Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.,
судей Грабко О.В., Камериловой В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
при участии в заседании:
от ЖСК "Жемчужина" - Козлов К.В., доверенность от 21.09.2009 г.,
от Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Губин С.В., доверенность N 02-02/864 от 21.09.2009 г.,
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Бычкова В.В., доверенность N 01-02-41/43 от 06.07.2009 г.,
от МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2010 года по делу N А57-24359/2009 (судья Потапова Н.А.),
по иску ЖСК "Жемчужина"
к Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", Муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика по Октябрьскому району г. Саратова"
о взыскании 726705,59 руб.
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился жилищно-строительный кооператив "Жемчужина" (далее - истец, ЖСК "Жемчужина") с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет), муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика по Октябрьскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова") о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 726705 руб. 59 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2010 года с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств Казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу жилищно-строительного кооператива "Жемчужина" в порядке субсидиарной ответственности взыскана сумма задолженности в размере 726705 руб. 59 коп.
В удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Комитет обжаловал его в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2010 года отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в иске к Комитету отказать.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что главным распорядителем денежных средств для МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" является либо Комитет по ЖКХ Администрации Муниципального образования "Город Саратов", либо Администрация Октябрьского района Муниципального образования "Город Саратов".
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.11.2006 г. по делу N А57-5218/06-21 с МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" в пользу ЖСК "Жемчужина" ПО "САЗ" была взыскана задолженность по возмещению разницы в тарифах для населения по теплоснабжению в размере 713074 руб. 59 коп., а также судебные расходы по государственной пошлине в сумме 13631 руб.
Определением от 16.12.2008 г. Арбитражный суд Саратовской области произвел замену взыскателя ЖСК "Жемчужина" ПО "САЗ" на его правопреемника жилищно-строительный кооператив "Жемчужина" по делу N А57-5218/06-21.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.11.2006 г. вступило в законную силу.
06.02.2009 г. на принудительное исполнение данного решения суда был выдан исполнительный лист N С 180711 (л.д. 38).
Исполнительный лист N С 180711 в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве" предъявлен на исполнение в Межрайонный городской отдел судебных приставов УФС СП по Саратовской области.
09.10.2009 г. Межрайонным городским отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области возбуждено исполнительное производство N 63/46/11597/10/2009, которое 19.10.2009 г. было окончено в связи с невозможностью взыскания по причине отсутствия у должника имущества и денежных средств, на которые может быть обращено взыскание (л.д. 40). Исполнительный лист был возвращен взыскателю.
Истцом данный исполнительный лист был предъявлен на исполнение в Комитет по финансам Администрации г. Саратова, который письмом за N 07-01-09/123 от 08.04.2009 г. сообщил взыскателю о том, что МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" не является получателем средств бюджета города и, соответственно, лицевой счет данному учреждению в Комитете по финансам Администрации г. Саратова не открыт, в связи с чем, исполнительный лист возвращен взыскателю без исполнения.
Истец предпринял все возможные меры по взысканию задолженности по исполнительному листу N С 180711 от 06.02.2009 г. По данному исполнительному листу с МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" взыскание не производилось.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
Основной должник - МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова", по своему организационно-правовому статусу является муниципальным учреждением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Собственником имущества МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" является муниципальное образование "Город Саратов". Следовательно, субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" несет муниципальное образование "Город Саратов".
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.22 положения выступает в суде от имени муниципального образования "город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункта 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
Комитет осуществляет функции главного распорядителя.
Денежных средств у МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" либо иного имущества, за счет которого могут быть удовлетворены требования истца не имеется, что подтверждается постановлением судебного пристава исполнителя от 19.10.2009 года (л.д. 39).
Таким образом, поскольку исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника имущества учреждения (должника) является Комитет, судом первой инстанции правомерно взыскана с Комитета в субсидиарном порядке сумма долга учреждения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятое по делу решение законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, не принимаются судом и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2010 года по делу N А57-24359/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий по делу
Ф.И.ТИМАЕВ
Судьи
О.В.ГРАБКО
В.А.КАМЕРИЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.04.2010 ПО ДЕЛУ N А57-24359/2009
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2010 г. по делу N А57-24359/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.,
судей Грабко О.В., Камериловой В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
при участии в заседании:
от ЖСК "Жемчужина" - Козлов К.В., доверенность от 21.09.2009 г.,
от Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Губин С.В., доверенность N 02-02/864 от 21.09.2009 г.,
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Бычкова В.В., доверенность N 01-02-41/43 от 06.07.2009 г.,
от МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2010 года по делу N А57-24359/2009 (судья Потапова Н.А.),
по иску ЖСК "Жемчужина"
к Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", Муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика по Октябрьскому району г. Саратова"
о взыскании 726705,59 руб.
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился жилищно-строительный кооператив "Жемчужина" (далее - истец, ЖСК "Жемчужина") с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет), муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика по Октябрьскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова") о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 726705 руб. 59 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2010 года с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств Казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу жилищно-строительного кооператива "Жемчужина" в порядке субсидиарной ответственности взыскана сумма задолженности в размере 726705 руб. 59 коп.
В удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Комитет обжаловал его в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2010 года отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в иске к Комитету отказать.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что главным распорядителем денежных средств для МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" является либо Комитет по ЖКХ Администрации Муниципального образования "Город Саратов", либо Администрация Октябрьского района Муниципального образования "Город Саратов".
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.11.2006 г. по делу N А57-5218/06-21 с МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" в пользу ЖСК "Жемчужина" ПО "САЗ" была взыскана задолженность по возмещению разницы в тарифах для населения по теплоснабжению в размере 713074 руб. 59 коп., а также судебные расходы по государственной пошлине в сумме 13631 руб.
Определением от 16.12.2008 г. Арбитражный суд Саратовской области произвел замену взыскателя ЖСК "Жемчужина" ПО "САЗ" на его правопреемника жилищно-строительный кооператив "Жемчужина" по делу N А57-5218/06-21.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.11.2006 г. вступило в законную силу.
06.02.2009 г. на принудительное исполнение данного решения суда был выдан исполнительный лист N С 180711 (л.д. 38).
Исполнительный лист N С 180711 в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве" предъявлен на исполнение в Межрайонный городской отдел судебных приставов УФС СП по Саратовской области.
09.10.2009 г. Межрайонным городским отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области возбуждено исполнительное производство N 63/46/11597/10/2009, которое 19.10.2009 г. было окончено в связи с невозможностью взыскания по причине отсутствия у должника имущества и денежных средств, на которые может быть обращено взыскание (л.д. 40). Исполнительный лист был возвращен взыскателю.
Истцом данный исполнительный лист был предъявлен на исполнение в Комитет по финансам Администрации г. Саратова, который письмом за N 07-01-09/123 от 08.04.2009 г. сообщил взыскателю о том, что МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" не является получателем средств бюджета города и, соответственно, лицевой счет данному учреждению в Комитете по финансам Администрации г. Саратова не открыт, в связи с чем, исполнительный лист возвращен взыскателю без исполнения.
Истец предпринял все возможные меры по взысканию задолженности по исполнительному листу N С 180711 от 06.02.2009 г. По данному исполнительному листу с МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" взыскание не производилось.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
Основной должник - МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова", по своему организационно-правовому статусу является муниципальным учреждением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Собственником имущества МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" является муниципальное образование "Город Саратов". Следовательно, субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" несет муниципальное образование "Город Саратов".
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.22 положения выступает в суде от имени муниципального образования "город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункта 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
Комитет осуществляет функции главного распорядителя.
Денежных средств у МУ "ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова" либо иного имущества, за счет которого могут быть удовлетворены требования истца не имеется, что подтверждается постановлением судебного пристава исполнителя от 19.10.2009 года (л.д. 39).
Таким образом, поскольку исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника имущества учреждения (должника) является Комитет, судом первой инстанции правомерно взыскана с Комитета в субсидиарном порядке сумма долга учреждения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятое по делу решение законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, не принимаются судом и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2010 года по делу N А57-24359/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий по делу
Ф.И.ТИМАЕВ
Судьи
О.В.ГРАБКО
В.А.КАМЕРИЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)