Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 13.09.2005 N Ф09-2902/05-С5 ПО ДЕЛУ N А47-11127/04

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 13 сентября 2005 г. Дело N Ф09-2902/05-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Арсенова И.Г., судей Азанова П.А., Матанцева И.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 01.06.2005 (резолютивная часть от 30.05.2005) по делу N А47-11127/04 по иску ТСЖ "Заводское" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства, Администрации Оренбургской области, Финансовому управлению Администрации Оренбургской области, Администрации г. Оренбурга, Финансовому управлению Администрации г. Оренбург о взыскании 9999 руб. убытков; третье лицо на стороне истца: открытое акционерное общество "Оренбургэнерго", третьи лица на стороне ответчиков: ГУСЗН Оренбургской области, УЖКХ Администрации г. Оренбурга, ГП "Облжилкомхоз", управление жилищного фонда г. Оренбурга, МУ СОКП г. Оренбурга.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.

ТСЖ "Заводское" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском о взыскании солидарно с ответчиков 1891 руб. 77 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан на основании Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" с учетом изменения размера исковых требований, принятых судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 24.02.2005 (резолютивная часть от 21.02.2005; судья Рафикова И.Н.) с Финансового управления Администрации г. Оренбурга за счет средств муниципального образования г. Оренбург в пользу ТСЖ "Заводское" взыскано 1891 руб. 81 коп. в остальной части иска отказано. В удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.06.2005 (судьи Савинова М.А., Мохунов В.И., Галиаскарова З.И.) решение отменено. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ТСЖ "Заводское" взыскано 1891 руб. 77 коп., в удовлетворении иска в отношении Администрации Оренбургской области, Финансовому управлению Администрации Оренбургской области, Администрации г. Оренбурга, Финансовому управлению Администрации г. Оренбург отказано.




Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области с постановлением суда апелляционной инстанции не согласно, просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение арбитражным судом обстоятельств, имеющих существенное значение для принятия законного и обоснованного судебного акта, неправильное применение ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334 "Об утверждении Правил предоставления и расходования в 2002 средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", ст. 11 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 "Об утверждении Правил предоставления и расходования в 2002 средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", ст. 15.6 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Проверив законность судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривает.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Заводское" в 2002 - 2003 годах на основании Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате коммунальных услуг. В результате недостаточного компенсирования из соответствующего бюджета фактически предоставленных льгот по оплате услуг по вывозу мусора у истца образовались убытки в размере 1891 руб. 77 коп., которые истец просил взыскать с ответчиков в судебном порядке.
Суд первой инстанции, исходя из того, что компенсирование расходов от предоставления льгот на основании Законов Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" должно производиться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и учитывая, что Администрация Оренбургской области все денежные средства, поступившие в спорный период из федерального бюджета на реализацию указанных законов, перечислило Администрации г. Оренбурга, удовлетворил требования ТСЖ "Заводское" за счет средств муниципального бюджета г. Оренбурга.
Суд апелляционной инстанции, установив, что органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме финансирование исполнения положений названных Законов Российской Федерации, пришел к выводу о необходимости взыскания спорной суммы с казны Российской Федерации в лице Минфина России, отменив решение суда первой инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на нормах действующего законодательства и установленных судом обстоятельствах.
В соответствии со ст. 16, 17 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" лицам, подвергшимся политическим репрессиям в виде лишения свободы, установлены соответствующие льготы по оплате коммунальных услуг, порядок предоставления которых и порядок выплаты денежных компенсаций по которым устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.
Статьями 5 и 11 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" Героям, полным кавалерам ордена Славы и совместно проживающих с ними членов их семей предоставляются льготы по оплате жилья и оплате коммунальных услуг. Расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией настоящего Закона, возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с настоящим Законом, путем перечисления средств на счета соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. При этом в силу п. 2 ст. 49 названного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая соответствующие льготы для отдельных категорий лиц на уровне Российской Федерации, должен обеспечить названные социальные гарантии соответствующим механизмом полного финансового обеспечения.
Судом установлено, что денежных средств для компенсирования расходов от предоставления льгот на основании Законов Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" федеральными органами исполнительной власти в бюджеты субъекта Российской Федерации или муниципального образования г. Оренбург выделено недостаточно.
Возложение ответственности за ненадлежащее компенсирование муниципальным образованием расходов от предоставления льгот на основании вышеуказанных Законов возможно лишь в случае доказанности факта перечисления федеральным бюджетом соответствующих сумм, необходимых для компенсирования указанных расходов в объеме фактически оказанных услуг по предоставлению льгот.
Между тем, доказательств надлежащего исполнения Минфином России своих обязанностей по компенсированию в полном объеме расходов от предоставления льгот на основании данных Законов в материалах дела не имеется (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ввиду того, что органы государственной власти Российской Федерации в полном объеме не обеспечили финансовыми средствами исполнение Законов Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", представляется верным вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о возложении обязанности по возмещению убытков на казну Российской Федерации (ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таким обстоятельствах кассационную жалобу заявителя следует оставить без удовлетворения.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 01.06.2005 (резолютивная часть от 30.05.2005) по делу N А47-11127/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
АРСЕНОВ И.Г.

Судьи
АЗАНОВ П.А.
МАТАНЦЕВ И.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)