Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2009 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х.Музыкантовой,
судей: И.И.Бородулиной, Е.Г.Шатохиной,
при ведении протокола судебного заседания судьей И.И.Бородулиной,
при участии в заседании:
от заявителя: Соломаха Н.С. по доверенности N 232 от 03.08.2009 г.,
Купцов. А.А. по доверенности N 183 от 26.12.2008 г.,
от ответчика: Игнатьева О.А. по доверенности N 7 от 15.01.2009 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 09 июня 2009 года по делу N А67-2772/09 (судья Гелбутовский В.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Томской области
о признании незаконным предписания N 45 от 24.03.2009 года,
общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление) о признании незаконным предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор), N 45 от 24.03.2009 г.
Решением Арбитражного суда Томской области от 09 июня 2009 года заявителю отказано в удовлетворении требования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области от 09 июня 2009 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям:
- - вывод суда первой инстанции об отсутствии общедомового прибора учета не соответствует действующему законодательству и материалам дела;
- - заявитель в силу п. 19 Правил N 307 от 23.05.2006 г. является ресурсоснабжающей организацией, а не исполнителем коммунальных услуг, поэтому на ООО "Энергокомфорт Сибирь" не распространяются обязанности по заключению договора на представление коммунальных услуг и соблюдению требований, предъявляемых к содержанию платежного документа, установленных пунктом 38 Правил от 23.05.2006 г. N 307.
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, настаивали на ее удовлетворении.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 09 июня 2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" (ООО "Энергокомфорт. Сибирь") зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по г. Томску 24.03.2006 г. за ОГРН 1067017102811 (свидетельство 70 N 001083147), состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Томску с 24.03.2006 г., ИНН 7017141700.
24.03.2009 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, на основании заявления Воротниковой Е.А., проживающей по адресу: г. Томск, ул. Сибирская 105, кв. 2, о нарушении ее прав как "потребителя" коммунальных услуг должностными лицами ООО "Энергокомфорт Сибирь", проведена проверка Общества.
По результатам проверки Роспотребнадзором по Томской области вынесено предписание N 45 от 24.03.2009 г., из текста которого следует, что ООО "Энергокомфорт "Сибирь" предъявляет гражданке Воротниковой Елене Анатольевне, проживающей по адресу: г. Томск, ул. Сибирская 105, кв. 2, к оплате счета-квитанции за электроэнергию неустановленной формы и рассчитанную не по установленному нормативу потребления, а по данным прибора учета, расположенного за границей балансовой принадлежности сетей, чем нарушает требования пунктов 4, 7, 19, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307; статей 8 и 37 ФЗ "О защите прав потребителей"; п. 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491.
Согласно предписанию N 45 от 24.03.2009 г. для устранения выявленных нарушений ООО "Энергокомфорт Сибирь" предписано:
- - прекратить установленные нарушения пунктов 4, 7, 19, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307; статей 8 и 37 ФЗ "О защите прав потребителей"; п. 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491;
- - устранить нарушение законных прав и интересов Воротниковой Елены Анатольевны;
- - привести начисление оплаты за электроэнергию для ОДН в соответствие с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307;
- - привести содержание платежного документа - счета на оплату за электроэнергию в соответствие с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307;
- - сообщить о выполнении предписания в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области в срок до 30.04.2009 г.
ООО "Энергокомфорт "Сибирь", считая указанное предписание незаконным, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований, принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, исходит из следующего.
К числу коммунальных услуг законодатель относит услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как указано в п. 22 Правил N 307 от 23.05.2006 г. собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п. 19 Правил N 307 от 23.05.2006 г. при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, а именно за электроснабжение определяется исходя из установленного норматива потребления.
Также в п. 7 Правил N 307 от 23.05.2006 г. указано, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (абз. 2 п. 7 Правил N 307).
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Из анализа вышеизложенных норм следует, что прибор коллективного (общедомового) учета должен быть установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме с системой коммунальной инфраструктуры. Внешней границей сетей коллективного (общедомового) прибора учета является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что гражданка Воротникова Е.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Сибирская 105 кв. 2 и "потребителем" жилищно-коммунальных услуг по энергоснабжению, предоставляемому по данному адресу. В жилом доме (г. Томск, ул. Сибирская 105), в котором проживает Воротникова Е.А., находится 16 квартир, из которых 13 квартир оборудованы индивидуальными приборами учета, 3 квартиры счетчиков учета электрической энергии не имеют. Общедомовой прибор учета (трехфазный счетчик типа СТЭБ 04Н/1-ЗДР) электроэнергии установлен на опоре N 11 от ТП-601 ВЛ-04 кВ по ул. Сибирская, 105 с системой АСКУЭ. Съем показаний производят сотрудники сетевой организации ООО "Горсети" ежемесячно, переносимым устройством сбора данных (ридером) с передачей информации в ООО "Энергокомфорт". Данный прибор учета электроэнергии ни собственниками жилого дома, ни ООО "Энергокомфорт Сибирь" самостоятельно не обслуживается, договор на обслуживание прибора электроучета между собственниками квартир и иной организацией отсутствует. Таким образом, организация (ООО "Горсети"), обслуживающая коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии, не имеет отношения к взаимодействию между жителями дома по Сибирской, 105 и ООО "Энергокомфорт Сибирь". Также данный прибор учета установлен за пределами границы (опора N 11) соединения инженерных сетей входящих в многоквартирный дом и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирного дома. Факт нахождения счетчика не на границе балансовой принадлежности электрических сетей сторонами не оспаривается. Кроме того, в суде первой инстанции заявителем представлен акт о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, составленный между ООО "Горсети" и ООО "УК "Жилище", из которого следует, что участок воздушной линии от ТП-163 до ВРУ жилого дома (г. Томск, ул. Сибирская 105), является бесхозяйным, то есть никем не обслуживается, что исключает возможность учесть потери электроэнергии на данном участке линии электропередач.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что прибор учета электроэнергии (трехфазный счетчик типа СТЭБ 04Н/1-ЗДР) установлен с нарушением положений действующего законодательства, расположение данного прибора не позволяет определить фактический объем потребленной электроэнергии жильцами дома по адресу: г. Томск, ул. Сибирская 105, в том числе и гражданкой Воротниковой Е.А., поэтому суд правомерно посчитал необоснованными доводы заявителя, о том, что им правильно исчислен объем потребляемой электроэнергии по коллективному (общедомовому) прибору, установленному вне границ балансовой принадлежности, так как вышеизложенные факты не могут свидетельствовать о наличии в жилом доме (г. Томск, ул. Сибирская, 105) коллективного (общедомового) прибора учета.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, определение количества потребленной электроэнергии необходимо было производить ООО "Энергокомфорт. Сибирь" расчетным путем с применением утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, оказываемых населению (п. 19 Правил), поскольку коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии в доме, расположенному по адресу: г. Томск, ул. Сибирская, 105, отсутствует, а ООО "Энергокомфорт" не представило в суд достоверных доказательств фактического потребления жителями данного дома (в том числе гражданкой Воротниковой Е.А.) электроэнергии за январь, февраль 2009 гг. в том объеме, за которое произведено начисление за январь, февраль 2009 г.
Ссылку заявителя на Постановление Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г. "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" суд апелляционной инстанции находит необоснованной, так как данные Правила определяют условия взаимодействия субъектов оптового и розничного рынка электрической энергии (хозяйствующих субъектов) - участников отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.
В суде первой инстанции нашел подтверждение и факт несоответствия формы платежного документа (квитанции за электроэнергию) требованиям к форме платежного документа, установленным действующим законодательством (п. 38 Правил N 307 от 23.05.2006 г.).
В соответствии с п. 4 Правил N 307 от 23.06.2006 г. коммунальные услуги, в том числе услуги по энергоснабжению, предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
Согласно пункту 8 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
На основании п. 37 Правил N 307 от 23.05.2006 г. плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В рассматриваемом случае потребителем электроэнергии выступает собственник квартиры 2 в доме по ул. Сибирская. 105 гражданка Воротникова Е.А., которая производит оплату потребленной энергии в ООО "Энергокомфорт "Сибирь" по лицевому счету, указанному в квитанции на оплату, предъявленной ООО "Энергокомфорт Сибирь", то есть между Воротниковой Е.А. и ООО "Энергокомфорт "Сибирь" сложились фактические отношения, вытекающие из договора энергоснабжения, который не оформлен в письменном виде.
Поскольку договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Томск, ул. Сибирская, 105, между Воротниковой Е.А., как собственником жилого помещения и какой-либо управляющей компанией не заключен, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что формальным исполнителем коммунальных услуг по энергоснабжению в январе, феврале 2009 г. для гражданки Воротниковой Е.А. являлась непосредственно ресурсоснабжающая организация - ООО "Энергокомфорт Сибирь".
Как правильно указал суд первой инстанции, ресурсоснабжающая организация - ООО "Энергокомфорт Сибирь", взяв на себя право по выставлению в адрес потребителей платежных документов - квитанций за электроэнергию, приняла на себя и обязанность по соблюдению установленной для указанных платежных документов формы.
Из содержания п. 38 Правил N 307 от 23.05.2006 г. следует, что платежный документ должен содержать информацию об исполнителе услуг, а именно: наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.
В квитанциях на оплату коммунальных услуг за электроэнергию за январь, февраль 2009 г., выставленных ООО "Энергокомфорт Сибирь" в отношении жильцов дома по ул. Сибирская, 105, информация об исполнителе услуг отсутствует.
Таким образом, платежные документы за январь, февраль 2008 г. за электроэнергию, выставленные ООО "Энергокомфорт Сибирь" в отношении потребителя в лице Воротниковой Е.А., не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно п. 38 Правил от 23.05.2006 г. N 307.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у ООО "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" отсутствовали какие-либо правовые основания для начисления гражданке Воротниковой Е.А. и предъявления квитанций к оплате за январь, февраль 2008 г. по электроэнергии по показаниям коллективного прибора учета, в связи с чем, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области обоснованно сделало вывод о нарушении ООО "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" положений гражданского и жилищного законодательства, а также прав и законных интересов Воротниковой Е.А. как потребителя коммунальных услуг, что в свою очередь послужило основанием для выдачи Управлением предписания от 24.03.2009 г. N 45 о прекращении нарушения законодательства и устранения последствий такого нарушения.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативных правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, при рассмотрении дел данной категории, необходимо проверить соответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также установить факт нарушения данным актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для выводов суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их пересмотра.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Томской области от 09 июня 2009 года по делу N А67-2772/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2009 N 07АП-5727/09 ПО ДЕЛУ N А67-2772/09
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2009 г. N 07АП-5727/09
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2009 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х.Музыкантовой,
судей: И.И.Бородулиной, Е.Г.Шатохиной,
при ведении протокола судебного заседания судьей И.И.Бородулиной,
при участии в заседании:
от заявителя: Соломаха Н.С. по доверенности N 232 от 03.08.2009 г.,
Купцов. А.А. по доверенности N 183 от 26.12.2008 г.,
от ответчика: Игнатьева О.А. по доверенности N 7 от 15.01.2009 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 09 июня 2009 года по делу N А67-2772/09 (судья Гелбутовский В.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Томской области
о признании незаконным предписания N 45 от 24.03.2009 года,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление) о признании незаконным предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор), N 45 от 24.03.2009 г.
Решением Арбитражного суда Томской области от 09 июня 2009 года заявителю отказано в удовлетворении требования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области от 09 июня 2009 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям:
- - вывод суда первой инстанции об отсутствии общедомового прибора учета не соответствует действующему законодательству и материалам дела;
- - заявитель в силу п. 19 Правил N 307 от 23.05.2006 г. является ресурсоснабжающей организацией, а не исполнителем коммунальных услуг, поэтому на ООО "Энергокомфорт Сибирь" не распространяются обязанности по заключению договора на представление коммунальных услуг и соблюдению требований, предъявляемых к содержанию платежного документа, установленных пунктом 38 Правил от 23.05.2006 г. N 307.
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, настаивали на ее удовлетворении.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 09 июня 2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" (ООО "Энергокомфорт. Сибирь") зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по г. Томску 24.03.2006 г. за ОГРН 1067017102811 (свидетельство 70 N 001083147), состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Томску с 24.03.2006 г., ИНН 7017141700.
24.03.2009 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, на основании заявления Воротниковой Е.А., проживающей по адресу: г. Томск, ул. Сибирская 105, кв. 2, о нарушении ее прав как "потребителя" коммунальных услуг должностными лицами ООО "Энергокомфорт Сибирь", проведена проверка Общества.
По результатам проверки Роспотребнадзором по Томской области вынесено предписание N 45 от 24.03.2009 г., из текста которого следует, что ООО "Энергокомфорт "Сибирь" предъявляет гражданке Воротниковой Елене Анатольевне, проживающей по адресу: г. Томск, ул. Сибирская 105, кв. 2, к оплате счета-квитанции за электроэнергию неустановленной формы и рассчитанную не по установленному нормативу потребления, а по данным прибора учета, расположенного за границей балансовой принадлежности сетей, чем нарушает требования пунктов 4, 7, 19, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307; статей 8 и 37 ФЗ "О защите прав потребителей"; п. 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491.
Согласно предписанию N 45 от 24.03.2009 г. для устранения выявленных нарушений ООО "Энергокомфорт Сибирь" предписано:
- - прекратить установленные нарушения пунктов 4, 7, 19, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307; статей 8 и 37 ФЗ "О защите прав потребителей"; п. 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491;
- - устранить нарушение законных прав и интересов Воротниковой Елены Анатольевны;
- - привести начисление оплаты за электроэнергию для ОДН в соответствие с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307;
- - привести содержание платежного документа - счета на оплату за электроэнергию в соответствие с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307;
- - сообщить о выполнении предписания в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области в срок до 30.04.2009 г.
ООО "Энергокомфорт "Сибирь", считая указанное предписание незаконным, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований, принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, исходит из следующего.
К числу коммунальных услуг законодатель относит услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как указано в п. 22 Правил N 307 от 23.05.2006 г. собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п. 19 Правил N 307 от 23.05.2006 г. при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, а именно за электроснабжение определяется исходя из установленного норматива потребления.
Также в п. 7 Правил N 307 от 23.05.2006 г. указано, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (абз. 2 п. 7 Правил N 307).
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Из анализа вышеизложенных норм следует, что прибор коллективного (общедомового) учета должен быть установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме с системой коммунальной инфраструктуры. Внешней границей сетей коллективного (общедомового) прибора учета является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что гражданка Воротникова Е.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Сибирская 105 кв. 2 и "потребителем" жилищно-коммунальных услуг по энергоснабжению, предоставляемому по данному адресу. В жилом доме (г. Томск, ул. Сибирская 105), в котором проживает Воротникова Е.А., находится 16 квартир, из которых 13 квартир оборудованы индивидуальными приборами учета, 3 квартиры счетчиков учета электрической энергии не имеют. Общедомовой прибор учета (трехфазный счетчик типа СТЭБ 04Н/1-ЗДР) электроэнергии установлен на опоре N 11 от ТП-601 ВЛ-04 кВ по ул. Сибирская, 105 с системой АСКУЭ. Съем показаний производят сотрудники сетевой организации ООО "Горсети" ежемесячно, переносимым устройством сбора данных (ридером) с передачей информации в ООО "Энергокомфорт". Данный прибор учета электроэнергии ни собственниками жилого дома, ни ООО "Энергокомфорт Сибирь" самостоятельно не обслуживается, договор на обслуживание прибора электроучета между собственниками квартир и иной организацией отсутствует. Таким образом, организация (ООО "Горсети"), обслуживающая коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии, не имеет отношения к взаимодействию между жителями дома по Сибирской, 105 и ООО "Энергокомфорт Сибирь". Также данный прибор учета установлен за пределами границы (опора N 11) соединения инженерных сетей входящих в многоквартирный дом и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирного дома. Факт нахождения счетчика не на границе балансовой принадлежности электрических сетей сторонами не оспаривается. Кроме того, в суде первой инстанции заявителем представлен акт о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, составленный между ООО "Горсети" и ООО "УК "Жилище", из которого следует, что участок воздушной линии от ТП-163 до ВРУ жилого дома (г. Томск, ул. Сибирская 105), является бесхозяйным, то есть никем не обслуживается, что исключает возможность учесть потери электроэнергии на данном участке линии электропередач.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что прибор учета электроэнергии (трехфазный счетчик типа СТЭБ 04Н/1-ЗДР) установлен с нарушением положений действующего законодательства, расположение данного прибора не позволяет определить фактический объем потребленной электроэнергии жильцами дома по адресу: г. Томск, ул. Сибирская 105, в том числе и гражданкой Воротниковой Е.А., поэтому суд правомерно посчитал необоснованными доводы заявителя, о том, что им правильно исчислен объем потребляемой электроэнергии по коллективному (общедомовому) прибору, установленному вне границ балансовой принадлежности, так как вышеизложенные факты не могут свидетельствовать о наличии в жилом доме (г. Томск, ул. Сибирская, 105) коллективного (общедомового) прибора учета.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, определение количества потребленной электроэнергии необходимо было производить ООО "Энергокомфорт. Сибирь" расчетным путем с применением утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, оказываемых населению (п. 19 Правил), поскольку коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии в доме, расположенному по адресу: г. Томск, ул. Сибирская, 105, отсутствует, а ООО "Энергокомфорт" не представило в суд достоверных доказательств фактического потребления жителями данного дома (в том числе гражданкой Воротниковой Е.А.) электроэнергии за январь, февраль 2009 гг. в том объеме, за которое произведено начисление за январь, февраль 2009 г.
Ссылку заявителя на Постановление Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г. "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" суд апелляционной инстанции находит необоснованной, так как данные Правила определяют условия взаимодействия субъектов оптового и розничного рынка электрической энергии (хозяйствующих субъектов) - участников отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.
В суде первой инстанции нашел подтверждение и факт несоответствия формы платежного документа (квитанции за электроэнергию) требованиям к форме платежного документа, установленным действующим законодательством (п. 38 Правил N 307 от 23.05.2006 г.).
В соответствии с п. 4 Правил N 307 от 23.06.2006 г. коммунальные услуги, в том числе услуги по энергоснабжению, предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
Согласно пункту 8 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
На основании п. 37 Правил N 307 от 23.05.2006 г. плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В рассматриваемом случае потребителем электроэнергии выступает собственник квартиры 2 в доме по ул. Сибирская. 105 гражданка Воротникова Е.А., которая производит оплату потребленной энергии в ООО "Энергокомфорт "Сибирь" по лицевому счету, указанному в квитанции на оплату, предъявленной ООО "Энергокомфорт Сибирь", то есть между Воротниковой Е.А. и ООО "Энергокомфорт "Сибирь" сложились фактические отношения, вытекающие из договора энергоснабжения, который не оформлен в письменном виде.
Поскольку договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Томск, ул. Сибирская, 105, между Воротниковой Е.А., как собственником жилого помещения и какой-либо управляющей компанией не заключен, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что формальным исполнителем коммунальных услуг по энергоснабжению в январе, феврале 2009 г. для гражданки Воротниковой Е.А. являлась непосредственно ресурсоснабжающая организация - ООО "Энергокомфорт Сибирь".
Как правильно указал суд первой инстанции, ресурсоснабжающая организация - ООО "Энергокомфорт Сибирь", взяв на себя право по выставлению в адрес потребителей платежных документов - квитанций за электроэнергию, приняла на себя и обязанность по соблюдению установленной для указанных платежных документов формы.
Из содержания п. 38 Правил N 307 от 23.05.2006 г. следует, что платежный документ должен содержать информацию об исполнителе услуг, а именно: наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.
В квитанциях на оплату коммунальных услуг за электроэнергию за январь, февраль 2009 г., выставленных ООО "Энергокомфорт Сибирь" в отношении жильцов дома по ул. Сибирская, 105, информация об исполнителе услуг отсутствует.
Таким образом, платежные документы за январь, февраль 2008 г. за электроэнергию, выставленные ООО "Энергокомфорт Сибирь" в отношении потребителя в лице Воротниковой Е.А., не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно п. 38 Правил от 23.05.2006 г. N 307.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у ООО "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" отсутствовали какие-либо правовые основания для начисления гражданке Воротниковой Е.А. и предъявления квитанций к оплате за январь, февраль 2008 г. по электроэнергии по показаниям коллективного прибора учета, в связи с чем, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области обоснованно сделало вывод о нарушении ООО "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" положений гражданского и жилищного законодательства, а также прав и законных интересов Воротниковой Е.А. как потребителя коммунальных услуг, что в свою очередь послужило основанием для выдачи Управлением предписания от 24.03.2009 г. N 45 о прекращении нарушения законодательства и устранения последствий такого нарушения.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативных правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, при рассмотрении дел данной категории, необходимо проверить соответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также установить факт нарушения данным актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для выводов суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их пересмотра.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 09 июня 2009 года по делу N А67-2772/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Е.Г.ШАТОХИНА
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Е.Г.ШАТОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)