Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.07.2007 ПО ДЕЛУ N А72-1349/07

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2007 г. по делу N А72-1349/07


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, г. Ульяновск, и общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Теплосервис", г. Ульяновск,
на решение от 15.05.2007 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1349/07
по заявлению первого заместителя прокурора Ульяновской области, г. Ульяновск, к Комитету по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействующим полностью его приказа от 15.09.2006 N 16, с участием третьих лиц - ТСЖ "Истоки, г. Ульяновск, ТСЖ "Сокол", г. Ульяновск, ТСЖ "Навигатор", г. Ульяновск, ТСЖ "Град Симбирск", г. Ульяновск, ТСЖ "Гранит", г. Ульяновск, ТСЖ "Регион-У", г. Ульяновск, ОАО "УЗТС", г. Ульяновск, ОАО "ТТК", г. Ульяновск, ОАО "Ульяновсккурорт", с. Ундоры Ульяновской области, ОАО "Институт", г. Ульяновск, ООО "Сити-Инвест", индивидуального предпринимателя Халипер В.Г., г. Ульяновск, ООО "Надежные партнеры", г. Ульяновск, ООО "Торговый дом Финпроект", г. Ульяновск, ОАО "ВолгаТелеком", г. Ульяновск, ООО "АММ Русь", р.п. Языково Ульяновской области, ООО "Ульяновскрегионгаз", г. Ульяновск, Управления государственной службы занятости населения, г. Ульяновск, ОАО "Банк внешней торговли", г. Ульяновск, ООО "Управление домами", г. Димитровград Ульяновской области,
ЗАО "Агроброкинвестсервис", г. Ульяновск, УМУП УК ЖКХ Ленинского района г. Ульяновска, г. Ульяновск, ООО "Дворцовый ряд-МС", г. Ульяновск, ООО "Альфаком", г. Ульяновск, ОАО "Завод КПД-2", г. Ульяновск, ОАО "Трест-3", г. Ульяновск, Ульяновской КЭЧ, г. Ульяновск.

установил:

первый заместитель прокурора Ульяновской области, г. Ульяновск обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Комитету по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, г. Ульяновск (далее - Комитет) о признании недействующим полностью его приказа от 15.09.2006 N 16 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО "Симбирск-Теплосервис", г. Ульяновск, на 2007 год".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: ООО "Симбирск-теплосервис", ТСЖ "Истоки", ТСЖ "Сокол", ТСЖ "Навигатор", ТСЖ "Град-Симбирск", ТСЖ "Гранит", ТСЖ "Регион-У", ОАО "УЗТС", ОАО "ТТК", ОАО "Ульяновсккурорт", ОАО "Институт", ООО "Сити-Инвест", индивидуального предпринимателя В.Г.Халипер, 16.02.2007 г. ООО "Надежные партнеры", ООО "ТД Финпроект", ОАО "ВолгаТелеком", ООО "АММ Русь", ООО "Ульяновскрегионгаз", Управление государственной службы занятости населения Ульяновской области, "Банк внешней торговли" (ОАО), ООО "Управление домами", ЗАО "Аргоблокинвестсервис", УМУП УК ЖКХ Ленинского района г. Ульяновска, ООО "Дворцовый ряд-МС", ООО "АльфаКом", ОАО "Завод КПД-2", ОАО "Трест-3", Ульяновская КЭЧ".
Решением суда первой инстанции от 15.05.2007 заявление удовлетворено.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет и общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Теплосервис", г. Ульяновск (далее - ООО "Симбирск-Теплосервис") обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят о его отмене, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Комитет считает, что оспариваемый акт принят им в пределах предоставленных законом полномочий. Тариф на тепловую энергию при закрытой системе теплоснабжения для потребителей ООО "Симбирск-Теплосервис" установлен в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ), "Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109. Процедура установления тарифа, предусмотренная действующим законодательством, Комитетом соблюдена.
ООО "Симбирск-Теплосервис" считает, что тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "Симбирск-Теплосервис" правомерно установлен в соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ, поскольку никаких исключений для тепловой энергии, вырабатываемой автономными системами теплоснабжения, в данном законе не имеется. Тепловая энергия, произведенная автономными системами теплоснабжения, не исключена из сферы государственного регулирования, а следовательно и из полномочий Комитета. Применение пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, возможно только при наличии договора поставки газа, заключенного между ТСЖ (управляющей компанией) и газоснабжающей организацией.
В судебном заседании представители Комитета и ООО "Симбирск-Теплосервис" кассационные жалобы поддержали, просили судебный акт отменить, в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Представители ТСЖ "Навигатор" и "Гранит" в судебном заседании относительно жалоб возражают, просят судебный акт оставить без изменения.
Представители других третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены. Управление государственной службы занятости населения, г. Ульяновск, ТСЖ "Истоки" и "Сокол" заявили ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб в их отсутствие, просили кассационные жалобы оставить без удовлетворения, поскольку считают обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права при принятии судебного акта, заслушав и обсудив доводы жалоб и отзывов на них, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, приказом Комитета от 15.09.2006 N 16 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО "Симбирск-Теплосервис", г. Ульяновск, на 2007 год" потребителям ООО "Симбирск-Теплосервис" (в том числе и населению) установлен тариф на тепловую энергию при закрытой системе теплоснабжения в размере 460 руб. за 1 Гкал без НДС с 01 января по 31 декабря 2007 года включительно. В число потребителей ООО "Симбирск-Теплосервис" входят товарищества собственников жилья: "Истоки", "Сокол", "Навигатор", "Град-Симбирск", "Гранит", "Регион-У". Между ООО "Симбирск-Теплосервис" и указанными товариществами собственников жилья заключены договоры аренды на технологическое оборудование крышной котельной и договоры на поставку тепловой энергии в виде горячей воды на отопление и горячее водоснабжение. Цена в договоре поставки тепловой энергии определена в соответствии с оспариваемым приказом. Приказ Комитета опубликован в газете "Ульяновская правда" 27.09.2006.
Признавая указанное решение Комитета не соответствующим Федеральному закону N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, имеющим большую юридическую силу и недействующим полностью, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Разделом III Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержден порядок расчета размера платы за коммунальные услуги. Пунктом 15 названных Правил установлено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Если многоквартирный дом имеет автономную систему отопления, входящую в состав общего имущества (при отсутствии централизованного отопления), то размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и тарифов на топливо, а расходы на содержание и ремонт системы отопления включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Аналогичная ситуация с приготовлением горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем, при этом в оплату коммунальных услуг входит плата за холодную воду и топливо (пункт 18 Правил).
Согласно пункту 2 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В судебном заседании установлено: в многоквартирных домах товариществ собственников жилья имеются приборы учета и автономные системы отопления, которые позволяют товариществам собственников жилья самостоятельно производить расчеты за производство тепловой энергии на отопление и горячей воды в порядке установленном пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Заключение договора аренды на технологическое оборудование автономной котельной для установления тарифа вышеуказанными нормами не предусмотрено.
Следовательно, правомерны вывода суда о том, что установление Комитетом тарифа на поставку тепловой энергии при ее производстве с использованием автономных систем отопления не требуется, а установленный тариф не может быть распространен на других абонентов ООО "Симбирск-Теплосервис" в связи с тем, что в нарушение Основ ценообразования расчет стоимости 1 Гкал произведен с учетом суммарных затрат на всех потребителей, что, в свою очередь, подтверждено экспертным заключением от 06.09.2006 (том 1 л. д. 11 - 16), а так же пояснениями представителя ООО "Симбирск-Теплосервис".
Кроме этого, судом установлено, что в расчет тарифа включены затраты на приобретение холодной воды на производство тепловой энергии для отопления здания завода ОАО "УЗТС" (смета - том 5, л. д. 16).
Указанное обстоятельство также правомерно признано основанием для отмены оспариваемого Приказа, поскольку включенные в тариф затраты на холодную воду для ОАО "УЗТС" предполагают последующее их возмещение гражданами, проживающих в многоквартирных жилых домах. А это противоречит абзацу 2 пункта 5 раздела 3 Основ ценообразования, в котором указано на недопустимость повторного учета одних и тех же расходов, а также одному из общих принципов регулирования тарифов и надбавок, а именно, принципу достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса, установленному в статье 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Довод Комитета о том, что утверждение тарифа на тепловую энергию произведенную автономными системами теплоснабжения, не исключено из сферы государственного регулирования, а, следовательно, Комитетом правомерно издан оспариваемый приказ, суд считает необоснованным. Согласно статье 6 Федерального закона N 41-ФЗ регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами к методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
При таких обстоятельствах дела, суд считает, что приказ Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15.09.2006 N 16 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО "Симбирск-Теплосервис", г. Ульяновск, на 2007 год" не соответствует Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, "Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, имеющим большую юридическую силу, и подлежит признанию недействующим полностью.
Поскольку все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены верно, им дана надлежащая оценка, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, правовых оснований для удовлетворения жалоб и отмены принятого по данному делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное, жалобы подлежат отклонению.
Доводы кассационных жалоб направлены на переоценку вывода суда об обстоятельствах дела и доказательствах, их подтверждающих, что недопустимо в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 15.05.2007 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1349/07 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)