Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕНЗЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.06.2007 ПО ДЕЛУ N 33-1015

Разделы:
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Органы управления товарищества собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2007 г. по делу N 33-1015


Судья: Романова В.А.

5 июня 2007 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Прошиной Л.П.
и судей Уткиной И.В., Бурдюговского О.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по кассационной жалобе Н. на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 25 апреля 2007 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Н. об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти отказать.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения Н., просившего решение суда отменить, представителя УФРС по Пензенской области по доверенности за N 39 от 09.03.2007 Рогожкина О.В., просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, указав, что 20.01.2007 он обратился в УФРС по Пензенской области с заявлением о принудительной ликвидации ТСЖ ВСК "Надежда-4", однако указанное требование было оставлено без внимания, в ответе УФРС от 21.02.2007 содержалось разъяснение о возможности ликвидации данной организации по решению общего собрания ТСЖ. Считает, что бездействием УФРС было нарушено его право на беспрепятственное осуществление полномочий, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. В частности, его права как члена ТСЖ ограничены тем, что самостоятельно он не вправе обратиться с иском в суд о ликвидации ТСЖ, поскольку это входит в полномочия УФРС. Кроме того, УФРС не было предпринято мер по проверке изложенных в его заявлении фактов, хотя на основании п. 2 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц; данное право установлено и приказом Минюста РФ от 25.12.2006 N 380. Поскольку в настоящее время деятельность ТСЖ осуществляется с нарушением требований п. 2.1 Устава ТСЖ, ст. 136 ЖК РФ, а ликвидировать ТСЖ на основании решения общего собрания по причине отсутствия кворума (большая часть собственников жилья является членами ТИВК "Север-2") невозможно, в настоящий момент только регистрирующий орган может принять решение о ликвидации ТСЖ. Просил суд признать бездействие УФРС, выразившееся в отказе в ликвидации ТСЖ, незаконным, обязать УФРС ликвидировать ТСЖ в принудительном порядке, взыскать с УФРС судебные издержки в сумме 500 руб.
В судебном заседании Н. заявление и приведенные в нем доводы поддержал в полном объеме, указал, что обжалует бездействие УФРС, выразившееся в том, что УФРС, как орган, обязанный принимать решение о ликвидации некоммерческой организации, отказало ему в ликвидации ТСЖ. Дом по адресу: г. Пенза, фактически находится на балансе ТИВК "Север-2" (передан в декабре 2005 года), куда он оплачивает коммунальные услуги, но при этом является членом ТСЖ ВСК "Надежда-4". УФРС в своем ответе произвел разъяснение практики применения законодательства, что является недопустимым. Указанные в его заявлении грубые нарушения деятельности ТСЖ (осуществление полномочий председателем по истечении их срока, наличие двух ТСЖ, непроведение общего собрания ТСЖ в 2006 году, невозможность проведения общего собрания) должны были быть приняты во внимание в УФРС для принятия обоснованного решения о ликвидации ТСЖ. Несоблюдение формы обращения о ликвидации в УФРС не является основанием для отказа в ликвидации. В случае ликвидации ТСЖ его обязательства перед ТСЖ по оплате задолженности утратят силу.
Представитель заинтересованного лица УФРС по Пензенской области по доверенности Рогожин О.В. с заявлением не согласился, просил в его удовлетворении отказать, пояснив, что без достаточных оснований УФРС не вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации организации. УФРС вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации только в случае неоднократного (два и более раз) непредставления ею в установленный срок указанных в законе сведений. Контроль за некоммерческими организациями, в том числе и ТСЖ ВСК "Надежда-4", был передан из налоговой службы в УФРС только с 18.04.2006, поэтому УФРС ведет контроль за деятельностью некоммерческих организаций чуть более года, и ТСЖ ВСК "Надежда-4" за этот период 1 раз не предоставил информацию о своей деятельности в УФРС. Кроме того, УФРС не является регистрирующим органом, таким органом является УФНС. Поступившее в УФРС заявление Н. о ликвидации ТСЖ не соответствовало утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 форме, в нем также не было представлено доказательств нарушения прав заявителя действиями ТСЖ, в связи с чем УФРС был не вправе произвести внеплановую проверку деятельности ТСЖ, а в график плановых проверок на 2007 год она не была включена. Считает, что ответом УФРС право заявителя самостоятельно обратиться в суд с иском о ликвидации ТСЖ не ограничено.
Представитель заинтересованного лица ТСЖ ВСК "Надежда-4" Тягунова В.Ф. с заявлением не согласилась, просила в его удовлетворении отказать, указав, что ТСЖ ВСК "Надежда-4" было создано в 2003 году с целью достройки дома в г. Пензе, а ТИВК "Север-2" является эксплуатационной организацией. ТСЖ должно было ликвидироваться после достройки дома, но не может этого сделать по причине задолженности заявителя в сумме 124.000 рублей перед инвесторами и сможет ликвидироваться только после полного погашения заявителем указанного долга. Требование заявителя неправомерно, поскольку основано на нежелании оплачивать вышеуказанный долг.
Октябрьский районный суд г. Пензы принял вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Н. решение суда просил отменить как незаконное и необоснованное, принятое в нарушение норм материального права. УФРС по Пензенской области осуществляет контроль за деятельностью некоммерческих организаций, в связи с чем было обязано провести по его обращению соответствующую проверку и обратиться в суд с иском о ликвидации ТСЖ ВСК "Надежда-4". Бездействие УФРС не может быть признано законным. В нарушение норм процессуального права суд неправильно распределил бремя доказывания по делу.
Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин (организация) вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено, что Н. является членом ТСЖ ВСК "Надежда-4", зарегистрированного 06.11.2003. Решением Октябрьского районного суда г. Пензы от 06.06.2006 с него взыскано в пользу ТСЖ ВСК "Надежда-4" 124.340 рублей (задолженность по целевым взносам на достройку дома) и возврат госпошлины 2.243,4 рубля.
20.01.2007 Н. обратился с заявлением в УФРС по Пензенской области с просьбой принять меры по ликвидации ТСЖ ВСК "Надежда-4" по тем основаниям, что в одном доме согласно ЖК РФ не может быть двух ТСЖ, а в связи с окончанием строительства их дома все жители - бывшие члены ТСЖ ВСК "Надежда-4" с 01.11.2005 вступили в ТИВК "Север-2", в ТСЖ ВСК "Надежда-4" не осталось ни одного члена, полномочия председателя и правления закончились. Принять решение о ликвидации ТСЖ общее собрание не может в связи с невозможностью организации собрания.
Согласно письменному ответу УФРС по Пензенской области от 21.02.2007 Н. разъяснено, что в соответствии с п. 2 ст. 45 ЖК РФ он вправе выступить инициатором внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которое на основании ст. 141 ЖК РФ обязано принять решение о ликвидации ТСЖ в случае, если члены товарищества не обладают более чем 50% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд правильно не усмотрел оснований к признанию указанного ответа УФРС по Пензенской области, расценивающегося заявителем как бездействие по вопросу ликвидации ТСЖ ВСК "Надежда-4", неправомерным, оставив заявление Н. об оспаривании действий (бездействия) УФРС по Пензенской области без удовлетворения.
Согласно п. 1.5 Устава ТСЖ ВСК "Надежда-4" товарищество является некоммерческой организацией; в силу п. 2.1 Устава товарищество создается для совместного обеспечения и эксплуатации комплекса недвижимого имущества; в соответствии с п. 13.1 Устава ликвидация товарищества производится на основании и в порядке, которые установлены действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
В силу п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано, в том числе, по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией... деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Согласно ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", уполномоченным органом или его территориальным органом.
На основании п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно ст. 2 указанного Федерального закона, в силу Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 506 от 30.09.2004, регистрирующим органом является Управление Федеральной налоговой службы.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и п. 98 Приказа Минюста РФ от 25.12.2006 N 380 "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по проведению в установленном порядке проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной регистрационной службы, принятию по их результатам мер, предусмотренных законодательством РФ" УФРС вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации на основании неоднократного непредставления некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей.
Следовательно, УФРС по Пензенской области в силу закона имеет право, но не обязанность, обратиться в суд с заявлением о ликвидации ТСЖ ВСК "Надежда-4" только в случае неоднократного (два и более раза) непредставления ТСЖ в установленный срок сведений, предусмотренных нормами законодательства.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческая организация представляет в федеральный орган исполнительной власти документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
По материалам дела за период времени, с которого УФРС предоставлен контроль за некоммерческими организациями, ТСЖ ВСК "Надежда-4" один раз не предоставило информацию о своей деятельности в УФРС (а именно за 2006 год, т.е. 15.04.2007), в связи с чем, по мнению районного суда, оснований для обращения в суд с заявлением о ликвидации у УФРС не было.
Следовательно, как правомерно признал суд, УФРС по Пензенской области не обладало и правом на обращение в суд с заявлением о ликвидации названного ТСЖ в пределах предоставленных ему законом полномочий, правом на обращение в суд по основаниям, указанным заявителем (нарушения закона в процессе деятельности некоммерческой организации), УФРС не обладает. Кроме того, обращение в суд с заявлением о ликвидации по причине неоднократного непредоставления сведений является правом, а не обязанностью данного органа.
Отказывая в удовлетворении заявления и обсуждая доводы заявителя о непринятии УФРС мер по проведению проверки ТСЖ по изложенным в его заявлении фактам, суд исходил из того, что в рамках данного дела рассматривался вопрос о признании незаконным бездействия УФРС, выразившегося в том, что УФРС, как орган, обязанный принимать решение о ликвидации некоммерческой организации, отказало ему в ликвидации ТСЖ, а не вопрос бездействия УФРС по непроведению проверки деятельности некоммерческой организации по изложенным в заявлении доводам; разрешение данного вопроса не имеет юридического значения для рассмотрения настоящего дела, как и вопросов о том, что УФРС не был вправе давать разъяснения о практике применения законодательства в своем ответе, и о несоблюдении заявителем установленной формы обращения с заявлением о ликвидации.
Кроме того, судом установлено, что требование заявителя о ликвидации ТСЖ основано на нежелании оплачивать имеющуюся задолженность по ТСЖ, взысканную по решению суда, что, по мнению суда первой инстанции, свидетельствует о злоупотреблении заявителем своим правом.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал, что бездействие УФРС, выразившееся в отказе в ликвидации ТСЖ ВСК "Надежда-4", является правомерным, закону не противоречит, права Н. не нарушает.
Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.
Доводы жалобы основанием к отмене решения суда не являются. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 25.04.2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Н. - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)