Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2009.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.10.2009.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Станке Димитрова 55-А" (далее - ТСЖ "Станке Димитрова 55-А" на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2009 по делу N А09-2367/2009,
установил:
товарищество собственников жилья "Станке Димитрова 55-А" (далее - ТСЖ "Станке Димитрова 55-А") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Брянские коммунальные системы" (далее - ОАО "Брянские коммунальные системы") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-01012593 от 11.02.2009 г. части редакции пунктов 4.3, 5.1, приложений N N 1, 1.1, 2 спорного договора (с учетом уточнения).
Решением Арбитражный суд Брянской области от 24.06.2009 в удовлетворении исковых требований отказано: пункт п. 5.1 и приложения N N 1, 1.1, 2 договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-010112593 от 11.02.2009 г. изложен в редакции ответчика.
Пункт п. 4.3 договора N 022-01012593 от 11.02.2009 г. принят в редакции ответчика: "При отсутствии коммерческого узла учета тепловой энергии или при выходе его из строя на период более 15 суток в течение года с момента приемки узла учета на коммерческий расчет количество отпущенной тепловой энергии определяется расчетным методом в соответствии с Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной Приказом Госстроя от 06.05.2000 г. N 105 (далее - Методика N 105). Расчетное количество тепловой энергии ежемесячно корректируется на фактическую температуру наружного воздуха".
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, ТСЖ "Станке Димитрова 55-А" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы считает, что отношения между ним и ответчиком должны регулироваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, "Правилами оказания коммунальных услуг населению", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, постановлением Брянской городской администрации от 12.07.2007 г. N 1854-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по городу Брянску", а не Методикой от 06.05.2000 N 105, разработанной РАО "Роскоммунэнерго" в качестве пособия к утвержденным приказом от 11.10.1999 г. N 73 Госстроя России Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы в качестве пособия.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ответчика доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклонил, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции считает необходимым отменить решение Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2009.
Как установлено судом, 27.01.2009 г. вновь образовавшееся ТСЖ "Станке Димитрова 55-А" направило в адрес ОАО "Брянские коммунальные системы" письмо с просьбой с 01.02.2009 г. заключить договор теплоснабжения жилого дома, находящегося по адресу: г. Брянск, проспект Станке Димитрова, д. 55-А, ранее обслуживаемого МУП "Жилкомсервис".
ОАО "Брянские коммунальные системы" (энергоснабжающая организация) направило в адрес ТСЖ "Станке Димитрова 55-А" (абонент) проект договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-01012593 от 11.02.2009 г., который был подписан абонентом с протоколом разногласий в части редакции п. 5.1, приложений N N 1, 1.1, 2 договора.
Указанный протокол разногласий был получен ОАО "Брянские коммунальные системы", подписан последним с двумя протоколами урегулирования разногласий по спорным пунктам и направлен в адрес ТСЖ "Станке Димитрова 55-А".
В сопроводительном письме к протоколам урегулирования разногласий от 18.03.2009 г. ОАО "Брянские коммунальные системы" просило в десятидневный срок рассмотреть, подписать, скрепить оттиском печати и возвратить в адрес энергоснабжающей организации указанные протоколы.
Не согласившись с редакцией п. 5.1, приложений N N 1, 1.1, 2 спорного договора, ТСЖ "Станке Димитрова 55-А" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в принятии пунктов 4.3, 5.1 и приложений N N 1, 1.1, 2 спорного договора в редакции, предложенной истцом, исходил из их противоречия требованиям законодательства.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы суда первой инстанции недостаточно обоснованными, сделанными без учета обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения данного спора.
Как следует из материалов дела, при заключении договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-010112593 от 11.02.2009 г. неурегулированными остались п. 4.3 и п. 5.1 приложений N N 1, 1.1, 2 договора.
Пункт 4.3 договора относится к разделу "Учет тепловой энергии" и касается вопроса определения количества отпущенной тепловой энергии, а также порядка определения данного количества при отсутствии коммерческого узла учета тепловой энергии или при выходе из строя.
При этом энергоснабжающая организация считает, что количество отпущенной тепловой энергии должно определяться расчетным методом, и при этом расчетное количество тепловой энергии ежемесячно корректируется на фактическую температуру наружного воздуха.
Суд первой инстанции принял п. 4.3 договора в редакции энергоснабжающей организации: "При отсутствии коммерческого узла учета тепловой энергии или при выходе его из строя на период более 15 суток в течение года с момента приемки узла учета на коммерческий расчет количество отпущенной тепловой энергии определяется расчетным методом в соответствии с Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной Приказом Госстроя от 06.05.2000 г. N 105. Расчетное количество тепловой энергии ежемесячно корректируется на фактическую температуру наружного воздуха.
Истец же просил изложить п. 4.3 договора в следующей редакции: "Количество тепловой энергии, отпущенной абоненту, определяется в соответствии с п. 16 и п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и подпунктом 1 - 4 пункта 1 приложения N 2 к указанным Правилам. В случае выхода из строя приборов учета тепловой энергии количество тепловой энергии определяется согласно п. 19 Правил".
Согласно редакции п. 5.1 договора проекта договора "ориентировочная цена настоящего договора составляет 3 503 679 руб. 30 коп. (с НДС 18%).
В случае изменения уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, цена настоящего договора подлежит изменению. При этом соответствующие изменения в настоящий договор считаются внесенными и согласованными сторонами с момента введения новых тарифов на тепловую энергию.
Цена настоящего договора определяется исходя из заявленного объема теплопотребления абонентом (приложение N 1) и тарифа установленного уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию".
Разногласия между энергоснабжающей организацией и абонентом касаются определения объема требуемой энергии, устанавливаемого в приложениях N N 1, 1.1, 2 спорного договора.
Как отмечает ТСЖ в кассационной жалобе основным противоречием между истцом и ответчиком является спор о том, какими нормативными актами должны регулироваться отношения между сторонами при заключении договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-01012593 от 11.02.2009 г.
По мнению истца отношения должны регулироваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), постановлением Брянской городской администрации от 12.07.2007 г. N 1854-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по городу Брянску".
Ответчик же считает, и суд первой инстанции согласился с ним, что применению подлежит Методика N 105 от 06.05.2000 г.
Суд первой инстанции, принимая спорные пункты договора в редакции энергоснабжающей организации, указывая, что к спорным отношениям не применимы нормы ЖК РФ, при этом не учел и не дал надлежащую оценку следующим обстоятельствам.
Согласно ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу Правил N 306 норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2).
Установленные в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (п. 3).
При этом при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: а) в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения; д) в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования (п. 3).
Согласно Правилам N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления (п. 4).
Постановлением Брянской городской администрации N 1854-п от 12.07.2007 г. в целях упорядочения расчетов с потребителями на основании Правил N N 306, 307 установлены нормативы потребления коммунальных услуг по городу Брянска.
Следовательно, при отсутствии приборов учета ежемесячный расчет может производиться по нормативам потребления коммунальных услуг, установленным постановлением Брянской городской администрации.
Поэтому вопрос о методе определения объема и количества потребленной тепловой энергии может решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые в свою очередь учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размере платы за коммунальные услуги.
Однако арбитражный суд в процессе разрешения спора не выяснил, соответствует ли примененный истцом метод определения количества тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения требованиям указанных Правил.
Не выяснил суд и соответствие расчетов потребления тепловой энергии, представленных сторонами, требованиям данных Правил.
В целях определения ежемесячного и годового объема, требуемой тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение суду при новом рассмотрении дела необходимо рассмотреть вопрос о возможности привлечения к участию в деле специалиста для дачи соответствующих заключений.
В соответствии с п. 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Правилами N 307 установлен аналогичный ст. 157 ЖК РФ порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение.
Указанное положение конкретизируется в Правилах N 307, предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16, 19, 20, 21 и 22).
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергией на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
Подпунктом "б" пункта 19 Правил N 307 и подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 августа 2009 года указанные положения Правил N 307 признаны соответствующими ЖК РФ и ГК РФ.
Правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исходит из того, что к спорным отношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307 (постановление Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 N 525/2009).
Письмом от 29.11.2007 г. N 21492-СК/07 Министерство регионального развития РФ подтвердило, что пунктом 8 Правил N 307 для сторон договора ресурсоснабжения установлены обязательные правила, в соответствии с которыми условия такого договора не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Положения нормы пункта 8 Правил направлены на обеспечение соответствия условий договоров ресурсоснабжения и основанных на Правилах обязательств исполнителей. В соответствии с пунктом 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пунктов 16 - 34 в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы и отведенные сточные воды, периодичности внесения такой платы, например, равномерности оплаты потребленной тепловой энергии исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких данных - по нормативам потребления и проведении 1 раз в год корректировки размера платы.
Согласно п. 8 Правил N 307 предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Как свидетельствуют материалы дела, в рассматриваемом случае, коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации ответчиком как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
То есть, в упомянутых нормах имеется прямое указание на приобретение исполнителем услуг в лице ТСЖ у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Учитывая норму п. 8 Правил N 307, суд пришел к ошибочному выводу о неприменении к отношениям сторон положений ЖК РФ и Правил N 306 и N 307.
Таким образом, вопрос о методе определения количества потребленной энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые в свою очередь учитываются, согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, арбитражный суд не дал оценки соответствия, произведенного сторонами расчета и условий договора требованиям Правил N 306, N 307.
Суду следовало также принять во внимание письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.02.2007 N 2479-РМ/07, от 28.05.2007 г. N 10087-ЮТ/07, от 29.11.2007 г. N 1492-СК/07.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая, что арбитражным судом в нарушение указанных процессуальных норм дана неполная оценка представленным сторонами доказательствам, вследствие чего выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, кассационная инстанция находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения указанных недостатков.
При новом рассмотрении дела суду необходимо дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле противоречиям и правомерности представленному в материалы дела расчету истца, и разрешить спор о разногласиях сторон по пунктам договора в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2009 по делу N А09-2367/2009 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 29.10.2009 N Ф10-4112/09 ПО ДЕЛУ N А09-2367/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2009 г. N Ф10-4112/09
Дело N А09-2367/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2009.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.10.2009.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Станке Димитрова 55-А" (далее - ТСЖ "Станке Димитрова 55-А" на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2009 по делу N А09-2367/2009,
установил:
товарищество собственников жилья "Станке Димитрова 55-А" (далее - ТСЖ "Станке Димитрова 55-А") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Брянские коммунальные системы" (далее - ОАО "Брянские коммунальные системы") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-01012593 от 11.02.2009 г. части редакции пунктов 4.3, 5.1, приложений N N 1, 1.1, 2 спорного договора (с учетом уточнения).
Решением Арбитражный суд Брянской области от 24.06.2009 в удовлетворении исковых требований отказано: пункт п. 5.1 и приложения N N 1, 1.1, 2 договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-010112593 от 11.02.2009 г. изложен в редакции ответчика.
Пункт п. 4.3 договора N 022-01012593 от 11.02.2009 г. принят в редакции ответчика: "При отсутствии коммерческого узла учета тепловой энергии или при выходе его из строя на период более 15 суток в течение года с момента приемки узла учета на коммерческий расчет количество отпущенной тепловой энергии определяется расчетным методом в соответствии с Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной Приказом Госстроя от 06.05.2000 г. N 105 (далее - Методика N 105). Расчетное количество тепловой энергии ежемесячно корректируется на фактическую температуру наружного воздуха".
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, ТСЖ "Станке Димитрова 55-А" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы считает, что отношения между ним и ответчиком должны регулироваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, "Правилами оказания коммунальных услуг населению", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, постановлением Брянской городской администрации от 12.07.2007 г. N 1854-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по городу Брянску", а не Методикой от 06.05.2000 N 105, разработанной РАО "Роскоммунэнерго" в качестве пособия к утвержденным приказом от 11.10.1999 г. N 73 Госстроя России Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы в качестве пособия.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ответчика доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклонил, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции считает необходимым отменить решение Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2009.
Как установлено судом, 27.01.2009 г. вновь образовавшееся ТСЖ "Станке Димитрова 55-А" направило в адрес ОАО "Брянские коммунальные системы" письмо с просьбой с 01.02.2009 г. заключить договор теплоснабжения жилого дома, находящегося по адресу: г. Брянск, проспект Станке Димитрова, д. 55-А, ранее обслуживаемого МУП "Жилкомсервис".
ОАО "Брянские коммунальные системы" (энергоснабжающая организация) направило в адрес ТСЖ "Станке Димитрова 55-А" (абонент) проект договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-01012593 от 11.02.2009 г., который был подписан абонентом с протоколом разногласий в части редакции п. 5.1, приложений N N 1, 1.1, 2 договора.
Указанный протокол разногласий был получен ОАО "Брянские коммунальные системы", подписан последним с двумя протоколами урегулирования разногласий по спорным пунктам и направлен в адрес ТСЖ "Станке Димитрова 55-А".
В сопроводительном письме к протоколам урегулирования разногласий от 18.03.2009 г. ОАО "Брянские коммунальные системы" просило в десятидневный срок рассмотреть, подписать, скрепить оттиском печати и возвратить в адрес энергоснабжающей организации указанные протоколы.
Не согласившись с редакцией п. 5.1, приложений N N 1, 1.1, 2 спорного договора, ТСЖ "Станке Димитрова 55-А" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в принятии пунктов 4.3, 5.1 и приложений N N 1, 1.1, 2 спорного договора в редакции, предложенной истцом, исходил из их противоречия требованиям законодательства.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы суда первой инстанции недостаточно обоснованными, сделанными без учета обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения данного спора.
Как следует из материалов дела, при заключении договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-010112593 от 11.02.2009 г. неурегулированными остались п. 4.3 и п. 5.1 приложений N N 1, 1.1, 2 договора.
Пункт 4.3 договора относится к разделу "Учет тепловой энергии" и касается вопроса определения количества отпущенной тепловой энергии, а также порядка определения данного количества при отсутствии коммерческого узла учета тепловой энергии или при выходе из строя.
При этом энергоснабжающая организация считает, что количество отпущенной тепловой энергии должно определяться расчетным методом, и при этом расчетное количество тепловой энергии ежемесячно корректируется на фактическую температуру наружного воздуха.
Суд первой инстанции принял п. 4.3 договора в редакции энергоснабжающей организации: "При отсутствии коммерческого узла учета тепловой энергии или при выходе его из строя на период более 15 суток в течение года с момента приемки узла учета на коммерческий расчет количество отпущенной тепловой энергии определяется расчетным методом в соответствии с Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной Приказом Госстроя от 06.05.2000 г. N 105. Расчетное количество тепловой энергии ежемесячно корректируется на фактическую температуру наружного воздуха.
Истец же просил изложить п. 4.3 договора в следующей редакции: "Количество тепловой энергии, отпущенной абоненту, определяется в соответствии с п. 16 и п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и подпунктом 1 - 4 пункта 1 приложения N 2 к указанным Правилам. В случае выхода из строя приборов учета тепловой энергии количество тепловой энергии определяется согласно п. 19 Правил".
Согласно редакции п. 5.1 договора проекта договора "ориентировочная цена настоящего договора составляет 3 503 679 руб. 30 коп. (с НДС 18%).
В случае изменения уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, цена настоящего договора подлежит изменению. При этом соответствующие изменения в настоящий договор считаются внесенными и согласованными сторонами с момента введения новых тарифов на тепловую энергию.
Цена настоящего договора определяется исходя из заявленного объема теплопотребления абонентом (приложение N 1) и тарифа установленного уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию".
Разногласия между энергоснабжающей организацией и абонентом касаются определения объема требуемой энергии, устанавливаемого в приложениях N N 1, 1.1, 2 спорного договора.
Как отмечает ТСЖ в кассационной жалобе основным противоречием между истцом и ответчиком является спор о том, какими нормативными актами должны регулироваться отношения между сторонами при заключении договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-01012593 от 11.02.2009 г.
По мнению истца отношения должны регулироваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), постановлением Брянской городской администрации от 12.07.2007 г. N 1854-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по городу Брянску".
Ответчик же считает, и суд первой инстанции согласился с ним, что применению подлежит Методика N 105 от 06.05.2000 г.
Суд первой инстанции, принимая спорные пункты договора в редакции энергоснабжающей организации, указывая, что к спорным отношениям не применимы нормы ЖК РФ, при этом не учел и не дал надлежащую оценку следующим обстоятельствам.
Согласно ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу Правил N 306 норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2).
Установленные в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (п. 3).
При этом при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: а) в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения; д) в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования (п. 3).
Согласно Правилам N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления (п. 4).
Постановлением Брянской городской администрации N 1854-п от 12.07.2007 г. в целях упорядочения расчетов с потребителями на основании Правил N N 306, 307 установлены нормативы потребления коммунальных услуг по городу Брянска.
Следовательно, при отсутствии приборов учета ежемесячный расчет может производиться по нормативам потребления коммунальных услуг, установленным постановлением Брянской городской администрации.
Поэтому вопрос о методе определения объема и количества потребленной тепловой энергии может решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые в свою очередь учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размере платы за коммунальные услуги.
Однако арбитражный суд в процессе разрешения спора не выяснил, соответствует ли примененный истцом метод определения количества тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения требованиям указанных Правил.
Не выяснил суд и соответствие расчетов потребления тепловой энергии, представленных сторонами, требованиям данных Правил.
В целях определения ежемесячного и годового объема, требуемой тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение суду при новом рассмотрении дела необходимо рассмотреть вопрос о возможности привлечения к участию в деле специалиста для дачи соответствующих заключений.
В соответствии с п. 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Правилами N 307 установлен аналогичный ст. 157 ЖК РФ порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение.
Указанное положение конкретизируется в Правилах N 307, предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16, 19, 20, 21 и 22).
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергией на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
Подпунктом "б" пункта 19 Правил N 307 и подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 августа 2009 года указанные положения Правил N 307 признаны соответствующими ЖК РФ и ГК РФ.
Правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исходит из того, что к спорным отношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307 (постановление Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 N 525/2009).
Письмом от 29.11.2007 г. N 21492-СК/07 Министерство регионального развития РФ подтвердило, что пунктом 8 Правил N 307 для сторон договора ресурсоснабжения установлены обязательные правила, в соответствии с которыми условия такого договора не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Положения нормы пункта 8 Правил направлены на обеспечение соответствия условий договоров ресурсоснабжения и основанных на Правилах обязательств исполнителей. В соответствии с пунктом 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пунктов 16 - 34 в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы и отведенные сточные воды, периодичности внесения такой платы, например, равномерности оплаты потребленной тепловой энергии исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких данных - по нормативам потребления и проведении 1 раз в год корректировки размера платы.
Согласно п. 8 Правил N 307 предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Как свидетельствуют материалы дела, в рассматриваемом случае, коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации ответчиком как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
То есть, в упомянутых нормах имеется прямое указание на приобретение исполнителем услуг в лице ТСЖ у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Учитывая норму п. 8 Правил N 307, суд пришел к ошибочному выводу о неприменении к отношениям сторон положений ЖК РФ и Правил N 306 и N 307.
Таким образом, вопрос о методе определения количества потребленной энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые в свою очередь учитываются, согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, арбитражный суд не дал оценки соответствия, произведенного сторонами расчета и условий договора требованиям Правил N 306, N 307.
Суду следовало также принять во внимание письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.02.2007 N 2479-РМ/07, от 28.05.2007 г. N 10087-ЮТ/07, от 29.11.2007 г. N 1492-СК/07.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая, что арбитражным судом в нарушение указанных процессуальных норм дана неполная оценка представленным сторонами доказательствам, вследствие чего выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, кассационная инстанция находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения указанных недостатков.
При новом рассмотрении дела суду необходимо дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле противоречиям и правомерности представленному в материалы дела расчету истца, и разрешить спор о разногласиях сторон по пунктам договора в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2009 по делу N А09-2367/2009 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)