Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Колесниковой С.Г., судей Бухарцева С.Н., Клириковой Т.В., рассмотрев 15.02.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.11.2009 по делу N А66-11670/2009 (судья Романова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района города Твери" (далее - Общество) обратилось в Пролетарский районный суд города Твери с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (далее - Управление) от 07.08.2009 N 2345 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 17.09.2009 Пролетарский районный суд города Твери направил дело об административном правонарушении по подведомственности в Арбитражный суд Тверской области.
Решением суда от 09.11.2009 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятый судебный акт, в удовлетворении заявления отказать. По мнению подателя жалобы, вывод суда об отсутствии объективной стороны вменяемого Обществу правонарушения не соответствует действующему законодательству, так как нарушение санитарных правил, выразившееся в отключении систем горячего водоснабжения для ежегодного профилактического ремонта на период свыше 15 дней, образует состав административного правонарушения, за которое исполнитель коммунальных услуг привлекается к ответственности в порядке части 2 статьи 14.4 КоАП РФ. Управление считает вывод суда о нарушении процедуры привлечения Общества к административной ответственности не соответствующим установленным судом фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам и полагает, что факт надлежащего извещения законного представителя Общества о составлении протокола по делу о привлечении к административной ответственности подтвержден материалами дела.
Управление и Общество о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением при рассмотрении письма Общества с информацией о подключении многоквартирных домов к горячему водоснабжению после проведения плановых ремонтов сетей и оборудования было установлено, что плановое отключение систем горячего водоснабжения в ряде многоквартирных домов должно было осуществляться с 04.06.2009 по 18.06.2009. В ходе проверки соблюдения Обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей Управлением выявлено, что в периоды с 12.05.2009 по 01.06.2009, с 12.05.2009 по 08.06.2009, с 12.05.2009 по 09.06.2009, с 06.06.2009 по 25.06.2009 отключение систем горячего водоснабжения превысило 15 суток.
По результатам проверки Управление составило протокол об административном правонарушении от 14.04.2009 N 007/002 и постановлением от 07.08.2009 N 2345 привлекло Общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 45 000 руб.
Обществу вменено в вину то, что в нарушение подпункта 4.4 Санитарных правил устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения, утвержденных Министерством здравоохранения СССР 15.11.1988 N 4723-88 (далее - Санитарные правила N 4723-88), система горячего водоснабжения была отключена более 15 суток.
Принимая решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд первой инстанции исходил из того, что Управлением не доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, а также счел существенным нарушением процедуры привлечения Общества к административной ответственности составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя Общества и данных о его надлежащем извещении.
Кассационная инстанция отклоняет довод жалобы о неправильном применении судом положений части 2 статьи 14.4 КоАП РФ и как основанный на ошибочном толковании подлежащих применению нормативных положений, без учета их системного единства.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 4.4 Санитарных правил предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 15 суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Пунктом 3 Правил N 307 установлено, что потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил N 307 предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 49 Правил N 307 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Согласно пункту 75 Правил N 307 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Из изложенного следует, что Общество является исполнителем коммунальных услуг, а граждане - потребителями, следовательно, Общество обязано предоставлять гражданам, проживающим в жилых домах, коммунальные услуги в необходимых объемах.
Суд сделал вывод о неправомерности квалификации вмененного Обществу административного правонарушения по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ, поскольку не установлен факт продажи товаров, выполнения работ либо оказания населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, и обоснованно указал на отсутствие в действиях Общества события вменяемого ему административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах вывод суда о незаконности оспариваемого по делу постановления административного органа является правильным.
Кассационная инстанция считает обоснованным довод подателя жалобы о несоответствии вывода суда о нарушении порядка составления протокола об административном правонарушении установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием законного представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица, обладающего на этой стадии рядом процессуальных прав.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Как установлено судом и следует из материалов дела, протокол от 14.04.2009 N 007/002 составлен в отсутствие законного представителя Общества, извещенного телеграммой, направленной Управлением 13.07.2009 и полученной Обществом в 15 часов 50 минут того же дня, что подтверждено уведомлением (л.д. 10). Сведений о заявлении Обществом ходатайства об отложении совершения процессуального действия в деле не имеется.
Таким образом, Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Управление в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ имело право составить протокол об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица.
Вывод суда о том, что Общество было лишено возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ, является неправильным.
Вместе с тем ошибочный вывод суда не повлиял на правомерность его решения о признании незаконным оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09.11.2009 по делу N А66-11670/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Г.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
С.Н.БУХАРЦЕВ
Т.В.КЛИРИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2010 ПО ДЕЛУ N А66-11670/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2010 г. по делу N А66-11670/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Колесниковой С.Г., судей Бухарцева С.Н., Клириковой Т.В., рассмотрев 15.02.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.11.2009 по делу N А66-11670/2009 (судья Романова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района города Твери" (далее - Общество) обратилось в Пролетарский районный суд города Твери с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (далее - Управление) от 07.08.2009 N 2345 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 17.09.2009 Пролетарский районный суд города Твери направил дело об административном правонарушении по подведомственности в Арбитражный суд Тверской области.
Решением суда от 09.11.2009 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятый судебный акт, в удовлетворении заявления отказать. По мнению подателя жалобы, вывод суда об отсутствии объективной стороны вменяемого Обществу правонарушения не соответствует действующему законодательству, так как нарушение санитарных правил, выразившееся в отключении систем горячего водоснабжения для ежегодного профилактического ремонта на период свыше 15 дней, образует состав административного правонарушения, за которое исполнитель коммунальных услуг привлекается к ответственности в порядке части 2 статьи 14.4 КоАП РФ. Управление считает вывод суда о нарушении процедуры привлечения Общества к административной ответственности не соответствующим установленным судом фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам и полагает, что факт надлежащего извещения законного представителя Общества о составлении протокола по делу о привлечении к административной ответственности подтвержден материалами дела.
Управление и Общество о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением при рассмотрении письма Общества с информацией о подключении многоквартирных домов к горячему водоснабжению после проведения плановых ремонтов сетей и оборудования было установлено, что плановое отключение систем горячего водоснабжения в ряде многоквартирных домов должно было осуществляться с 04.06.2009 по 18.06.2009. В ходе проверки соблюдения Обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей Управлением выявлено, что в периоды с 12.05.2009 по 01.06.2009, с 12.05.2009 по 08.06.2009, с 12.05.2009 по 09.06.2009, с 06.06.2009 по 25.06.2009 отключение систем горячего водоснабжения превысило 15 суток.
По результатам проверки Управление составило протокол об административном правонарушении от 14.04.2009 N 007/002 и постановлением от 07.08.2009 N 2345 привлекло Общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 45 000 руб.
Обществу вменено в вину то, что в нарушение подпункта 4.4 Санитарных правил устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения, утвержденных Министерством здравоохранения СССР 15.11.1988 N 4723-88 (далее - Санитарные правила N 4723-88), система горячего водоснабжения была отключена более 15 суток.
Принимая решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд первой инстанции исходил из того, что Управлением не доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, а также счел существенным нарушением процедуры привлечения Общества к административной ответственности составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя Общества и данных о его надлежащем извещении.
Кассационная инстанция отклоняет довод жалобы о неправильном применении судом положений части 2 статьи 14.4 КоАП РФ и как основанный на ошибочном толковании подлежащих применению нормативных положений, без учета их системного единства.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 4.4 Санитарных правил предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 15 суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Пунктом 3 Правил N 307 установлено, что потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил N 307 предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 49 Правил N 307 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Согласно пункту 75 Правил N 307 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Из изложенного следует, что Общество является исполнителем коммунальных услуг, а граждане - потребителями, следовательно, Общество обязано предоставлять гражданам, проживающим в жилых домах, коммунальные услуги в необходимых объемах.
Суд сделал вывод о неправомерности квалификации вмененного Обществу административного правонарушения по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ, поскольку не установлен факт продажи товаров, выполнения работ либо оказания населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, и обоснованно указал на отсутствие в действиях Общества события вменяемого ему административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах вывод суда о незаконности оспариваемого по делу постановления административного органа является правильным.
Кассационная инстанция считает обоснованным довод подателя жалобы о несоответствии вывода суда о нарушении порядка составления протокола об административном правонарушении установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием законного представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица, обладающего на этой стадии рядом процессуальных прав.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Как установлено судом и следует из материалов дела, протокол от 14.04.2009 N 007/002 составлен в отсутствие законного представителя Общества, извещенного телеграммой, направленной Управлением 13.07.2009 и полученной Обществом в 15 часов 50 минут того же дня, что подтверждено уведомлением (л.д. 10). Сведений о заявлении Обществом ходатайства об отложении совершения процессуального действия в деле не имеется.
Таким образом, Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Управление в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ имело право составить протокол об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица.
Вывод суда о том, что Общество было лишено возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ, является неправильным.
Вместе с тем ошибочный вывод суда не повлиял на правомерность его решения о признании незаконным оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09.11.2009 по делу N А66-11670/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Г.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
С.Н.БУХАРЦЕВ
Т.В.КЛИРИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)