Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Органы управления товарищества собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Коняевой Е.В., Сапоткиной Т.И., при участии от товарищества собственников жилья "На Карповке" председателя правления Сизовой Е.А. (протокол от 29.12.2004 N 1), Марченко Ю.М. (доверенность от 15.09.2009), рассмотрев 12.10.2009 в открытом судебном заседании кассационные жалобы товарищества собственников жилья "На Карповке" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2008 (судья Филиппов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 (судьи Гафиатуллина Т.С., Зайцева Е.К., Копылова Л.С.) по делу N А56-54370/2007,
установил:
товарищество собственников жилья "На Карповке" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА), Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), администрации Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) о признании незаконным и необоснованным, нарушающим имущественные права ТСЖ формирования земельных участков жилых домов N 16, 18, 20 по наб. реки Карповки по обрезу фундамента домов и просило обязать ответчиков привести границы земельных участков указанных домов и градостроительный план земельного участка N RU 78161000-197 в соответствие с требованиями законодательства.
Решением от 05.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.07.2009, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационных жалобах от 01.09.2009, от 02.09.2009, от 03.09.2009 ТСЖ, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, просит отменить судебные акты и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.
В судебном заседании кассационной инстанции 08.10.2009 объявлялся перерыв до 12.10.2009 до 10-00. До объявленного перерыва в судебном заседании присутствовали: от ТСЖ вышеназванные представители и Белякова Е.Н. (доверенность от 15.09.2009), от КЗРиЗ Весова М.А. (доверенность от 11.01.2009 N 21); от КГА Белоус Г.С. (доверенность от 15.12.2008 N 1-4-66897/юр).
После перерыва в судебное заседание представители ответчиков не явились.
В судебном заседании кассационной инстанции 12.10.2009 объявлялся перерыв с 10-30 до 12-00. После перерыва в судебном заседании участвовали представители ТСЖ Сизова Е.А. и Марченко Ю.М.
В судебных заседаниях ТСЖ заявило отвод судье Захаровой М.В. и всему составу суда. Заявления рассмотрены в порядке, установленном статьей 25 АПК РФ, и оставлены без удовлетворения.
ТСЖ заявило ходатайства об обеспечении прослушивания звукозаписи судебного заседания 22 - 29.06.2009 апелляционного суда для установления нарушения им норм процессуального закона и прав ТСЖ. Данные ходатайства оставлены без удовлетворения, поскольку замечания на протокол судебного заседания подаются в порядке статьи 155 АПК РФ.
ТСЖ также заявило ходатайство, в котором просило обязать ответчиков направить ему отзыв на кассационные жалобы с приложением документов, подтверждающих возражения ответчиков. Ходатайство оставлено без удовлетворения, поскольку направление отзыва является правом, а не обязанностью ответчиков.
В судебном заседании представители ТСЖ поддержали доводы жалоб.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалоб, однако представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 163, частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, уполномоченные общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 20, лит. В; Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 18, лит. Г; Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 16, лит. А, обратились в КЗРиЗ с заявлениями о формировании земельного участка, на котором расположен жилой дом, соответственно 22.02.2007, 09.03.2007, 15.03.2007. По результатам рассмотрения заявлений КЗРиЗ по согласованию с КГА изготовлены схемы границ земельного участка ориентировочной площадью по обрезу фундамента каждого многоквартирного дома. В связи с несогласием собственников помещений с границами земельного участка данный вопрос был вынесен на заседание Комиссии по рассмотрению вопросов фактического землепользования в Санкт-Петербурге (далее - Комиссия), в соответствии с ее компетенцией, установленной пунктом 7.5 Положения о Комиссии, утвержденного распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп (приложение 3 в редакции распоряжения правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 25-рп).
Комиссией 18.10.2007 принято решение согласовать формирование земельных участков под многоквартирными домами 20, лит. В; 18, лит. Г; 16, лит. А, по наб. реки Карповки в Санкт-Петербурге в границах, определенных КЗРиЗ и согласованных КГА.
Не согласившись с решением Комиссии и полагая, что земельные участки должны быть сформированы в соответствии с Положением об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223 (далее - постановление N 1223), ТСЖ обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома 20, лит. В; 18, лит. Г; 16, лит. А, проводилось в соответствии с процедурой, установленной распоряжением КЗРиЗ от 11.08.2006 N 1555-рк "О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом", до настоящего времени распоряжение КЗРиЗ об утверждении границ земельных участков не издано, процесс формирования земельных участков не завершен. По мнению суда, истец не указал, какие конкретно действия, каких организаций, участвовавших в формировании земельных участков, он оспаривает и каким нормативным актам они противоречат. Суд не усмотрел нарушения имущественных прав ТСЖ оспариваемым формированием земельных участков, учитывая, что общая долевая собственность на земельный участок, на котором расположен жилой дом, возникает у собственников помещений в многоквартирном доме. Суд указал на неопределенный характер требования истца о приведении границ земельных участков и градостроительного плана земельного участка в соответствие с законодательством (не указано, какие изменения должны быть внесены). Суд также сослался на отсутствие права ТСЖ представлять интересы собственников помещений дома 20 по наб. реки Карповки в Санкт-Петербурге по уставу, утвержденному решением собрания собственников помещений от 29.12.2004. Суд отклонил ссылку ТСЖ на декреты ВЦИК, Земельный кодекс РСФСР, Основы земельного законодательства СССР и союзных республик и иные нормативные акты Союза ССР, поскольку со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации законодательные акты СССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории Российской Федерации, не применяются.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении требований ТСЖ, суды руководствовались статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ), а также нормативными актами, регулирующими на территории Санкт-Петербурга порядок формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, а именно: распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" (далее - распоряжение N 25-рп), распоряжением КЗРиЗ от 11.08.2006 N 1555-рк "О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" (далее - распоряжение N 1555-рк).
Суды правомерно указали, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В пункте 3 статьи 16 Закона N 189-ФЗ установлено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. При этом формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункт 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).
В материалах дела не имеется доказательств формирования земельных участков, на которых расположены спорные многоквартирные дома, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005) и проведения их государственного кадастрового учета.
Формирование таких земельных участков для предоставления в общую долевую собственность домовладельцев производится в заявительном порядке.
Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, утверждено распоряжением N 25-рп.
Согласно названному Положению КЗРиЗ после регистрации заявления уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица: формирует дело по земельному участку; направляет запросы в соответствующие органы; при наличии спора, связанного с формированием земельного участка, КЗРиЗ вносит рассмотрение вопроса о формировании земельного участка на Комиссию; в 10-дневный срок с момента обращения топогеодезической организации, заключившей договор с уполномоченным лицом, выдает техническое задание на проведение работ по межеванию земельного участка; в 20-дневный срок с момента приемки документов о межевании земельного участка издает распоряжение об утверждении границ земельного участка, обеспечивает проведение кадастрового учета земельного участка на основании заявления уполномоченного лица в органе, осуществляющем ведение Государственного земельного кадастра Санкт-Петербурга.
В соответствии с Положением КГА в 30-дневный срок с момента получения запроса из КЗРиЗ представляет заключение о границах земельного участка и ограничениях (обременениях, сервитутах) земельного участка с обязательным приложением схемы земельного участка в масштабе 1:2000, на которой указываются ориентировочные границы земельного участка.
Порядок формирования земельных участков и рассмотрения вопросов, связанных с их формированием, на заседании Комиссии содержится также в Инструкции по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (приложение 1 к распоряжению N 1555-рк).
Судами установлено, что на основании заявлений уполномоченных лиц о формировании земельных участков и в соответствии с распоряжением N 1555-рк КЗРиЗ по согласованию с КГА изготовлены схемы границ земельных участков, и в связи с несогласием собственников помещений с границами земельных участков данный вопрос был рассмотрен на Комиссии.
Принятое Комиссией решение является основанием для формирования земельного участка (межевания и утверждения границ). Судами выявлено, что решение Комиссии в установленном порядке не обжаловано и не признано незаконным.
Для дальнейшего формирования земельного участка уполномоченное лицо должно заключить договор на проведение работ по межеванию земельного участка с топогеодезической организацией.
Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Применительно к рассматриваемому спору суды правомерно указали, что поскольку распоряжение КЗРиЗ об утверждении границ земельного участка не издано, то границы земельных участков окончательно не определены, процесс их формирования не завершен.
Суды правомерно отклонили ссылку ТСЖ на постановление N 1223 и законодательство о земле, действовавшее до принятия Земельного кодекса Российской Федерации, как не подлежащие применению.
Распоряжением КГА от 20.04.2007 N 800 утвержден градостроительный план N RU 78161000-197 земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Каменноостровский просп., д. 44д (западнее дома 44в, лит. Г по Каменноостровскому просп.), кадастровый номер 78:3126:7. По мнению ТСЖ, данный план подготовлен КГА без проекта планировки и межевания кадастрового квартала 3126, в связи с чем, как указывает ТСЖ, возник спор с формированием земельных участков.
Следует согласиться с судами, что требование ТСЖ о приведении границ спорных земельных участков и названного градостроительного плана земельного участка в соответствие с законодательством носит неопределенный характер.
В исковом заявлении (с учетом его уточнения) ТСЖ не конкретизировало, какие именно действия ответчиков оно оспаривает, каким образом в связи с этим нарушены его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды установили отсутствие права ТСЖ представлять интересы собственников помещений дома 20, лит. В по наб. реки Карповки в Санкт-Петербурге.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, проводилось в соответствии с установленной в Санкт-Петербурге процедурой на основании обращения уполномоченных лиц, а сам процесс формирования земельных участков не завершен и не затрагивает имущественных прав ТСЖ.
Результатом формирования земельных участков являются ненормативные акты об установлении границ земельных участков.
Следовательно, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных судами при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях, не нашли подтверждения в материалах дела.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы подлежат отклонению.
Поскольку суды правильно применили нормы материального права и каких-либо нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допустили, обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 по делу N А56-54370/2007 оставить без изменения, а кассационные жалобы товарищества собственников жилья "На Карповке" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 12.10.2009 ПО ДЕЛУ N А56-54370/2007
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Органы управления товарищества собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2009 г. по делу N А56-54370/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Коняевой Е.В., Сапоткиной Т.И., при участии от товарищества собственников жилья "На Карповке" председателя правления Сизовой Е.А. (протокол от 29.12.2004 N 1), Марченко Ю.М. (доверенность от 15.09.2009), рассмотрев 12.10.2009 в открытом судебном заседании кассационные жалобы товарищества собственников жилья "На Карповке" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2008 (судья Филиппов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 (судьи Гафиатуллина Т.С., Зайцева Е.К., Копылова Л.С.) по делу N А56-54370/2007,
установил:
товарищество собственников жилья "На Карповке" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА), Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), администрации Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) о признании незаконным и необоснованным, нарушающим имущественные права ТСЖ формирования земельных участков жилых домов N 16, 18, 20 по наб. реки Карповки по обрезу фундамента домов и просило обязать ответчиков привести границы земельных участков указанных домов и градостроительный план земельного участка N RU 78161000-197 в соответствие с требованиями законодательства.
Решением от 05.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.07.2009, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационных жалобах от 01.09.2009, от 02.09.2009, от 03.09.2009 ТСЖ, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, просит отменить судебные акты и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.
В судебном заседании кассационной инстанции 08.10.2009 объявлялся перерыв до 12.10.2009 до 10-00. До объявленного перерыва в судебном заседании присутствовали: от ТСЖ вышеназванные представители и Белякова Е.Н. (доверенность от 15.09.2009), от КЗРиЗ Весова М.А. (доверенность от 11.01.2009 N 21); от КГА Белоус Г.С. (доверенность от 15.12.2008 N 1-4-66897/юр).
После перерыва в судебное заседание представители ответчиков не явились.
В судебном заседании кассационной инстанции 12.10.2009 объявлялся перерыв с 10-30 до 12-00. После перерыва в судебном заседании участвовали представители ТСЖ Сизова Е.А. и Марченко Ю.М.
В судебных заседаниях ТСЖ заявило отвод судье Захаровой М.В. и всему составу суда. Заявления рассмотрены в порядке, установленном статьей 25 АПК РФ, и оставлены без удовлетворения.
ТСЖ заявило ходатайства об обеспечении прослушивания звукозаписи судебного заседания 22 - 29.06.2009 апелляционного суда для установления нарушения им норм процессуального закона и прав ТСЖ. Данные ходатайства оставлены без удовлетворения, поскольку замечания на протокол судебного заседания подаются в порядке статьи 155 АПК РФ.
ТСЖ также заявило ходатайство, в котором просило обязать ответчиков направить ему отзыв на кассационные жалобы с приложением документов, подтверждающих возражения ответчиков. Ходатайство оставлено без удовлетворения, поскольку направление отзыва является правом, а не обязанностью ответчиков.
В судебном заседании представители ТСЖ поддержали доводы жалоб.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалоб, однако представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 163, частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, уполномоченные общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 20, лит. В; Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 18, лит. Г; Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 16, лит. А, обратились в КЗРиЗ с заявлениями о формировании земельного участка, на котором расположен жилой дом, соответственно 22.02.2007, 09.03.2007, 15.03.2007. По результатам рассмотрения заявлений КЗРиЗ по согласованию с КГА изготовлены схемы границ земельного участка ориентировочной площадью по обрезу фундамента каждого многоквартирного дома. В связи с несогласием собственников помещений с границами земельного участка данный вопрос был вынесен на заседание Комиссии по рассмотрению вопросов фактического землепользования в Санкт-Петербурге (далее - Комиссия), в соответствии с ее компетенцией, установленной пунктом 7.5 Положения о Комиссии, утвержденного распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп (приложение 3 в редакции распоряжения правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 25-рп).
Комиссией 18.10.2007 принято решение согласовать формирование земельных участков под многоквартирными домами 20, лит. В; 18, лит. Г; 16, лит. А, по наб. реки Карповки в Санкт-Петербурге в границах, определенных КЗРиЗ и согласованных КГА.
Не согласившись с решением Комиссии и полагая, что земельные участки должны быть сформированы в соответствии с Положением об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223 (далее - постановление N 1223), ТСЖ обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома 20, лит. В; 18, лит. Г; 16, лит. А, проводилось в соответствии с процедурой, установленной распоряжением КЗРиЗ от 11.08.2006 N 1555-рк "О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом", до настоящего времени распоряжение КЗРиЗ об утверждении границ земельных участков не издано, процесс формирования земельных участков не завершен. По мнению суда, истец не указал, какие конкретно действия, каких организаций, участвовавших в формировании земельных участков, он оспаривает и каким нормативным актам они противоречат. Суд не усмотрел нарушения имущественных прав ТСЖ оспариваемым формированием земельных участков, учитывая, что общая долевая собственность на земельный участок, на котором расположен жилой дом, возникает у собственников помещений в многоквартирном доме. Суд указал на неопределенный характер требования истца о приведении границ земельных участков и градостроительного плана земельного участка в соответствие с законодательством (не указано, какие изменения должны быть внесены). Суд также сослался на отсутствие права ТСЖ представлять интересы собственников помещений дома 20 по наб. реки Карповки в Санкт-Петербурге по уставу, утвержденному решением собрания собственников помещений от 29.12.2004. Суд отклонил ссылку ТСЖ на декреты ВЦИК, Земельный кодекс РСФСР, Основы земельного законодательства СССР и союзных республик и иные нормативные акты Союза ССР, поскольку со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации законодательные акты СССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории Российской Федерации, не применяются.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении требований ТСЖ, суды руководствовались статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ), а также нормативными актами, регулирующими на территории Санкт-Петербурга порядок формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, а именно: распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" (далее - распоряжение N 25-рп), распоряжением КЗРиЗ от 11.08.2006 N 1555-рк "О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" (далее - распоряжение N 1555-рк).
Суды правомерно указали, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В пункте 3 статьи 16 Закона N 189-ФЗ установлено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. При этом формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункт 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).
В материалах дела не имеется доказательств формирования земельных участков, на которых расположены спорные многоквартирные дома, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005) и проведения их государственного кадастрового учета.
Формирование таких земельных участков для предоставления в общую долевую собственность домовладельцев производится в заявительном порядке.
Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, утверждено распоряжением N 25-рп.
Согласно названному Положению КЗРиЗ после регистрации заявления уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица: формирует дело по земельному участку; направляет запросы в соответствующие органы; при наличии спора, связанного с формированием земельного участка, КЗРиЗ вносит рассмотрение вопроса о формировании земельного участка на Комиссию; в 10-дневный срок с момента обращения топогеодезической организации, заключившей договор с уполномоченным лицом, выдает техническое задание на проведение работ по межеванию земельного участка; в 20-дневный срок с момента приемки документов о межевании земельного участка издает распоряжение об утверждении границ земельного участка, обеспечивает проведение кадастрового учета земельного участка на основании заявления уполномоченного лица в органе, осуществляющем ведение Государственного земельного кадастра Санкт-Петербурга.
В соответствии с Положением КГА в 30-дневный срок с момента получения запроса из КЗРиЗ представляет заключение о границах земельного участка и ограничениях (обременениях, сервитутах) земельного участка с обязательным приложением схемы земельного участка в масштабе 1:2000, на которой указываются ориентировочные границы земельного участка.
Порядок формирования земельных участков и рассмотрения вопросов, связанных с их формированием, на заседании Комиссии содержится также в Инструкции по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (приложение 1 к распоряжению N 1555-рк).
Судами установлено, что на основании заявлений уполномоченных лиц о формировании земельных участков и в соответствии с распоряжением N 1555-рк КЗРиЗ по согласованию с КГА изготовлены схемы границ земельных участков, и в связи с несогласием собственников помещений с границами земельных участков данный вопрос был рассмотрен на Комиссии.
Принятое Комиссией решение является основанием для формирования земельного участка (межевания и утверждения границ). Судами выявлено, что решение Комиссии в установленном порядке не обжаловано и не признано незаконным.
Для дальнейшего формирования земельного участка уполномоченное лицо должно заключить договор на проведение работ по межеванию земельного участка с топогеодезической организацией.
Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Применительно к рассматриваемому спору суды правомерно указали, что поскольку распоряжение КЗРиЗ об утверждении границ земельного участка не издано, то границы земельных участков окончательно не определены, процесс их формирования не завершен.
Суды правомерно отклонили ссылку ТСЖ на постановление N 1223 и законодательство о земле, действовавшее до принятия Земельного кодекса Российской Федерации, как не подлежащие применению.
Распоряжением КГА от 20.04.2007 N 800 утвержден градостроительный план N RU 78161000-197 земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Каменноостровский просп., д. 44д (западнее дома 44в, лит. Г по Каменноостровскому просп.), кадастровый номер 78:3126:7. По мнению ТСЖ, данный план подготовлен КГА без проекта планировки и межевания кадастрового квартала 3126, в связи с чем, как указывает ТСЖ, возник спор с формированием земельных участков.
Следует согласиться с судами, что требование ТСЖ о приведении границ спорных земельных участков и названного градостроительного плана земельного участка в соответствие с законодательством носит неопределенный характер.
В исковом заявлении (с учетом его уточнения) ТСЖ не конкретизировало, какие именно действия ответчиков оно оспаривает, каким образом в связи с этим нарушены его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды установили отсутствие права ТСЖ представлять интересы собственников помещений дома 20, лит. В по наб. реки Карповки в Санкт-Петербурге.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, проводилось в соответствии с установленной в Санкт-Петербурге процедурой на основании обращения уполномоченных лиц, а сам процесс формирования земельных участков не завершен и не затрагивает имущественных прав ТСЖ.
Результатом формирования земельных участков являются ненормативные акты об установлении границ земельных участков.
Следовательно, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных судами при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях, не нашли подтверждения в материалах дела.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы подлежат отклонению.
Поскольку суды правильно применили нормы материального права и каких-либо нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допустили, обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 по делу N А56-54370/2007 оставить без изменения, а кассационные жалобы товарищества собственников жилья "На Карповке" - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.В.КОНЯЕВА
Т.И.САПОТКИНА
М.В.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.В.КОНЯЕВА
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)