Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.01.2009 ПО ДЕЛУ N А72-6659/2008

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2009 г. по делу N А72-6659/2008


Резолютивная часть постановления оглашена 16 января 2009 года.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 19 января 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.10.2008 по делу N А72-6659/2008
по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района", г. Ульяновск, к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г. Ульяновск, об отмене постановления N 571/08 от 17.09.2008 о привлечении к административной ответственности,

установил:

открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Заволжского района" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.10.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке законность решения не проверялась.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Заволжского района" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить.
Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в действиях открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района" судом не установлен состав административного правонарушения. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, не подлежат применению при определении объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд не применил статью 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой управляющая компания (заявитель) работает по договору управления, в котором указывается перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, определена цена работ по договору. Согласно пункту 2.1 заключенного договора управления управляющая компания (заявитель) самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц организовывает работы по содержанию и текущему ремонту имущества собственников помещений в объеме собранных средств с жителей дома N 46 по ул. Врача Михайлова г. Ульяновска.
Также суд не принял во внимание то, что вышеуказанный многоквартирный дом был сдан в эксплуатацию в 1978 году и передан в управление по акту приема передачи без проведения капитального ремонта.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 17.07.2008 Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области на основании распоряжения от 11.07.2008 N У-40 проведена инспекционная проверка открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района" по вопросу исполнения обязательных требований, правил содержания, сохранности и качественного оказания коммунальных услуг жилого дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Врача Михайлова, 46, в ходе которой выявлены нарушения, отраженные в акте проверки от 17.07.2008 N У-40/1.
Административным органом выявлены нарушения открытым акционерным обществом "Домоуправляющая компания Заволжского района" пунктов 3.2.8, 5.6.2, 4.6.11 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее Правила).
18.07.2008 главным специалистом - экспертом инспекционного отдела Государственной жилищной инспекции Ульяновской области Ларькиным С.И., составлен протокол об административном правонарушении N 40/1, которым действия юридического лица квалифицированы по статье 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законный представитель открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района" о явке для составления протокола был надлежаще извещен и при составлении протокола присутствовал.
17.09.2008 исполняющим обязанности заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции области Емельяновым В.Н. вынесено постановление N 571/08 о назначении административного наказания, в соответствии с которым открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Заволжского района" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Заволжского района", не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд, судебным актом которого в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд кассационной инстанции находит вывод суда первой инстанций правомерным по следующим основаниям.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела, собственниками многоквартирного дома N 46 по улице Врача Михайлова на общем собрании выбран способ управления управляющей организацией открытым акционерным обществом "Домоуправляющая компания Заволжского района".
В соответствии с положениями статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющей организацией открытым акционерным обществом "Домоуправляющая компания Заволжского района" с собственниками помещений многоквартирных домов заключены договоры управления многоквартирными домами от 01.09.2007.
Согласно статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного обительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, выставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Судом правомерно не принят довод Общества об отсутствии его вины, поскольку установленные в ходе проверки нарушения возникли до принятия дома в управление Обществом, а также довод об отсутствии вины заявителя в нарушении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда ввиду недостаточности денежных средств.
Жильцами жилого дома N 46 по улице Врача Михайлова заключены договора на управление указанного дома открытым акционерным обществом "Домоуправляющая компания Заволжского района". Данный факт Общество не оспаривает.
С момента принятия многоквартирного дома в управление обязанности по содержанию и ремонту общества возникли у управляющей организации открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района", которая с этого момента несет всю ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств.
В связи с этим несостоятельным является довод общества о том, что жилого дома N 46 по улице Врача Михайлова 1978 года постройки. Общество является лицом ответственным за содержание переданного ему жилого фонда, что им не оспаривается. Принимая на себя данное обязательство, заявитель знал о состоянии передаваемого жилья и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств, для его выполнения.
Кроме того, судебные инстанции обоснованно указали, что отсутствие либо недостаточность денежных средств в необходимом размере, не является обстоятельством, исключающим вину открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района" во вмененном ему административном правонарушении, так как ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, не ставят в зависимость исполнение заявителем своих обязанностей по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме от наличия денежных средств на эти цели.
В пунктах 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме являющейся организацией проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия управляющей организацией решения о требовании или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества); требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в том числе о необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества.
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления неисправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Согласно статье 156 Жилищного кодекса российской Федерации, пункту 31 названных Правил при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений; предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, Обществом не были приняты все зависящие меры по организации и обеспечению выполнения работ по ремонту выявленных нарушений в жилом многоквартирном доме N 46 по улице Врача Михайлова г. Ульяновска.
В соответствии с Уставом открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района" основным видом деятельности Общества является управление эксплуатацией жилого фонда, а целью - удовлетворение спроса на товары и услуги. Следовательно, юридическое лицо обязано следовать целям, предмету и задачам для которых оно создано, и осуществлять функции, возложенные на него законом. Доказательств обратного открытым акционерным обществом "Домоуправляющая компания Заволжского района" суду не представило.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.10.2008 по делу N А72-6659/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)