениях фактам.
По результатам проведенной проверки главным специалистом отдела по контролю на потребительском рынке и защите прав потребителей Гореликовой О.Г. вынесено предписание от 21 05 2009 N 98, в соответствии с которым в двухэтажном деревянном доме по ул. Октябрьская, 44, квартиры 5 и 6, общедомовое электрооборудование отсутствует; электробытовые приборы, освещение проходят через индивидуальные приборы учета; коридорное освещение подключено через индивидуальные приборы учета. Исполнителем услуг ООО "УК "Октябрьский массив" подтвержден факт отсутствия электроэнергии для общедомовых нужд, а значит, начисление за электроэнергию для общедомовых нужд со стороны ООО "Энергокомфорт" Сибирь" не имеет правового обоснования.
На основании Федерального закона от 26 12 2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Закона Российской Федерации от 07 02 1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 06 2004 N 322, указанным предписанием ООО "Энергокомфорт" Сибирь" предписано прекратить установленные нарушения статей 8 и 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" N 2300-1 в редакции от 23.07.2008 года и устранить нарушение законных прав и интересов граждан Тучак С.Г., ул. Октябрьская, 44, кв. 6, и Уткиной А.И., ул. Октябрьская, 44, кв. 5. Для прекращения нарушения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" предписано привести начисление оплаты по услуге электроснабжение потребителям в соответствие с требованиями статьи 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в последней редакции от 23.07.2008 года о выполнении предписания сообщить в Управление Роспотребнадзора по Томской области в срок до 30.06.2009 года
Полагая указанное предписание незаконным, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из неправомерного применения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг по спорным потребителям.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из положений части 3 статьи 30 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании положений статьи 157 ЖК РФ Правительством Российской Федерации были приняты Постановление от 23 05 2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее Правила N 307) и Постановление от 23 05 2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее Правила N 306).
Пунктом 4 Правил N 307 установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 16 Правил N 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Пунктами 19, 21, 22, 23 Правил N 307 предусмотрены варианты расчета платы за коммунальные услуги в случаях:
- - отсутствия коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета;
- - оборудования многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствия индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета;
- - оборудования многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудования частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета.
При этом, из содержания указанных пунктов и приложений к правилам следует, что расчет размера платы за коммунальные услуги с использованием норматива потребления, утверждаемого органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрен только для случаев полного отсутствия приборов учета: коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, а также при расчете размера платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета (пункты 19, 22).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 306, под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Пунктом 3 Правил N 306 предусмотрено, что устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 25 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов.
В силу пункта 26 Правил N 306 коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В рамках полномочий, предоставленных статьей 157 ЖК РФ, а также с учетом положений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, Администрацией Томской области постановлением от 14.12.2006 N 153а утверждены нормативы потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета по газоснабжению и электроснабжению для населения Томской области, согласно которым количество электрической энергии, расходуемой на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включено в норматив электроснабжения исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт. ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт. ч в месяц на 1 человека.
Исходя из указанных норм права, согласно которым плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, при том, что нормы статьи 157 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не содержат указания на определение объема потребляемых коммунальных услуг только по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, с учетом положений статьи 37 Закона Российской Федерации от 07.021992 N 2300-I "О защите прав потребителей", согласно которым потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем, а равно принимая во внимание, что Тучак С.Г. и Уткина А.И. являются собственниками жилых помещений (квартиры N 5 и N 6) в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Томск, ул. Октябрьская, 44; указанным гражданам к оплате предъявлен расход электроэнергии на общедомовые нужды исходя из норматива, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 14.12.2006 N 153а, в то время, как в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Октябрьская, 44, коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии не установлен, что не оспаривается сторонами; квартиры 5 и 6 в многоквартирном жилом доме по спорному адресу оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии; из акта обследования от 20.05.2009 года, составленного сотрудниками ООО "УК "Октябрьский массив", являющегося исполнителем коммунальных услуг, в присутствии потребителя Уткиной А.И., следует, что в двухэтажном деревянном жилом доме по ул. Октябрьской, 44, общедомовое оборудование отсутствует; электробытовые приборы освещения проходят через индивидуальные приборы учета; коридорное освещение подключено через индивидуальные приборы учета; 24.07.2009 года комиссией в составе начальника производственно-технического отдела ООО "УК "Октябрьский массив" Панферовой М.В. и начальника аварийно-диспетчерской службы Артемова Э.Б., в присутствии потребителя Уткиной И.В. и представителей Управления Роспотребнадзора по Томской области Гореликовой О.Г. и Игнатьевой О.А. проведено повторное обследование дома по ул. Октябрьской, 44 в г. Томске и прилегающей к нему территории на установление факта наличия либо отсутствия общедомового электрооборудования и, соответственно, факта потребления данным оборудованием электроэнергии, по результатам которого составлен акт от 24.07.2009 года, где отражен факт отсутствия освещения придомовой территории, освещение лестницы и лестничной площадки, где расположены квартиры 5 и 6, осуществляется через индивидуальные приборы учета квартир 5 и 6, на площадке имеется две лампочки, одна подключена к индивидуальному прибору учета электроэнергии квартиры N 5, а другая к индивидуальному прибору учета квартиры N 6, такое общедомовое электрооборудование, как автоматические запирающие устройства, усилители телеантенн, системы противопожарной автоматики и дымоулавливания отсутствуют, в квартире N 5 установлен современный индивидуальный прибор учета электроэнергии 1 класса точности; суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Тучак С.Г. и Уткина А.И. осуществляют оплату фактически потребленной электроэнергии на освещение мест общего пользования согласно данным индивидуальных приборов учета электроэнергии в составе платы за потребленную энергию, соответственно, предъявление ООО "Энергокомфорт" Сибирь" указанным гражданам в счетах к оплате стоимости расходов на общедомовые нужды в размере исходя из норматива, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 14.12.2006 N 153а, без учета оплачиваемой ими стоимости расходов на освещение мест общего пользования согласно данным индивидуальных приборов учета электроэнергии в составе платы за расход электрической энергии по квартире, является незаконным.
Доводу апелляционной жалобы Общества о наличии технологических потерь при передаче электроэнергии судом первой инстанции дана надлежащая оценка с учетом того, что даже при наличии технологических потерь в электрических сетях, но при оплате стоимости расходов на электроэнергию на освещение мест общего пользования согласно данным индивидуальных приборов учета, с учетом того, что в величину расхода электрической энергии в размере 7 кВт. ч в месяц на 1 человека, установленную постановлением Администрации Томской области от 14.12.2006 N 153а, включено как количество электроэнергии, расходуемой в отношении приборов освещения мест общего пользования так и стоимость технологических потерь, размер которых постановлением N 153а, в свою очередь, не определен и в нормативе 7 кВт. ч в месяц на 1 человека отдельно не выделен; двойное взыскание коммунальных услуг не основано на нормах закона.
При этом наличие договора электроснабжения от 01.02.2007 N 2135, заключенного между ООО "Энергокомфорт" Сибирь" и ООО "УК "Октябьский массив", на что указано подателем апелляционной жалобы, не свидетельствует о возможности выставления ООО "Энергокомфорт" Сибирь" указанным потребителям сумм оплаты за электроэнергию по нормативу при том, что фактически потребленный объем электроэнергии оплачивается потребителями по счетчику.
Ссылка ООО "Энергокомфорт" Сибирь" на решение Арбитражного суда Томской области от 11.06.2009 года по делу N А67-2772/09 обоснованно отклонена арбитражным судом первой инстанции, поскольку данное решение основано на иных обстоятельствах, отличающихся от фактических обстоятельств, установленных судом в рамках настоящего дела.
В связи с изложенным законных оснований признания оспариваемого предписания Управления Роспотребнадзора по Томской области недействительным при отсутствии несоответствия оспариваемого предписания положениям ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, постановления Администрации Томской области от 14 122006 N 153а, у суда первой инстанции не имелось, доказательств обратного в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ заявителем в материалы дела не представлено.
В целом доводы апелляционной жалобы Общества направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется; принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя и уплачены им в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 17 августа 2009 года по делу N А67-4856/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Томская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
С.В.КРИВОШЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)