Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Манохиной Г.В., Харланова А.В.,
с участием прокурора: Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЖСК "Октябрь-2" о признании частично недействующим пункта 12.1 Постановления Госгортехнадзора России от 16.05.2003 N 31 "Об утверждении правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов",
по кассационной жалобе ЖСК "Октябрь-2" на решение Верховного Суда РФ от 17 декабря 2007 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей ЖСК "Октябрь-2" Григорьева В.А., Баженовой О.И. и Максимовой С.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Шкреда В.П. и Песковой Л.В., возражавших против кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
Постановлением Госгортехнадзора России от 16 мая 2003 г. N 31 утверждены Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (далее по тексту - Правила). Постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 27.05.2003 N 4597 и официально опубликовано в газете "Российская газета" (специальный выпуск), N 120/1, 21.06.2003.
В соответствии с пунктом 12.1 Правил эксплуатирующая организация (Владелец лифта <*>) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
--------------------------------
<*> Владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации.
ЖСК "Октябрь-2" обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании не действующим пункта 12.1 Правил в части, раскрывающей содержание понятия эксплуатирующей организации, ссылаясь на то, что оспариваемое положение в указанной части противоречит ст. 36 ЖК РФ, ч. ч. 1, 4 ст. 110 ЖК РФ, п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 116, ст. 294, п. 1 ст. 296 ГК РФ.
В судебном заседании суда первой инстанции представители заявителя Максимова С.А., Григорьев В.А., Баженова О.И. уточнили заявленное требование и просили признать пункт 12.1 Правил не действующим в части слов "владелец лифта" и соответствующей сноски к нему. Нарушение своих прав обосновали тем, что на основании оспариваемого акта органы надзора требуют от ЖСК, как от владельца лифта, выполнения всех перечисленных требований, а также страхование лифтов и регистрацию их на свое имя в государственном реестре опасных производственных объектов, что влечет не предусмотренные жилищным законодательством дополнительные расходы и повышенную имущественную ответственность объединения в части эксплуатации лифтов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2007 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ЖСК "Октябрь-2" ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая, что судом были неправильно применены нормы материального права, а также не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
По мнению заявителя, оспариваемые положения пункта 12.1 Правил в противоречие преамбуле, п. 1 ст. 6 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ иначе определяют, а фактически изменяют круг субъектов, на которые распространяется законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности, в части, касающейся требований промышленной безопасности при эксплуатации таких опасных производственных объектов, как лифт. Включением в п. 12.1 Правил понятия эксплуатирующей организации, отсутствующего в данном Федеральном законе, а также расширением субъектов, на которые распространяется законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности, Госгортехнадзор России превысил свои полномочия.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Оспариваемые заявителем Правила устанавливают требования к устройству и установке электрических лифтов, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, техническому диагностированию лифтов и диспетчерскому контролю за работой лифтов (пункт 1.1).
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон N 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с частью 1 статьи 5 указанного Федерального закона в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемые заявителем (в части) Правила Госгортехнадзор России утвердил в соответствии с предоставленными ему, как специальному органу в области промышленной безопасности, полномочиями и в их пределах.
Доводы заявителя о том, что Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов необоснованно расширяется круг субъектов, на которые распространяется законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности, в части, касающейся требований промышленной безопасности при эксплуатации таких опасных производственных объектов, как лифт, судом первой инстанции проверялись и правильно были признаны необоснованными по следующим обстоятельствам.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме и соблюдать правила содержания общего имущества установлена статьей 30 ЖК РФ. Лифты и лифтовые шахты в многоквартирном доме в силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39 ЖК РФ).
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений; товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом).
Собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, а управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункты 41, 42 Правил).
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в т.ч. управление жилищным кооперативом (как пояснили в судебном заседании Кассационной коллегии представители ЖСК "Октябрь-2", все члены ЖСК полностью выплатили пай и являются собственниками занимаемых жилых помещений).
Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме (ч. 1 ст. 110 ЖК РФ).
Управление общим имуществом многоквартирного дома ЖСК осуществляет через свои органы. При этом ЖСК вправе самостоятельно, без привлечения третьих лиц, осуществлять ремонт и содержание общего имущества, в данном случае лифтов и лифтовых шахт, или, как следует из положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, заключить с управляющей организацией договор об управлении многоквартирным домом.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что п. 12.1 Правил возлагает, в данном случае, на ЖСК обязанность по исполнению предусмотренных в нем требований, носящих специфический, технический характер, основана на неправильном толковании нормы права.
В силу вышеприведенного законодательства ЖСК, управляющий по поручению членов ЖСК многоквартирным домом, как эксплуатирующая организация, обязан обеспечить содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта, а то, каким образом будет исполняться данная обязанность - самостоятельно или путем заключения соответствующего договора об управлении многоквартирным домом, надлежит решать в данном случае самому ЖСК или общему собранию собственников жилых помещений.
Суд первой инстанции правильно отметил, что обязанность ЖСК обеспечить надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества (в т.ч. лифтов) в соответствии с целевым назначением предусмотрена и Уставом ЖСК "Октябрь-2", согласно которому ЖСК вправе заключать договоры на управление и/или обслуживание и эксплуатацию общего имущества, организовывать собственные службы для управления и обслуживания дома, выступать заказчиком на работы и услуги по содержанию, эксплуатации и ремонту имущества, находящегося в общей долевой собственности (пункты 3.1.1, 3.1.2, 3.2.3, 3.2.4).
Довод кассационной жалобы об отсутствии у ЖСК вещных прав на общее имущество управляемого им многоквартирного дома, не свидетельствует о незаконности судебного решения, поскольку обязанность ЖСК по управлению общим имуществом такого дома следует, как это уже отмечалось выше, из норм жилищного законодательства.
Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ
решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ЖСК "Октябрь-2" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.03.2008 N КАС08-52
Разделы:Управление многоквартирным домом; ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 марта 2008 г. N КАС08-52
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Манохиной Г.В., Харланова А.В.,
с участием прокурора: Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЖСК "Октябрь-2" о признании частично недействующим пункта 12.1 Постановления Госгортехнадзора России от 16.05.2003 N 31 "Об утверждении правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов",
по кассационной жалобе ЖСК "Октябрь-2" на решение Верховного Суда РФ от 17 декабря 2007 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей ЖСК "Октябрь-2" Григорьева В.А., Баженовой О.И. и Максимовой С.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Шкреда В.П. и Песковой Л.В., возражавших против кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением Госгортехнадзора России от 16 мая 2003 г. N 31 утверждены Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (далее по тексту - Правила). Постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 27.05.2003 N 4597 и официально опубликовано в газете "Российская газета" (специальный выпуск), N 120/1, 21.06.2003.
В соответствии с пунктом 12.1 Правил эксплуатирующая организация (Владелец лифта <*>) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
--------------------------------
<*> Владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации.
ЖСК "Октябрь-2" обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании не действующим пункта 12.1 Правил в части, раскрывающей содержание понятия эксплуатирующей организации, ссылаясь на то, что оспариваемое положение в указанной части противоречит ст. 36 ЖК РФ, ч. ч. 1, 4 ст. 110 ЖК РФ, п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 116, ст. 294, п. 1 ст. 296 ГК РФ.
В судебном заседании суда первой инстанции представители заявителя Максимова С.А., Григорьев В.А., Баженова О.И. уточнили заявленное требование и просили признать пункт 12.1 Правил не действующим в части слов "владелец лифта" и соответствующей сноски к нему. Нарушение своих прав обосновали тем, что на основании оспариваемого акта органы надзора требуют от ЖСК, как от владельца лифта, выполнения всех перечисленных требований, а также страхование лифтов и регистрацию их на свое имя в государственном реестре опасных производственных объектов, что влечет не предусмотренные жилищным законодательством дополнительные расходы и повышенную имущественную ответственность объединения в части эксплуатации лифтов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2007 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ЖСК "Октябрь-2" ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая, что судом были неправильно применены нормы материального права, а также не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
По мнению заявителя, оспариваемые положения пункта 12.1 Правил в противоречие преамбуле, п. 1 ст. 6 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ иначе определяют, а фактически изменяют круг субъектов, на которые распространяется законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности, в части, касающейся требований промышленной безопасности при эксплуатации таких опасных производственных объектов, как лифт. Включением в п. 12.1 Правил понятия эксплуатирующей организации, отсутствующего в данном Федеральном законе, а также расширением субъектов, на которые распространяется законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности, Госгортехнадзор России превысил свои полномочия.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Оспариваемые заявителем Правила устанавливают требования к устройству и установке электрических лифтов, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, техническому диагностированию лифтов и диспетчерскому контролю за работой лифтов (пункт 1.1).
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон N 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с частью 1 статьи 5 указанного Федерального закона в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемые заявителем (в части) Правила Госгортехнадзор России утвердил в соответствии с предоставленными ему, как специальному органу в области промышленной безопасности, полномочиями и в их пределах.
Доводы заявителя о том, что Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов необоснованно расширяется круг субъектов, на которые распространяется законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности, в части, касающейся требований промышленной безопасности при эксплуатации таких опасных производственных объектов, как лифт, судом первой инстанции проверялись и правильно были признаны необоснованными по следующим обстоятельствам.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме и соблюдать правила содержания общего имущества установлена статьей 30 ЖК РФ. Лифты и лифтовые шахты в многоквартирном доме в силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39 ЖК РФ).
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений; товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом).
Собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, а управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункты 41, 42 Правил).
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в т.ч. управление жилищным кооперативом (как пояснили в судебном заседании Кассационной коллегии представители ЖСК "Октябрь-2", все члены ЖСК полностью выплатили пай и являются собственниками занимаемых жилых помещений).
Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме (ч. 1 ст. 110 ЖК РФ).
Управление общим имуществом многоквартирного дома ЖСК осуществляет через свои органы. При этом ЖСК вправе самостоятельно, без привлечения третьих лиц, осуществлять ремонт и содержание общего имущества, в данном случае лифтов и лифтовых шахт, или, как следует из положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, заключить с управляющей организацией договор об управлении многоквартирным домом.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что п. 12.1 Правил возлагает, в данном случае, на ЖСК обязанность по исполнению предусмотренных в нем требований, носящих специфический, технический характер, основана на неправильном толковании нормы права.
В силу вышеприведенного законодательства ЖСК, управляющий по поручению членов ЖСК многоквартирным домом, как эксплуатирующая организация, обязан обеспечить содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта, а то, каким образом будет исполняться данная обязанность - самостоятельно или путем заключения соответствующего договора об управлении многоквартирным домом, надлежит решать в данном случае самому ЖСК или общему собранию собственников жилых помещений.
Суд первой инстанции правильно отметил, что обязанность ЖСК обеспечить надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества (в т.ч. лифтов) в соответствии с целевым назначением предусмотрена и Уставом ЖСК "Октябрь-2", согласно которому ЖСК вправе заключать договоры на управление и/или обслуживание и эксплуатацию общего имущества, организовывать собственные службы для управления и обслуживания дома, выступать заказчиком на работы и услуги по содержанию, эксплуатации и ремонту имущества, находящегося в общей долевой собственности (пункты 3.1.1, 3.1.2, 3.2.3, 3.2.4).
Довод кассационной жалобы об отсутствии у ЖСК вещных прав на общее имущество управляемого им многоквартирного дома, не свидетельствует о незаконности судебного решения, поскольку обязанность ЖСК по управлению общим имуществом такого дома следует, как это уже отмечалось выше, из норм жилищного законодательства.
Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ЖСК "Октябрь-2" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
А.В.ХАРЛАНОВ
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
А.В.ХАРЛАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)