Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Борголовой Г.В., Ячменева Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Братска
на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 сентября 2008 г. по делу N А19-8383/08-62, по заявлению ТСЖ "Космос" к Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Братска о признании незаконным распоряжения Комитета и действий (суд первой инстанции Г.В. Ананьина)
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: Климова Е.В. (доверенность от 12.12.2008 г.);
- установил:
Товарищество собственников жилья "Космос" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, к Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Братска о признании незаконным распоряжения от 04.06.2008 N 20 и действий, проводимых Комитетом во исполнение указанного распоряжения по обследованию технического состояния жилых домов.
Решением от 25 сентября 2008 г. суд удовлетворил заявленные требования, в обоснование указав, что ответчиком не представлено доказательств того, что правление ТСЖ "Космос" многоквартирными домами N 11, 11а, 13 по ул. Советской г. Братска, в отношении которых принят оспариваемый ненормативный акт, привело к их ухудшению либо не обеспечило благоприятных и безопасных условий проживания граждан. Решение о выборе способа управления домами в форме ТСЖ принято большинством голосов на общем собрании собственников жилых помещений в форме заочного голосования, данное решение обжаловано не было. Оспариваемое распоряжение Комитета и проводимые в соответствии с ним действия не соответствуют положениям части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы собственников помещений многоквартирных домом по выбору способов управления многоквартирным домом.
Не согласившись с указанным решением, Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Братска обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Считают, что у органа местного самоуправления на момент принятия оспариваемого распоряжения имелись основания для проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании для управления в жилых домах N 11, 11а, 13 по адресу: г. Братск, ул. Советская, такие как признание Братским городским судом Иркутской области недействительным решения общего собрания собственников жилья об образовании 14.06.2005 г. ТСЖ "Космос", а также то, что заявителем не представлено доказательств направления в регистрирующий орган документов о регистрации избранного ТСЖ.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что необходимость проведения конкурса у Комитета возникла в связи с тем, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о создании ТСЖ, принятое 14.06.2005, признано решением Братского городского суда Иркутской области от 02.03.2006 недействительным. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграммой от 11.12.2008 г.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
23.04.2008 Комитетом принято распоряжение N 13 об утверждении комиссии по обследованию технического состояния жилых домов N 11, 11а, 13 по ул. Советской, которой в срок до 24.04.2008 поручено провести данное обследование для подготовки документации на конкурс по выбору управляющих организаций.
30.04.2008 администрацией г. Братска принято распоряжение N 09-п о временном управлении жилыми домами N 11, 11а, 13 по ул. Советской.
04.06.2008 Комитетом принято распоряжение N 20 об утверждении комиссии по обследованию технического состояния жилых домов N 11, 11а, 13 по ул. Советской, которой в срок до 25.06.2008 поручено провести данное обследование для подготовки документации на конкурс по выбору управляющих организаций. Составить акты обследования технического состояния жилых домов N 11, 11а, 13 по ул. Советской г. Братска.
Не согласившись с указанным распоряжением, ТСЖ обратилось в суд с заявлением о признании его и действий, проводимых Комитетом во исполнение указанного распоряжения по обследованию технического состояния жилых домов незаконными.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального Кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратится в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из вышеназванной нормы закона, при рассмотрении дел о признании недействительным ненормативного акта суд должен установить совокупность двух условий - соответствует ли оспариваемый ненормативный акт Закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ли оспариваемый ненормативный акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку именно с наличием такого нарушения связывается возможность признания акта недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 161 указанного Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентирована обязанность проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, в случае если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
При этом данная обязанность должна быть реализована органом местного самоуправления при отсутствии управляющей организации многоквартирным домом и с учетом мнения большинства собственников помещений, проживающих в данном доме.
Согласно пункту 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято.
Постановлением губернатора Иркутской области от 06.02.2007 г. N 64-п определены сроки начала и окончания проведения органами местного самоуправления открытых конкурсов по выбору управляющей организации.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 02.03.2006 г. признано недействительным решение собрания собственников жилья в многоквартирных домах N 11, 11а, 13 по ул. Советской, г. Братска от 14.06.2005 г. о создании ТСЖ "Космос".
Братский городской суд Иркутской области Решением от 06.07.2007 г. ликвидировал ТСЖ "Космос".
Решением от 29.02.2008 г. Братский городской суд Иркутской области обязал Администрацию г. Братска в срок до 01.05.2008 г. провести открытый конкурс по выбору управляющей организации по управлению домом N 11 по ул. Советская в г. Братске.
Указанные судебные акты вступили в законную силу.
В силу пункта 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления (определения, решения) являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, Прокуратурой г. Братска внесено представление от 21.05.2008 г. N 2-02-2008, которым предписано незамедлительно организовать и провести конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами N 11, 11а, 13 по ул. Советской, г. Братска.
При таких обстоятельствах Комитет правомерно вынес оспариваемое распоряжение и предпринял действия во исполнение указанного распоряжения по обследованию технического состояния жилых домов.
Кроме того, заявителем не указано и из материалов дела нельзя установить какие права и законные интересы ТСЖ были нарушены оспариваемым распоряжением о создании комиссии по обследованию домов и составлению актов обследования технического состояния жилых домов.
Суд апелляционной инстанции полагает, что распоряжение о создании комиссии по обследованию домов и составлению актов обследования технического состояния жилых домов, а также действия комиссии по обследованию домов не может нарушать права и законные интересы ТСЖ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной, решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При подаче апелляционной жалобы Комитет уплатил государственную пошлину в размере 1000 руб. На основании ст. 110 Арбитражного процессуального Кодекса РФ уплаченная госпошлина в размере 1000 руб. подлежит взысканию с ТСЖ в пользу Комитета.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
1. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.09.2008 г., принятое по делу N А19-8383/08-62, отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований Товарищества собственников жилья "Космос" отказать.
2. Взыскать с Товарищества собственников жилья "Космос" в пользу Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Братска государственную пошлину в размере 1000 руб. Выдать исполнительный лист.
3. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
4. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.П.ДОРЖИЕВ
Судьи
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Г.В.БОРГОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2008 N 04АП-3555/2008 ПО ДЕЛУ N А19-8383/08-62
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2008 г. N 04АП-3555/2008
Дело N А19-8383/08-62
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Борголовой Г.В., Ячменева Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Братска
на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 сентября 2008 г. по делу N А19-8383/08-62, по заявлению ТСЖ "Космос" к Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Братска о признании незаконным распоряжения Комитета и действий (суд первой инстанции Г.В. Ананьина)
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: Климова Е.В. (доверенность от 12.12.2008 г.);
- установил:
Товарищество собственников жилья "Космос" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, к Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Братска о признании незаконным распоряжения от 04.06.2008 N 20 и действий, проводимых Комитетом во исполнение указанного распоряжения по обследованию технического состояния жилых домов.
Решением от 25 сентября 2008 г. суд удовлетворил заявленные требования, в обоснование указав, что ответчиком не представлено доказательств того, что правление ТСЖ "Космос" многоквартирными домами N 11, 11а, 13 по ул. Советской г. Братска, в отношении которых принят оспариваемый ненормативный акт, привело к их ухудшению либо не обеспечило благоприятных и безопасных условий проживания граждан. Решение о выборе способа управления домами в форме ТСЖ принято большинством голосов на общем собрании собственников жилых помещений в форме заочного голосования, данное решение обжаловано не было. Оспариваемое распоряжение Комитета и проводимые в соответствии с ним действия не соответствуют положениям части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы собственников помещений многоквартирных домом по выбору способов управления многоквартирным домом.
Не согласившись с указанным решением, Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Братска обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Считают, что у органа местного самоуправления на момент принятия оспариваемого распоряжения имелись основания для проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании для управления в жилых домах N 11, 11а, 13 по адресу: г. Братск, ул. Советская, такие как признание Братским городским судом Иркутской области недействительным решения общего собрания собственников жилья об образовании 14.06.2005 г. ТСЖ "Космос", а также то, что заявителем не представлено доказательств направления в регистрирующий орган документов о регистрации избранного ТСЖ.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что необходимость проведения конкурса у Комитета возникла в связи с тем, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о создании ТСЖ, принятое 14.06.2005, признано решением Братского городского суда Иркутской области от 02.03.2006 недействительным. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграммой от 11.12.2008 г.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
23.04.2008 Комитетом принято распоряжение N 13 об утверждении комиссии по обследованию технического состояния жилых домов N 11, 11а, 13 по ул. Советской, которой в срок до 24.04.2008 поручено провести данное обследование для подготовки документации на конкурс по выбору управляющих организаций.
30.04.2008 администрацией г. Братска принято распоряжение N 09-п о временном управлении жилыми домами N 11, 11а, 13 по ул. Советской.
04.06.2008 Комитетом принято распоряжение N 20 об утверждении комиссии по обследованию технического состояния жилых домов N 11, 11а, 13 по ул. Советской, которой в срок до 25.06.2008 поручено провести данное обследование для подготовки документации на конкурс по выбору управляющих организаций. Составить акты обследования технического состояния жилых домов N 11, 11а, 13 по ул. Советской г. Братска.
Не согласившись с указанным распоряжением, ТСЖ обратилось в суд с заявлением о признании его и действий, проводимых Комитетом во исполнение указанного распоряжения по обследованию технического состояния жилых домов незаконными.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального Кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратится в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из вышеназванной нормы закона, при рассмотрении дел о признании недействительным ненормативного акта суд должен установить совокупность двух условий - соответствует ли оспариваемый ненормативный акт Закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ли оспариваемый ненормативный акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку именно с наличием такого нарушения связывается возможность признания акта недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 161 указанного Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентирована обязанность проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, в случае если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
При этом данная обязанность должна быть реализована органом местного самоуправления при отсутствии управляющей организации многоквартирным домом и с учетом мнения большинства собственников помещений, проживающих в данном доме.
Согласно пункту 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято.
Постановлением губернатора Иркутской области от 06.02.2007 г. N 64-п определены сроки начала и окончания проведения органами местного самоуправления открытых конкурсов по выбору управляющей организации.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 02.03.2006 г. признано недействительным решение собрания собственников жилья в многоквартирных домах N 11, 11а, 13 по ул. Советской, г. Братска от 14.06.2005 г. о создании ТСЖ "Космос".
Братский городской суд Иркутской области Решением от 06.07.2007 г. ликвидировал ТСЖ "Космос".
Решением от 29.02.2008 г. Братский городской суд Иркутской области обязал Администрацию г. Братска в срок до 01.05.2008 г. провести открытый конкурс по выбору управляющей организации по управлению домом N 11 по ул. Советская в г. Братске.
Указанные судебные акты вступили в законную силу.
В силу пункта 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления (определения, решения) являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, Прокуратурой г. Братска внесено представление от 21.05.2008 г. N 2-02-2008, которым предписано незамедлительно организовать и провести конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами N 11, 11а, 13 по ул. Советской, г. Братска.
При таких обстоятельствах Комитет правомерно вынес оспариваемое распоряжение и предпринял действия во исполнение указанного распоряжения по обследованию технического состояния жилых домов.
Кроме того, заявителем не указано и из материалов дела нельзя установить какие права и законные интересы ТСЖ были нарушены оспариваемым распоряжением о создании комиссии по обследованию домов и составлению актов обследования технического состояния жилых домов.
Суд апелляционной инстанции полагает, что распоряжение о создании комиссии по обследованию домов и составлению актов обследования технического состояния жилых домов, а также действия комиссии по обследованию домов не может нарушать права и законные интересы ТСЖ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной, решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При подаче апелляционной жалобы Комитет уплатил государственную пошлину в размере 1000 руб. На основании ст. 110 Арбитражного процессуального Кодекса РФ уплаченная госпошлина в размере 1000 руб. подлежит взысканию с ТСЖ в пользу Комитета.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
1. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.09.2008 г., принятое по делу N А19-8383/08-62, отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований Товарищества собственников жилья "Космос" отказать.
2. Взыскать с Товарищества собственников жилья "Космос" в пользу Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Братска государственную пошлину в размере 1000 руб. Выдать исполнительный лист.
3. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
4. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.П.ДОРЖИЕВ
Судьи
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Г.В.БОРГОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)