Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 13 декабря 2005 г. Дело N А19-21270/05-53
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Архипенко А.А.,
судей: Матининой Л.Н., Ибрагимовой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Архипенко А.А.,
при участии:
от истца: Шипкова А.Н. (дов. от 01.07.2005),
от ответчиков:
Российской Федерации в лице Минфина РФ - Григорчук Н.В. (дов. от 30.08.2005),
Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области - Клеофастовой Б.П. (дов. от 29.08.2005 N 08-35/147),
от третьих лиц:
Главного управления социальной защиты населения ИО (по увед.) - не явились,
Департамента социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска (по увед.) - не явились,
МУП "ПУ ВКХ" (по увед.) - не явились,
ООО "Петр и компания" (по увед.) - не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Главного финансового управления Иркутской области и Минфина РФ в лице УФК по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20.10.2005 по делу N А19-21270/05-53, принятое судьей Рукавишниковой Е.В. по иску ЖСК N 42 "Авиатор" к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (третьи лица: Главное управление социальной защиты населения Иркутской области, Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, ООО "Петр и компания", МУП "ПУ ВКХ") о взыскании 13000 руб. 2 коп.,
жилищно-строительный кооператив N 42 "Авиатор" (далее - ЖСК N 42 "Авиатор") обратился к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, муниципальному образованию "Город Иркутск" в лице Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска с требованием о взыскании 13459 руб. 89 коп., составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением ветеранам, инвалидам и репрессированным лицам в 4 квартале 2004 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обязанность оплаты которых предусмотрена ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Главное управление социальной защиты населения Иркутской области и Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска.
Определением от 08.09.2005 по делу N А19-21270/05-53 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО "Петр и компания" и Иркутское МУП "Управление водопроводно-канализационного хозяйства".
Определением от 13.10.2005 требование ЖСК N 42 "Авиатор" к муниципальному образованию "Город Иркутск" и Иркутской области о взыскании суммы 459 руб. 87 коп., составляющих сумму расходов в связи с предоставлением в 4 квартале 2004 года льгот по Закону РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", выделено в отдельное производство за N А19-38495/05-53.
Решением от 20.10.2005 по делу N А19-21270/05-53 заявленные требования к Иркутской области и Российской Федерации о возмещении расходов в связи с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" удовлетворены.
В апелляционных жалобах заявители ставят вопрос о проверке законности и обоснованности принятого судебного акта в связи с неправильным применением судом норм материального права и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Исследовав доводы жалобы и материалы дела, апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ЖСК N 42 "Авиатор" предоставлял ветеранам войны и труда и инвалидам в 4 квартале 2004 года предусмотренные ст.ст. 14 - 22 Федерального закона "О ветеранах", ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% от тарифа.
Согласно ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в законе.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпунктам "а" и "б" п. 2 ст. 10 этого Закона расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам (независимо от вида жилищного фонда) возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понесенные ЖСК N 42 "Авиатор" расходы по предоставлению ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг должны возмещаться за счет средств бюджета Иркутской области.
Из имеющихся в материалах дела документов (актов сверки, списков лиц, пользующихся льготой, отчетов, расшифровок к отчету, счетов-фактур, актов об оказанных услугах, счетов, платежных требований (т. 1, л.д. 24 - 25, 27 - 30, 60 - 127; т. 2, л.д. 145)) усматривается, что истец в 4 квартале 2004 года предоставил льготы ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем понес расходы, которые не были компенсированы в полном объеме. Поэтому истец и обратился с требованием о возмещении понесенных им и некомпенсированных расходов в размере 2877 руб. 63 коп.
Спора по объему и стоимости оказанных истцом услуг между сторонами нет.
Следовательно, истец недополучил по вине субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области (п. 1.1 Положения о Главном финансовом управлении Иркутской области) стоимость оказанных им в 4 квартале 2004 года услуг.
Федеральным законом "О ветеранах" возмещение предприятию расходов по предоставлению ветеранам услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот, ведет к возникновению у такой организации права требования их возмещения.
Таким образом, Арбитражным судом обоснованно удовлетворены исковые требования ЖСК N 42 "Авиатор" к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании невозмещенных расходов, понесенных вследствие предоставления ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, за счет средств бюджета Иркутской области.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), порядок предоставления которой определяется Правительством РФ.
Правительство РФ постановлением от 27.07.1996 за N 901 утвердило "Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", в соответствии с п. 16 которых расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Из содержания указанных правовых актов следует, что законодатель определенно установил источник финансирования указанных расходов только по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности. Источник финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за коммунальные услуги, по жилищному фонду субъектов Российской Федерации, муниципальному и общественному жилищному фонду указанными нормативными актами не установлен. Ссылка в п. 16 постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 на то, что возмещение расходов производится в установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления порядке, не содержит указания на источник финансирования этих расходов и не предусматривает возможности судебным органам определить источник финансирования самостоятельно.
Из имеющихся в материалах дела документов (актов сверки счетов-фактур, отчета, списков граждан, имеющих льготы, расшифровок к отчетам (т. 1, л.д. 37 - 49, 60 - 127)) усматривается, что истец в 4 квартале 2004 года предоставил льготы инвалидам по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем понес расходы, которые не были компенсированы в полном объеме. Поэтому истец и обратился с требованием о возмещении понесенных им и некомпенсированных расходов в размере 10122 руб. 39 коп.
Спора по объему и стоимости оказанных истцом услуг между сторонами нет.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" возмещение предприятию расходов по предоставлению инвалидам услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.
Поскольку коммерческая организация в связи с предоставлением льгот понесла расходы, которые не были компенсированы ей в полном объеме, то у такой организации возникло право требования их возмещения.
Таким образом, ЖСК N 42 "Авиатор" обоснованно обратился с требованием о возмещении понесенных им в 4 квартале 2004 года и некомпенсированных расходов в связи с предоставлением льгот по ФЗ "О социальной защите инвалидов В РФ" в размере 10122 руб. 39 коп. в судебном порядке.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы по обеспечению социальной защиты населения отнесены к расходам, совместно финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней указанных расходов производится по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах. Порядок согласования, распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций, определен его размер, размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций субъектам Российской Федерации и направляемых на финансирование расходов по реализации, в частности, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Указанными Федеральными законами предусмотрено, что порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 (постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 срок действия продлен на 2004 год) утвержден Порядок предоставления и расходования в 2004 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 данного постановления предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
В статье 52 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" установлены размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в сумме 6600000 тыс. руб. Данные средства Фонда компенсаций распределены по субъектам Российской Федерации на 2004 год.
Согласно приложению N 14 к данному Закону субъекту Российской Федерации - Иркутской области на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставлены субсидии в размере 268540 тыс. руб.
Законом Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год" утвержден объем субвенций местным бюджетам, выделяемых из Фонда компенсаций за счет средств федерального бюджета на возмещение льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которому бюджету муниципального образования "Город Иркутск" перечислено 89197 тыс. руб.
Из материалов дела усматривается и сторонами не опровергается, что выделенные бюджету муниципального образования "Город Иркутск" денежные средства муниципальным образованием распределены в полном объеме.
В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, области, а также городские муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В силу ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти.
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения о том, что при удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.
Приказом Минфина Российской Федерации от 12.02.1998 N 26 "О порядке организации и ведения Министерством финансов в Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах" на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам, краям, областям, автономным областям и округам, городу Санкт-Петербургу возложены обязанности по организации и ведению в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Главное финансовое управление Иркутской области исполнило свои обязанности и распределило в полном объеме фактически полученные из федерального бюджета денежные средства.
Муниципальное образование "Город Иркутск" надлежащим образом исполнило свои обязанности и распределило учтенные в местном бюджете и фактически полученные денежные средства в полном объеме.
Таким образом, недостаточное финансирование расходов на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имело место со стороны Российской Федерации.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что понесенные ЖСК N 42 "Авиатор" расходы по предоставлению инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.
Апелляционная инстанция считает, что при принятии решения об удовлетворении исковых требований судом первой инстанции правильно оценены представленные сторонами доказательства, установлены обстоятельства дела и правильно применены нормы материального права.
При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
решение от 20.10.2005 по делу N А19-21270/05-53 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.12.2005 ПО ДЕЛУ N А19-21270/05-53
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 13 декабря 2005 г. Дело N А19-21270/05-53
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Архипенко А.А.,
судей: Матининой Л.Н., Ибрагимовой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Архипенко А.А.,
при участии:
от истца: Шипкова А.Н. (дов. от 01.07.2005),
от ответчиков:
Российской Федерации в лице Минфина РФ - Григорчук Н.В. (дов. от 30.08.2005),
Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области - Клеофастовой Б.П. (дов. от 29.08.2005 N 08-35/147),
от третьих лиц:
Главного управления социальной защиты населения ИО (по увед.) - не явились,
Департамента социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска (по увед.) - не явились,
МУП "ПУ ВКХ" (по увед.) - не явились,
ООО "Петр и компания" (по увед.) - не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Главного финансового управления Иркутской области и Минфина РФ в лице УФК по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20.10.2005 по делу N А19-21270/05-53, принятое судьей Рукавишниковой Е.В. по иску ЖСК N 42 "Авиатор" к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (третьи лица: Главное управление социальной защиты населения Иркутской области, Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, ООО "Петр и компания", МУП "ПУ ВКХ") о взыскании 13000 руб. 2 коп.,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив N 42 "Авиатор" (далее - ЖСК N 42 "Авиатор") обратился к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, муниципальному образованию "Город Иркутск" в лице Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска с требованием о взыскании 13459 руб. 89 коп., составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением ветеранам, инвалидам и репрессированным лицам в 4 квартале 2004 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обязанность оплаты которых предусмотрена ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Главное управление социальной защиты населения Иркутской области и Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска.
Определением от 08.09.2005 по делу N А19-21270/05-53 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО "Петр и компания" и Иркутское МУП "Управление водопроводно-канализационного хозяйства".
Определением от 13.10.2005 требование ЖСК N 42 "Авиатор" к муниципальному образованию "Город Иркутск" и Иркутской области о взыскании суммы 459 руб. 87 коп., составляющих сумму расходов в связи с предоставлением в 4 квартале 2004 года льгот по Закону РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", выделено в отдельное производство за N А19-38495/05-53.
Решением от 20.10.2005 по делу N А19-21270/05-53 заявленные требования к Иркутской области и Российской Федерации о возмещении расходов в связи с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" удовлетворены.
В апелляционных жалобах заявители ставят вопрос о проверке законности и обоснованности принятого судебного акта в связи с неправильным применением судом норм материального права и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Исследовав доводы жалобы и материалы дела, апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ЖСК N 42 "Авиатор" предоставлял ветеранам войны и труда и инвалидам в 4 квартале 2004 года предусмотренные ст.ст. 14 - 22 Федерального закона "О ветеранах", ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% от тарифа.
Согласно ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в законе.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпунктам "а" и "б" п. 2 ст. 10 этого Закона расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам (независимо от вида жилищного фонда) возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понесенные ЖСК N 42 "Авиатор" расходы по предоставлению ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг должны возмещаться за счет средств бюджета Иркутской области.
Из имеющихся в материалах дела документов (актов сверки, списков лиц, пользующихся льготой, отчетов, расшифровок к отчету, счетов-фактур, актов об оказанных услугах, счетов, платежных требований (т. 1, л.д. 24 - 25, 27 - 30, 60 - 127; т. 2, л.д. 145)) усматривается, что истец в 4 квартале 2004 года предоставил льготы ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем понес расходы, которые не были компенсированы в полном объеме. Поэтому истец и обратился с требованием о возмещении понесенных им и некомпенсированных расходов в размере 2877 руб. 63 коп.
Спора по объему и стоимости оказанных истцом услуг между сторонами нет.
Следовательно, истец недополучил по вине субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области (п. 1.1 Положения о Главном финансовом управлении Иркутской области) стоимость оказанных им в 4 квартале 2004 года услуг.
Федеральным законом "О ветеранах" возмещение предприятию расходов по предоставлению ветеранам услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот, ведет к возникновению у такой организации права требования их возмещения.
Таким образом, Арбитражным судом обоснованно удовлетворены исковые требования ЖСК N 42 "Авиатор" к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании невозмещенных расходов, понесенных вследствие предоставления ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, за счет средств бюджета Иркутской области.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), порядок предоставления которой определяется Правительством РФ.
Правительство РФ постановлением от 27.07.1996 за N 901 утвердило "Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", в соответствии с п. 16 которых расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Из содержания указанных правовых актов следует, что законодатель определенно установил источник финансирования указанных расходов только по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности. Источник финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за коммунальные услуги, по жилищному фонду субъектов Российской Федерации, муниципальному и общественному жилищному фонду указанными нормативными актами не установлен. Ссылка в п. 16 постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 на то, что возмещение расходов производится в установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления порядке, не содержит указания на источник финансирования этих расходов и не предусматривает возможности судебным органам определить источник финансирования самостоятельно.
Из имеющихся в материалах дела документов (актов сверки счетов-фактур, отчета, списков граждан, имеющих льготы, расшифровок к отчетам (т. 1, л.д. 37 - 49, 60 - 127)) усматривается, что истец в 4 квартале 2004 года предоставил льготы инвалидам по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем понес расходы, которые не были компенсированы в полном объеме. Поэтому истец и обратился с требованием о возмещении понесенных им и некомпенсированных расходов в размере 10122 руб. 39 коп.
Спора по объему и стоимости оказанных истцом услуг между сторонами нет.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" возмещение предприятию расходов по предоставлению инвалидам услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.
Поскольку коммерческая организация в связи с предоставлением льгот понесла расходы, которые не были компенсированы ей в полном объеме, то у такой организации возникло право требования их возмещения.
Таким образом, ЖСК N 42 "Авиатор" обоснованно обратился с требованием о возмещении понесенных им в 4 квартале 2004 года и некомпенсированных расходов в связи с предоставлением льгот по ФЗ "О социальной защите инвалидов В РФ" в размере 10122 руб. 39 коп. в судебном порядке.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы по обеспечению социальной защиты населения отнесены к расходам, совместно финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней указанных расходов производится по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах. Порядок согласования, распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций, определен его размер, размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций субъектам Российской Федерации и направляемых на финансирование расходов по реализации, в частности, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Указанными Федеральными законами предусмотрено, что порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 (постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 срок действия продлен на 2004 год) утвержден Порядок предоставления и расходования в 2004 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 данного постановления предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
В статье 52 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" установлены размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в сумме 6600000 тыс. руб. Данные средства Фонда компенсаций распределены по субъектам Российской Федерации на 2004 год.
Согласно приложению N 14 к данному Закону субъекту Российской Федерации - Иркутской области на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставлены субсидии в размере 268540 тыс. руб.
Законом Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год" утвержден объем субвенций местным бюджетам, выделяемых из Фонда компенсаций за счет средств федерального бюджета на возмещение льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которому бюджету муниципального образования "Город Иркутск" перечислено 89197 тыс. руб.
Из материалов дела усматривается и сторонами не опровергается, что выделенные бюджету муниципального образования "Город Иркутск" денежные средства муниципальным образованием распределены в полном объеме.
В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, области, а также городские муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В силу ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти.
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения о том, что при удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.
Приказом Минфина Российской Федерации от 12.02.1998 N 26 "О порядке организации и ведения Министерством финансов в Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах" на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам, краям, областям, автономным областям и округам, городу Санкт-Петербургу возложены обязанности по организации и ведению в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Главное финансовое управление Иркутской области исполнило свои обязанности и распределило в полном объеме фактически полученные из федерального бюджета денежные средства.
Муниципальное образование "Город Иркутск" надлежащим образом исполнило свои обязанности и распределило учтенные в местном бюджете и фактически полученные денежные средства в полном объеме.
Таким образом, недостаточное финансирование расходов на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имело место со стороны Российской Федерации.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что понесенные ЖСК N 42 "Авиатор" расходы по предоставлению инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.
Апелляционная инстанция считает, что при принятии решения об удовлетворении исковых требований судом первой инстанции правильно оценены представленные сторонами доказательства, установлены обстоятельства дела и правильно применены нормы материального права.
При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.10.2005 по делу N А19-21270/05-53 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
А.А.АРХИПЕНКО
Судьи:
Л.Н.МАТИНИНА
С.Ю.ИБРАГИМОВА
А.А.АРХИПЕНКО
Судьи:
Л.Н.МАТИНИНА
С.Ю.ИБРАГИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)