Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 03.07.2009 N Ф10-912/2009 ПО ДЕЛУ N А35-2604/2008-С11

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2009 г. N Ф10-912/2009

Дело N А35-2604/2008-С11

Резолютивная часть постановления изготовлена 26 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 июля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" в лице Курская региональная генерация на решение Арбитражного суда Курской области от 17 октября 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2008 года по делу N А35-2604/2008-С11,
установил:

Открытое акционерное общество "ТГК N 4" в лице филиала "Курская региональная генерация" обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованием о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов, Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области понесенных обществом убытков в размере 1 818 717 руб. 78 коп. в связи с предоставлением коммунальных услуг льготным категориям граждан в соответствии с положениями ФЗ "О социальной защите инвалидов" в период с января 2007 г. по июнь 2007 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Комитет финансов Курской области и Комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 17.10.2008 года исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 4" в лице филиала "Курская региональная генерация" были взысканы убытки в размере 1 541 286 руб. 25 коп. В удовлетворении остальной части иска и требований истца к Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Не соглашаясь с указанными судебными актами, ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" в лице Курская региональная генерация и Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ обратились в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение Арбитражного суда Курской области от 17 октября 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2008 года.
По мнению ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" в лице Курская региональная генерация, при принятии судебных актов в части исключения из взыскиваемой суммы убытков налога на добавленную стоимость арбитражным судом неправильно применены нормы материального права.
В кассационной жалобе Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ указывает на то обстоятельство, что в рассматриваемых правоотношениях отсутствует вина в действиях РФ, а имеется наличие вины субъекта РФ - Курской области.
В остальной части судебные акты не обжалуются и поэтому в силу ст. 286 АПК РФ не являются предметом рассмотрения суда кассационной инстанции.
Представители истца, Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. С учетом требований ст. 284 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения представителя ответчика, арбитражный суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Курской области от 17 октября 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2008 года оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Арбитражным судом установлено, что согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ указанной категории граждан предоставляется социальная поддержка в виде скидки в размере 50% установленной платы за пользование отоплением.
В период с января по июнь 2007 г. включительно истец предоставлял указанной категории граждан меры социальной поддержки в виде 50% скидки по оплате поставленной тепловой энергии на сумму 1 818 717 руб. 78 коп. с учетом налога на добавленную стоимость.
Ответчики возмещение истцу предоставленных льгот не произвели, в результате чего, по мнению истца, ему были причинены убытки в общей сумме 1 818 717 руб. 78 коп. с НДС.
Ссылаясь на образовавшуюся задолженность, ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" в лице Курская региональная генерация обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд, руководствуясь требованиями ст. ст. 16, 309, 539, 548, 1069 ГК РФ, п. 2 ст. ст. 154, 168 Налогового кодекса РФ, исходил из того, что требования истца заявлены обоснованно и правомерно, между тем, из взыскиваемой суммы убытков подлежит исключению сумма налога на добавленную стоимость.
Суд кассационной инстанции считает указанный вывод арбитражного суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В процессе рассмотрения спора арбитражный суд пришел к выводу, что расчет убытков неправомерно произведен истцом исходя из стоимости услуг с учетом налога на добавленную стоимость, в связи с чем, исключил из взыскиваемой задолженности сумму налога на добавленную стоимость по следующим основаниям.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налога на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиками, осуществляющими реализацию услуг по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, предусмотрен п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 января 2006 года) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы по НДС не учитываются.
В соответствии со статьей 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по федеральному законодательству и выделяемые не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов, а на оплату услуг, оказываемых льготным категориям граждан, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
В этой связи, арбитражный суд правомерно, учитывая представленные в материалы дела документы, исключил из общей суммы убытков, подлежащих взысканию в пользу истца, налог на добавленную стоимость и взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 4" в лице филиала "Курская региональная генерация" 1 541 286 руб. 25 коп. убытков.
Довод Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о том, что возмещение расходов в рассматриваемом случае является обязательством Курской области в соответствии с региональным законодательством, был предметом исследования арбитражных судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно ими отклонен по мотивам, изложенным в судебных актах.
Иных доводов, позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационные жалобы не содержат, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.
Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ с 31.01.2009 г. от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков.
На основании статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина, уплаченная в большем размере, чем это предусмотрено законодательством подлежит возврату.
Учитывая, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ обратилась с кассационной жалобой 12 февраля 2009 года и при ее подаче заявителем была уплачена госпошлина в размере 1000 рублей, указанная сумма подлежит возврату из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 287 ч. 1 п. 1, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 17 октября 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2008 года по делу N А35-2604/2008-С11 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Возвратить Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе в качестве излишне оплаченной.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)