Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Арбитражного суда Иркутской области Титов В.М., при ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Управляющая компания "Жилищное управление"
к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
заявителя: Анисимова Е.В., дов. N 1-рк от 22.01.2008
ответчика: Старостина Е.И., дов. N 72-37-0950/8 от 31.03.2008
установил:
ООО "Управляющая компания "Жилищное управление" обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель ООО "Управляющая компания "Жилищное управление" требования, изложенные в заявлении, поддержал, считает, что общество не является лицом, ответственным за содержание жилых домов и жилых помещений, за нарушение порядка и правил содержания и ремонта жилых домов, т.е. не является субъектом вменяемого административного правонарушения. Кроме того, по мнению заявителя, административная ответственность по статье 7.22 КоАП РФ наступает за нарушение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в то время как оспариваемым постановлением общество подвергнуто административному наказанию за нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые не подлежат применению в указанной ситуации.
Ответчик требования заявителя не признал, полагает, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку на основании договора управления N 107 на общество возложена обязанность по организации работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества дома.
В судебном заседании 01.10.2008 объявлялся перерыв до 14 час. 00 мин. 02.10.2008, по окончании которого рассмотрение дела продолжено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения N 72-01-524р от 07 июля 2008 года службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области в отношении ООО "УК "Жилищное управление" 10 июля 2008 года проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением правил содержания и ремонта жилых домов. В ходе проверки был обследован жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, 84 квартал, дом 15. В результате проверки были выявлены нарушения правил содержания и ремонта жилых помещений, а именно нарушены пункты 3.4.1, 4.1.1, 4.1.9, 4.1.15, 5.2.4, 5.2.8, 5.2.9, 5.8.3 (а, в, г) Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Пост. Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170), выразившиеся в следующем:
- - нарушена герметичность канализационной системы в подвальном помещении (нарушение герметичности труб ЧК - стыки частично не зачеканены, трещины, дыры, частично отсутствуют заглушки, трубопроводы местами провисли) следы затопления подвала хоз. фекальными стоками;
- - неисправна система центрального отопления в подвале (течь на трубопроводе);
- - неисправна отмостка;
- - разрушена стеновая панель здания и др.
11.07.2008 должностным лицом административного органа в отношении ООО "УК "Жилищное управление" составлен протокол об административном правонарушении N 16ПР-65-01.
23.07.2008 заместитель руководителя Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, рассмотрев протокол об административном правонарушении N 16ПР-65-01 и другие материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО "УК "Жилищное управление", вынес постановление N 1-108/08 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "УК "Жилищное управление" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные материалы, суд пришел к выводу, что заявленные требования необоснованны и удовлетворению не подлежат в связи со следующим.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов (помещений). Субъектом данного правонарушения может являться юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания и ремонта данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Помимо текущего содержания и ремонта жилого помещения (жилого дома) его собственник несет обязанности по капитальному ремонту жилого помещения (жилого дома), не допуская ускоренного износа конструкций дома и его домового оборудования, преждевременного обветшания дома, бесхозяйственного отношения к нему, соблюдая нормы и правила технической эксплуатации дома, принимая меры защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (далее Правила) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; б) освещение помещений общего пользования; в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пункту 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Как следует из материалов дела, согласно статье 2.2 Устава ООО "Управляющая компания "Жилищное управление" к основным видам деятельности общества относится управление, эксплуатация, обслуживание и контроль за состоянием жилищного фонда, выполнение работ по содержанию в надлежащем санитарно-техническом состоянии общего имущества многоквартирных домов, капитальный ремонт жилищного фонда всех форм собственности.
01.09.2005 между собственниками помещений в многоквартирном доме N 15 квартала 84 г. Ангарска Иркутской области и ООО "ГОРОД" был заключен договор управления многоквартирным домом N 107, согласно которому ООО "ГОРОД" обязалось организовать работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества данного дома. Срок действия договора установлен пунктом 8.1 договора и составляет 5 лет с момента его заключения.
На основании решения совместного общего собрания участников ООО "УК "ЖУ" и учредителя ООО "ГОРОД" (протокол N 3/04 от 26.09.2007) 01.10.2007 произошла реорганизация ООО "ГОРОД" в форме присоединения к ООО "УК "ЖУ" (Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 31.10.2007 серии 38 N 002794305 (ГРН 2073801077117).
Согласно статье 58 ГК РФ, ООО "УК "ЖУ" является правопреемником ООО "ГОРОД" по всем правам и обязанностям. Таким образом, с 01.11.2007 ООО "УК "ЖУ" приступило к обслуживанию многоквартирного дома 15, квартала 84 г. Ангарска в рамках договора управления N 107 от 01.09.2005.
В соответствии с пунктом 3.1.1 договора N 107 от 01.09.2005 управляющая организация обязуется от имени и за счет собственников заключать соответствующие договоры о поставке жилищно-коммунальных услуг, необходимых для жизнеобеспечения собственников (и членов их семей), а также для поддержания многоквартирного дома в надлежащем техническом и санитарном состоянии:
- - договоры по бесперебойному предоставлению собственникам жилищно-коммунальных и иных услуг (эксплуатация и техническое обслуживание антенн коллективного пользования; предоставление услуг по дератизации и дезинсекции; электроснабжение мест общего пользования);
- - договоры об обеспечении функционирования всех инженерных систем и оборудования дома (лифтов, вентиляционных каналов, систем отопления, водоснабжения, систем дымоудаления, мусоропровода, внутридомовых электрических сетей, в том числе сетей, питающих электроприемники квартир до входных зажимов квартирных электросчетчиков) в пределах установленных норм;
- - договоры о техническом обслуживании нежилого помещения (помещений) собственников;
- - договоры о техническом обслуживании дома, которое включает в себя: наладку инженерного оборудования, работы по устранению аварийного состояния строительных конструкций и инженерного оборудования, технические осмотры отдельных элементов и помещений дома, планово-предупредительные ремонты внутридомовых сетей, подготовку дома и его инженерных сетей к сезонной эксплуатации, санитарное содержание лестничных клеток, мусоропроводов и придомовых территорий;
- - договоры аренды на общее имущество в многоквартирном доме (подвалы, проходные подъезды).
Согласно пункту 3.1.2 договора управляющая организация обязуется осуществлять следующие виды услуг по управлению:
- - принимать от собственников заявки, включая заявки аварийного характера, и направлять их в соответствующие организации для принятия мер, в том числе незамедлительных (в случае аварии), осуществлять контроль за их исполнением;
- - представлять интересы собственников перед исполнителями; осуществлять контроль, оценку качества, объемов и сроков предоставления услуг (работ), с правом подписания актов выполненных работ; уведомлять исполнителей о нарушениях их обязательств перед собственниками по качеству, объемам и срокам оказания услуг (работ); фиксировать выявленные нарушения в установленном порядке;
- - требовать от исполнителей устранения за их счет выявленных нарушений, возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу собственников вследствие допущенного нарушения;
- - своевременно ставить в известность собственников об изменении ставок оплаты за жилое помещение, а также об изменении тарифов на коммунальные услуги;
- - осуществлять начисление платы и прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом имеющихся у собственников льгот и предоставленных жилищных субсидий, открытие и ведение лицевых счетов, ведение домовой книги, выдачу выписок из лицевых счетов, домовых книг, необходимых справок о проживании, а также осуществление мероприятий по постановке и снятию граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства;
- - осуществлять перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их отсутствия или снижения качества предоставляемых услуг, а также временного отсутствия Собственников и совместно с ним проживающих граждан в соответствии с действующими нормативами;
- - осуществлять расчеты за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома из денежных средств, поступающих от собственников в качестве платы за жилые помещения и коммунальные платежи, оставшихся после удержания управленческого вознаграждения.
Пунктом 6.7 указанного выше договора предусмотрено, что вознаграждение управляющей компании за услуги и работы по управлению многоквартирным домом составляет 10% от суммы начисленных платежей за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальные услуги и арендной платы.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества посредством внесения соответствующих платежей, а общество обязуется совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.
Ссылка общества на то, что оно не является в данном случае субъектом административного правонарушения, отклоняется судом, поскольку по смыслу закона именно на управляющую организацию возложены обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по поддержанию дома и общего имущества в надлежащем состоянии.
Довод заявителя о том, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 не подлежат применению в указанной ситуации, является необоснованным в силу следующего.
Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170. Данные правила разработаны в соответствии с жилищным законодательством, определяют порядок эксплуатации, обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищного фонда лицами, на которых возложены эти обязанности, поэтому административный орган правильно руководствовался ими при вынесении постановления.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факты нарушения названных Правил и норм при эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, 84 квартал, дом 15, ответственным за содержание которого является ООО "Управляющая компания "Жилищное управление", а также наличия его вины установлены судом и подтверждены материалами дела, в связи с чем суд находит правомерным привлечение заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушение административным органом процессуальных требований при производстве по административному делу судом не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, когда судом установлено наличие законных оснований для привлечения к административной ответственности, соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности, привлечение ООО "Управляющая компания "Жилищное управление" к административной ответственности суд признает правомерным, в связи с чем заявленное требование удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.10.2008 ПО ДЕЛУ N А19-10702/08-39
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2008 г. по делу N А19-10702/08-39
Судья Арбитражного суда Иркутской области Титов В.М., при ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Управляющая компания "Жилищное управление"
к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
заявителя: Анисимова Е.В., дов. N 1-рк от 22.01.2008
ответчика: Старостина Е.И., дов. N 72-37-0950/8 от 31.03.2008
установил:
ООО "Управляющая компания "Жилищное управление" обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель ООО "Управляющая компания "Жилищное управление" требования, изложенные в заявлении, поддержал, считает, что общество не является лицом, ответственным за содержание жилых домов и жилых помещений, за нарушение порядка и правил содержания и ремонта жилых домов, т.е. не является субъектом вменяемого административного правонарушения. Кроме того, по мнению заявителя, административная ответственность по статье 7.22 КоАП РФ наступает за нарушение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в то время как оспариваемым постановлением общество подвергнуто административному наказанию за нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые не подлежат применению в указанной ситуации.
Ответчик требования заявителя не признал, полагает, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку на основании договора управления N 107 на общество возложена обязанность по организации работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества дома.
В судебном заседании 01.10.2008 объявлялся перерыв до 14 час. 00 мин. 02.10.2008, по окончании которого рассмотрение дела продолжено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения N 72-01-524р от 07 июля 2008 года службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области в отношении ООО "УК "Жилищное управление" 10 июля 2008 года проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением правил содержания и ремонта жилых домов. В ходе проверки был обследован жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, 84 квартал, дом 15. В результате проверки были выявлены нарушения правил содержания и ремонта жилых помещений, а именно нарушены пункты 3.4.1, 4.1.1, 4.1.9, 4.1.15, 5.2.4, 5.2.8, 5.2.9, 5.8.3 (а, в, г) Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Пост. Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170), выразившиеся в следующем:
- - нарушена герметичность канализационной системы в подвальном помещении (нарушение герметичности труб ЧК - стыки частично не зачеканены, трещины, дыры, частично отсутствуют заглушки, трубопроводы местами провисли) следы затопления подвала хоз. фекальными стоками;
- - неисправна система центрального отопления в подвале (течь на трубопроводе);
- - неисправна отмостка;
- - разрушена стеновая панель здания и др.
11.07.2008 должностным лицом административного органа в отношении ООО "УК "Жилищное управление" составлен протокол об административном правонарушении N 16ПР-65-01.
23.07.2008 заместитель руководителя Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, рассмотрев протокол об административном правонарушении N 16ПР-65-01 и другие материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО "УК "Жилищное управление", вынес постановление N 1-108/08 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "УК "Жилищное управление" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные материалы, суд пришел к выводу, что заявленные требования необоснованны и удовлетворению не подлежат в связи со следующим.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов (помещений). Субъектом данного правонарушения может являться юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания и ремонта данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Помимо текущего содержания и ремонта жилого помещения (жилого дома) его собственник несет обязанности по капитальному ремонту жилого помещения (жилого дома), не допуская ускоренного износа конструкций дома и его домового оборудования, преждевременного обветшания дома, бесхозяйственного отношения к нему, соблюдая нормы и правила технической эксплуатации дома, принимая меры защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (далее Правила) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; б) освещение помещений общего пользования; в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пункту 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Как следует из материалов дела, согласно статье 2.2 Устава ООО "Управляющая компания "Жилищное управление" к основным видам деятельности общества относится управление, эксплуатация, обслуживание и контроль за состоянием жилищного фонда, выполнение работ по содержанию в надлежащем санитарно-техническом состоянии общего имущества многоквартирных домов, капитальный ремонт жилищного фонда всех форм собственности.
01.09.2005 между собственниками помещений в многоквартирном доме N 15 квартала 84 г. Ангарска Иркутской области и ООО "ГОРОД" был заключен договор управления многоквартирным домом N 107, согласно которому ООО "ГОРОД" обязалось организовать работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества данного дома. Срок действия договора установлен пунктом 8.1 договора и составляет 5 лет с момента его заключения.
На основании решения совместного общего собрания участников ООО "УК "ЖУ" и учредителя ООО "ГОРОД" (протокол N 3/04 от 26.09.2007) 01.10.2007 произошла реорганизация ООО "ГОРОД" в форме присоединения к ООО "УК "ЖУ" (Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 31.10.2007 серии 38 N 002794305 (ГРН 2073801077117).
Согласно статье 58 ГК РФ, ООО "УК "ЖУ" является правопреемником ООО "ГОРОД" по всем правам и обязанностям. Таким образом, с 01.11.2007 ООО "УК "ЖУ" приступило к обслуживанию многоквартирного дома 15, квартала 84 г. Ангарска в рамках договора управления N 107 от 01.09.2005.
В соответствии с пунктом 3.1.1 договора N 107 от 01.09.2005 управляющая организация обязуется от имени и за счет собственников заключать соответствующие договоры о поставке жилищно-коммунальных услуг, необходимых для жизнеобеспечения собственников (и членов их семей), а также для поддержания многоквартирного дома в надлежащем техническом и санитарном состоянии:
- - договоры по бесперебойному предоставлению собственникам жилищно-коммунальных и иных услуг (эксплуатация и техническое обслуживание антенн коллективного пользования; предоставление услуг по дератизации и дезинсекции; электроснабжение мест общего пользования);
- - договоры об обеспечении функционирования всех инженерных систем и оборудования дома (лифтов, вентиляционных каналов, систем отопления, водоснабжения, систем дымоудаления, мусоропровода, внутридомовых электрических сетей, в том числе сетей, питающих электроприемники квартир до входных зажимов квартирных электросчетчиков) в пределах установленных норм;
- - договоры о техническом обслуживании нежилого помещения (помещений) собственников;
- - договоры о техническом обслуживании дома, которое включает в себя: наладку инженерного оборудования, работы по устранению аварийного состояния строительных конструкций и инженерного оборудования, технические осмотры отдельных элементов и помещений дома, планово-предупредительные ремонты внутридомовых сетей, подготовку дома и его инженерных сетей к сезонной эксплуатации, санитарное содержание лестничных клеток, мусоропроводов и придомовых территорий;
- - договоры аренды на общее имущество в многоквартирном доме (подвалы, проходные подъезды).
Согласно пункту 3.1.2 договора управляющая организация обязуется осуществлять следующие виды услуг по управлению:
- - принимать от собственников заявки, включая заявки аварийного характера, и направлять их в соответствующие организации для принятия мер, в том числе незамедлительных (в случае аварии), осуществлять контроль за их исполнением;
- - представлять интересы собственников перед исполнителями; осуществлять контроль, оценку качества, объемов и сроков предоставления услуг (работ), с правом подписания актов выполненных работ; уведомлять исполнителей о нарушениях их обязательств перед собственниками по качеству, объемам и срокам оказания услуг (работ); фиксировать выявленные нарушения в установленном порядке;
- - требовать от исполнителей устранения за их счет выявленных нарушений, возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу собственников вследствие допущенного нарушения;
- - своевременно ставить в известность собственников об изменении ставок оплаты за жилое помещение, а также об изменении тарифов на коммунальные услуги;
- - осуществлять начисление платы и прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом имеющихся у собственников льгот и предоставленных жилищных субсидий, открытие и ведение лицевых счетов, ведение домовой книги, выдачу выписок из лицевых счетов, домовых книг, необходимых справок о проживании, а также осуществление мероприятий по постановке и снятию граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства;
- - осуществлять перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их отсутствия или снижения качества предоставляемых услуг, а также временного отсутствия Собственников и совместно с ним проживающих граждан в соответствии с действующими нормативами;
- - осуществлять расчеты за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома из денежных средств, поступающих от собственников в качестве платы за жилые помещения и коммунальные платежи, оставшихся после удержания управленческого вознаграждения.
Пунктом 6.7 указанного выше договора предусмотрено, что вознаграждение управляющей компании за услуги и работы по управлению многоквартирным домом составляет 10% от суммы начисленных платежей за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальные услуги и арендной платы.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества посредством внесения соответствующих платежей, а общество обязуется совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.
Ссылка общества на то, что оно не является в данном случае субъектом административного правонарушения, отклоняется судом, поскольку по смыслу закона именно на управляющую организацию возложены обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по поддержанию дома и общего имущества в надлежащем состоянии.
Довод заявителя о том, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 не подлежат применению в указанной ситуации, является необоснованным в силу следующего.
Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170. Данные правила разработаны в соответствии с жилищным законодательством, определяют порядок эксплуатации, обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищного фонда лицами, на которых возложены эти обязанности, поэтому административный орган правильно руководствовался ими при вынесении постановления.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факты нарушения названных Правил и норм при эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, 84 квартал, дом 15, ответственным за содержание которого является ООО "Управляющая компания "Жилищное управление", а также наличия его вины установлены судом и подтверждены материалами дела, в связи с чем суд находит правомерным привлечение заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушение административным органом процессуальных требований при производстве по административному делу судом не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, когда судом установлено наличие законных оснований для привлечения к административной ответственности, соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности, привлечение ООО "Управляющая компания "Жилищное управление" к административной ответственности суд признает правомерным, в связи с чем заявленное требование удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.
Судья
В.М.ТИТОВ
В.М.ТИТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)