Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Коняевой Е.В., при участии от Некоммерческого партнерства "Центр поддержки жилищных реформ" Коваленко Я.Я. (доверенность от 15.01.2009 N 22), от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга Роот А.А. (доверенность от 11.01.2009 N 22), рассмотрев 26.10.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2009 (судья Капелькина Л.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 (судьи Тимошенко А.С., Зотеева Л.В., Савицкая И.Г.) по делу N А56-59543/2008,
Некоммерческое партнерство "Центр поддержки жилищных реформ" (далее - НП "Центр поддержки жилищных реформ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письмах от 27.08.2008 N 8998 и от 29.09.2008 N 10212 отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - Комитет) сформировать земельный участок, на котором расположен принадлежащий заявителю на праве собственности многоквартирный жилой дом, по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 58, корп. 3, лит. А, и об обязании Комитета в срок, предусмотренный пунктом 9 Положения "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом", утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 25-рп, выдать копию распоряжения Комитета об утверждении границ земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером 78:32:1291:0:68, кадастровый план участка и уведомление о проведении государственного кадастрового учета земельного участка (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУП "ГУИОН").
Решением суда от 22.04.2009 признан незаконным отказ Комитета в формировании земельного участка, на котором расположен принадлежащий НП "Центр поддержки жилищных реформ" многоквартирный жилой дом, как несоответствующий статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Суд обязал Комитет сформировать земельный участок.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.07.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, Комитетом не нарушены права заявителя на формирование земельного участка и приобретение прав на него, письмами Комитета от 27.08.2008 N 8998 и от 29.09.2008 N 10212 разъяснено заявителю его право по формированию земельного участка в соответствии с процедурой, установленной ненормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга; не доказано, что указанные письма не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, право собственности на технологические помещения многоквартирного дома (лестничную клетку и необорудованный чердак) у заявителя не возникло, заявителем не представлены документы, подтверждающие, что все здание целиком принадлежит ему на праве собственности, отсутствуют основания для бесплатного возникновения у НП "Центр поддержки жилищных реформ" права общей долевой собственности на земельный участок под упомянутым домом.
Податель жалобы, ссылаясь на статьи 15, 16 и 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 Инструкции, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2007 N 29, считает, что Комитет не имеет оснований для принятия решения об утверждении границ земельного участка, поскольку дом, расположенный на этом земельном участке, не соответствует признакам многоквартирного дома.
Ссылаясь на пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", податель жалобы полагает, что суд разрешил вопрос о правах и обязанностях Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, не привлекая его к участию в деле, чем нарушил нормы процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу НП "Центр поддержки жилищных реформ" просит оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель Комитета подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель НП "Центр поддержки жилищных реформ" обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
ГУП "ГУИОН" о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.05.2008 серия 78-АГ N 362162 НП "Центр поддержки жилищных реформ" принадлежит на праве частной собственности многоквартирный жилой дом с кадастровым номером 78:32:1291:0:68, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 58, корп. 3, лит. А.
НП "Центр поддержки жилищных реформ" обратилось в Комитет с заявлением от 24.06.2008 о формировании земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности многоквартирный дом, приложив к заявлению следующие документы: решение собственника, справку ПИБ, свидетельство о государственной регистрации права собственности на многоквартирный жилой дом, устав НП "Центр поддержки жилищных реформ", выписку из ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, решение собственника об обращении в Комитет за формированием земельного участка (протокол N 1).
Письмом от 27.08.2008 N 8998 Комитет отказал НП "Центр поддержки жилищных реформ" в формировании земельного участка, сославшись на то, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие принадлежность заявителю на праве частной собственности вторичных объектов недвижимости - нежилых помещений, расположенных в указанном доме.
НП "Центр поддержки жилищных реформ" письмом от 08.09.2008 выразило несогласие с выводами Комитета, изложенными в письме от 27.08.2008 N 8998. При этом заявитель сослался на статьи 35 и 36 ЖК РФ, Инструкцию, утвержденную распоряжением Комитета от 11.08.06 N 1555-рк, указав, что ему как собственнику жилых помещений в многоквартирном жилом доме принадлежат на праве собственности и нежилые помещения, относящиеся к общему имуществу дома.
Комитет письмом от 29.09.2008 N 10212 повторно по тем же основаниям отказал НП "Центр поддержки жилищных реформ" в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, принадлежащий заявителю на праве собственности.
НП "Центр поддержки жилищных реформ", полагая, что отказ Комитета, изложенный в письмах от 27.08.2008 N 8998 и от 29.09.2008 N 10212, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что заявитель является собственником всего многоквартирного жилого дома, сведения о наличии собственников, которым принадлежат вторичные объекты недвижимости в спорном доме, отсутствуют, при обращении в Комитет с заявлением о формировании земельного участка заявителем приложены документы в соответствии с пунктом 2.7 Инструкции по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, утвержденной распоряжением Комитета от 11.08.2006 N 1555-рк.
Суды, сославшись на пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 16 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", сделали вывод о том, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме после его формирования и постановки на кадастровый учет.
При этом суды указали, что формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Порядок формирования земельного участка установлен распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" и распоряжением Комитета от 11.08.2006 N 1555-рк "О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом". Нормативные акты не содержат запрета на формирование земельного участка в случае, если в многоквартирном доме отсутствуют прошедшие кадастровый учет вторичные объекты недвижимости.
Суд апелляционной инстанции указал в постановлении, что тот факт, что квартиры в принадлежащем НП "Центр поддержки жилищных реформ" на праве собственности многоквартирном жилом доме не сформированы как самостоятельные вторичные объекты недвижимости, не может служить основанием для отказа в формировании земельного участка под жилым домом, собственником которого является заявитель.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Как следует из пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в частности, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; условия договора, которыми переход права собственности на помещение в многоквартирном доме не сопровождается переходом доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, являются ничтожными (статья 38 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Приведенные нормы права позволяют сделать вывод о том, что приобретение права собственности на общее имущество дома, в данном случае на лестничную клетку и необорудованный чердак, а также на земельный участок, сформированный для эксплуатации многоквартирного жилого дома, возникает на основании норм жилищного законодательства одновременно с возникновением права собственности на объект жилого фонда.
Таким образом, доводы Комитета об отсутствии документов, подтверждающих право собственности заявителя на общее имущество упомянутого многоквартирного жилого дома (лестничную клетку и необорудованный чердак) являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 2.7 распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11.08.2006 N 1555-рк "О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, заявление по форме приложения 2 к распоряжению оформляется собственником всех помещений в многоквартирном доме или лицом, действующим по доверенности от собственника всех помещений в многоквартирном доме. К заявлению прилагаются: решение собственника всех помещений в многоквартирном доме об обращении в Комитет за формированием земельного участка, справка о составе и размерах площадей в многоквартирном доме, выданная ГУП ГУИОН, копии документов об отводе земельного участка (при наличии), доверенность от собственника всех помещений в многоквартирном доме, если с заявлением обращается не собственник всех помещений.
Поскольку НП "Центр поддержки жилищных реформ" при обращении в Комитет с заявлением о формировании земельного участка соблюдены требования законодательства, отказы Комитета, оформленные письмами от 27.08.2008 N 8998 и от 29.09.2008 N 10212, правомерно признаны судами первой и апелляционной инстанций не соответствующими закону и иным нормативным правовым актам и нарушающими права НП "Центр поддержки жилищных реформ".
Довод подателя жалобы, изложенный в судебном заседании кассационной инстанции о том, что принадлежащий заявителю объект недвижимости утратил статус многоквартирного жилого дома, а стал объектом коммерческой недвижимости, является необоснованным.
Как следует из статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно статье 16 этого же кодекса к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется, в частности, на индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: 1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; 2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда; 3) пользования общим имуществом собственников помещений; 4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда и пр.
Согласно пункту 2 этой же статьи участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости и сделок с ним зарегистрировано право частной собственности заявителя на многоквартирный жилой дом.
Таким образом, суды правильно применили к спорным правоотношениям нормы жилищного законодательства.
С учетом статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые отказы Комитета сформировать земельный участок, на котором расположен принадлежащий заявителю на праве собственности многоквартирный жилой дом, изложенные в письмах от 27.08.08 N 8998 и от 29.09.08 N 10212, не соответствуют статье 16 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и нарушают права и законные интересы НП "Центр поддержки жилищных реформ".
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по делу N А56-59543/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 30.10.2009 ПО ДЕЛУ N А56-59543/2008
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2009 г. по делу N А56-59543/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Коняевой Е.В., при участии от Некоммерческого партнерства "Центр поддержки жилищных реформ" Коваленко Я.Я. (доверенность от 15.01.2009 N 22), от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга Роот А.А. (доверенность от 11.01.2009 N 22), рассмотрев 26.10.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2009 (судья Капелькина Л.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 (судьи Тимошенко А.С., Зотеева Л.В., Савицкая И.Г.) по делу N А56-59543/2008,
установил:
Некоммерческое партнерство "Центр поддержки жилищных реформ" (далее - НП "Центр поддержки жилищных реформ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письмах от 27.08.2008 N 8998 и от 29.09.2008 N 10212 отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - Комитет) сформировать земельный участок, на котором расположен принадлежащий заявителю на праве собственности многоквартирный жилой дом, по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 58, корп. 3, лит. А, и об обязании Комитета в срок, предусмотренный пунктом 9 Положения "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом", утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 25-рп, выдать копию распоряжения Комитета об утверждении границ земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером 78:32:1291:0:68, кадастровый план участка и уведомление о проведении государственного кадастрового учета земельного участка (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУП "ГУИОН").
Решением суда от 22.04.2009 признан незаконным отказ Комитета в формировании земельного участка, на котором расположен принадлежащий НП "Центр поддержки жилищных реформ" многоквартирный жилой дом, как несоответствующий статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Суд обязал Комитет сформировать земельный участок.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.07.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, Комитетом не нарушены права заявителя на формирование земельного участка и приобретение прав на него, письмами Комитета от 27.08.2008 N 8998 и от 29.09.2008 N 10212 разъяснено заявителю его право по формированию земельного участка в соответствии с процедурой, установленной ненормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга; не доказано, что указанные письма не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, право собственности на технологические помещения многоквартирного дома (лестничную клетку и необорудованный чердак) у заявителя не возникло, заявителем не представлены документы, подтверждающие, что все здание целиком принадлежит ему на праве собственности, отсутствуют основания для бесплатного возникновения у НП "Центр поддержки жилищных реформ" права общей долевой собственности на земельный участок под упомянутым домом.
Податель жалобы, ссылаясь на статьи 15, 16 и 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 Инструкции, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2007 N 29, считает, что Комитет не имеет оснований для принятия решения об утверждении границ земельного участка, поскольку дом, расположенный на этом земельном участке, не соответствует признакам многоквартирного дома.
Ссылаясь на пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", податель жалобы полагает, что суд разрешил вопрос о правах и обязанностях Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, не привлекая его к участию в деле, чем нарушил нормы процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу НП "Центр поддержки жилищных реформ" просит оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель Комитета подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель НП "Центр поддержки жилищных реформ" обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
ГУП "ГУИОН" о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.05.2008 серия 78-АГ N 362162 НП "Центр поддержки жилищных реформ" принадлежит на праве частной собственности многоквартирный жилой дом с кадастровым номером 78:32:1291:0:68, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 58, корп. 3, лит. А.
НП "Центр поддержки жилищных реформ" обратилось в Комитет с заявлением от 24.06.2008 о формировании земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности многоквартирный дом, приложив к заявлению следующие документы: решение собственника, справку ПИБ, свидетельство о государственной регистрации права собственности на многоквартирный жилой дом, устав НП "Центр поддержки жилищных реформ", выписку из ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, решение собственника об обращении в Комитет за формированием земельного участка (протокол N 1).
Письмом от 27.08.2008 N 8998 Комитет отказал НП "Центр поддержки жилищных реформ" в формировании земельного участка, сославшись на то, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие принадлежность заявителю на праве частной собственности вторичных объектов недвижимости - нежилых помещений, расположенных в указанном доме.
НП "Центр поддержки жилищных реформ" письмом от 08.09.2008 выразило несогласие с выводами Комитета, изложенными в письме от 27.08.2008 N 8998. При этом заявитель сослался на статьи 35 и 36 ЖК РФ, Инструкцию, утвержденную распоряжением Комитета от 11.08.06 N 1555-рк, указав, что ему как собственнику жилых помещений в многоквартирном жилом доме принадлежат на праве собственности и нежилые помещения, относящиеся к общему имуществу дома.
Комитет письмом от 29.09.2008 N 10212 повторно по тем же основаниям отказал НП "Центр поддержки жилищных реформ" в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, принадлежащий заявителю на праве собственности.
НП "Центр поддержки жилищных реформ", полагая, что отказ Комитета, изложенный в письмах от 27.08.2008 N 8998 и от 29.09.2008 N 10212, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что заявитель является собственником всего многоквартирного жилого дома, сведения о наличии собственников, которым принадлежат вторичные объекты недвижимости в спорном доме, отсутствуют, при обращении в Комитет с заявлением о формировании земельного участка заявителем приложены документы в соответствии с пунктом 2.7 Инструкции по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, утвержденной распоряжением Комитета от 11.08.2006 N 1555-рк.
Суды, сославшись на пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 16 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", сделали вывод о том, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме после его формирования и постановки на кадастровый учет.
При этом суды указали, что формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Порядок формирования земельного участка установлен распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" и распоряжением Комитета от 11.08.2006 N 1555-рк "О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом". Нормативные акты не содержат запрета на формирование земельного участка в случае, если в многоквартирном доме отсутствуют прошедшие кадастровый учет вторичные объекты недвижимости.
Суд апелляционной инстанции указал в постановлении, что тот факт, что квартиры в принадлежащем НП "Центр поддержки жилищных реформ" на праве собственности многоквартирном жилом доме не сформированы как самостоятельные вторичные объекты недвижимости, не может служить основанием для отказа в формировании земельного участка под жилым домом, собственником которого является заявитель.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Как следует из пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в частности, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; условия договора, которыми переход права собственности на помещение в многоквартирном доме не сопровождается переходом доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, являются ничтожными (статья 38 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Приведенные нормы права позволяют сделать вывод о том, что приобретение права собственности на общее имущество дома, в данном случае на лестничную клетку и необорудованный чердак, а также на земельный участок, сформированный для эксплуатации многоквартирного жилого дома, возникает на основании норм жилищного законодательства одновременно с возникновением права собственности на объект жилого фонда.
Таким образом, доводы Комитета об отсутствии документов, подтверждающих право собственности заявителя на общее имущество упомянутого многоквартирного жилого дома (лестничную клетку и необорудованный чердак) являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 2.7 распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11.08.2006 N 1555-рк "О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, заявление по форме приложения 2 к распоряжению оформляется собственником всех помещений в многоквартирном доме или лицом, действующим по доверенности от собственника всех помещений в многоквартирном доме. К заявлению прилагаются: решение собственника всех помещений в многоквартирном доме об обращении в Комитет за формированием земельного участка, справка о составе и размерах площадей в многоквартирном доме, выданная ГУП ГУИОН, копии документов об отводе земельного участка (при наличии), доверенность от собственника всех помещений в многоквартирном доме, если с заявлением обращается не собственник всех помещений.
Поскольку НП "Центр поддержки жилищных реформ" при обращении в Комитет с заявлением о формировании земельного участка соблюдены требования законодательства, отказы Комитета, оформленные письмами от 27.08.2008 N 8998 и от 29.09.2008 N 10212, правомерно признаны судами первой и апелляционной инстанций не соответствующими закону и иным нормативным правовым актам и нарушающими права НП "Центр поддержки жилищных реформ".
Довод подателя жалобы, изложенный в судебном заседании кассационной инстанции о том, что принадлежащий заявителю объект недвижимости утратил статус многоквартирного жилого дома, а стал объектом коммерческой недвижимости, является необоснованным.
Как следует из статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно статье 16 этого же кодекса к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется, в частности, на индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: 1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; 2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда; 3) пользования общим имуществом собственников помещений; 4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда и пр.
Согласно пункту 2 этой же статьи участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости и сделок с ним зарегистрировано право частной собственности заявителя на многоквартирный жилой дом.
Таким образом, суды правильно применили к спорным правоотношениям нормы жилищного законодательства.
С учетом статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые отказы Комитета сформировать земельный участок, на котором расположен принадлежащий заявителю на праве собственности многоквартирный жилой дом, изложенные в письмах от 27.08.08 N 8998 и от 29.09.08 N 10212, не соответствуют статье 16 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и нарушают права и законные интересы НП "Центр поддержки жилищных реформ".
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по делу N А56-59543/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Е.В.КОНЯЕВА
Т.И.САПОТКИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Е.В.КОНЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)