Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2012 N 17АП-7714/2012-АК ПО ДЕЛУ N А71-4452/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2012 г. N 17АП-7714/2012-АК

Дело N А71-4452/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.,
судей Риб Л.Х., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.
при участии:
- от заявителя ООО "Управляющая компания Доверие" (ОГРН 109840000966, ИНН 1834046759): не явились;
- от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике: не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО "Управляющая компания Доверие"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 31 мая 2012 года
по делу N А71-4452/2012,
принятое судьей Глуховым Л.Ю.
по заявлению ООО "Управляющая компания Доверие"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

ООО "Управляющая компания Доверие" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 18.01.2012 N 48 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 6 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 мая 2012 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявитель жалобы указывает, что поскольку в счетах-квитанциях содержится информация о цене за предоставленные коммунальные услуги, нарушения требований законодательства обществом не допущено. Ссылается на то, что управляющая компания уведомляет жителей домов о тарифах на жилищно-коммунальные услуги посредством опубликования данных тарифов в средствах массовой информации. Поскольку правонарушение совершено обществом впервые, считает возможным применить наказание в виде предупреждения. При рассмотрении дела не было установлено, кем было получено извещение вызов о явке законного представителя общества на составление протокола и вынесения постановления.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27 декабря 2011 года административный органом на основании письма Ижевской городской общественной организации "Защита прав собственников ЖКХ" N 534 от 07.12.2011, а также счетов-квитанций на оплату коммунальных услуг, предъявляемых заявителем, являющейся управляющей компанией, жильцам дома N 64 по ул. Ворошилова г. Ижевска и их обращения (Камашевой А.А. и Николаевой Л.А.), составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в связи с тем, что управляющая компания не предоставила потребителям указанного дома необходимую и достоверную информацию о реализуемых ею коммунальных услугах, а именно нарушены подпункты "в" и "г" п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307: в платежных документах счетах-квитанциях нет информации о единице измерения количества (объема) поставляемого коммунального ресурса: отопления в Гкал., ХВС, ГВС и канализации в куб. м, в платежных документах указано в кв. м, так же не указан норматив потребления коммунальных услуг, общая площадь помещения или количество граждан, проживающих в квартире, а в счетах-квитанциях указано: например Камашевой А.А., "обоснованный тариф" - с мая по сентябрь 20011 г.: "отопление" - 17,81, "холодное водоснабжение" - 46,07, "горячее водоснабжение" - 239,04," водоотведение" - 50,02 и так далее. Также не указаны наименование исполнителя и его адрес нахождения. Сведения об изменении размера платы за коммунальные услуги указаны без ссылок на основания (л.д. 108-109).
18 января 2012 года принято постановление N 48, в котором отражено, что ООО "УК Доверие", являясь управляющей компанией и осуществляя управление домом N 64 по ул. Ворошилова в г. Ижевске, совершило административное правонарушение по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ не предоставив потребителям указанного дома необходимую и достоверную информацию о реализуемых ею коммунальных услугах, а именно нарушены подпункты "в" и "г" п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307. ООО "УК Доверие" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде взыскания штрафа 6 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, соблюдения порядка привлечения к ответственности административным органом.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 ст. 14.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе, и о режиме их работы в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу положений ст. 8, 10 Закона РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с требованиями статьи 37 Закона о защите прав потребителей потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (п. 37 Правил).
В соответствии с п. 38 Правил в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;
г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который:
- при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление);
- при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом;
- при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и(или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил;
- при отсутствии коллективных (общедомовых) и(или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения);
д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи:
- с проживанием временных жильцов;
- со снижением качества коммунальных услуг;
- с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;
е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды;
ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
з) другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что заявитель является управляющей компанией жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> (л.д. 141-144), то есть является исполнителем коммунальных услуг и должно соблюдать требования вышеуказанных Правил по доведению информации до потребителя указанными в них способами.
Из материалов дела следует, что обществом до гражданина Благодатских Т.В., проживающего в <...> указанного дома не доведена необходимая и достоверная информация в платежных документах - счетах-квитанциях (л.д. 46-66) об оказываемых коммунальных услугах, а именно, нет информации о единице измерения количества (объема) поставляемого коммунального ресурса: отопления в Гкал., ХВС, ГВС и канализации в куб. м (указано в кв. м); также не указан норматив потребления коммунальных услуг, общая площадь помещения или количество граждан, проживающих в квартире, а в счетах-квитанциях указано: например Камашевой А.А., "обоснованный тариф" - с мая по сентябрь 2011 г.: "отопление" - 17,81, "холодное водоснабжение" - 46,07, "горячее водоснабжение" - 239,04", "водоотведение" - 50,02" и т.д. (л.д. 146-150), это касается и счетов-квитанций Благодатских Т.В. (л.д. 120-140).
Кроме того, административным органом установлено, что управляющей компанией не указаны основания изменения размера платы за коммунальные услуги в счетах-квитанциях, исходя из количества граждан, фактически проживающих в спорном жилом помещении. Также в указанных платежных документах не указан адрес места нахождения управляющей компании - ООО "УК Доверие", предоставляющего коммунальные услуги потребителям этого спорного дома.
Отсутствие такой информации в платежном документе правомерно расценено административным органом и судом первой инстанции как нарушение прав потребителя на получение информации, предусмотренной подп. "в" и "г" п. 38 Правил N 307.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя апелляционной жалобы об отражении всей необходимой информации посредством опубликования в средствах массовой информации - газете "Доверие плюс", поскольку это не исключает обязанность управляющей компании оформлять каждый платежный документ в соответствии с требованиями п. 38 Правил N 307.
Таким образом, отсутствие в платежном документе необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге, об исполнителе (с указанием адреса), свидетельствует о нарушении прав потребителей на необходимую и достоверную информацию, что свидетельствует о наличии в действиях общества события правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Привлекая заявителя к ответственности, административный орган исходил из того, что управляющая компания располагала возможностью правильного оформления платежных документов, но не приняла всех зависящих от нее мер для предупреждения правонарушения. Обстоятельства, которые бы свидетельствовали о принятии со стороны ООО "УК Доверие" достаточных мер для соблюдения прав потребителей, административным органом не установлены.
Вина общества в совершении административного правонарушения административным органом исследована, что отражено в оспариваемом постановлении и доказана материалами дела, из которых видно, что общество при возможности исполнения требований законодательства о защите прав потребителей не предприняло все зависящие от него меры по его соблюдению. Доказательств обратного суду апелляционной инстанции в порядке ст. 65 АПК РФ также не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, является правильным.
Суд первой инстанции с учетом существенной угрозы охраняемым законом правоотношениям совершенным правонарушением, продолжения противоправного поведения, характера совершенного правонарушения, пришел к обоснованному выводу о назначении наказания в виде административного штрафа в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
При этом оснований для назначения административного наказания виде предупреждения судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку исходя из смысла ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение, как мера административного наказания, применяется только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда.
Учитывая, что объектом вменяемого Обществу правонарушения являются интересы и права потребителя, который в отношениях с исполнителем коммунальных услуг является "слабой" стороной, апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции правомерно назначено административное наказание за данное правонарушение в виде административного штрафа.
Данное правонарушение посягает на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав граждан-потребителей, для защиты которых законодатель устанавливает дополнительные меры государственной и общественной защиты, и, следовательно, несет существенную угрозу охраняемым правоотношениям.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении от 27.12.2011 составлен с участием представителя общества (защитника) Прокашева И.Ю. по доверенности от 27.12.2011, о времени и месте составления которого законный представитель заявителя извещен письмом от 14.12.2011 N 8277 (л.д. 27). О времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении законный представитель общества извещен определением от 27.12.2011, направленным обществу 28.12.2012 и полученным согласно уведомлению о вручении 10.01.2012 (л.д. 28, 31). Данные обстоятельства заявителем не опровергнуты и свидетельствуют о соблюдении административным органом требований ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ.
Иных процессуальных нарушений апелляционным судом не установлено.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания постановления незаконным, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, а также противоречат установленным по делу обстоятельствам.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит и оставляет решение суда первой инстанции без изменения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 мая 2012 г. по делу N А71-4452/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
С.П.ОСИПОВА

Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Х.РИБ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)