Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 23 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Пятковой
судей Т.А. Солохиной, В. В. Рубановой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии:
от ООО "Востоктепло" - Беляев С.В. по доверенности от 17.01.2012 N 01/12 сроком действия на один год, паспорт
от Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края - Фадеев Е.А. по доверенности от 06.02.2012 N 16-342/4 сроком действия на один год, паспорт
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края
апелляционное производство N 05АП-5402/2012
на решение от 22.05.2012 судьи В.В. Саломая
по делу N А51-2468/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Востоктепло"
к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края
о признании незаконным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Востоктепло" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края о признании незаконным решения от 08.10.2010 об отказе в предоставлении субсидии, выделяемой из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению непосредственно населению, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива в 2009 - 2010 годах.
Решением суда от 22.05.2012 требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Из апелляционной жалобы следует, что обществу обоснованно отказано в предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива, поскольку в нарушение п. 7 Постановления Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па "О порядке предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги населению по теплоснабжению, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива на 2010 год" при подаче заявления ООО "Востоктепло" не представлены сведения о количестве абонентов - физических лиц, с которыми у данной организации заключены договоры теплоснабжения.
Кроме этого, судом первой инстанции также не учтено, что п. 7 Постановления Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па признан Арбитражным судом не соответствующим законодательству только 27.02.2012, то есть спустя год после того, как обществу было отказано в предоставлении субсидии. Таким образом, на момент обращения заявителя в департамент п. 7 вышеуказанного постановления действовал и оснований для предоставления субсидий обществу не было.
Также суд первой инстанции в нарушение ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании представитель департамента доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель общества на доводы апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном в материалы дела. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела коллегией установлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Востоктепло" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.09.2009 Межрайонной ИФНС России N 10 по Приморскому краю за основным государственным регистрационным номером 1092502001866.
Основным видом деятельности общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды, тепловой энергии (код ОКВЭД 40.3).
Согласно договору аренды недвижимого имущества от 20.10.2009 ООО "Востоктепло" арендовало котельную, расположенную в п. Славянка Хасанского района Приморского края.
Собственником тепловых сетей магистрали от котельной, арендуемой ООО "Востоктепло", в сторону жилой зоны п. Славянка является Администрация Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края.
Администрация Славянского городского поселения передала КГУП "Примтеплоэнерго" в аренду объекты коммунального комплекса, в том числе теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения ООО "Востоктепло", а также муниципальные тепловые сети на магистрали от котельной в сторону жилой зоны п. Славянка.
29.10.2009 между истцом и КГУП "Примтеплоэнерго" был заключен договор энергоснабжения (в горячей воде), в соответствии с которым ООО "Востоктепло", как энергоснабжающая организация, взяла на себя обязательства по подаче КГУП "Примтеплоэнерго" тепловой энергии. При этом договором установлено, что оплата за теплоэнергию производится КГУП "Примтеплоэнерго" по тарифам, установленным для ООО "Востоктепло" уполномоченным регулирующим органом.
25.11.2009 Постановлением Департамента по тарифам Приморского края N 35/9 установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "Востоктепло" п. Славянка, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей).
Затраты истца, связанные с приобретением топлива в период с октября 2009 года по май 2010 года превысили расходы, утвержденные Департаментом по тарифам Приморского края при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, по причине увеличения стоимости топлива и составили всего 16.910.294 руб., в том числе для населения 13.482.621 руб.
Заявитель подал департаменту заявление о предоставлении субсидии в соответствии с Законом N 162-КЗ от 03.12.2007 "О поддержке организаций, оказывающих на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства" и во исполнение постановления Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па "О порядке предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги населению по теплоснабжению, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива, на 2010 год". Данное заявление зарегистрировано ответчиком 03.09.2010 под входящим номером 9462.
Письмом N 3835-16/4 от 08.10.2010 Департамент отказал ООО "Востоктепло" в предоставлении субсидии, выделяемой из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению непосредственно населению, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива в 2009-2010 годах, в связи с тем что пакет документов, поступивший в Департамент, не соответствует требованиям п. 7 Порядка предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги населению по теплоснабжению, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива, на 2010 год, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па (далее Постановление N 28-па от 04.02.2010).
Общество, посчитав вывод департамента об отказе в предоставлении субсидии необоснованным, а основанное на нем решение не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Закона Приморского края от 03.12.2007 N 162-КЗ "О поддержке организаций, оказывающих на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства" правом на получение поддержки обладают организации, оказывающие услуги по теплоснабжению, доля которых в оказании услуг по теплоснабжению на территории одного муниципального образования Приморского края составляет более 35 процентов.
Организациям, оказывающим услуги по теплоснабжению, поддержка предоставляется в том числе в виде субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива (субсидия предоставляется в случае, если указанные затраты организации, оказывающей услуги по теплоснабжению, превышают расходы, утвержденные департаментом по тарифам Приморского края при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, по причине увеличения стоимости следующих видов топлива: мазут топочный, топливо котельное мазут, дизельное топливо, топливо судовое маловязкое).
В соответствии со ст. 2 Закона от 03.12.2007 N 162-КЗ субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива, предоставляются при условии целевого использования средств, полученных организациями, оказывающими услуги по теплоснабжению, из краевого бюджета.
При этом как следует из ч. 5 ст. 1 Закона от 03.12.2007 N 162-КЗ в редакции Закона от 29.06.2009 N 444-КЗ, действующей на момент обращения ООО "Востоктепло" с заявлением о предоставлении субсидии, правом на получение поддержки обладают организации, оказывающие услуги по теплоснабжению непосредственно населению.
Согласно ст. 2 (1) Закона от 03.12.2007 N 162-КЗ порядок предоставления поддержки устанавливает Администрация Приморского края.
Порядок предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги населению по теплоснабжению, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива на 2010 год, был установлен Постановлением Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па.
Пунктом 7 вышеуказанного порядка установлено, что для получения субсидии ежемесячно в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, организации предоставляют в департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края: заявление о предоставлении субсидии; сведения об организации по форме в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку; сведения о количестве абонентов - физических лиц, с которыми у данной организации заключены договоры теплоснабжения; заверенную руководителем организации копию договора на поставку топлива, заключенного между организацией и поставщиком топлива; документы, подтверждающие приобретение топлива, заверенные руководителем организации (копии счетов-фактур на приобретение топлива, копии счетов-фактур на услуги по перевозке нефтепродуктов железнодорожным транспортом; копии товарных накладных или накладные на отпуск материалов на сторону; копии транспортных железнодорожных накладных и (или) актов приема-передачи на услуги по перевозке нефтепродуктов).
Как установлено судом и следует из материалов дела доля общего отапливаемого объема тепловой энергии, производимой котельной ООО "Востоктепло" на территории Славянского городского поселения, составляет 86%. Основными потребителями тепловой энергией является население п. Славянка, а именно 9.011 жителей 74 домов.
03.09.2010 Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края от ООО "Востоктепло" было получено заявление о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива в 2009 - 2010 годах.
С заявлением общество также представило сведения об организации, тариф на тепловую энергию, калькуляцию плановых расчетов, объемы потребления тепловой энергии, договор купли-продажи, договор аренды, договоры электроснабжения, документы, подтверждающие приобретение топлива, а также другие документы, указанные в приложении к заявлению.
Письмом от 08.10.2010 департамент отказал обществу в предоставлении субсидии по мотивам непредставления документом, указанных в п. 7 Порядка, установленного Постановлением Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па.
При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, отказ департамента не содержит конкретных причин отказа в предоставлении субсидии и в нем не указано, какие именно документы не представлены обществом для получения субсидии.
Таким образом, оспариваемое решение Департамента об отказе в предоставлении субсидии не мотивировано.
Кроме того, судом установлено, что решением Арбитражного суда Приморского края от 12.09.2011 по делу N А51-18005/2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.11.2011, ч. 2 ст. 1 Закона Приморского края от 03.12.2007 N 162-КЗ "О поддержке организаций, оказывающих на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства" в части слов "оказывающие услуги по теплоснабжению непосредственно населению" была признана не соответствующей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и недействующей.
Также, решением Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2012 по делу N А51-581/2011 был признан недействующим в связи с его несоответствием п. 8 - 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пп. "в" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и п. 7 Порядка предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги населению по теплоснабжению, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива на 2010 год, установленный Постановлением Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па, в части требований о предоставлении организациями для получения субсидии сведений о количестве абонентов - физических лиц, с которыми у данной организации заключены договоры теплоснабжения.
Таким образом, нормативные акты, регламентирующие на уровне субъекта Российской Федерации право на получение организациями, оказывающими услуги по теплоснабжению, поддержки, а также порядок предоставления соответствующих субсидий, признаны недействующими, как не соответствующие нормативным актам, регламентирующим соответствующие правоотношения на федеральном уровне, то есть имеющим большую юридическую силу.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что п. 7 Постановления Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па признан Арбитражным судом не соответствующим законодательству только 27.02.2012, то есть уже после принятия оспариваемого в рамках настоящего дела решения от 08.10.2010 об отказе в предоставлении субсидии, в связи с чем на момент принятия данного ненормативного акта он соответствовал требованиям законодательства и не нарушал права и законные интересы общества, коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Действительно, в силу п. 5 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Вместе с тем, признание нормативного правового акта недействующим и неподлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда не лишает общество возможности защищать свои права путем оспаривания решений, вынесенных на основе незаконных правовых норм.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Как следует из п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.7.2010 N 190-ФЗ теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (п. 9 ст. 2 Закона N 190-ФЗ).
По смыслу данных норм права договор теплоснабжения может быть заключен с физическим лицом только в том случае, если он приобретает тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках. Физические лица, которые только потребляют коммунальные услуги горячего водоснабжения и отопления, не являются потребителями в смысле, придаваемом ст. 2 Федерального закона "О теплоснабжении".
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Порядком предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Исполнителем коммунальных услуг согласно Порядку выступают юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Подпунктом "в" п. 49 Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
При этом ни Федеральный закон N 190-ФЗ, ни утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, не предусматривает заключение с физическими лицами - потребителями тепловой энергии договоров теплоснабжения.
Следовательно, указание в п. 7 Постановления Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па на необходимость предоставления организациям, оказывающими на территории Приморского края услуги населению по теплоснабжению, договоров теплоснабжения с физическими лицами не соответствует понятиям, предусмотренным Федеральным законом "О теплоснабжении", а также пп. "в" п. 49 Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006.
Данный вывод подтвержден вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2012 по делу N А51-581/2011.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Принимая во внимание, что ни Закон Приморского края от 03.12.2007 N 162-КЗ "О поддержке организаций, оказывающих на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства", ни Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ни Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не содержат такого условия как требования о предоставлении организациями для получения субсидии сведений о количестве абонентов - физических лиц, с которыми у данной организации заключены договоры теплоснабжения, решение Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края от 08.10.2010 об отказе в предоставлении ООО "Востоктепло" субсидии, основанное на п. 7 Постановления Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па, правомерно признано судом первой инстанции незаконным, поскольку непредставление обществом сведений о количестве абонентов - физических лиц, с которыми у данной организации заключены договоры теплоснабжения, не могло послужить основанием для отказа в предоставлении субсидии по указанным основаниям.
С учетом изложенных выше обстоятельств, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о незаконности решения Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края от 08.10.2010 N 3835-16/4 об отказе ООО "Востоктепло" в предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива в 2009 - 2010 годах.
Таким образом, решение суда первой инстанции вынесено при правильном применении норм права, на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.05.2012 по делу N А51-2468/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2012 N 05АП-5402/2012 ПО ДЕЛУ N А51-2468/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2012 г. N 05АП-5402/2012
Дело N А51-2468/2011
Резолютивная часть постановления оглашена 23 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Пятковой
судей Т.А. Солохиной, В. В. Рубановой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии:
от ООО "Востоктепло" - Беляев С.В. по доверенности от 17.01.2012 N 01/12 сроком действия на один год, паспорт
от Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края - Фадеев Е.А. по доверенности от 06.02.2012 N 16-342/4 сроком действия на один год, паспорт
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края
апелляционное производство N 05АП-5402/2012
на решение от 22.05.2012 судьи В.В. Саломая
по делу N А51-2468/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Востоктепло"
к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края
о признании незаконным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Востоктепло" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края о признании незаконным решения от 08.10.2010 об отказе в предоставлении субсидии, выделяемой из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению непосредственно населению, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива в 2009 - 2010 годах.
Решением суда от 22.05.2012 требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Из апелляционной жалобы следует, что обществу обоснованно отказано в предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива, поскольку в нарушение п. 7 Постановления Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па "О порядке предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги населению по теплоснабжению, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива на 2010 год" при подаче заявления ООО "Востоктепло" не представлены сведения о количестве абонентов - физических лиц, с которыми у данной организации заключены договоры теплоснабжения.
Кроме этого, судом первой инстанции также не учтено, что п. 7 Постановления Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па признан Арбитражным судом не соответствующим законодательству только 27.02.2012, то есть спустя год после того, как обществу было отказано в предоставлении субсидии. Таким образом, на момент обращения заявителя в департамент п. 7 вышеуказанного постановления действовал и оснований для предоставления субсидий обществу не было.
Также суд первой инстанции в нарушение ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании представитель департамента доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель общества на доводы апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном в материалы дела. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела коллегией установлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Востоктепло" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.09.2009 Межрайонной ИФНС России N 10 по Приморскому краю за основным государственным регистрационным номером 1092502001866.
Основным видом деятельности общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды, тепловой энергии (код ОКВЭД 40.3).
Согласно договору аренды недвижимого имущества от 20.10.2009 ООО "Востоктепло" арендовало котельную, расположенную в п. Славянка Хасанского района Приморского края.
Собственником тепловых сетей магистрали от котельной, арендуемой ООО "Востоктепло", в сторону жилой зоны п. Славянка является Администрация Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края.
Администрация Славянского городского поселения передала КГУП "Примтеплоэнерго" в аренду объекты коммунального комплекса, в том числе теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения ООО "Востоктепло", а также муниципальные тепловые сети на магистрали от котельной в сторону жилой зоны п. Славянка.
29.10.2009 между истцом и КГУП "Примтеплоэнерго" был заключен договор энергоснабжения (в горячей воде), в соответствии с которым ООО "Востоктепло", как энергоснабжающая организация, взяла на себя обязательства по подаче КГУП "Примтеплоэнерго" тепловой энергии. При этом договором установлено, что оплата за теплоэнергию производится КГУП "Примтеплоэнерго" по тарифам, установленным для ООО "Востоктепло" уполномоченным регулирующим органом.
25.11.2009 Постановлением Департамента по тарифам Приморского края N 35/9 установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "Востоктепло" п. Славянка, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей).
Затраты истца, связанные с приобретением топлива в период с октября 2009 года по май 2010 года превысили расходы, утвержденные Департаментом по тарифам Приморского края при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, по причине увеличения стоимости топлива и составили всего 16.910.294 руб., в том числе для населения 13.482.621 руб.
Заявитель подал департаменту заявление о предоставлении субсидии в соответствии с Законом N 162-КЗ от 03.12.2007 "О поддержке организаций, оказывающих на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства" и во исполнение постановления Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па "О порядке предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги населению по теплоснабжению, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива, на 2010 год". Данное заявление зарегистрировано ответчиком 03.09.2010 под входящим номером 9462.
Письмом N 3835-16/4 от 08.10.2010 Департамент отказал ООО "Востоктепло" в предоставлении субсидии, выделяемой из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению непосредственно населению, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива в 2009-2010 годах, в связи с тем что пакет документов, поступивший в Департамент, не соответствует требованиям п. 7 Порядка предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги населению по теплоснабжению, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива, на 2010 год, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па (далее Постановление N 28-па от 04.02.2010).
Общество, посчитав вывод департамента об отказе в предоставлении субсидии необоснованным, а основанное на нем решение не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Закона Приморского края от 03.12.2007 N 162-КЗ "О поддержке организаций, оказывающих на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства" правом на получение поддержки обладают организации, оказывающие услуги по теплоснабжению, доля которых в оказании услуг по теплоснабжению на территории одного муниципального образования Приморского края составляет более 35 процентов.
Организациям, оказывающим услуги по теплоснабжению, поддержка предоставляется в том числе в виде субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива (субсидия предоставляется в случае, если указанные затраты организации, оказывающей услуги по теплоснабжению, превышают расходы, утвержденные департаментом по тарифам Приморского края при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, по причине увеличения стоимости следующих видов топлива: мазут топочный, топливо котельное мазут, дизельное топливо, топливо судовое маловязкое).
В соответствии со ст. 2 Закона от 03.12.2007 N 162-КЗ субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива, предоставляются при условии целевого использования средств, полученных организациями, оказывающими услуги по теплоснабжению, из краевого бюджета.
При этом как следует из ч. 5 ст. 1 Закона от 03.12.2007 N 162-КЗ в редакции Закона от 29.06.2009 N 444-КЗ, действующей на момент обращения ООО "Востоктепло" с заявлением о предоставлении субсидии, правом на получение поддержки обладают организации, оказывающие услуги по теплоснабжению непосредственно населению.
Согласно ст. 2 (1) Закона от 03.12.2007 N 162-КЗ порядок предоставления поддержки устанавливает Администрация Приморского края.
Порядок предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги населению по теплоснабжению, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива на 2010 год, был установлен Постановлением Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па.
Пунктом 7 вышеуказанного порядка установлено, что для получения субсидии ежемесячно в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, организации предоставляют в департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края: заявление о предоставлении субсидии; сведения об организации по форме в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку; сведения о количестве абонентов - физических лиц, с которыми у данной организации заключены договоры теплоснабжения; заверенную руководителем организации копию договора на поставку топлива, заключенного между организацией и поставщиком топлива; документы, подтверждающие приобретение топлива, заверенные руководителем организации (копии счетов-фактур на приобретение топлива, копии счетов-фактур на услуги по перевозке нефтепродуктов железнодорожным транспортом; копии товарных накладных или накладные на отпуск материалов на сторону; копии транспортных железнодорожных накладных и (или) актов приема-передачи на услуги по перевозке нефтепродуктов).
Как установлено судом и следует из материалов дела доля общего отапливаемого объема тепловой энергии, производимой котельной ООО "Востоктепло" на территории Славянского городского поселения, составляет 86%. Основными потребителями тепловой энергией является население п. Славянка, а именно 9.011 жителей 74 домов.
03.09.2010 Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края от ООО "Востоктепло" было получено заявление о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива в 2009 - 2010 годах.
С заявлением общество также представило сведения об организации, тариф на тепловую энергию, калькуляцию плановых расчетов, объемы потребления тепловой энергии, договор купли-продажи, договор аренды, договоры электроснабжения, документы, подтверждающие приобретение топлива, а также другие документы, указанные в приложении к заявлению.
Письмом от 08.10.2010 департамент отказал обществу в предоставлении субсидии по мотивам непредставления документом, указанных в п. 7 Порядка, установленного Постановлением Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па.
При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, отказ департамента не содержит конкретных причин отказа в предоставлении субсидии и в нем не указано, какие именно документы не представлены обществом для получения субсидии.
Таким образом, оспариваемое решение Департамента об отказе в предоставлении субсидии не мотивировано.
Кроме того, судом установлено, что решением Арбитражного суда Приморского края от 12.09.2011 по делу N А51-18005/2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.11.2011, ч. 2 ст. 1 Закона Приморского края от 03.12.2007 N 162-КЗ "О поддержке организаций, оказывающих на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства" в части слов "оказывающие услуги по теплоснабжению непосредственно населению" была признана не соответствующей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и недействующей.
Также, решением Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2012 по делу N А51-581/2011 был признан недействующим в связи с его несоответствием п. 8 - 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пп. "в" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и п. 7 Порядка предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги населению по теплоснабжению, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива на 2010 год, установленный Постановлением Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па, в части требований о предоставлении организациями для получения субсидии сведений о количестве абонентов - физических лиц, с которыми у данной организации заключены договоры теплоснабжения.
Таким образом, нормативные акты, регламентирующие на уровне субъекта Российской Федерации право на получение организациями, оказывающими услуги по теплоснабжению, поддержки, а также порядок предоставления соответствующих субсидий, признаны недействующими, как не соответствующие нормативным актам, регламентирующим соответствующие правоотношения на федеральном уровне, то есть имеющим большую юридическую силу.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что п. 7 Постановления Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па признан Арбитражным судом не соответствующим законодательству только 27.02.2012, то есть уже после принятия оспариваемого в рамках настоящего дела решения от 08.10.2010 об отказе в предоставлении субсидии, в связи с чем на момент принятия данного ненормативного акта он соответствовал требованиям законодательства и не нарушал права и законные интересы общества, коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Действительно, в силу п. 5 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Вместе с тем, признание нормативного правового акта недействующим и неподлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда не лишает общество возможности защищать свои права путем оспаривания решений, вынесенных на основе незаконных правовых норм.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Как следует из п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.7.2010 N 190-ФЗ теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (п. 9 ст. 2 Закона N 190-ФЗ).
По смыслу данных норм права договор теплоснабжения может быть заключен с физическим лицом только в том случае, если он приобретает тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках. Физические лица, которые только потребляют коммунальные услуги горячего водоснабжения и отопления, не являются потребителями в смысле, придаваемом ст. 2 Федерального закона "О теплоснабжении".
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Порядком предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Исполнителем коммунальных услуг согласно Порядку выступают юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Подпунктом "в" п. 49 Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
При этом ни Федеральный закон N 190-ФЗ, ни утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, не предусматривает заключение с физическими лицами - потребителями тепловой энергии договоров теплоснабжения.
Следовательно, указание в п. 7 Постановления Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па на необходимость предоставления организациям, оказывающими на территории Приморского края услуги населению по теплоснабжению, договоров теплоснабжения с физическими лицами не соответствует понятиям, предусмотренным Федеральным законом "О теплоснабжении", а также пп. "в" п. 49 Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006.
Данный вывод подтвержден вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2012 по делу N А51-581/2011.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Принимая во внимание, что ни Закон Приморского края от 03.12.2007 N 162-КЗ "О поддержке организаций, оказывающих на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства", ни Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ни Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не содержат такого условия как требования о предоставлении организациями для получения субсидии сведений о количестве абонентов - физических лиц, с которыми у данной организации заключены договоры теплоснабжения, решение Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края от 08.10.2010 об отказе в предоставлении ООО "Востоктепло" субсидии, основанное на п. 7 Постановления Администрации Приморского края от 04.02.2010 N 28-па, правомерно признано судом первой инстанции незаконным, поскольку непредставление обществом сведений о количестве абонентов - физических лиц, с которыми у данной организации заключены договоры теплоснабжения, не могло послужить основанием для отказа в предоставлении субсидии по указанным основаниям.
С учетом изложенных выше обстоятельств, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о незаконности решения Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края от 08.10.2010 N 3835-16/4 об отказе ООО "Востоктепло" в предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива в 2009 - 2010 годах.
Таким образом, решение суда первой инстанции вынесено при правильном применении норм права, на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.05.2012 по делу N А51-2468/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ПЯТКОВА
А.В.ПЯТКОВА
Судьи
Т.А.СОЛОХИНА
В.В.РУБАНОВА
Т.А.СОЛОХИНА
В.В.РУБАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)