Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 мая 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе жилищно-строительного кооператива "Олимпиада"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 марта 2011 г. по делу N А49-8609/2010 (судья Земцова М.В.),
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Олимпиада" (ИНН 5837006857), г. Пенза,
к Средне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Пенза,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Олимпиада" обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Средне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, с учетом уточнений, принятых судом, о признании незаконным и отмене постановления N 82-С/5120-1 от 10.12.2010 г. по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 17.03.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что ЖСК "Олимпиада" совершены различные противоправные действия: нарушения пунктов 1.2.2; 1.4.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденных приказом Минэнерго РФ N 6 от 13.01.2003, в одном случае, и нарушение пунктов 2.2.2; 2.3.57; 2.3.15; 2.9.1; 9.1.45; 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ N 115 от 24.03.2003 г., в другом случае.
Суд не усмотрел оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку характер совершенного деяния и степень его общественной опасности, специфика деятельности заявителя, не позволяют признать совершенное правонарушение малозначительным.
Обжалуемое постановление вынесено административным органом при наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, в пределах полномочий административного органа и с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Административный штраф на заявителя наложен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Не согласившись с выводами суда, ЖСК "Олимпиада" подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что по выявленным в результате проведенной проверки нарушениям составлено два протокола об административном правонарушении за одно и тоже нарушение на юридическое лицо:
- - протокол N 82-С-5122/87-1 об административном правонарушении от 02.12.2010 г. в сфере электроэнергетики ст. 9.11 КоАП РФ, 14.12.2010 г. вынесено постановление N 82-С-5122/ОН-1 о назначении административного наказания (за нарушения в сфере электроэнергетики ст. 9.11 КоАП РФ;
- - протокол N 82-С/5120-1 об административном правонарушении от 02.12.2010 г. при эксплуатации тепловых энергоустановок ст. 9.11 КоАП РФ, 10.12.2010 г. вынесено постановление N 82-С/5120-1 о назначении административного наказания (за нарушения при эксплуатации тепловых энергоустановок ст. 9.11 КоАП РФ).
По мнению подателя жалобы, доводы суда о наличии двух отдельных составов административного правонарушения, предусмотренных ст. 9.11 КоАП РФ являются несостоятельными, т.к. не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку все выявленные нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и нарушения Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей квалифицируются по одной статье КоАП РФ, были выявлены в ходе единой проверки, проведенной совместно представителями одного административного органа, на основании одного распоряжения, с указанием выявленных нарушений в едином акте проверки и выдачи единого предписания на устранение недостатков.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании распоряжения Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.11.2010 г. N 1527-Р главным государственным инспектором отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и государственным инспектором отдела по надзору в электроэнергетике по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в период с 01.12.2010 г. по 02.12.2010 г. проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов ЖСК "Олимпиада", расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Воронова. 8.
В ходе данной проверки были установлены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, допущенных ЖСК "Олимпиада", о чем проверяющими лицами составлен акт проверки N 82-с от 02.12.2010 г. и выдано предписание об устранении допущенных нарушений N 70-С от 02.12.2010 г.
В отношении ЖСК "Олимпиада" государственным инспектором отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическом), технологическому и атомному надзору 02.12.2010 г. был составлен протокол N 82-С/5120-1 о совершении административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела об административном правонарушении, возбужденного на основании вышеназванного протокола об административном правонарушении, были рассмотрены 10.12.2010 г. начальником отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, по результатам рассмотрения вынесено постановление N 82-С/5120-1 о привлечении ЖСК "Олимпиада" к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного постановления незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Указанная норма закона включает в себя ряд самостоятельных составов административных правонарушений и охватывает различные виды надзора, поэтому отсылает правоприменителей к правилам и нормам, техническим требованиям, установленным Правительством РФ. Министерством энергетики РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, регулирующим данные вопросы.
В соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.19, 9.7 - 9.12, 11.20 КоАП РФ, рассматривают должностные лица органов государственного энергетического надзора, которыми являются: главный государственный инспектор Российской Федерации по энергетическому надзору и его заместители, старшие государственные инспектора по энергетическому надзору, государственные инспекторы по энергетическому надзору.
Приказом Ростехнадзора от 01.08.2006 г. N 738 (в редакции от 30.07.2007 г.) утвержден Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в который включены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила устройства электроустановок (пункты 5.1.17 и 5.1.18 Перечня).
Требования технической эксплуатации электроустановок потребителей установлены, в частности, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденными приказом Минэнерго РФ N 6 от 13.01.2003 г. (зарегистрированы в Минюсте РФ 22.01.2003 N 4145).
Судом в решении отмечено, что вышеперечисленные нарушения заявителем не оспариваются, доказательств обратного суду не представлено.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку ЖСК "Олимпиада" несет ответственность за соблюдение Правил технической эксплуатации тепловых установок (далее ПТЭТЭ), суд правильно посчитал, что вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации с целью предотвращения совершения административного правонарушения.
Судом сделан верный вывод, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, в действиях ЖСК "Олимпиада" установлен и доказан.
Доводы заявителя о нарушении административным органом требований положений 4.1, 4.4 КоАП РФ правомерно отклонены судом в связи со следующим.
В отношении ЖСК "Олимпиада" был составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ N 82-С-5120/-1 от 02.12.2010 г.
Статья 9.11 КоАП РФ объединяет ряд самостоятельных составов административных правонарушений. Она имеет бланкетный характер и отсылает правоприменителей к соответствующим правилам и нормам, техническим требованиям, установленным Правительством РФ, Министерством энергетики РФ и другими федеральными органами исполнительной власти. В данном случае применяются Правила технической эксплуатации тепловых установок (далее - ПТЭТУ)(утверждены Минэнерго РФ N 115 от 24.03.2003 г." зарегистрированы Минюстом РФ от 02.04.2003 г. N 4358, введены с 1.10.2003 г.) и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. N 6, зарегистрированы Минюстом РФ от 22.01.2003 г. N 4145).
В протоколе N 82-С-75120-1 от 02.12.2010 г., составленном инспектором отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями по Пензенской области указаны следующие нарушения:
- 1. Не назначен приказом ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок по ЖСК "Олимпиада" из управленческого персонала, что является нарушением пункта 2.2.2. ПТЭТЭ. Для непосредственного выполнения функции по эксплуатации тепловых энергоустановок руководитель организации назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию типовых энергоустановок организации и его заместитель из числа управленческого персонала или специалистов со специальным теплоэнергетическим образованием, после проверки знаний настоящих Правил. Правил техники безопасности и инструкции;
- 2. Не проведены обучение, проверка знаний Правил у слесаря-сантехника по обслуживанию тепловых энергоустановок ЖСК "Олимпиада", что является нарушением пунктов 2.3.15 и 2.3.57 ПТЭТЭ. Краткосрочное обучение работников, эксплуатирующих тепловые энергоустановки, проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в год перед очередной проверкой знаний; положений пункта 2.3.15. Очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в 3 года, при этом для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок - не реже 1 раза в год;
- 3. Своевременно не проведена проверка манометров, установленных на элеваторных узлах тепловых пунктов N 2, N 3 и на трубопроводах ГВС, что является нарушением пункта 2.9.1 ПТЭТЭ. Комплекс мероприятий но метрологическому обеспечению тепловых энергоустановок, выполняемый каждой организацией, включает своевременное представление на проверку средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору;
- 4. Не установлены манометры на подающем и обратном трубопроводе к системам отопления лестничных клеток и термометры на обратных трубопроводах из систем отопления лестничных клеток жилого дома, после узлов смешивания в тепловых пунктах, что является нарушением пункта 9.1.47 ПТЭТЭ. В индивидуальных тепловых пунктах систем теплопотребления устанавливаются манометры, показывающие на подающих трубопроводах после запорной арматуры на каждом ответвлении к системам потребления теплоты и на обратных трубопроводах до запорной арматуры - из систем потребления теплоты; термометры, показывающие на трубопроводах водяных тепловых сетей после узла смешивания; на обратных трубопроводах из систем потребления теплоты по ходу воды перед задвижками:
5. Не опломбированы сопла элеваторов в тепловых пунктах жилого дома, что является нарушением пункта 11.5 ПТЭТЭ. Для проверки готовности к отопительному сезону при приеме тепловых пунктов проверяется и оформляется актами, проверяется наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов.
За указанные нарушения постановлением N 82-С-5120/-1 от 10.12.2010 г. о назначении административного наказания ЖСК "Олимпиада" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в минимальном размере 10000 рублей.
В протоколе 82-С-5122/87-1 от 02.12.2010 г. указаны следующие нарушения:
1. Эксплуатация электроустановок осуществляется не подготовленным и не аттестованным по электробезопасности персоналом, что является нарушением п. 1.4.1. ПТЭЭП - Эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.
- 2. Организация не полностью укомплектована проверенными средствами защиты, что является нарушением п. 1.2.2. ПТЭЭП - Потребитель обязан обеспечить: - укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом;
- 3. Не проводится обучение и проверка знаний электротехнического и электротехнологического персонала, что является нарушением п. 1.2.2. ПТЭЭП
4. Не производится разработка должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала, что является нарушением п. 1.2.2. ПТЭЭП - Потребитель обязан обеспечить:
- - обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала;
- - разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала.
В случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно.
В данном случае составленные протоколы были рассмотрены разными должностными лицами в разное время.
Судом правильно указано, что ЖСК "Олимпиада" совершены различные противоправные действия: нарушения пунктов 1.2.2; 1.4.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденных приказом Минэнерго РФ N 6 от 13.01.2003, в одном случае, и нарушение пунктов 2.2.2; 2.3.57; 2.3.15; 2.9.1; 9.1.45; 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ N 115 от 24.03.2003 г., в другом случае, и сделан правильный вывод о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ЖСК "Олимпиада" объективной стороны двух самостоятельных составов административных нарушений, наказание за каждое из которых назначено заявителю с соблюдением требований части 1 статьи 4.4. КоАП РФ, в силу которой при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности не установлено.
При назначении наказания был учтен характер совершенных административных правонарушений, имущественное и финансовое положение юридического лица, раскаяние и принятие действенных мер по предотвращению правонарушений, по исполнению предписания, влекущего значительные финансовые затраты, как смягчающие обстоятельства, а также учтено отсутствие отягчающих обстоятельств, вследствие этого за совершенное правонарушение юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в минимальном размере 10 000 рублей.
Суд правильно не усмотрел оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку характер совершенного деяния и степень его общественной опасности, специфика деятельности заявителя, не позволяют признать совершенное правонарушение малозначительным.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 марта 2011 г. по делу N А49-8609/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.05.2011 ПО ДЕЛУ N А49-8609/2010
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2011 г. по делу N А49-8609/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 мая 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе жилищно-строительного кооператива "Олимпиада"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 марта 2011 г. по делу N А49-8609/2010 (судья Земцова М.В.),
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Олимпиада" (ИНН 5837006857), г. Пенза,
к Средне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Пенза,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Олимпиада" обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Средне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, с учетом уточнений, принятых судом, о признании незаконным и отмене постановления N 82-С/5120-1 от 10.12.2010 г. по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 17.03.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что ЖСК "Олимпиада" совершены различные противоправные действия: нарушения пунктов 1.2.2; 1.4.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденных приказом Минэнерго РФ N 6 от 13.01.2003, в одном случае, и нарушение пунктов 2.2.2; 2.3.57; 2.3.15; 2.9.1; 9.1.45; 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ N 115 от 24.03.2003 г., в другом случае.
Суд не усмотрел оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку характер совершенного деяния и степень его общественной опасности, специфика деятельности заявителя, не позволяют признать совершенное правонарушение малозначительным.
Обжалуемое постановление вынесено административным органом при наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, в пределах полномочий административного органа и с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Административный штраф на заявителя наложен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Не согласившись с выводами суда, ЖСК "Олимпиада" подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что по выявленным в результате проведенной проверки нарушениям составлено два протокола об административном правонарушении за одно и тоже нарушение на юридическое лицо:
- - протокол N 82-С-5122/87-1 об административном правонарушении от 02.12.2010 г. в сфере электроэнергетики ст. 9.11 КоАП РФ, 14.12.2010 г. вынесено постановление N 82-С-5122/ОН-1 о назначении административного наказания (за нарушения в сфере электроэнергетики ст. 9.11 КоАП РФ;
- - протокол N 82-С/5120-1 об административном правонарушении от 02.12.2010 г. при эксплуатации тепловых энергоустановок ст. 9.11 КоАП РФ, 10.12.2010 г. вынесено постановление N 82-С/5120-1 о назначении административного наказания (за нарушения при эксплуатации тепловых энергоустановок ст. 9.11 КоАП РФ).
По мнению подателя жалобы, доводы суда о наличии двух отдельных составов административного правонарушения, предусмотренных ст. 9.11 КоАП РФ являются несостоятельными, т.к. не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку все выявленные нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и нарушения Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей квалифицируются по одной статье КоАП РФ, были выявлены в ходе единой проверки, проведенной совместно представителями одного административного органа, на основании одного распоряжения, с указанием выявленных нарушений в едином акте проверки и выдачи единого предписания на устранение недостатков.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании распоряжения Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.11.2010 г. N 1527-Р главным государственным инспектором отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и государственным инспектором отдела по надзору в электроэнергетике по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в период с 01.12.2010 г. по 02.12.2010 г. проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов ЖСК "Олимпиада", расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Воронова. 8.
В ходе данной проверки были установлены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, допущенных ЖСК "Олимпиада", о чем проверяющими лицами составлен акт проверки N 82-с от 02.12.2010 г. и выдано предписание об устранении допущенных нарушений N 70-С от 02.12.2010 г.
В отношении ЖСК "Олимпиада" государственным инспектором отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическом), технологическому и атомному надзору 02.12.2010 г. был составлен протокол N 82-С/5120-1 о совершении административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела об административном правонарушении, возбужденного на основании вышеназванного протокола об административном правонарушении, были рассмотрены 10.12.2010 г. начальником отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, по результатам рассмотрения вынесено постановление N 82-С/5120-1 о привлечении ЖСК "Олимпиада" к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного постановления незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Указанная норма закона включает в себя ряд самостоятельных составов административных правонарушений и охватывает различные виды надзора, поэтому отсылает правоприменителей к правилам и нормам, техническим требованиям, установленным Правительством РФ. Министерством энергетики РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, регулирующим данные вопросы.
В соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.19, 9.7 - 9.12, 11.20 КоАП РФ, рассматривают должностные лица органов государственного энергетического надзора, которыми являются: главный государственный инспектор Российской Федерации по энергетическому надзору и его заместители, старшие государственные инспектора по энергетическому надзору, государственные инспекторы по энергетическому надзору.
Приказом Ростехнадзора от 01.08.2006 г. N 738 (в редакции от 30.07.2007 г.) утвержден Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в который включены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила устройства электроустановок (пункты 5.1.17 и 5.1.18 Перечня).
Требования технической эксплуатации электроустановок потребителей установлены, в частности, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденными приказом Минэнерго РФ N 6 от 13.01.2003 г. (зарегистрированы в Минюсте РФ 22.01.2003 N 4145).
Судом в решении отмечено, что вышеперечисленные нарушения заявителем не оспариваются, доказательств обратного суду не представлено.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку ЖСК "Олимпиада" несет ответственность за соблюдение Правил технической эксплуатации тепловых установок (далее ПТЭТЭ), суд правильно посчитал, что вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации с целью предотвращения совершения административного правонарушения.
Судом сделан верный вывод, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, в действиях ЖСК "Олимпиада" установлен и доказан.
Доводы заявителя о нарушении административным органом требований положений 4.1, 4.4 КоАП РФ правомерно отклонены судом в связи со следующим.
В отношении ЖСК "Олимпиада" был составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ N 82-С-5120/-1 от 02.12.2010 г.
Статья 9.11 КоАП РФ объединяет ряд самостоятельных составов административных правонарушений. Она имеет бланкетный характер и отсылает правоприменителей к соответствующим правилам и нормам, техническим требованиям, установленным Правительством РФ, Министерством энергетики РФ и другими федеральными органами исполнительной власти. В данном случае применяются Правила технической эксплуатации тепловых установок (далее - ПТЭТУ)(утверждены Минэнерго РФ N 115 от 24.03.2003 г." зарегистрированы Минюстом РФ от 02.04.2003 г. N 4358, введены с 1.10.2003 г.) и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. N 6, зарегистрированы Минюстом РФ от 22.01.2003 г. N 4145).
В протоколе N 82-С-75120-1 от 02.12.2010 г., составленном инспектором отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями по Пензенской области указаны следующие нарушения:
- 1. Не назначен приказом ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок по ЖСК "Олимпиада" из управленческого персонала, что является нарушением пункта 2.2.2. ПТЭТЭ. Для непосредственного выполнения функции по эксплуатации тепловых энергоустановок руководитель организации назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию типовых энергоустановок организации и его заместитель из числа управленческого персонала или специалистов со специальным теплоэнергетическим образованием, после проверки знаний настоящих Правил. Правил техники безопасности и инструкции;
- 2. Не проведены обучение, проверка знаний Правил у слесаря-сантехника по обслуживанию тепловых энергоустановок ЖСК "Олимпиада", что является нарушением пунктов 2.3.15 и 2.3.57 ПТЭТЭ. Краткосрочное обучение работников, эксплуатирующих тепловые энергоустановки, проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в год перед очередной проверкой знаний; положений пункта 2.3.15. Очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в 3 года, при этом для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок - не реже 1 раза в год;
- 3. Своевременно не проведена проверка манометров, установленных на элеваторных узлах тепловых пунктов N 2, N 3 и на трубопроводах ГВС, что является нарушением пункта 2.9.1 ПТЭТЭ. Комплекс мероприятий но метрологическому обеспечению тепловых энергоустановок, выполняемый каждой организацией, включает своевременное представление на проверку средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору;
- 4. Не установлены манометры на подающем и обратном трубопроводе к системам отопления лестничных клеток и термометры на обратных трубопроводах из систем отопления лестничных клеток жилого дома, после узлов смешивания в тепловых пунктах, что является нарушением пункта 9.1.47 ПТЭТЭ. В индивидуальных тепловых пунктах систем теплопотребления устанавливаются манометры, показывающие на подающих трубопроводах после запорной арматуры на каждом ответвлении к системам потребления теплоты и на обратных трубопроводах до запорной арматуры - из систем потребления теплоты; термометры, показывающие на трубопроводах водяных тепловых сетей после узла смешивания; на обратных трубопроводах из систем потребления теплоты по ходу воды перед задвижками:
5. Не опломбированы сопла элеваторов в тепловых пунктах жилого дома, что является нарушением пункта 11.5 ПТЭТЭ. Для проверки готовности к отопительному сезону при приеме тепловых пунктов проверяется и оформляется актами, проверяется наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов.
За указанные нарушения постановлением N 82-С-5120/-1 от 10.12.2010 г. о назначении административного наказания ЖСК "Олимпиада" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в минимальном размере 10000 рублей.
В протоколе 82-С-5122/87-1 от 02.12.2010 г. указаны следующие нарушения:
1. Эксплуатация электроустановок осуществляется не подготовленным и не аттестованным по электробезопасности персоналом, что является нарушением п. 1.4.1. ПТЭЭП - Эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.
- 2. Организация не полностью укомплектована проверенными средствами защиты, что является нарушением п. 1.2.2. ПТЭЭП - Потребитель обязан обеспечить: - укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом;
- 3. Не проводится обучение и проверка знаний электротехнического и электротехнологического персонала, что является нарушением п. 1.2.2. ПТЭЭП
4. Не производится разработка должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала, что является нарушением п. 1.2.2. ПТЭЭП - Потребитель обязан обеспечить:
- - обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала;
- - разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала.
В случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно.
В данном случае составленные протоколы были рассмотрены разными должностными лицами в разное время.
Судом правильно указано, что ЖСК "Олимпиада" совершены различные противоправные действия: нарушения пунктов 1.2.2; 1.4.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденных приказом Минэнерго РФ N 6 от 13.01.2003, в одном случае, и нарушение пунктов 2.2.2; 2.3.57; 2.3.15; 2.9.1; 9.1.45; 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ N 115 от 24.03.2003 г., в другом случае, и сделан правильный вывод о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ЖСК "Олимпиада" объективной стороны двух самостоятельных составов административных нарушений, наказание за каждое из которых назначено заявителю с соблюдением требований части 1 статьи 4.4. КоАП РФ, в силу которой при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности не установлено.
При назначении наказания был учтен характер совершенных административных правонарушений, имущественное и финансовое положение юридического лица, раскаяние и принятие действенных мер по предотвращению правонарушений, по исполнению предписания, влекущего значительные финансовые затраты, как смягчающие обстоятельства, а также учтено отсутствие отягчающих обстоятельств, вследствие этого за совершенное правонарушение юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в минимальном размере 10 000 рублей.
Суд правильно не усмотрел оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку характер совершенного деяния и степень его общественной опасности, специфика деятельности заявителя, не позволяют признать совершенное правонарушение малозначительным.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 марта 2011 г. по делу N А49-8609/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)