Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей: Шеина А.Е.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стрыгиной М.А.,
при участии:
- от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от субъекта Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от ООО "Гидромашжилсервис": Паршина И.В., доверенность б/н от 07.06.2011; Букина Э.В., доверенность б/н от 25.05.2011;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2011 г. по делу N А48-1332/2011 (судья Химичев В.А.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Гидромашжилсервис" (ОГРН 1025700517358) к субъекту Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (ОГРН 1025700832959), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636), при участии в деле в качестве третьего лица: Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области, о взыскании 495 022 руб. 47 коп. убытков, связанных с предоставлением инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированных квартирах, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гидромашжилсервис" (далее по тексту ООО "Гидромашжилсервис", истец) обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к субъекту Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (далее ответчик 1) и к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ - Управление федерального казначейства по Орловской области (далее ответчик 2) о взыскании 495 022,47 руб. убытков, связанных с предоставлением инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированных квартирах, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, за период с 01.06.2009 года по 31.12.2009 года.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2011 года по делу N А48-1332/2011 исковые требования в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении исковых требований к субъекту Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, РФ в лице Министерства финансов РФ обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда первой инстанции, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. При этом заявитель апелляционной жалобы указывает, что истцом неправомерно предоставлена 50% скидка по оплате жилого помещения инвалидам, проживающим в жилых помещениях, относящихся к частному жилому фонду и инвалидам, являющимися собственниками жилых помещений квартир, находящихся в многоквартирных домах.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 06.09.2011 года представитель ООО "Гидромашжилсервис" возражал на доводы апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
Через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Управления Федерального казначейства по Орловской области и от Министерства финансов РФ поступили заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Учитывая наличие в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Судом установлено, что ООО "Гидромашжилсервис" - организация, основной деятельностью которой является управление эксплуатацией жилого фонда, оказание коммунальных услуг гражданам, начисление и сбор платы за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги.
В обслуживаемых предприятием жилых домах в приватизированных квартирах (принадлежащих на праве собственности и т.д.) проживают жильцы, имеющие статус инвалидов, либо семьи, имеющие детей- инвалидов.
Данной категории граждан предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" на основании списков, предоставляемых ООО "Гидромашжилсервис" на компенсирование затрат, связанных с предоставлением вышеуказанных льгот.
В связи с этим между ООО "Гидромашжилсервис" и Управлением социальной защиты населения администрации г. Ливны достигнута договоренность о возмещении затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно - коммунальных услуг льготным категориям граждан, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Управление социальной защиты населения администрации г. Ливны принимало списки граждан- льготников и в дальнейшем возмещались расходы, понесенные ООО "Гидромашжилсервис" в связи с предоставлением льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, пенсионное обеспечение которых осуществлялось органами социальной защиты населения, на которых распространяется вышеназванный закон.
Во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" до 01.04.2008 года ООО "Гидромашжилсервис" предоставляло льготу по оплате коммунальных услуг льготным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством РФ.
В марте 2008 года Управление социальной защиты населения Администрации г. Ливны предупредило ООО "Гидромашжилсервис" о том, что в связи с Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" льгота по оплате жилья не распространяется на инвалидов и семьи, имеющие детей - инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах (принадлежащих на праве собственности и др.).
С апреля 2008 года Управление социальной защиты населения администрации г. Ливны перестало принимать списки льготников и, соответственно, на счета ООО "Гидромашжилсервис" перестали поступать субвенции на компенсирование затрат по предоставлению 50% льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах на следующие виды услуг: содержание жилья, капитальный ремонт, вывоз ТБО, лифт.
В связи с этим ООО "Гидромашжилсервис" вынуждено было прекратить предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах. Вместе с тем, решениями Ливенского районного суда Орловской области от 24.03.2009 года последний по искам отдельных граждан и иску Ливенской межрайонной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц-инвалидов обязал истца производить начисления инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, проживающим в приватизированном жилом фонде за содержание и капитальный ремонт жилых помещений, вывоз мусора, обслуживание лифтов с учетом предоставления 50% льгот с апреля 2008 года.
На основании вышеуказанных решений ООО "Гидромашжилсервис" вынуждено было за счет собственных средств произвести перерасчет по начислению оплаты за содержание жилья, капитальный ремонт жилого помещения, вывоз мусора, лифт с учетом предоставления 50% льготы с 01.04.2008 года, а также в дальнейшем производить данные начисления с учетом 50% льготы. По состоянию на 01.01.2011 г. сумма возмещения составила 495 022 руб. 47 коп.
Поскольку расходы, понесенные в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг (содержание и ремонт жилого помещения), вывоз мусора и лифт в установленном законом порядке возмещены не были, ООО "Гидроомашжилсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении исковых требований к субъекту Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области отказано.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества; б) освещение помещений общего пользования; в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Исходя из смысла ст. 15 Жилищного кодекса РФ следует, что лифты, наряду с системой вентиляции, отопления, водоснабжения, водоотведения и прочими относятся к инженерным системам, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, из смысла приведенных норм законодательства следует, что оказываемые истцом услуги по техническому обслуживанию лифтов, ремонту и содержанию жилого фонда, вывозу мусора гражданам, являющимся инвалидами или имеющим детей-инвалидов и проживающим в приватизированных (частных) жилых помещениях, по сути, являются жилищными услугами, поскольку обеспечивают комфортные условия проживания граждан (собственников) в жилых помещениях.
Статьей 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, должно производиться за счет средств федерального бюджета. В частности, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Изменения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не вносились. Поэтому введение в действие с 01.03.2005 г. Кодекса, определяющего порядок отнесения жилых помещений к видам жилищного фонда, не дает оснований для прекращения права инвалидов на получение 50-процентной скидки на оплату за ремонт и содержание жилья без равноценной компенсации.
В силу статьи 160 Кодекса отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно статье 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Кодекса компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот.
В соответствии со ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Решением Ливенского районного суда Орловской области от 24.03.2009 г., установлен факт незаконных действий истца по отказу в предоставлении льгот на оплату содержания и ремонта жилого помещения гражданам, являющимся инвалидами, и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированном (частном) жилом фонде.
Суд обязал истца произвести перерасчет по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, а также в дальнейшем предоставлять данным гражданам 50-процентную скидку на содержание и ремонт жилого помещения.
В материалы дела представлены доказательства подтверждающие исполнение ООО "Гидромашжилсервис" решения Ливенского районного суда Орловской области от 24.03.2009 г. Общая сумма расходов по предоставлению соответствующей льготы и в результате произведенного перерасчета составила 495 022 руб. 47 коп.
Российская Федерация, установив ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" соответствующие льготы, приняла на себя и обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет федерального бюджета.
Доказательств, свидетельствующих об исполнении Российской Федерацией в лице уполномоченного органа принятых в соответствии с названным Законом обязательств, а равно выделение субвенций в объеме, необходимом для компенсации предоставленных льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, представлено не было.
Неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных в связи с реализацией установленных законом льгот, влечет возникновение убытков у ООО "Гидромашжилсервис".
Недополученные истцом денежные средства в связи с предоставлением льгот гражданам, является реальным ущербом истца. На истца, как на коммерческую организацию, не возложено бремя несения расходов по реализации федеральных законов, так как это противоречит целям его деятельности.
Факт оказания услуг и их размер подтверждается представленными в дело доказательствами. Расчет убытков, а также положенные в их в основу доказательства, сторонами не оспорены.
В обоснование суммы убытков истцом представлены выписки из лицевых счетов граждан-инвалидов за спорный период, справки медико-социальной экспертизы об установлении гражданам инвалидности, сводный расчет, содержащий сведения о гражданах-инвалидах и размере затрат на техническое обслуживание, капитальный ремонт, очистку и содержание лифта.
На основании изложенного, судебная коллегия законным и обоснованным вывод суда области о том, что финансирование указанных расходов является бюджетным обязательством Российской Федерации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец незаконно предоставлял вышеуказанные льготы гражданам, являющимся инвалидами или имеющих детей-инвалидов, проживающих в приватизированных (частных) жилых помещениях, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку эти действия истца основаны на вступившим в законную силу судебном решении, которое в силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, законных оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм материального права судом не допущено. Нормы процессуального права, являющиеся безусловным основанием для отмены судебного акта по ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом первой инстанции не нарушены.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь ст. ст. 110 - 112, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 20.12.2010 года по делу N А35-3073/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
Судьи
А.Е.ШЕИН
А.С.ЯКОВЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2011 ПО ДЕЛУ N А48-1332/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2011 г. по делу N А48-1332/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей: Шеина А.Е.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стрыгиной М.А.,
при участии:
- от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от субъекта Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от ООО "Гидромашжилсервис": Паршина И.В., доверенность б/н от 07.06.2011; Букина Э.В., доверенность б/н от 25.05.2011;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2011 г. по делу N А48-1332/2011 (судья Химичев В.А.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Гидромашжилсервис" (ОГРН 1025700517358) к субъекту Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (ОГРН 1025700832959), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636), при участии в деле в качестве третьего лица: Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области, о взыскании 495 022 руб. 47 коп. убытков, связанных с предоставлением инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированных квартирах, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гидромашжилсервис" (далее по тексту ООО "Гидромашжилсервис", истец) обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к субъекту Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (далее ответчик 1) и к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ - Управление федерального казначейства по Орловской области (далее ответчик 2) о взыскании 495 022,47 руб. убытков, связанных с предоставлением инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированных квартирах, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, за период с 01.06.2009 года по 31.12.2009 года.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2011 года по делу N А48-1332/2011 исковые требования в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении исковых требований к субъекту Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, РФ в лице Министерства финансов РФ обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда первой инстанции, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. При этом заявитель апелляционной жалобы указывает, что истцом неправомерно предоставлена 50% скидка по оплате жилого помещения инвалидам, проживающим в жилых помещениях, относящихся к частному жилому фонду и инвалидам, являющимися собственниками жилых помещений квартир, находящихся в многоквартирных домах.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 06.09.2011 года представитель ООО "Гидромашжилсервис" возражал на доводы апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
Через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Управления Федерального казначейства по Орловской области и от Министерства финансов РФ поступили заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Учитывая наличие в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Судом установлено, что ООО "Гидромашжилсервис" - организация, основной деятельностью которой является управление эксплуатацией жилого фонда, оказание коммунальных услуг гражданам, начисление и сбор платы за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги.
В обслуживаемых предприятием жилых домах в приватизированных квартирах (принадлежащих на праве собственности и т.д.) проживают жильцы, имеющие статус инвалидов, либо семьи, имеющие детей- инвалидов.
Данной категории граждан предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" на основании списков, предоставляемых ООО "Гидромашжилсервис" на компенсирование затрат, связанных с предоставлением вышеуказанных льгот.
В связи с этим между ООО "Гидромашжилсервис" и Управлением социальной защиты населения администрации г. Ливны достигнута договоренность о возмещении затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно - коммунальных услуг льготным категориям граждан, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Управление социальной защиты населения администрации г. Ливны принимало списки граждан- льготников и в дальнейшем возмещались расходы, понесенные ООО "Гидромашжилсервис" в связи с предоставлением льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, пенсионное обеспечение которых осуществлялось органами социальной защиты населения, на которых распространяется вышеназванный закон.
Во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" до 01.04.2008 года ООО "Гидромашжилсервис" предоставляло льготу по оплате коммунальных услуг льготным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством РФ.
В марте 2008 года Управление социальной защиты населения Администрации г. Ливны предупредило ООО "Гидромашжилсервис" о том, что в связи с Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" льгота по оплате жилья не распространяется на инвалидов и семьи, имеющие детей - инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах (принадлежащих на праве собственности и др.).
С апреля 2008 года Управление социальной защиты населения администрации г. Ливны перестало принимать списки льготников и, соответственно, на счета ООО "Гидромашжилсервис" перестали поступать субвенции на компенсирование затрат по предоставлению 50% льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах на следующие виды услуг: содержание жилья, капитальный ремонт, вывоз ТБО, лифт.
В связи с этим ООО "Гидромашжилсервис" вынуждено было прекратить предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах. Вместе с тем, решениями Ливенского районного суда Орловской области от 24.03.2009 года последний по искам отдельных граждан и иску Ливенской межрайонной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц-инвалидов обязал истца производить начисления инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, проживающим в приватизированном жилом фонде за содержание и капитальный ремонт жилых помещений, вывоз мусора, обслуживание лифтов с учетом предоставления 50% льгот с апреля 2008 года.
На основании вышеуказанных решений ООО "Гидромашжилсервис" вынуждено было за счет собственных средств произвести перерасчет по начислению оплаты за содержание жилья, капитальный ремонт жилого помещения, вывоз мусора, лифт с учетом предоставления 50% льготы с 01.04.2008 года, а также в дальнейшем производить данные начисления с учетом 50% льготы. По состоянию на 01.01.2011 г. сумма возмещения составила 495 022 руб. 47 коп.
Поскольку расходы, понесенные в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг (содержание и ремонт жилого помещения), вывоз мусора и лифт в установленном законом порядке возмещены не были, ООО "Гидроомашжилсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении исковых требований к субъекту Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области отказано.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества; б) освещение помещений общего пользования; в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Исходя из смысла ст. 15 Жилищного кодекса РФ следует, что лифты, наряду с системой вентиляции, отопления, водоснабжения, водоотведения и прочими относятся к инженерным системам, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, из смысла приведенных норм законодательства следует, что оказываемые истцом услуги по техническому обслуживанию лифтов, ремонту и содержанию жилого фонда, вывозу мусора гражданам, являющимся инвалидами или имеющим детей-инвалидов и проживающим в приватизированных (частных) жилых помещениях, по сути, являются жилищными услугами, поскольку обеспечивают комфортные условия проживания граждан (собственников) в жилых помещениях.
Статьей 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, должно производиться за счет средств федерального бюджета. В частности, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Изменения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не вносились. Поэтому введение в действие с 01.03.2005 г. Кодекса, определяющего порядок отнесения жилых помещений к видам жилищного фонда, не дает оснований для прекращения права инвалидов на получение 50-процентной скидки на оплату за ремонт и содержание жилья без равноценной компенсации.
В силу статьи 160 Кодекса отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно статье 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Кодекса компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот.
В соответствии со ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Решением Ливенского районного суда Орловской области от 24.03.2009 г., установлен факт незаконных действий истца по отказу в предоставлении льгот на оплату содержания и ремонта жилого помещения гражданам, являющимся инвалидами, и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированном (частном) жилом фонде.
Суд обязал истца произвести перерасчет по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, а также в дальнейшем предоставлять данным гражданам 50-процентную скидку на содержание и ремонт жилого помещения.
В материалы дела представлены доказательства подтверждающие исполнение ООО "Гидромашжилсервис" решения Ливенского районного суда Орловской области от 24.03.2009 г. Общая сумма расходов по предоставлению соответствующей льготы и в результате произведенного перерасчета составила 495 022 руб. 47 коп.
Российская Федерация, установив ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" соответствующие льготы, приняла на себя и обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет федерального бюджета.
Доказательств, свидетельствующих об исполнении Российской Федерацией в лице уполномоченного органа принятых в соответствии с названным Законом обязательств, а равно выделение субвенций в объеме, необходимом для компенсации предоставленных льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, представлено не было.
Неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных в связи с реализацией установленных законом льгот, влечет возникновение убытков у ООО "Гидромашжилсервис".
Недополученные истцом денежные средства в связи с предоставлением льгот гражданам, является реальным ущербом истца. На истца, как на коммерческую организацию, не возложено бремя несения расходов по реализации федеральных законов, так как это противоречит целям его деятельности.
Факт оказания услуг и их размер подтверждается представленными в дело доказательствами. Расчет убытков, а также положенные в их в основу доказательства, сторонами не оспорены.
В обоснование суммы убытков истцом представлены выписки из лицевых счетов граждан-инвалидов за спорный период, справки медико-социальной экспертизы об установлении гражданам инвалидности, сводный расчет, содержащий сведения о гражданах-инвалидах и размере затрат на техническое обслуживание, капитальный ремонт, очистку и содержание лифта.
На основании изложенного, судебная коллегия законным и обоснованным вывод суда области о том, что финансирование указанных расходов является бюджетным обязательством Российской Федерации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец незаконно предоставлял вышеуказанные льготы гражданам, являющимся инвалидами или имеющих детей-инвалидов, проживающих в приватизированных (частных) жилых помещениях, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку эти действия истца основаны на вступившим в законную силу судебном решении, которое в силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, законных оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм материального права судом не допущено. Нормы процессуального права, являющиеся безусловным основанием для отмены судебного акта по ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом первой инстанции не нарушены.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь ст. ст. 110 - 112, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 20.12.2010 года по делу N А35-3073/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
Судьи
А.Е.ШЕИН
А.С.ЯКОВЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)