Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Рожкова Д.Г., Рябухиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-6305/2011) Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени, и (регистрационный номер 08АП-6377/2011) Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24 июня 2011 года, принятое по делу N А70-2580/2011 (судья Максимова Н.Я.) по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени (ОГРН 1037200568680; ИНН 7204034314; место нахождения: 625035, г. Тюмень, ул. Урицкого, 27) к товариществу собственников жилья "Искра" (ОГРН 1067203020246; ИНН 7202145428; место нахождения: 625006, г. Тюмень, ул. Коммунаров, 7), при участии третьих лиц: Муниципального бюджетного учреждения "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтов объектов жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1077203055137; ИНН 7203204250; место нахождения: г. Тюмень, ул. Володарского, 24), общества с ограниченной ответственностью "ОНИКС" (ОГРН 1027200782730; ИНН 7203062118; место нахождения: 625002, г. Тюмень, ул. Свердлова, 5, 301), Департамент финансов и налоговой политики Администрации г. Тюмени (ОГРН 1037200559109; ИНН 7202034975; место нахождения: 625036, г. Тюмень, ул. Первомайская, 20), о взыскании 959 904 руб.,
при участии в судебном заседании:
от Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени - представитель не явился,
от Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени - представитель не явился,
от товарищества собственников жилья "Искра" - представитель не явился,
от Муниципального бюджетного учреждения "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтов объектов жилищно-коммунального хозяйства" - представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "ОНИКС" - представитель не явился, общество исключено из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени (далее - Департамент ЖКХ, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Искра" (далее - ТСЖ "Искра", ответчик) о взыскании 1 051 455 руб. неосновательного обогащения.
Определениями от 28.03.2011, от 30.05.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное бюджетное учреждение "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МБУ "СТК за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов ЖКХ"), общество с ограниченной ООО "ОНИКС" (далее - ООО "ОНИКС"), Департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени (далее - Департамент финансов и налоговой политики).
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшил размер исковых требований до 959 904 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24 июня 2011 года по делу N А70-2580/2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом Департамент ЖКХ и Департамент финансов и налоговой политики в апелляционных жалобах просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что вывод суда о том, что ТСЖ "Искра" не являлся получателем бюджетных средств, следовательно, не мог обогатиться является несостоятельным и не соответствует обстоятельствам дела. Именно ТСЖ "Искра" должно возвратить в бюджет города денежные средства, предоставленные в рамках региональной адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов, в результате ненадлежащего исполнения обязанности по проверке достоверности выполненных подрядчиком в лице ООО "ОНИКС" работ и заполнения технической документации.
По мнению Департамента финансов и налоговой политики, ТСЖ "Искра", имея право в силу соглашения оплачивать услуги подрядных организаций, но при этом не имея достаточных к тому оснований (не приняв должным образом выполненные работы) - оплатило работы в полном объеме.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, своих представителей в суд не направили. Департамент финансов и налоговой политики заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Данное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции. На основании статей 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев апелляционные жалобы, материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Искра" как участнику региональной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) предоставлены денежные средства для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в г. Тюмени по адресам: ул. Коммунаров, 5; ул. Коммунаров, 7; ул. Софьи Ковалевской, 5А; ул. Максима Горького, 28.
30 мая 2008 года между ТСЖ "Искра" (клиент) и открытым акционерным обществом "Тюменьэнергобанк" (ОАО "Тюменьэнергобанк", банк) заключен договор банковского счета N 3106 (том 1, л. 25 - 31), по условиям которого банк обязался открыть клиенту расчетный счет N 40703810909000000225 в целях исполнения Закона N 185-ФЗ; принимать и зачислять поступающие от Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени на счет денежные средства; выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета на выполнение работ, указанных в разделе 3 настоящего договора.
Согласно пункту 3.1 договора банковского счета N 3106 от 30.05.2008 денежные средства, размещаемые на счете, имеют целевой характер и направляются на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта.
05 июня 2008 года между ОАО "Тюменьэнергобанк", Департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени и ТСЖ "Искра" заключено соглашение о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки (том 1, л. 34 - 38), по условиям которого Департамент городского хозяйства города Тюмени и ТСЖ "Искра" перечисляют денежные средства на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов - участника региональной программы по проведению капитального ремонта, на счет N 40703810909000000225, открытый в банке.
Согласно заявок на оплату расходов от 07.06.2008 N 943, 944, 942 (том 1, л. 39 - 41) на расчетный счет ТСЖ "Искра" N 40703810909000000225 в ОАО "Тюменьэнергобанк" Департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени были перечислены денежные средства в общей сумме 14 611 621 руб. 12 коп.
03 декабря 2008 года между обществом с ограниченной ответственностью "Тюменьгазстрой" (новый должник) и ОАО "Тюменьэнергобанк" (должник) заключен договор перевода долга N 477 (том 1, л. 44 - 45), по условиям которого должник переводит на нового должника, а новый должник принимает на себя долг перед ТСЖ "Искра" по договору банковского счета N 3106 от 30.05.2008 в сумме 8 597 919 руб. 12 коп.
08 декабря 2008 года между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) (далее - Сбербанк РФ), и ТСЖ "Искра" заключен договор банковского счета N 8994 (том 1, л. 47 - 48), предметом которого являлось открытие ответчику расчетного счета N 40703810667100036097.
20 марта 2009 между Сбербанком РФ, ТСЖ "Искра" и Департамент ЖКХ заключено соглашение о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки N 16 (том 1, л. 58 - 61), которое регулирует отношения между Сбербанком РФ, ТСЖ "Искра" и Департамент ЖКХ по взаимодействию в вопросах представления финансовой поддержки в соответствии с Законом N 185-ФЗ на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
По условиям пункта 1.2 соглашения N 16 от 20.03.2009 бюджетная доля денежных средств на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, направленная Департаментом ЖКХ участнику региональной программы по проведению капитального ремонта, составляет 8 597 919 руб. 12 коп.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.5 соглашения N 16 от 20.03.2009 денежные средства, находящиеся на счете N 40703810667100036097, могут быть направлены только безналичным путем на финансирование видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, предусмотренных статьей 15 Закона N 185-ФЗ.
Пунктом 3.4 соглашения N 16 от 20.03.2009 предусмотрено, что денежные средства подлежат возврату в бюджет города Тюмени в следующих случаях: неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязательств по соглашению, в том числе некачественного оказания услуг по проведению капитального ремонта многоквартирных домов; нецелевого использования денежных средств, в том числе выявленного по результатам выездных проверок сотрудниками Департамента, либо уполномоченными им лицами или иных органов финансового контроля путем составления акта о выявленных недостатках в работах и иными методами, не оговоренными в соглашении, но не запрещенными действующим законодательством; расторжения соглашения о взаимодействии по предоставлении финансовой поддержки; расторжения договора на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту; в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
09 июня 2008 года между ТСЖ "Искра" (заказчик) и ООО "ОНИКС" (подрядчик) заключен договор N 5Д-2/08 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту (том 1, л. 67 - 75), по условиям которого подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту дома N 5 по ул. Коммунаров, г. Тюмени: сантехнические работы; ремонт электроснабжения; ремонт фасада, и сдать результат работ заказчику в порядке, определенном договором, а заказчик обязался принять и оплатить выполненную работу в соответствии с условиями договора.
Стоимость работ определяется в соответствии со сметной документацией и составляет 1 139 355 руб. и является фиксированной на весь период действия договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством, в пределах выделенных бюджетных ассигнований (субсидий), согласно соглашениям о предоставлении финансовой поддержки (пункт 2.1 договора N 5Д-2/08 от 09.06.2008 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 21.07.2009, том 1 л. 76).
Согласно представленным в материалы дела актам о приемке выполненных работ N 1 от 31.08.2008, N 1 от 10.10.2008, N 2 от 13.11.2008 и справкам о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 31.08.2008 и N 2 от 30.11.2008 (том 1, л. 77 - 93) подрядчиком по договору N 5Д-2/08 от 09.06.2008 выполнены, а заказчиком приняты работы на сумму 1 295 829 руб. Указанные документы подписаны заказчиком, подрядчиком без замечаний и согласованы с истцом.
Платежными поручениями N 91 от 17.06.2008, N 169 от 15.06.2008, N 73 от 30.04.2009, N 88 от 15.05.2009, N 98 от 02.06.2009 ТСЖ "Искра" перечислило ООО "ОНИКС" в счет оплаты по договору N 5Д-2/08 от 09.06.2008 денежные средства на общую сумму 1 503 057 руб., денежные средства перечислялись на основании разрешений на расходование денежных средств выданных ответчику Департаментом ЖКХ (том 1, л. 94, 96 - 97, 99 - 101, 103 - 104, 106).
В соответствии с актом от 30.03.2010 (том 1, л. 108 - 117) по результатам проверки, проведенной Департаментом финансов и налоговой политики, установлено завышение стоимости выполненных работ по договору N 5Д-2/08 от 09.06.2008 на сумму 567 615 руб., в том числе: от недостоверного учета объемов выполненных работ - 173 427 руб., от неправильного применения расценок - 29 317 руб., от некачественно проведенного ремонта по замене стояков канализации, горячей и холодной воды в квартирах - 364 871 руб. По расчету Департамента финансов и налоговой политики стоимость фактически выполненных работ по договору N 5Д-2/08 от 09.06.2008 составила 571 740 руб. (1 139 355 руб. - 567 615 руб.).
Ссылаясь на то, что из стоимости фактически выполненных работ (571 740 руб.) бюджетная доля составляет 543 153 руб. и считая, что сумма 959 904 руб. (1 503 057 руб. - 543 153 руб.) является неосновательным обогащением ТСЖ "Искра", Департамент ЖКХ на основании статей 746, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обратился в суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении исковых требований, послужил поводом для подачи истцом и Департаментом финансов и налоговой политики апелляционных жалоб, оценив доводы которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Данное правило применяется и к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (часть 3 статьи 1103 ГК РФ).
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (часть 2 статьи 1102 ГК РФ).
Исходя из указанных норм права Департамент ЖКХ, обращаясь с настоящим иском в суд, в соответствии со статьей 65 АПК РФ должен доказать факт приобретения имущества ответчиком за счет потерпевшего вследствие завышения объемов работ, указанных в подписанных истцом без замечаний актах выполненных работ, или вследствие завышения цены работ, размер неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения в сумме 959 904 руб., истец не представил.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 185-ФЗ в целях настоящего Федерального закона создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок.
Обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (часть 1 статьи 18 Закона N 185-ФЗ).
Получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты (часть 1 статьи 20 Закона N 185-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 20 Закона N 185-ФЗ орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах.
Управляющая организация, осуществляющая управление домом, в течение тридцати дней со дня принятия решения открывает отдельные банковские счета и направляет в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ.
Орган местного самоуправления в силу положений части 7 статьи 20 Закона N 185-ФЗ в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 этой же статьи.
Из договора N 5Д-2/08 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту от 09.06.2008 следует, что целью настоящего договора является выполнение подрядных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием заказчиком и привлеченных (субсидия) средств, согласно соглашения о предоставлении финансовой поддержки.
Истец в соответствии с соглашением о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки принял на себя обязательства предоставить денежные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках бюджетной доли.
В силу пункта 1.6 соглашения о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки N 16 от 20.03.2009 для перечисления по требованию клиента денежных средств на оплату работ, помимо платежного поручения одновременно предоставляется, в том числе разрешение на расходование денежных средств от Департамента ЖКХ.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, денежные средства, предоставляемые из муниципального бюджета передаются участнику региональной программы на проведение капитального ремонта не в собственность, а в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления (в соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ), на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Средства, перечисляемые в качестве субсидий, являются бюджетными, а ТСЖ "Искра" является только лицом, уполномоченным на принятие и исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, то есть выступающее в качестве заказчика по договору подряда N 5/Д-2/08 от 09.06.2008.
Перечисление таких средств в порядке субсидирования капитального ремонта по спорному договору на основании соглашения о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки не предполагает переход права собственности на данные средства к ТСЖ "Искра", а предоставляет право исключительно целевого распоряжения ими в форме оплаты выполненных работ.
Частью 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Следовательно, учитывая целевой характер таких ассигнований, разрешения выданные ответчику Департаментом ЖКХ на расходование денежных средств, оплата по договору подряда с использованием данных средств должна производиться за фактически выполненные объемы работ, а денежные средства, перечисленные на оплату сверх фактически выполненных объемов работ, являются неосновательным обогащением подрядчика за счет истца, то есть средств бюджетных ассигнований, перечисленных в счет оплаты по договору N 5/Д-2/08 от 09.06.2008.
Как следует из материалов дела и не отрицается Департаментом ЖКХ, бюджетные денежные средства полученные ТСЖ "Искра", как участником региональной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с Законом N 185-ФЗ) были перечислены ответчиком подрядчику в оплату выполненных работ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответчик не является получателем бюджетных средств, и соответственно не имел возможности обогатиться за счет истца.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что требования Департамента ЖКХ по настоящему иску предъявлены ненадлежащему ответчику.
Кроме того, как указано выше, в материалах дела имеются подписанные ТСЖ "Искра" и ООО "ОНИКС" скрепленные печатями акты о приемке выполненных работ на общую сумму 1 295 829 руб. Указанные документы подписаны заказчиком, подрядчиком без замечаний и согласованы с истцом.
Действия истца, как по согласованию обозначенных выше актов выполненных работ, так и по выдаче разрешений на расходование денежных средств в оплату этих работ, свидетельствуют о согласии Департамента ЖКХ на принятие ответчиком работ надлежащего качества и в полном объеме без каких-либо возражений или замечаний к объему выполненных работ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Информационном письме от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права предоставить возражения по объему, стоимости работ, их качеству (подпункты 12, 13).
Между тем, доказательства наличия между подрядчиком и заказчиком спора относительно объема, стоимости, качества работ, выполненных по договору N 5/Д-2/08 от 09.06.2008, в материалах дела отсутствуют.
Департамент ЖКХ стороной договора N 5/Д-2/08 от 09.06.2008 не является. В качестве доказательств завышения объемов и стоимости выполненных работ в иске ссылается на акт по результатам проверки от 30.03.2010. Данный акт подписан со стороны Департамента ЖКХ, ТСЖ "Искра" и ООО "ОНИКС" с протоколом разногласий. То есть, из представленного истцом в обоснование своих требований доказательства усматривается, что сам истец не согласен с выводами специалиста Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени. Протоколы разногласий к акту проверки от 30.03.2010 Департаментом ЖКХ не представлены.
В акте по результатам проверки от 30.03.2010 начальные и конечные объемы выполненных работ, исходя из которых определяется общий объем, а также способ определения объема выполненных работ, не указаны. Исполнительно-техническая и локально-сметная документация к договору N 5/Д-2/08 от 09.06.2008, акты контрольного обмера (осмотра) результата работ, выполненных ООО "ОНИКС", в материалах дела отсутствуют.
Указанные выше обстоятельства не позволяют суду считать доказанным истцом факт завышения подрядчиком объемов выполненных работ по капитальному ремонту дома N 5 по ул. Коммунаров, г. Тюмени и ненадлежащего выполнения ТСЖ "Искра" обязанности по проверки достоверности выполненных подрядчиком работ.
Согласно статье 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, требования Департамента ЖКХ о взыскании с ТСЖ "Искра" 959 904 руб. неосновательно сбереженных денежных средств, составляющих завышение объемов и стоимости работ, выполненных на основании договора N 5/Д-2/08 от 09.06.2008, удовлетворению не подлежали.
Доводы апелляционных жалоб отклоняются судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного.
Приложенные Департаментом ЖКХ к апелляционной жалобе дополнительные доказательства: сводный реестр платежных документов; выписки по счету; протокол от 19.02.2008 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Коммунаров, дом 5, суд апелляционной инстанции возвращает истцу, поскольку ходатайство об их приобщении к материалам дела не заявлено. При отсутствии ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется процессуальной возможности принять представленные документы.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционных жалоб, поскольку Департамент ЖКХ и Департамент финансов и налоговой политики освобождены от ее уплаты на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 24 июня 2011 года по делу N А70-2580/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
Судьи
Д.Г.РОЖКОВ
Н.А.РЯБУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2011 ПО ДЕЛУ N А70-2580/2011
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2011 г. по делу N А70-2580/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Рожкова Д.Г., Рябухиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-6305/2011) Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени, и (регистрационный номер 08АП-6377/2011) Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24 июня 2011 года, принятое по делу N А70-2580/2011 (судья Максимова Н.Я.) по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени (ОГРН 1037200568680; ИНН 7204034314; место нахождения: 625035, г. Тюмень, ул. Урицкого, 27) к товариществу собственников жилья "Искра" (ОГРН 1067203020246; ИНН 7202145428; место нахождения: 625006, г. Тюмень, ул. Коммунаров, 7), при участии третьих лиц: Муниципального бюджетного учреждения "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтов объектов жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1077203055137; ИНН 7203204250; место нахождения: г. Тюмень, ул. Володарского, 24), общества с ограниченной ответственностью "ОНИКС" (ОГРН 1027200782730; ИНН 7203062118; место нахождения: 625002, г. Тюмень, ул. Свердлова, 5, 301), Департамент финансов и налоговой политики Администрации г. Тюмени (ОГРН 1037200559109; ИНН 7202034975; место нахождения: 625036, г. Тюмень, ул. Первомайская, 20), о взыскании 959 904 руб.,
при участии в судебном заседании:
от Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени - представитель не явился,
от Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени - представитель не явился,
от товарищества собственников жилья "Искра" - представитель не явился,
от Муниципального бюджетного учреждения "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтов объектов жилищно-коммунального хозяйства" - представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "ОНИКС" - представитель не явился, общество исключено из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени (далее - Департамент ЖКХ, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Искра" (далее - ТСЖ "Искра", ответчик) о взыскании 1 051 455 руб. неосновательного обогащения.
Определениями от 28.03.2011, от 30.05.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное бюджетное учреждение "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МБУ "СТК за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов ЖКХ"), общество с ограниченной ООО "ОНИКС" (далее - ООО "ОНИКС"), Департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени (далее - Департамент финансов и налоговой политики).
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшил размер исковых требований до 959 904 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24 июня 2011 года по делу N А70-2580/2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом Департамент ЖКХ и Департамент финансов и налоговой политики в апелляционных жалобах просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что вывод суда о том, что ТСЖ "Искра" не являлся получателем бюджетных средств, следовательно, не мог обогатиться является несостоятельным и не соответствует обстоятельствам дела. Именно ТСЖ "Искра" должно возвратить в бюджет города денежные средства, предоставленные в рамках региональной адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов, в результате ненадлежащего исполнения обязанности по проверке достоверности выполненных подрядчиком в лице ООО "ОНИКС" работ и заполнения технической документации.
По мнению Департамента финансов и налоговой политики, ТСЖ "Искра", имея право в силу соглашения оплачивать услуги подрядных организаций, но при этом не имея достаточных к тому оснований (не приняв должным образом выполненные работы) - оплатило работы в полном объеме.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, своих представителей в суд не направили. Департамент финансов и налоговой политики заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Данное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции. На основании статей 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев апелляционные жалобы, материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Искра" как участнику региональной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) предоставлены денежные средства для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в г. Тюмени по адресам: ул. Коммунаров, 5; ул. Коммунаров, 7; ул. Софьи Ковалевской, 5А; ул. Максима Горького, 28.
30 мая 2008 года между ТСЖ "Искра" (клиент) и открытым акционерным обществом "Тюменьэнергобанк" (ОАО "Тюменьэнергобанк", банк) заключен договор банковского счета N 3106 (том 1, л. 25 - 31), по условиям которого банк обязался открыть клиенту расчетный счет N 40703810909000000225 в целях исполнения Закона N 185-ФЗ; принимать и зачислять поступающие от Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени на счет денежные средства; выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета на выполнение работ, указанных в разделе 3 настоящего договора.
Согласно пункту 3.1 договора банковского счета N 3106 от 30.05.2008 денежные средства, размещаемые на счете, имеют целевой характер и направляются на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта.
05 июня 2008 года между ОАО "Тюменьэнергобанк", Департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени и ТСЖ "Искра" заключено соглашение о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки (том 1, л. 34 - 38), по условиям которого Департамент городского хозяйства города Тюмени и ТСЖ "Искра" перечисляют денежные средства на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов - участника региональной программы по проведению капитального ремонта, на счет N 40703810909000000225, открытый в банке.
Согласно заявок на оплату расходов от 07.06.2008 N 943, 944, 942 (том 1, л. 39 - 41) на расчетный счет ТСЖ "Искра" N 40703810909000000225 в ОАО "Тюменьэнергобанк" Департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени были перечислены денежные средства в общей сумме 14 611 621 руб. 12 коп.
03 декабря 2008 года между обществом с ограниченной ответственностью "Тюменьгазстрой" (новый должник) и ОАО "Тюменьэнергобанк" (должник) заключен договор перевода долга N 477 (том 1, л. 44 - 45), по условиям которого должник переводит на нового должника, а новый должник принимает на себя долг перед ТСЖ "Искра" по договору банковского счета N 3106 от 30.05.2008 в сумме 8 597 919 руб. 12 коп.
08 декабря 2008 года между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) (далее - Сбербанк РФ), и ТСЖ "Искра" заключен договор банковского счета N 8994 (том 1, л. 47 - 48), предметом которого являлось открытие ответчику расчетного счета N 40703810667100036097.
20 марта 2009 между Сбербанком РФ, ТСЖ "Искра" и Департамент ЖКХ заключено соглашение о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки N 16 (том 1, л. 58 - 61), которое регулирует отношения между Сбербанком РФ, ТСЖ "Искра" и Департамент ЖКХ по взаимодействию в вопросах представления финансовой поддержки в соответствии с Законом N 185-ФЗ на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
По условиям пункта 1.2 соглашения N 16 от 20.03.2009 бюджетная доля денежных средств на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, направленная Департаментом ЖКХ участнику региональной программы по проведению капитального ремонта, составляет 8 597 919 руб. 12 коп.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.5 соглашения N 16 от 20.03.2009 денежные средства, находящиеся на счете N 40703810667100036097, могут быть направлены только безналичным путем на финансирование видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, предусмотренных статьей 15 Закона N 185-ФЗ.
Пунктом 3.4 соглашения N 16 от 20.03.2009 предусмотрено, что денежные средства подлежат возврату в бюджет города Тюмени в следующих случаях: неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязательств по соглашению, в том числе некачественного оказания услуг по проведению капитального ремонта многоквартирных домов; нецелевого использования денежных средств, в том числе выявленного по результатам выездных проверок сотрудниками Департамента, либо уполномоченными им лицами или иных органов финансового контроля путем составления акта о выявленных недостатках в работах и иными методами, не оговоренными в соглашении, но не запрещенными действующим законодательством; расторжения соглашения о взаимодействии по предоставлении финансовой поддержки; расторжения договора на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту; в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
09 июня 2008 года между ТСЖ "Искра" (заказчик) и ООО "ОНИКС" (подрядчик) заключен договор N 5Д-2/08 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту (том 1, л. 67 - 75), по условиям которого подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту дома N 5 по ул. Коммунаров, г. Тюмени: сантехнические работы; ремонт электроснабжения; ремонт фасада, и сдать результат работ заказчику в порядке, определенном договором, а заказчик обязался принять и оплатить выполненную работу в соответствии с условиями договора.
Стоимость работ определяется в соответствии со сметной документацией и составляет 1 139 355 руб. и является фиксированной на весь период действия договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством, в пределах выделенных бюджетных ассигнований (субсидий), согласно соглашениям о предоставлении финансовой поддержки (пункт 2.1 договора N 5Д-2/08 от 09.06.2008 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 21.07.2009, том 1 л. 76).
Согласно представленным в материалы дела актам о приемке выполненных работ N 1 от 31.08.2008, N 1 от 10.10.2008, N 2 от 13.11.2008 и справкам о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 31.08.2008 и N 2 от 30.11.2008 (том 1, л. 77 - 93) подрядчиком по договору N 5Д-2/08 от 09.06.2008 выполнены, а заказчиком приняты работы на сумму 1 295 829 руб. Указанные документы подписаны заказчиком, подрядчиком без замечаний и согласованы с истцом.
Платежными поручениями N 91 от 17.06.2008, N 169 от 15.06.2008, N 73 от 30.04.2009, N 88 от 15.05.2009, N 98 от 02.06.2009 ТСЖ "Искра" перечислило ООО "ОНИКС" в счет оплаты по договору N 5Д-2/08 от 09.06.2008 денежные средства на общую сумму 1 503 057 руб., денежные средства перечислялись на основании разрешений на расходование денежных средств выданных ответчику Департаментом ЖКХ (том 1, л. 94, 96 - 97, 99 - 101, 103 - 104, 106).
В соответствии с актом от 30.03.2010 (том 1, л. 108 - 117) по результатам проверки, проведенной Департаментом финансов и налоговой политики, установлено завышение стоимости выполненных работ по договору N 5Д-2/08 от 09.06.2008 на сумму 567 615 руб., в том числе: от недостоверного учета объемов выполненных работ - 173 427 руб., от неправильного применения расценок - 29 317 руб., от некачественно проведенного ремонта по замене стояков канализации, горячей и холодной воды в квартирах - 364 871 руб. По расчету Департамента финансов и налоговой политики стоимость фактически выполненных работ по договору N 5Д-2/08 от 09.06.2008 составила 571 740 руб. (1 139 355 руб. - 567 615 руб.).
Ссылаясь на то, что из стоимости фактически выполненных работ (571 740 руб.) бюджетная доля составляет 543 153 руб. и считая, что сумма 959 904 руб. (1 503 057 руб. - 543 153 руб.) является неосновательным обогащением ТСЖ "Искра", Департамент ЖКХ на основании статей 746, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обратился в суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении исковых требований, послужил поводом для подачи истцом и Департаментом финансов и налоговой политики апелляционных жалоб, оценив доводы которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Данное правило применяется и к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (часть 3 статьи 1103 ГК РФ).
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (часть 2 статьи 1102 ГК РФ).
Исходя из указанных норм права Департамент ЖКХ, обращаясь с настоящим иском в суд, в соответствии со статьей 65 АПК РФ должен доказать факт приобретения имущества ответчиком за счет потерпевшего вследствие завышения объемов работ, указанных в подписанных истцом без замечаний актах выполненных работ, или вследствие завышения цены работ, размер неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения в сумме 959 904 руб., истец не представил.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 185-ФЗ в целях настоящего Федерального закона создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок.
Обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (часть 1 статьи 18 Закона N 185-ФЗ).
Получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты (часть 1 статьи 20 Закона N 185-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 20 Закона N 185-ФЗ орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах.
Управляющая организация, осуществляющая управление домом, в течение тридцати дней со дня принятия решения открывает отдельные банковские счета и направляет в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ.
Орган местного самоуправления в силу положений части 7 статьи 20 Закона N 185-ФЗ в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 этой же статьи.
Из договора N 5Д-2/08 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту от 09.06.2008 следует, что целью настоящего договора является выполнение подрядных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием заказчиком и привлеченных (субсидия) средств, согласно соглашения о предоставлении финансовой поддержки.
Истец в соответствии с соглашением о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки принял на себя обязательства предоставить денежные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках бюджетной доли.
В силу пункта 1.6 соглашения о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки N 16 от 20.03.2009 для перечисления по требованию клиента денежных средств на оплату работ, помимо платежного поручения одновременно предоставляется, в том числе разрешение на расходование денежных средств от Департамента ЖКХ.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, денежные средства, предоставляемые из муниципального бюджета передаются участнику региональной программы на проведение капитального ремонта не в собственность, а в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления (в соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ), на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Средства, перечисляемые в качестве субсидий, являются бюджетными, а ТСЖ "Искра" является только лицом, уполномоченным на принятие и исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, то есть выступающее в качестве заказчика по договору подряда N 5/Д-2/08 от 09.06.2008.
Перечисление таких средств в порядке субсидирования капитального ремонта по спорному договору на основании соглашения о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки не предполагает переход права собственности на данные средства к ТСЖ "Искра", а предоставляет право исключительно целевого распоряжения ими в форме оплаты выполненных работ.
Частью 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Следовательно, учитывая целевой характер таких ассигнований, разрешения выданные ответчику Департаментом ЖКХ на расходование денежных средств, оплата по договору подряда с использованием данных средств должна производиться за фактически выполненные объемы работ, а денежные средства, перечисленные на оплату сверх фактически выполненных объемов работ, являются неосновательным обогащением подрядчика за счет истца, то есть средств бюджетных ассигнований, перечисленных в счет оплаты по договору N 5/Д-2/08 от 09.06.2008.
Как следует из материалов дела и не отрицается Департаментом ЖКХ, бюджетные денежные средства полученные ТСЖ "Искра", как участником региональной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с Законом N 185-ФЗ) были перечислены ответчиком подрядчику в оплату выполненных работ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответчик не является получателем бюджетных средств, и соответственно не имел возможности обогатиться за счет истца.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что требования Департамента ЖКХ по настоящему иску предъявлены ненадлежащему ответчику.
Кроме того, как указано выше, в материалах дела имеются подписанные ТСЖ "Искра" и ООО "ОНИКС" скрепленные печатями акты о приемке выполненных работ на общую сумму 1 295 829 руб. Указанные документы подписаны заказчиком, подрядчиком без замечаний и согласованы с истцом.
Действия истца, как по согласованию обозначенных выше актов выполненных работ, так и по выдаче разрешений на расходование денежных средств в оплату этих работ, свидетельствуют о согласии Департамента ЖКХ на принятие ответчиком работ надлежащего качества и в полном объеме без каких-либо возражений или замечаний к объему выполненных работ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Информационном письме от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права предоставить возражения по объему, стоимости работ, их качеству (подпункты 12, 13).
Между тем, доказательства наличия между подрядчиком и заказчиком спора относительно объема, стоимости, качества работ, выполненных по договору N 5/Д-2/08 от 09.06.2008, в материалах дела отсутствуют.
Департамент ЖКХ стороной договора N 5/Д-2/08 от 09.06.2008 не является. В качестве доказательств завышения объемов и стоимости выполненных работ в иске ссылается на акт по результатам проверки от 30.03.2010. Данный акт подписан со стороны Департамента ЖКХ, ТСЖ "Искра" и ООО "ОНИКС" с протоколом разногласий. То есть, из представленного истцом в обоснование своих требований доказательства усматривается, что сам истец не согласен с выводами специалиста Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени. Протоколы разногласий к акту проверки от 30.03.2010 Департаментом ЖКХ не представлены.
В акте по результатам проверки от 30.03.2010 начальные и конечные объемы выполненных работ, исходя из которых определяется общий объем, а также способ определения объема выполненных работ, не указаны. Исполнительно-техническая и локально-сметная документация к договору N 5/Д-2/08 от 09.06.2008, акты контрольного обмера (осмотра) результата работ, выполненных ООО "ОНИКС", в материалах дела отсутствуют.
Указанные выше обстоятельства не позволяют суду считать доказанным истцом факт завышения подрядчиком объемов выполненных работ по капитальному ремонту дома N 5 по ул. Коммунаров, г. Тюмени и ненадлежащего выполнения ТСЖ "Искра" обязанности по проверки достоверности выполненных подрядчиком работ.
Согласно статье 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, требования Департамента ЖКХ о взыскании с ТСЖ "Искра" 959 904 руб. неосновательно сбереженных денежных средств, составляющих завышение объемов и стоимости работ, выполненных на основании договора N 5/Д-2/08 от 09.06.2008, удовлетворению не подлежали.
Доводы апелляционных жалоб отклоняются судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного.
Приложенные Департаментом ЖКХ к апелляционной жалобе дополнительные доказательства: сводный реестр платежных документов; выписки по счету; протокол от 19.02.2008 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Коммунаров, дом 5, суд апелляционной инстанции возвращает истцу, поскольку ходатайство об их приобщении к материалам дела не заявлено. При отсутствии ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется процессуальной возможности принять представленные документы.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционных жалоб, поскольку Департамент ЖКХ и Департамент финансов и налоговой политики освобождены от ее уплаты на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 24 июня 2011 года по делу N А70-2580/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
Судьи
Д.Г.РОЖКОВ
Н.А.РЯБУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)