Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 17.08.2011 ПО ДЕЛУ N А36-3703/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2011 г. по делу N А36-3703/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2011
Постановление изготовлено в полном объеме 17.08.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала ОАО "Квадра" - "Восточная региональная генерация" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу N А36-3703/2010,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЛСК Рембыттехника", г. Елец, Липецкая обл., ИНН 4824039275 (далее - ООО УК "ЛСК Рембыттехника") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к Открытому акционерному обществу "Квадра-Генерирующая компания" в лице филиала "Восточная региональная генерация", г. Липецк, ИНН 6829012680, (далее - ООО "Квадра" в лице филиала "Восточная региональная генерация") о признании недействительными п. 3.3 договоров N 103 от 01.06.2008 и N 176 от 09.06.2008 и Приложения N 4 в части, касающейся определения порядка исчисления количества потребленной энергии для потребителей граждан, проживающих в жилых помещениях.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 19.01.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 решение суда первой инстанции отменено, иск удовлетворен в полном объеме. Пункт 3.3 договоров на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 09.06.2008 N 176, от 01.06.2008 N 103 и Приложение N 4 к ним признаны недействительными.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, ОАО "Квадра" в лице филиала "Восточная региональная генерация" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятого апелляционной инстанцией судебного акта.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
В представленном отзыве на кассационную жалобу ООО "ЛСК "Рембыттехника" просило оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представители истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Федерального арбитражного суда Центрального округа и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, между ОАО "ТГК N 4" в лице филиала ОАО "ТГК N 4" - "Восточная региональная генерация" (правопредшественник ОАО "Квадра-Генерирующая компания", энергоснабжающая организация) и ООО "ЛСК Рембыттехника" (абонент) заключен договора N 103 от 01.06.2008, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент - принимать и оплачивать принятую тепловую энергию в определенном настоящим договором порядке.
Разделом 3 договора стороны согласовали порядок учета тепловой энергии и теплоносителя.
В силу п. 3.1 договора учет тепловой энергии и теплоносителя производится в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя. Оплата потребленной тепловой энергии осуществляется на основании приборов учета, установленных абонентом на границе балансовой принадлежности тепловой сети между энергоснабжающей организацией и абонентом (п. 3.2).
Согласно п. 3.3 договора в случае отсутствия приборов учета тепловой энергии и теплоносителя определение количества тепловой энергии до установки прибора учета и допуска его в эксплуатацию ведется расчетным методом, выполненным энергоснабжающей организацией в порядке, установленном нормативно-техническими документами и Приложением N 4, определяющим Методику определения количества тепловой энергии и теплоносителя, отпущенных потребителям тепловой энергии, расчетным способом.
09.08.2008 стороны заключили аналогичный договор N 176, пунктом 3.3. которого также установили, что при отсутствии приборов учета объем переданной энергии определяется расчетным методом в соответствии с Приложением N 4 к договору - Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя, отпущенных потребителям тепловой энергии.
Полагая, что положения п. 3.3 и приложения N 4 договоров не соответствуют требованиям ст. 157 ЖК РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, ООО "ЛСК Рембыттехника" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из неправомерности заявленных требований.
Отменяя решение суда первой инстанции, арбитражный апелляционный суд обоснованно руководствовался следующим.
Материалы дела свидетельствуют о том, что рассматриваемый спор возник из правоотношений сторон, сложившихся в рамках исполнения договоров на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 103 от 01.06.2008 и N 176 от 09.06.2008.
В соответствии с п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные ст. ст. 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Как усматривается из материалов дела, ООО Управляющая компания "ЛСК Рембыттехника" соответствует понятию исполнителя коммунальных услуг, определенному п. 3 вышеназванных Правил, согласно которому исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу абз. 2 п. 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Данные положения конкретизируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 от 23.05.2006.
Согласно п.п. "а" п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с п.п. 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с п.п. 2 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам
В силу подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 Правил установления и определения норматива потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Пунктами 3, 4 Правил N 306 предусмотрено, что установленные в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета, предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги и утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления.
Таким образом, вопрос о методе определения количества тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных уполномоченным органом нормативов потребления коммунальных услуг.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 2380/10.
В соответствии с ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Данная правовая норма корреспондирует с пунктом 8 Правил N 307, в силу которого условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу п. 6 Правил разъяснения по их применению дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в Письме от 29.11.2007 N 21492-СК/07 условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить императивным гражданско-правовым нормам Правил: пунктам 16 - 34, в том числе, в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы.
Таким образом, расчет платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета, в силу императивной нормы права, должен определяться исходя из норматива потребления спорного энергоресурса.
Включение в спорные договоры условия, предусматривающего определение объема потребленной тепловой энергии расчетным способом, противоречит требованиям закона.
Следует отметить, что пункт 3.3 договоров является их единственным условием, предусматривающим порядок определения объема потребленной тепловой энергии. При этом, из условий п. 3.3 не усматривается, что расчетный способ применяется сторонами только для корректировки объема потребления.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд правомерно признал п. 3.3 спорных договоров недействительным.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что потребителями по спорным договорам является и юридические лица, в отношении которых применим порядок расчета объема тепловой энергии, предусмотренный Методикой N 105, изложенный в приложении N 4 к договорам, не может быть принят во внимание.
Как видно из текста указанных договоров, спорное положение п. 3.3 договоров не содержит оговорки о применении его только при расчетах за тепловую энергию, потребленную нежилыми помещениями, не относящимися к общему имуществу граждан, проживающих в многоквартирных домах, которые находятся в управлении истца. Доказательства наличия конкретных пристроенных к многоквартирным домам нежилых помещений, расположенных по указанным адресам, из материалов дела не усматриваются и заявителем в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представлены.
Следует отметить, что довод о применении п. 3.3 и приложения N 4 договоров NN 103, 176 только при расчете количества тепловой энергии, потребленной юридическими лицами в пристроенных нежилых помещениях, ответчиком ранее не заявлялся, в связи с чем не был предметом оценки арбитражного суда.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии постановления апелляционной инстанции арбитражным кассационным судом не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу N А36-3703/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)