Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу муниципального образования городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 г. по делу N А54-52/2010С14,
установил:
муниципальное образование городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани (далее - Администрация г. Рязани, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья "Луч-3" (далее - ТСЖ "Луч-3", Товарищество, ответчик) об обязании возвратить субсидии на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в сумме 4310419 рублей, перечисленной платежными поручениями N 589 и 590 от 11.09.2009 г.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 04.08.2010 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 г. состоявшийся по делу судебный акт отменен, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация г. Рязани просит отменить постановление суда, полагая, что оно принято в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция находит, что решение и постановление суда подлежат отмене, а дело - направлению на рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации региональной адресной программы Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 г. в перечень многоквартирных домов, в отношении которых была предоставлена финансовая поддержка, включен д. 34 кор.1 по ул. Новоселов г. Рязани.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Рязани (далее - Управление ЖКХ) в адрес ТСЖ "Луч-3" 25.06.2009 г. письмом N 02-07/362 направило уведомление N 8, в котором сообщило о выделении средств государственной корпорацией - "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и средств бюджета Рязанской области на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в размере 4310419 руб.
Собственники помещений названного многоквартирного дома приняли решение, оформленное протоколом N 16, об утверждении смет расходов по видам работ капитального ремонта и подрядных организаций.
По результатам голосования было принято решение о заключении договоров с ООО "Инженерный центр "Техлифт" на выполнение работ по экспертизе промышленной безопасности, изготовлению проекта реконструкции строительной части лифтов и экспертизы проекта на сумму 233422 руб., с ООО "РязаньЛифтИмпорт" на выполнение работ по замене двух лифтов на сумму 2295002 руб., с ООО "ДИАБАЗ" на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли на сумму 538817,13 руб., с ООО "Промышленные коммуникации" на выполнение работ по капитальному ремонту электросетей на сумму 950000 руб., с ООО Клуб альпинистов "Ирбис" на выполнение работ по капитальному ремонту межпанельных швов на сумму 375600 руб., с ЗАО "Ваши окна" на капитальный ремонт оконных блоков на сумму 168448,87 руб.
На основании протокола N 16 общего собрания собственников помещений жилого дома N 34 кор. 1 по ул. Новоселов г. Рязани ТСЖ "Луч-3" заключило 22.07.2009 г. с вышеперечисленными подрядными организациями договоры подряда.
В адрес Управления ЖКХ Товарищество 23.07.2009 г. направило документы согласно установленному органом местного самоуправления перечню.
Управление ЖКХ письмом от 31.07.2009 г. N 02-07/551 предложило ТСЖ "Луч-3" представить сертификат соответствия на устанавливаемое лифтовое оборудование и паспорт завода-изготовителя, производить замену лифтового оборудования исключительно продукцией отечественного оборудования, изготовить проект в соответствии с типом и моделью устанавливаемого лифтового оборудования.
Письмом от 13.08.2009 г. N 20/1/2-13/5278 Администрация г. Рязани сообщила ТСЖ "Луч-3", что ответчиком проигнорированы требования п. 8 ст. 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Постановления Правительства Рязанской области от 18.02.2009 г. N 25.
Товарищество 20.08.2009 г. обратилось в Администрацию г. Рязани и Управление ЖКХ с письмом, в котором потребовало перечислить в суточный срок с момента его получения денежные средства, выделенные государственной корпорацией - "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и бюджетом Рязанской области на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в размере 4310419 руб. на счет ТСЖ "Луч-3".
Управление ЖКХ платежными поручениями от 11.09.2009 г. N N 589, 590 перечислило 16.09.2009 г. на счет ТСЖ "Луч-3" 4310419 руб.
Согласно пункту 3.4 адресной программы Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 г. срок ее реализации ограничен 2009 годом.
В связи с тем, что ТСЖ "Луч-3" не представило акт приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и отчеты о проведении капитального ремонта в порядке ч. 9 ст. 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и п. п. 2.9, 2.11 Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (утв. постановлением Администрации г. Рязани от 25.09.2008 г. N 5473, далее - Порядок), 22.12.2009 г. Управление ЖКХ направило в адрес ТСЖ "Луч-32" письмо N 02-07/1020 с требованием в соответствии с п. 3.4 Порядка в течение пяти дней со дня получения письма возвратить полученные субсидии.
Так как ТСЖ "Луч-3" не возвратило фактически поступившую сумму субсидий, то муниципальное образование городской округ город Рязань в лице Администрации г. Рязани обратилось в суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования и руководствуясь ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), положениями Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Постановлением Правительства Рязанской области от 02.04.2008 г. N 70, утвердившим Порядок формирования адресных программ Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, Постановлением Правительства Рязанской области от 24.03.2009 г. N 61, утвердившим адресную программу Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 г., Постановлением Администрации г. Рязани от 25.09.2008 г. N 5473, утвердившим Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждено перечисление на счет ТСЖ "Луч-3" субсидии в общей сумме 4310419 руб. и, поскольку данные денежные средства в положенный срок не были использованы по целевому назначению и не перечислены Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Рязани по его требованию, то исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что Товарищество не имело возможности использовать по целевому назначению предоставленные субсидии в результате бездействия Управления ЖКХ, выразившегося в несогласовании с ТСЖ "Луч-3" документов, предъявляемых в банк для проведения списания денежных средств с его счета и, принимая во внимание социальную значимость использования предоставленных субсидий, принцип безвозвратности предоставленной субсидии, установленный ст. 78 БК РФ, и наличие заключенных договоров подряда на проведение ремонтных работ, отказал в иске.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с Порядком использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ, утвержденным протоколом N 27 правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 05.08.2008 г., неизрасходованные средства капитального ремонта подлежат возврату в местный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев перераспределения их фондом между видами работ и (или) направлении их на новые виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, по которому образовались остатки бюджетных средств.
Однако вопрос о том, принимались ли Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства какие-либо решения по распоряжению субсидией, предоставленной Товариществу фондом и бюджетом области в качестве долевого финансирования капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в размере 4310419 руб., в рамках реализации региональной адресной программы, судом не исследовался и государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства к участию в деле не привлекалась.
Не исследовался также вопрос о правомочности Администрации г. Рязани истребовать неизрасходованные суммы субсидий, предоставляемых фондом.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Администрация в соответствии с п. 12 Порядка использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ, уведомляла фонд о наличии неизрасходованных средств и планируемом их использовании. Отсутствуют указания (решения правления) фонда на перераспределение спорной суммы субсидии, что не позволяет сделать однозначный вывод о правомерности требований муниципального образования о возврате ТСЖ "Луч-3" спорной суммы.
Учитывая изложенное, решение и постановление суда подлежат отмене как основанные на неполном исследовании всех фактических обстоятельств спора, а дело - направлению на рассмотрение по существу в суд первой инстанции в ином составе суда.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить допущенные нарушения и, дав оценку доводам сторон, принять законный и обоснованный акт по существу спора.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 АПК РФ, ***
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.08.2010 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 г. по делу N А54-52/2010С14 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области в ином составе суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 20.01.2011 ПО ДЕЛУ N А54-52/2010С14
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2011 г. по делу N А54-52/2010С14
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу муниципального образования городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 г. по делу N А54-52/2010С14,
установил:
муниципальное образование городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани (далее - Администрация г. Рязани, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья "Луч-3" (далее - ТСЖ "Луч-3", Товарищество, ответчик) об обязании возвратить субсидии на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в сумме 4310419 рублей, перечисленной платежными поручениями N 589 и 590 от 11.09.2009 г.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 04.08.2010 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 г. состоявшийся по делу судебный акт отменен, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация г. Рязани просит отменить постановление суда, полагая, что оно принято в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция находит, что решение и постановление суда подлежат отмене, а дело - направлению на рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации региональной адресной программы Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 г. в перечень многоквартирных домов, в отношении которых была предоставлена финансовая поддержка, включен д. 34 кор.1 по ул. Новоселов г. Рязани.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Рязани (далее - Управление ЖКХ) в адрес ТСЖ "Луч-3" 25.06.2009 г. письмом N 02-07/362 направило уведомление N 8, в котором сообщило о выделении средств государственной корпорацией - "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и средств бюджета Рязанской области на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в размере 4310419 руб.
Собственники помещений названного многоквартирного дома приняли решение, оформленное протоколом N 16, об утверждении смет расходов по видам работ капитального ремонта и подрядных организаций.
По результатам голосования было принято решение о заключении договоров с ООО "Инженерный центр "Техлифт" на выполнение работ по экспертизе промышленной безопасности, изготовлению проекта реконструкции строительной части лифтов и экспертизы проекта на сумму 233422 руб., с ООО "РязаньЛифтИмпорт" на выполнение работ по замене двух лифтов на сумму 2295002 руб., с ООО "ДИАБАЗ" на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли на сумму 538817,13 руб., с ООО "Промышленные коммуникации" на выполнение работ по капитальному ремонту электросетей на сумму 950000 руб., с ООО Клуб альпинистов "Ирбис" на выполнение работ по капитальному ремонту межпанельных швов на сумму 375600 руб., с ЗАО "Ваши окна" на капитальный ремонт оконных блоков на сумму 168448,87 руб.
На основании протокола N 16 общего собрания собственников помещений жилого дома N 34 кор. 1 по ул. Новоселов г. Рязани ТСЖ "Луч-3" заключило 22.07.2009 г. с вышеперечисленными подрядными организациями договоры подряда.
В адрес Управления ЖКХ Товарищество 23.07.2009 г. направило документы согласно установленному органом местного самоуправления перечню.
Управление ЖКХ письмом от 31.07.2009 г. N 02-07/551 предложило ТСЖ "Луч-3" представить сертификат соответствия на устанавливаемое лифтовое оборудование и паспорт завода-изготовителя, производить замену лифтового оборудования исключительно продукцией отечественного оборудования, изготовить проект в соответствии с типом и моделью устанавливаемого лифтового оборудования.
Письмом от 13.08.2009 г. N 20/1/2-13/5278 Администрация г. Рязани сообщила ТСЖ "Луч-3", что ответчиком проигнорированы требования п. 8 ст. 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Постановления Правительства Рязанской области от 18.02.2009 г. N 25.
Товарищество 20.08.2009 г. обратилось в Администрацию г. Рязани и Управление ЖКХ с письмом, в котором потребовало перечислить в суточный срок с момента его получения денежные средства, выделенные государственной корпорацией - "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и бюджетом Рязанской области на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в размере 4310419 руб. на счет ТСЖ "Луч-3".
Управление ЖКХ платежными поручениями от 11.09.2009 г. N N 589, 590 перечислило 16.09.2009 г. на счет ТСЖ "Луч-3" 4310419 руб.
Согласно пункту 3.4 адресной программы Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 г. срок ее реализации ограничен 2009 годом.
В связи с тем, что ТСЖ "Луч-3" не представило акт приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и отчеты о проведении капитального ремонта в порядке ч. 9 ст. 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и п. п. 2.9, 2.11 Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (утв. постановлением Администрации г. Рязани от 25.09.2008 г. N 5473, далее - Порядок), 22.12.2009 г. Управление ЖКХ направило в адрес ТСЖ "Луч-32" письмо N 02-07/1020 с требованием в соответствии с п. 3.4 Порядка в течение пяти дней со дня получения письма возвратить полученные субсидии.
Так как ТСЖ "Луч-3" не возвратило фактически поступившую сумму субсидий, то муниципальное образование городской округ город Рязань в лице Администрации г. Рязани обратилось в суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования и руководствуясь ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), положениями Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Постановлением Правительства Рязанской области от 02.04.2008 г. N 70, утвердившим Порядок формирования адресных программ Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, Постановлением Правительства Рязанской области от 24.03.2009 г. N 61, утвердившим адресную программу Рязанской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 г., Постановлением Администрации г. Рязани от 25.09.2008 г. N 5473, утвердившим Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждено перечисление на счет ТСЖ "Луч-3" субсидии в общей сумме 4310419 руб. и, поскольку данные денежные средства в положенный срок не были использованы по целевому назначению и не перечислены Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Рязани по его требованию, то исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что Товарищество не имело возможности использовать по целевому назначению предоставленные субсидии в результате бездействия Управления ЖКХ, выразившегося в несогласовании с ТСЖ "Луч-3" документов, предъявляемых в банк для проведения списания денежных средств с его счета и, принимая во внимание социальную значимость использования предоставленных субсидий, принцип безвозвратности предоставленной субсидии, установленный ст. 78 БК РФ, и наличие заключенных договоров подряда на проведение ремонтных работ, отказал в иске.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с Порядком использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ, утвержденным протоколом N 27 правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 05.08.2008 г., неизрасходованные средства капитального ремонта подлежат возврату в местный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев перераспределения их фондом между видами работ и (или) направлении их на новые виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, по которому образовались остатки бюджетных средств.
Однако вопрос о том, принимались ли Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства какие-либо решения по распоряжению субсидией, предоставленной Товариществу фондом и бюджетом области в качестве долевого финансирования капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 34, корп. 1, в размере 4310419 руб., в рамках реализации региональной адресной программы, судом не исследовался и государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства к участию в деле не привлекалась.
Не исследовался также вопрос о правомочности Администрации г. Рязани истребовать неизрасходованные суммы субсидий, предоставляемых фондом.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Администрация в соответствии с п. 12 Порядка использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ, уведомляла фонд о наличии неизрасходованных средств и планируемом их использовании. Отсутствуют указания (решения правления) фонда на перераспределение спорной суммы субсидии, что не позволяет сделать однозначный вывод о правомерности требований муниципального образования о возврате ТСЖ "Луч-3" спорной суммы.
Учитывая изложенное, решение и постановление суда подлежат отмене как основанные на неполном исследовании всех фактических обстоятельств спора, а дело - направлению на рассмотрение по существу в суд первой инстанции в ином составе суда.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить допущенные нарушения и, дав оценку доводам сторон, принять законный и обоснованный акт по существу спора.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 АПК РФ, ***
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.08.2010 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 г. по делу N А54-52/2010С14 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области в ином составе суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)