Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Л.В. Бушмелевой
судей С.Н. Тамашакина, С.И. Шуйской
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Данько С.В.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.08.2010 (судья Аникина Н.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010 (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) по делу N А27-17248/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Промстрой-жилищно-строительный комплекс" (ИНН 4207057219, ОГРН 1024200679656) к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (ИНН 4207012377, ОГРН 1024202052380), о признании незаконными действий государственного органа.
Другие лица, участвующие в деле:
администрация Кемеровской области.
В заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Тарханов Г.О. по доверенности от 30.12.2010 N 276-Д,
открытого акционерного общества "Промстрой-жилищно-строительный комплекс" - Гераськин М.Н. по доверенности от 14.07.2010.
Суд
открытое акционерное общество "Промстрой-жилищно-строительный комплекс" (далее - ОАО "Промстрой ЖСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости) о признании незаконными действий по организации проведения государственной оценки и формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости в сумме 34 431 663,84 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2757,18 руб. за квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 42:24:04001003:3 площадью 12 488 кв. метров, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Ишимская, д. 11а; а также об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 34 431 663,84 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2757,18 руб. за квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 42:24:04001003:3.
Заявленные требования мотивированы нарушением процедуры определения кадастровой стоимости спорного земельного участка нормам статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания N 39), Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация Кемеровской области (далее по тексту - администрации).
Решением от 08.12.2009, оставленным постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением ФАС ЗСО от 12.07.2010 указанные судебные акты отменены с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражный суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел процессуальную замену заинтересованного лица: Управление Роснедвижимости на его правопреемника Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра).
По результатам повторного рассмотрения дела решением от 25.08.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные инстанции исходили из доказанности ненадлежащего исполнения Управлением Росреестра обязанности по организации, проверке определения кадастровой стоимости земельного участка.
Управление Росреестра обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие обжалуемых судебных актов нормам материального и процессуального права, на необоснованность выводов судов об отсутствии контроля за ходом выполнения работ, просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы, считает доказанным материалами дела факт надлежащего исполнения возложенной на него функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, ссылаясь на выполнение в полном объеме административных процедур, предусмотренных Правилами проведения кадастровой оценки земель, Административным регламентом. Основываясь на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10, податель жалобы отмечает, что акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость, которая может быть оспорена лишь при оспаривании самого акта. Управление Росреестра указывает, что оспариваемые действия сами по себе не нарушают прав и интересов общества, в том числе не влекут неблагоприятные последствия по уплате земельного налога, в связи с установленной уполномоченным органом кадастровой стоимостью.
ОАО "Промстрой ЖСК" в отзыве просило оставить в силе судебные акты, как законные и обоснованные, отклонив доводы кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра в своих пояснениях поддержал изложенные в кассационной жалобе доводы и требования, а представитель ОАО "Промстрой ЖСК" высказался против удовлетворения кассационной жалобы, просил судебные акты оставить без изменения.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о судебном заседании.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Промстрой ЖСК" является собственником земельного участка общей площадью 12 488 кв.метров с кадастровым номером 42:24:0401003:3, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Ишимская, д.11а.
По кадастровому паспорту от 19.05.2008 N К00/08ВД (ГКУ)-50132 кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в сумме 9 274 213, 20 руб., при удельном показателе кадастровой стоимости 742, 65 руб. за квадратный метр.
Из полученного 09.06.2009 кадастрового паспорта, кадастровой выписки по земельному участку обществу стало известно, что кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 34 431 663, 84 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости - 2757,18 руб. за квадратный метр.
Считая данную кадастровую оценку спорного земельного участка недостоверной, а действия Управления Росреестра по организации проведения и формированию сведений о государственной кадастровой оценки земель не соответствующими закону, нарушающими права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал на не представление в материалы дела доказательств в подтверждение осуществления надлежащего контроля за ходом выполнения работ по государственной кадастровой оценке, определения кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, проведения надлежащим образом предварительной проверки отчета на соответствие условиям технического задания.
В силу положений статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане для признания незаконными решений или действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решения или действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила N 316), в соответствии с которыми на Роснедвижимость и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно пункту 8 Правил N 316, в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории, по результатам которого составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В пункте 10 Правил N 316 указано, что территориальные органы Роснедвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для их утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Методическими указаниями N 39, утвержденными Минэкономразвития во исполнение пункта 11 Правил N 316, порядок определения кадастровой стоимости земельных участков включает два этапа: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; осуществление расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе построения статистических моделей в установленном данным нормативным актом порядке.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимостью и ее территориальными органами по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом.
В пункте 4 Административного регламента перечислены государственные функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, включая контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области были выполнены ФГУП "ФКЦ "Земля на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 отметил, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с указанными нормативными правовыми актами Управление Роснедвижимости после проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков передало результаты государственной кадастровой оценки земель администрации Кемеровской области.
На основании предоставленных полномочий Коллегия администрации Кемеровской области постановлениями от 27.11.2008 N 519 и N 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
После утверждения органом исполнительной власти Кемеровской области результатов государственной оценки земель Управление Роснедвижимости внесло в государственный кадастр сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В силу указанного, действия по определению и внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденных постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области от27.11.2008 N 519 и N 520, соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, и в этой связи не могут нарушать права и законные интересы общества.
Выводы судебных инстанций сделаны без учета проведения государственной кадастровой оценки спорного земельного участка с последующим ее утверждением органом исполнительной власти.
При установленных обстоятельствах является преждевременным вывод суда об удовлетворении требования общества об обязании исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520, которое в установленном законом порядке не отменено и не оспорено.
На основании изложенного отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Решение арбитражного суда от 25.08.2010 и постановление апелляционного суда от 13.11.2010 подлежат отмене, как основанные на неправильном применении норм материального права и выводах, несоответствующих обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.08.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010 по делу N А27-17248/2009 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований открытому акционерному обществу "Промстрой-жилищно-строительный комплекс" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 03.03.2011 ПО ДЕЛУ N А27-17248/2009
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2011 г. по делу N А27-17248/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Л.В. Бушмелевой
судей С.Н. Тамашакина, С.И. Шуйской
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Данько С.В.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.08.2010 (судья Аникина Н.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010 (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) по делу N А27-17248/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Промстрой-жилищно-строительный комплекс" (ИНН 4207057219, ОГРН 1024200679656) к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (ИНН 4207012377, ОГРН 1024202052380), о признании незаконными действий государственного органа.
Другие лица, участвующие в деле:
администрация Кемеровской области.
В заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Тарханов Г.О. по доверенности от 30.12.2010 N 276-Д,
открытого акционерного общества "Промстрой-жилищно-строительный комплекс" - Гераськин М.Н. по доверенности от 14.07.2010.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Промстрой-жилищно-строительный комплекс" (далее - ОАО "Промстрой ЖСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости) о признании незаконными действий по организации проведения государственной оценки и формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости в сумме 34 431 663,84 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2757,18 руб. за квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 42:24:04001003:3 площадью 12 488 кв. метров, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Ишимская, д. 11а; а также об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 34 431 663,84 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2757,18 руб. за квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 42:24:04001003:3.
Заявленные требования мотивированы нарушением процедуры определения кадастровой стоимости спорного земельного участка нормам статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания N 39), Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация Кемеровской области (далее по тексту - администрации).
Решением от 08.12.2009, оставленным постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением ФАС ЗСО от 12.07.2010 указанные судебные акты отменены с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражный суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел процессуальную замену заинтересованного лица: Управление Роснедвижимости на его правопреемника Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра).
По результатам повторного рассмотрения дела решением от 25.08.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные инстанции исходили из доказанности ненадлежащего исполнения Управлением Росреестра обязанности по организации, проверке определения кадастровой стоимости земельного участка.
Управление Росреестра обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие обжалуемых судебных актов нормам материального и процессуального права, на необоснованность выводов судов об отсутствии контроля за ходом выполнения работ, просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы, считает доказанным материалами дела факт надлежащего исполнения возложенной на него функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, ссылаясь на выполнение в полном объеме административных процедур, предусмотренных Правилами проведения кадастровой оценки земель, Административным регламентом. Основываясь на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10, податель жалобы отмечает, что акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость, которая может быть оспорена лишь при оспаривании самого акта. Управление Росреестра указывает, что оспариваемые действия сами по себе не нарушают прав и интересов общества, в том числе не влекут неблагоприятные последствия по уплате земельного налога, в связи с установленной уполномоченным органом кадастровой стоимостью.
ОАО "Промстрой ЖСК" в отзыве просило оставить в силе судебные акты, как законные и обоснованные, отклонив доводы кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра в своих пояснениях поддержал изложенные в кассационной жалобе доводы и требования, а представитель ОАО "Промстрой ЖСК" высказался против удовлетворения кассационной жалобы, просил судебные акты оставить без изменения.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о судебном заседании.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Промстрой ЖСК" является собственником земельного участка общей площадью 12 488 кв.метров с кадастровым номером 42:24:0401003:3, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Ишимская, д.11а.
По кадастровому паспорту от 19.05.2008 N К00/08ВД (ГКУ)-50132 кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в сумме 9 274 213, 20 руб., при удельном показателе кадастровой стоимости 742, 65 руб. за квадратный метр.
Из полученного 09.06.2009 кадастрового паспорта, кадастровой выписки по земельному участку обществу стало известно, что кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 34 431 663, 84 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости - 2757,18 руб. за квадратный метр.
Считая данную кадастровую оценку спорного земельного участка недостоверной, а действия Управления Росреестра по организации проведения и формированию сведений о государственной кадастровой оценки земель не соответствующими закону, нарушающими права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал на не представление в материалы дела доказательств в подтверждение осуществления надлежащего контроля за ходом выполнения работ по государственной кадастровой оценке, определения кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, проведения надлежащим образом предварительной проверки отчета на соответствие условиям технического задания.
В силу положений статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане для признания незаконными решений или действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решения или действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила N 316), в соответствии с которыми на Роснедвижимость и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно пункту 8 Правил N 316, в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории, по результатам которого составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В пункте 10 Правил N 316 указано, что территориальные органы Роснедвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для их утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Методическими указаниями N 39, утвержденными Минэкономразвития во исполнение пункта 11 Правил N 316, порядок определения кадастровой стоимости земельных участков включает два этапа: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; осуществление расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе построения статистических моделей в установленном данным нормативным актом порядке.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимостью и ее территориальными органами по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом.
В пункте 4 Административного регламента перечислены государственные функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, включая контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области были выполнены ФГУП "ФКЦ "Земля на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 отметил, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с указанными нормативными правовыми актами Управление Роснедвижимости после проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков передало результаты государственной кадастровой оценки земель администрации Кемеровской области.
На основании предоставленных полномочий Коллегия администрации Кемеровской области постановлениями от 27.11.2008 N 519 и N 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
После утверждения органом исполнительной власти Кемеровской области результатов государственной оценки земель Управление Роснедвижимости внесло в государственный кадастр сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В силу указанного, действия по определению и внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденных постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области от27.11.2008 N 519 и N 520, соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, и в этой связи не могут нарушать права и законные интересы общества.
Выводы судебных инстанций сделаны без учета проведения государственной кадастровой оценки спорного земельного участка с последующим ее утверждением органом исполнительной власти.
При установленных обстоятельствах является преждевременным вывод суда об удовлетворении требования общества об обязании исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520, которое в установленном законом порядке не отменено и не оспорено.
На основании изложенного отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Решение арбитражного суда от 25.08.2010 и постановление апелляционного суда от 13.11.2010 подлежат отмене, как основанные на неправильном применении норм материального права и выводах, несоответствующих обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.08.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010 по делу N А27-17248/2009 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований открытому акционерному обществу "Промстрой-жилищно-строительный комплекс" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Судьи
С.Н.ТАМАШАКИН
С.И.ШУЙСКАЯ
С.Н.ТАМАШАКИН
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)