Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 06.10.2011 ПО ДЕЛУ N А14-11189/2010/152/21

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2011 г. по делу N А14-11189/2010/152/21


Резолютивная часть постановления изготовлена 04.10.2011
Постановление в полном объеме изготовлено 06.10.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Воронежтеплоэнерго-Сервис" на решение Арбитражного суда Воронежской области 14.04.2011 и постановление Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 по делу N А14-11189/2010/152/21,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П", г. Воронеж, ОГРН 1033600011488 (далее - ООО "Стройтрест 2П") обратилось в арбитражный суд с иском (с учетом уточнения требований) к Обществу с ограниченной ответственностью "Воронежтеплоэнерго-Сервис", ОГРН 1033600131368 (далее - ООО "Воронежтеплоэнерго-Сервис") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N ЖГ-771 от 01.01.2010 года на отпуск тепловой энергии и горячей воды по следующим пунктам договора: 1.2, 1.3, 1.4, 2.1.2, 2.1.10, 3.1.2, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.15, 5.8, 5.9.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.04.2011 иск удовлетворен частично. Пункты 1.2, 1.3, 1.4, 2.1.2, 2.1.10, 3.1.2, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 5.8, 5.9 договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды N ЖГ-771 от 01.01.2010, изложены в следующей редакции:
- пункт 1.2: "Абонент" принимает отпущенные ему энергоресурсы, использует их для оказания коммунальных услуг гражданам - собственникам и нанимателям жилых помещений в этих домах и полностью оплачивает";
- пункт 1.3: "Количество ресурсов, подлежащих отпуску по настоящему договору, определяется: а) тепловой энергии на цели отопления - по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, а при их отсутствии - в соответствии с нормативами, утвержденными Постановлением Главы городского округа г. Воронеж N 1611 от 16.12.2008 года; б) горячей воды на цели централизованного горячего водоснабжения - по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, а при их отсутствии - в соответствии с нормативами потребления горячей воды населением, утвержденными Постановлением Главы городского округа город Воронеж и численностью зарегистрированных граждан в домах "абонента" по формуле, приведенной в Приложении N 2 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года";
- пункт 1.4: "Количество фактически отпущенных ресурсов стороны определяют по коллективным (общедомовым) приборам учета, установленным в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя.
При отсутствии приборов учета у "абонента" количество фактически отпущенных ему ресурсов определяется: тепловой энергии на отопление - в соответствии с нормативами потребления отопления, утвержденными Постановлением Главы городского округа город Воронеж N 1611 от 16.12.2008 года; горячей воды для централизованного горячего водоснабжения - на основании нормативов потребления горячей воды, утвержденных Постановлением Главы городского округа город Воронеж N 1612 от 16.12.2008 года и количества граждан, фактически проживавших в многоквартирном доме в расчетном месяце по данным "абонента".
- При неисправности приборов учета у "абонента" количество фактически отпущенных ему ресурсов определяется: - в соответствии с п. 32 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года";
- пункт 2.1.2: "Тепловую энергию на отопление отпускать непрерывно в соответствии с фактическими температурами наружного воздуха в течение отопительного сезона, дни начала и окончания которого согласовываются сторонами и устанавливаются в соответствии с распоряжениями Администрации городского округа город Воронеж.
- Горячую воду подавать в дома в объемах, соответствующих нормативам потребления и численности граждан, проживающих в жилых многоквартирных домах "абонента", в соответствии с Правилами "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года";
- пункт 2.1.10: "Предоставлять "абоненту" по его запросу информацию о технических параметрах подаваемого теплоносителя: - устно по телефону: 2054-17 (диспетчер); - письменно на запрос по адресу: 394 007, г. Воронеж, Спортивная набережная, 4; факс: 20-54-16";
- пункт 3.1.2: "Оплачивать все количество принятой тепловой энергии, включая содержащееся в теплоносителе, невозвращенном в тепловую сеть по причине аварийных утечек из внутренних теплосистем, нецелевого использования внеплановых ремонтов внутридомовых систем отопления";
- пункт 4.2: "Абонент" в согласованные ниже сроки уплачивает "энергоснабжающей организации" полную стоимость отпущенных ему по настоящему договору энергоресурсов по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Тариф на тепловую энергию на 2010 год для "энергоснабжающей организации" - ООО "Воронежтеплоэнерго-Сервис" установлен Приказом Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 26.11.2009 года N 42/13 и составляет 1139,24 руб. за 1 Гкал (без НДС).
Тариф на горячую воду установлен Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 30.11.2009 года N 190 и составляет 81,11 руб. за 1 м куб. (на 2010 год без НДС).
Действующая на момент заключения настоящего договора ставка НДС, установленная Законом от 07.07.2003 года N 117-ФЗ, составляет 18%.
- Изменения тарифов и ставок НДС в установленном законом порядке и корректировка в связи с этим расчетов за энергоресурсы не требуют согласования сторон или перезаключения настоящего договора";
- пункт 3: "Стороны производят следующие расчетно-платежные действия:
а) "энергоснабжающая организация" до 10 числа месяца, следующего за расчетным, предъявляет "абоненту" счета-фактуры и акты выполненных поставок тепловой энергии и горячей воды в размере полной стоимости фактического объема за расчетный месяц, определенного в соответствии с п. 1.4 настоящего договора;
б) "абонент" за свой счет лично или с привлечением третьих лиц (МУП "МИВЦ") обеспечивает сбор платежей граждан за предоставленные коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению и ежемесячно со своего расчетного счета перечисляет собранные денежные средства потребителей коммунальных услуг на расчетный счет "энергоснабжающей организации" в оплату поставляемых энергоресурсов. По поручению "абонента" платежи граждан за отопление и горячую воду могут перечисляться на расчетный счет "энергоснабжающей организации" непосредственно со счетов МУП "МИВЦ";
- пункт 4.4: "Срок расчета за каждый месяц за тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления и горячего водоснабжения - до 25 числа месяца, следующего за расчетным";
- пункт 4.5: "Размер ежемесячных перечислений платы за тепловую энергию, отпущенную на отопление, стороны определяют:
а) по домам, оснащенным коллективными (общедомовыми) приборами учета - по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета;
б) по домам, не оснащенным коллективными (общедомовыми) приборами учета - по полной стоимости количества тепловой энергии, определенного исходя из нормативов потребления тепловой энергии в горячей воде для нужд отопления, утвержденных Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611";
пункт 4.6: "Размер ежемесячных перечислений платы за горячую воду, отпущенную на централизованное горячее водоснабжение, стороны определяют:
а) по домам, оснащенным общедомовыми приборами учета, - по полной стоимости объема потребления горячей воды, определенного по показаниям общедомовых приборов учета за расчетный месяц;
б) по домам, не оснащенным общедомовыми приборами учета, - по полной стоимости объема горячей воды, отпущенного "абоненту" и определенного по нормативам, утвержденным Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 года. N 1612";
- пункт 4.7: "В связи с тем, что оплата тепловой энергии в горячей воде для нужд отопления производится гражданами в рассрочку круглогодично по показаниям приборов учета или по нормативам, "абонент" производит корректировку расчетов с гражданами с целью их приведения в соответствие со стоимостью энергоресурсов, фактически отпущенных в течение отопительного периода до его окончания (п. 2.1.2 настоящего договора). Корректировка производится в сроки, установленные "абонентом" и согласованные с "энергоснабжающей организацией". В случае, если в результате корректировки произведены доначисления гражданам платы за отопление и горячую воду, перечисления в адрес "энергоснабжающей организации" дополнительно собранных платежей граждан "абонент" производит до 25 февраля года, следующего за расчетным";
- пункт 4.8: "Денежные средства, перечисляемые "абонентом" сверх стоимости фактически отпущенных энергоресурсов в результате установленной законодательством круглогодичной системы расчетов за отопление: ориентировочно по 1/12 его годовой стоимости ежемесячно, не являются авансовыми платежами. "Энергоснабжающая организация" образовавшиеся в связи с этим переплаты засчитывает в счет платы "абонента" за энергоресурсы в последующие расчетные периоды";
- пункт 4.9: "Датой осуществления платежа стороны принимают день зачисления денежных средств на расчетный счет "Энергоснабжающей организации";
- пункт 5.8: "При наличии в домах "абонента" встроенных нежилых помещений "энергоснабжающая организация" заключает с их собственниками (арендаторами) отдельные договоры теплоснабжения. Расходы (объемы) энергоресурсов для нежилых помещений определяет "энергоснабжающая организация" в соответствии с условиями договора между "энергоснабжающей организацией" и собственником (арендатором) и действующим законодательством: по приборам учета или расчетным путем (при отсутствии приборов учета у собственника). "Энергоснабжающая организация" вычитает указанные объемы из величины расхода (объема) соответствующего энергоресурса по дому в целом при наличии показаний общедомового прибора учета тепловой энергии";
- пункт 5.9: "Абонент" в письменном виде официально уведомляет "энергоснабжающую организацию" о переводе жилых помещений в категорию нежилых с указанием реквизитов приобретателя прав на пользование этим помещением.
Изменения в договор, соответствующие изменению назначения жилого помещения, стороны вносят дополнительным соглашением с момента надлежащего уведомления "энергоснабжающей организации" о юридически оформленной сделке с помещением".
Исключить из условий договора N ЖГ-771 от 01.01.2010 года пункт 4.15.
Постановлением Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 решение суда первой изменено в части изложения пунктов 2.1.2 и 4.7 договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды от 01.01.2010 года N ЖГ-771.
Из абзаца 1 пункта 2.1.2 договора исключено слово "сторонами".
Пункт 5.1. договора изложен в следующей редакции: "При наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Приложения N 2 Правил представления коммунальных услуг гражданам от 23.06.2006 года N 307. В случае, если в результате корректировки произведены доначисления гражданам платы за отопление, перечисления в адрес ЭСО дополнительно собранных денежных средств абонент производит до 25 февраля, следующего за расчетным. Размер платы за горячее водоснабжение - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.06.2006 года N 307.
При отсутствии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение исчисляется по нормативам потребления, определенным в установленном законом порядке".
Ссылаясь на неполное выяснение судами фактических обстоятельства дела и неправильное применение судом норм материального права, ООО "Воронежтеплоэнерго-Сервис" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с принятой судами редакцией пунктов 1.4, 2.1.2, 4.7 договора N ЖГ-771 от 01.01.2010.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Федерального арбитражного суда Центрального округа и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Учитывая, что заявителем кассационной жалобы обжалуются только, принятые судом редакции пунктов 1.4, 2.1.2, 4.7 договора N ЖГ-771 от 01.01.2010, принятые по делу судебные акты являются предметом рассмотрения арбитражного кассационного суда только в обжалуемой части.
Оспаривая, принятую судами редакцию п. 1.4 спорного договора заявитель ссылается на то, что применение нормативов потребления коммунальных услуг для определения количества отпущенного энергоресурса не соответствует действующему законодательству.
Между тем, суд кассационной инстанции считает указанный довод заявителя необоснованным.
В соответствии со ст. ст. 539, 548 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правила об энергоснабжении, предусмотренные ст. ст. 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовым и актами.
В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом, иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяются требования пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе, за теплоснабжение установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Суды обоснованно учли, что в данном случае коммунальный ресурс приобретался ресурсоснабжающей организации ООО "Стройтрест-2П" как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Пунктом 8 Правил N 307 предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 19 Правил N 307 предоставления коммунальных услуг аналогичным образом предусматривается учет норматива потребления тепловой энергии на отопление и норматива потребления горячей воды при установлении порядка определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Разрешая спор, суды правильно установили, что положения договора, в редакции ответчика, предусматривающие возможность применения основанного на Методике N 105 расчетного метода определения количества отпущенной в жилые дома тепловой энергии при отсутствии приборов учета, противоречит положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307, поскольку действующее нормативное регулирование спорных правоотношений допускает учет потребления услуг одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.
Таким образом, выводы судов в части принятой ими редакции п. 1.4 договора соответствуют требованиям действующего законодательства.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2380/10.
Довод заявителя кассационной жалобы о несогласии с принятой судами редакцией п. 2.1.2 договора, определяющего порядок и режим подачи тепловой энергии, кассационной коллегией также отклоняется.
Как следует из материалов дела, суд апелляционной инстанции, рассматривая настоящий спор, пришел к правильному выводу о необходимости изменения редакции п. 2.1.2 договора, принятой судом первой инстанции и исключении из абзаца 1 пункта 2.1.2 договора слова "сторонами", поскольку при централизованной системе отопления согласования сторонами дней начала и окончания отопительного периода не требуется, так как определение дней начала и окончания отопительного периода относится к компетенции специально уполномоченного органа.
В отношении несогласия ответчика с принятой судами редакцией п. 4.7 договора, определяющего размер платы, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Заявитель кассационной жалобы в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 277 АПК РФ каких-либо мотивов и обоснованных доводов, свидетельствующих о том, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, не представил.
Кроме того, согласно требований п. п. 4, 9, 10, 12 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к которым относятся Правила N 307, на основании договора, который в силу п. 8 Правил N 307 должен им соответствовать, поскольку Правила N 307 регулируют отношения между исполнителя ми и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения платы за коммунальные услуги, как с использованием приборов учета, так и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом им жилом помещении, в том числе и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и обязательны для исполнения.
Доводы заявителя кассационной жалобы, являлись предметом исследования и оценки судов, фактически выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами первой и апелляционной инстанций в основу принятых судебных актов. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области 14.04.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 по делу N А14-11189/2010/152/21 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)