Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.04.2011 ПО ДЕЛУ N А64-1706/2010

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2011 г. по делу N А64-1706/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей Колянчиковой Л.А.,
Афониной Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анохиной К.Г.,
при участии:
- от УФНС России по Тамбовской области: Качкиной Е.А. - заместителя начальника, доверенность N 03-17/8 от 15.01.2009;
- от ТСЖ "Север": Паниной Н.А. - представителя по доверенности N 1 от 18.03.2010;
- от ФНС России: Качкиной Е.А. - представителя по доверенности N ММВ-29-7/378 от 01.09.2010;
- от ТУ Росимущества в Тамбовской области: представитель не явился, надлежаще извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.08.2010 по делу N А64-1706/2010 (судья Фирсов С.Л.) по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Север" (ОГРН 1066800001839, ИНН 6829024163) к Управлению Федеральной налоговой службы по Тамбовской области и Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы, при участии третьего лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, о взыскании 210 894,18 руб.,

установил:

Товарищество собственников жилья "Север" (далее - ТСЖ "Север", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением (с учетом уточнений и заменой ответчиков) к Управлению Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (далее - УФНС России по Тамбовской области, ответчик) о взыскании 210 894,18 руб., в том числе: 177 932,50 руб. - сумма основного долга по договору участия в долевом строительстве; 30 191,40 руб. - сумма основного долга по оплате за жилое помещение, коммунальные и иные услуги; 2 770,28 руб. - сумма пени за несвоевременное внесение платы за жилое помещение, коммунальные и иные услуги за период с мая 2008 года по июль 2010 года. При недостаточности денежных средств у основного должника истец просил возложить субсидиарную ответственность по его обязательствам на Российскую Федерацию в лице Федеральной налоговой службы за счет средств казны Российской Федерации. Денежные средства истец просил взыскать в пользу Союза товариществ собственников жилья.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.08.2010 по делу N А64-1706/2010 (с учетом определения суда об исправлении опечатки от 03.09.2010) исковые требования удовлетворены частично. Данным решением суд взыскал с Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области и субсидиарно с Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы за счет казны Российской Федерации в пользу ТСЖ "Север" сумму основного долга по договору участия в долевом строительстве в размере 177 932,50 руб., а также сумму основного долга по оплате за жилое помещение, коммунальные и иные услуги в размере 30 191,40 руб. В части взыскания 2 770,28 руб. пени за несвоевременное внесение платы за жилое помещение, коммунальные и иные услуги за период с мая 2008 года по июль 2010 года, отказал.
В пользу Союза товариществ собственников жилья суд денежные средства не взыскивал, к участию в деле Союз товариществ собственников жилья не привлекал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, в связи с чем просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца полностью.
В порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителя ТУ Росимущества в Тамбовской области, не явившегося в судебное заседание, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.11.2002 Управление МНС России по Тамбовской области (преобразованное в 2004 году в Управление ФНС России по Тамбовской области) и коммандитное товарищество "Социальная инициатива и компания" заключили договор долевого участия в инвестировании строительства жилья N 351 дома по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б" (2х комнатная квартира площадью 65,8 кв. м). Во исполнение указанного договора УФНС России по Тамбовской области 28.11.2002 перечислила КТ "Социальная инициатива и компания" денежные средства в сумме - 480 000 рублей.
В соответствии с пояснениями УФНС России по Тамбовской области, представленными в суд апелляционной инстанции данная квартира приобреталась управлением с целью распределения ее своему работнику.
30.01.2006 решением Октябрьского районного суда города Тамбова на основании статьи 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" расторгнуты договоры долевого участия в инвестировании строительства дома по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б" со 153 дольщиками - физическими лицами. За указанными лицами признано право собственности на объекты незавершенного строительства 53%.
04.05.2006 решением Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-1037/06-20 за Российской Федерацией признано право федеральной собственности на долю в виде 2х комнатной квартиры N 88, находящейся на 3 м этаже в незавершенном строительством жилом доме, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 64 "б", что составляет 72/10 000 доли. Суд обязал передать указанную квартиру в оперативное управление УФНС России по Тамбовской области.
17.05.2006 в целях завершения строительства дома по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б" и его эксплуатации, собственниками незавершенного строительством жилого дома расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б" (127 квартир из 156) создано Товарищество собственников жилья "Север".
21.09.2006 ТСЖ "Север" получена лицензия ГС-1-68-02-27-0-6829024163-001744-1 на строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности.
15.01.2007 Постановлением Администрации города Тамбова N 260 прекращено право аренды КТ "Социальная инициатива и компания" земельного участка предоставленного под строительство жилого дома по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б". Право аренды данного земельного участка предоставлено ТСЖ "Север". В соответствии с указанным постановлением ТСЖ "Север" передано право застройщика по завершению строительства данного дома.
На основании указанного постановления Администрации города Тамбова, 25.12.2007 ТСЖ "Север" выдано разрешение на строительство N RU 68 306000-346 жилого дома по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б".
02.03.2007 зарегистрировано право федеральной собственности на долю в виде 2х комнатной квартиры N 88, находящейся на 3 м этаже в незавершенном строительством жилом доме, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 64 "б", что составляет 72/10 000 доли.
05.10.2007 распоряжением N 251-р квартира была закреплена в оперативное управление за УФНС России по Тамбовской области.
08.10.2007 по акту приема передачи квартира передана в оперативное управление УФНС России по Тамбовской области.
29.12.2007 ТСЖ "Север" в соответствии с Постановлением Администрации г. Тамбова от 29.12.2007 N 9054 "О разрешении ввода в эксплуатацию 10-этажного многоквартирного жилого дома с помещением аптеки на первом этаже по ул. Рылеева, 64 "б", в редакции постановлений от 23.05.2008 N 3610 и от 16.10.2008 N 7848 получило разрешение N RU 68 306000-140 на вод в эксплуатацию жилого дома расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б", замененное в последующем на разрешение на строительство N RU 68 306000-211 от 16.10.2008.
Финансирование строительства жилого дома расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б" осуществлялось за счет денежных средств собранных членами ТСЖ "Север" в соответствии с протоколами общего собрания дольщиков ТСЖ "Север" N 5 от 25.07.2006, N 6 от 16.12.2006, N 7 от 26.05.2007, N 11 от 22.03.2008, N 11 от 11.04.2009, а также денежных средств, выделенных администрацией дольщикам физическим лицам в порядке компенсации гражданам-вкладчикам, пострадавшим от неисполнения обязательств коммандитного товарищества "Социальная инициатива и компания", а также иных денежных средств привлеченных ТСЖ "Север" для завершения строительства.
26.03.2007 ТСЖ "Север" с ОАО "ТГК-4" заключен договор N 1856 на снабжение тепловой энергией в горячей воде.
25.12.2007 ТСЖ "Север" с ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" заключен договор N 2211 энергоснабжения.
13.03.2008 УФРС по Тамбовской области зарегистрировало за УФНС России по Тамбовской области право оперативного управления доли в праве общедолевой собственности Российской Федерации в размере 72/10 000 в незавершенном строительством жилом доме степенью готовности 53%, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б".
14.07.2008 ТСЖ "Север" с ООО "ТЭКО-Сервис" заключен договор N 08/2943/0/Б на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов бункером.
Ни Российская Федерация в лице ФНС России, ни УФНС России по Тамбовской области не принимали участие в создании ТСЖ "Север", не являлись и не являются его членами, не уплачивали взносы на финансирование строительства жилого дома расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б", не принимали иное участие в финансировании завершения строительства данного жилого дома и оплате коммунальных услуг.
Доля УФНС России по Тамбовской области в финансировании завершения строительства жилого дома расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б", по мнению ТСЖ "Север" составляет - 177 932,5 рублей. ТСЖ "Север" при расчете доли руководствовался решением собраний ТСЖ "Север" N 5 и N 6, в соответствии с которыми определен размер взноса на финансирование подлежащего уплате с одного квадратного метра, а также площадью строящейся УФНС России по Тамбовской области квартиры.
Кроме того, после регистрации права собственности, каждый собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, оплачивать коммунальные услуги. Размер платы УФНС России по Тамбовской области за содержание имущества и коммунальные услуги согласно уточненного расчета истца за период с марта 2008 года по июль 2010 года в составил 30 191,4 рублей.
В связи с неоплатой УФНС России по Тамбовской области указанных сумм, а также пени за неоплату коммунальных услуг, ТСЖ "Север" обратилось в суд с заявленными в настоящем деле уточненными требованиями.
Истец, заявляя свои требования считал, что денежные средства подлежат взысканию на основании статей 4, 12 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" от 20.12.2004 N 214-ФЗ, статей 30, 46, 137, 153, 155 Жилищного кодекса РФ, статьи 120 Гражданского кодекса РФ.
В суде апелляционной инстанции, истец пояснил, что, согласно искового заявления от 25.03.2010, заявлений об уточнении исковых требований от 31.05.2010 и от 07.08.2010 истец обращался в суд с требованиями о взыскании с ответчика указанных в иске (с учетом уточнений) сумм от своего имени и в свою пользу. Указывая в качестве лица, в пользу которого ТСЖ "Север" просит взыскать денежные средства в настоящем деле - Союз товариществ собственников жилья, он исходил не из требований в пользу данного лица, так как Союз товариществ собственников жилья не является участником спорных правоотношений, а из необходимости перечисления денежных средств на счет Союза в порядке исполнения судебного акта, так как счет истца арестован. Истец не обращался в суд от его имени и не просил привлечь его в дело. Данные обстоятельства, по его мнению, подтверждаются материалами дела, а также заявлением ТСЖ "Север" об исправлении опечатки от 13.09.2010 и определением суда первой инстанции об отказе в исправлении опечатки от 13.09.2010. Представил письменные пояснения.
Исходя из пояснений истца и материалов дела, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае судом первой инстанции не допущено процессуального нарушения, влекущего безусловную отмену судебного акта. Так как, иск заявлен истцом о взыскании денежных средств в свою пользу. Истец не обращался в суд от имени Союза товариществ собственников жилья и не просил привлечь его в дело. Союз товариществ собственников жилья указан в просительной части иска в порядке исполнения судебного акта. В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно рассмотрел иск ТСЖ "Север" о взыскании денежных средств в его пользу. Суд также обоснованно рассмотрел иск без привлечения в дело Союза товариществ собственников жилья, так как он не является участником спорных правоотношений.
Ответчик считает, что поскольку УФНС России по Тамбовской области 28.11.2002 перечислило КТ "Социальная инициатива и компания" денежные средства в сумме - 480 000 рублей, что составляет 100% стоимости квартиры, то оно не должно нести финансовое бремя по достройке дома. Кроме того, по мнению Управления, поскольку оно не является членом ТСЖ "Север", то не должно уплачивать взносы на завершение строительства, размер которых установлен собранием членов ТСЖ. Управление, также считает, что ТСЖ "Север" не подтвердило реальность финансовых затрат ТСЖ на завершение строительства жилого дома, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б".
В суде апелляционной инстанции, по предложению суда, истец пояснил, что с момента создания ТСЖ "Север" (17.05.2006) и по день рассмотрения настоящего дела в суде (июль 2010 года) на достройку и благоустройство жилого дома расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б", израсходовано - 21 443 201,83 рублей, в том числе: на изготовление кровли - 592 901 рублей, благоустройство прилегающей территории - 334 875 рублей, установка лифтового оборудования - 628 716,86 рублей, газификация дома - 1 232 316,65 рублей, работы по устройству отопления, водоснабжения, канализации - 8 407 104,68 рублей, работы по достройке подвалов, квартир (стены, полы), балконов, технического этажа, входов, подъездов, лестничных клеток - 6 765 835,46 рублей, электромонтажные работы и расходный материал - 1 960 158,65 рублей, иные виды работ и услуг - 394 415,97 рублей, коммунальные услуги в период строительства - 919 013,01 рублей, вентиляционные работы - 185 311,83 рублей, хозяйственные (канцелярские) расходы в период строительства - 22 552,72 рублей. Представил соответствующий реестр расходов и первичную документацию, которые приобщены к материалам дела.
Доля УФНС Росси по Тамбовской области в затратах по завершению строительства жилого дома исходя из зарегистрированной доли Российской Федерации 72/10 000, находящейся в оперативном управлении УФНС по расчетам истца составляет 154 391,05 рублей.
Кроме того, по мнению истца, им заключены договоры с организациями, которые еще не оплачены на сумму - 5 713 542,56 рублей, в том числе: на устройство асфальтового покрытия около дома на сумму - 3 932 643.56 рублей, по отделку фасада дома на сумму - 917 182 рублей, по газификации на сумму - 863 717 рублей.
Доля УФНС Росси по Тамбовской области в затратах будущих периодов по завершению строительства жилого дома исходя из зарегистрированной доли Российской Федерации 72/10 000, находящейся в оперативном управлении УФНС по расчетам истца составляет 41 137,51 рублей.
УФНС России по Тамбовской области проверив расчеты и первичную документацию не оспаривая факт осуществления указанных в расчетах работ пояснил, что в части платежных поручений отсутствуют сведения о списании денежных средств со счета ТСЖ, в ряде счетах-фактурах указан адрес не ул. Рылеева, 64 "б", а ул. Рылеева, 64, в ряде товарных чеках отсутствуют сведения, что товар приобретен именно для выполнения работ на объекте ул. Рылеева, 64 "б", сомневается в том, что ТСЖ понес затраты на выемку и вывоз земли, которая должна была быть вывезена на этапе рытья котлована. УФНС России по Тамбовской области также не согласно с канцелярскими расходами ТСЖ в период строительства и расходами будущих периодов.
Суд апелляционной инстанции считает, что в соответствии со статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Как установлено материалами дела, часть участников долевого строительства жилого дома расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б" - физические лица (127 квартир из 156), расторгнув в судебном порядке договоры на долевое участие с КТ "Социальная инициатива и компания", и установив право собственности на долю в незавершенном строительством жилом доме (53%) в мае 2006 года создали ТСЖ "Север" в целях завершения строительства данного жилого дома и в последующем управления им.
УФНС России по Тамбовской области, имея зарегистрированное право оперативного управления на долю в праве общедолевой собственности Российской Федерации в размере 72/10 000 в незавершенном строительством жилом доме степенью готовности 53%, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б" (одна 2х комнатная квартира) не принимало участие в создании ТСЖ "Север", не вступало в него и принимало участие в финансировании завершения строительства данного жилого дома.
ТСЖ "Север" в период 2006-2009 годов были выполнены следующие работы по завершению строительства указанного дома, а именно: работы по достройке подвалов, квартир (стены, полы), балконов, технического этажа, входов, подъездов, лестничных клеток; по изготовлению кровли; установке лифтового оборудования; газификации дома; по устройству отопления, водоснабжения, канализации; электромонтажные работы; работы по благоустройство прилегающей территории, иные виды работ и услуг, оплачены коммунальные и хозяйственные затраты в период строительства на общую сумму - 21 443 201,83 рублей. Что подтверждается первичной документацией представленной ТСЖ.
Из указанных видов работ следует, что ТСЖ "Север" осуществлялись работы и были произведены расходы по достройке общего имущества жилого дома, которое принадлежит всем собственникам согласно их доле в праве общей собственности на это имущество.
В результате действий ТСЖ "Север" фактически был создан завершенный строительством объект недвижимого имущества - многоквартирный 10-ти этажный жилой дом (156 квартир), расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б". И все собственники, в том числе УФНС России по Тамбовской области, получили завершенный строительством объект недвижимости, который состоит из непосредственно жилых квартир, являющейся индивидуальной собственностью каждого собственника и общего имущества жилого дома, которое находится в долевой собственности у всех собственников.
Причем, ТСЖ "Север" в период достройки данного объекта увеличил стоимость общего имущества дома на 21 443 201,83 рублей.
Учитывая, что УФНС России по Тамбовской области не принимало участие в финансировании завершения строительства общего имущества дома осуществленного ТСЖ "Север", то у него возникло неосновательное обогащение в виде увеличившейся стоимости доли в общем имуществе жилого дома.
В соответствии с расчетами истца, доля УФНС Росси по Тамбовской области в затратах по завершению строительства общего имущества жилого дома исходя из зарегистрированной доли Российской Федерации 72/10 000, находящейся в оперативном управлении УФНС по расчетам истца составляет 154 391,05 рублей и подлежит взысканию в пользу ТСЖ "Север".
Учитывая, что данную квартиру в соответствии с договором долевого участия в инвестировании строительства жилья N 351 от 21.11.2002, расторгнутого судом, и пояснениями ТУФА УФИ России по Тамбовской области и УФНС России по Тамбовской области, управление строило и получило в оперативное управление в целях предоставления своему работнику, а в соответствии со статьей 269 Гражданского кодекса РФ, учреждения за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют и пользуются данным имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества, УФНС России по Тамбовской области должно нести бремя по достройке и содержанию данного имущества.
При подобных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно взыскал с Управления ФНС России по Тамбовской области - 154 391,05 рублей.
Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции, у УФНС России по Тамбовской области возникло неосновательное обогащение в размере 30 191,4 рублей в виде сбережения денежных средств по оплате за техническое обслуживание и коммунальные услуги за период с мая 2008 года по июль 2010 года.
В соответствии со статьями 153 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме с момента возникновения права собственности на жилое помещение обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также своевременно оплачивать коммунальные услуги.
Поскольку, у УФНС России по Тамбовской области право оперативного управления возникло только на долю в праве общедолевой собственности Российской Федерации в размере 72/10 000 в незавершенном строительством жилом доме степенью готовности 53%, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 64 "б", а не на жилое помещение, при эксплуатации которого уплачивается плата за техническое обслуживание и коммунальные услуги, но ТСЖ "Север" в соответствии с договорами от 26.03.2007 с ОАО "ТГК-4" N 1856 на снабжение тепловой энергией в горячей воде, от 25.12.2007 с ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" N 2211 на энергоснабжение, от 14.07.2008 с ООО "ТЭКО-Сервис" N 08/2943/0/Б на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов бункером в период с марта 2008 года по июль 2010 года получал и оплачивал коммунальные услуги по данному жилому дому, а УФНС России по Тамбовской области не принимало участие в финансировании затрат на оплату коммунальных услуг, то у него возникло неосновательное обогащение в размере - 30 191,4 рублей.
При подобных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно взыскал с Управления ФНС России по Тамбовской области - 30 191,4 рублей.
Остальные требования истца: 23 541,45 рублей в виде доли затрат на достройку жилого дома, а также 2 770,28 рублей пени за несвоевременную уплату коммунальных услуг, по мнению суда апелляционной инстанции, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Требования истца о взыскания с УФНС России по Тамбовской области в пользу ТСЖ "Север" - 23 541,45 рублей в виде доли затрат на строительство или расходов будущих периодов не подлежат удовлетворению, поскольку истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представил в суд документальных доказательств фактически понесенных ТСЖ "Север" затрат на указанную сумму. Требования о взыскании указанной суммы в виде неосновательного обогащения также не подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие доказательств фактических затрат ТСЖ на указанную сумму свидетельствует об отсутствии со стороны УФНС России по Тамбовской области факта неосновательного обогащения.
Требования истца о взыскания с УФНС России по Тамбовской области в пользу ТСЖ "Север" - 2 770,28 рублей пени за несвоевременную уплату коммунальных услуг также не подлежат удовлетворению, поскольку их начисление при взыскании неосновательного обогащения не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Доводы УФНС России по Тамбовской области о том, что в части платежных поручений отсутствуют сведения о списании денежных средств со счета ТСЖ "Север", судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку ТСЖ "Север" представил в суд подлинники указанных налоговым органом платежных поручений, на которых имеются соответствующие отметки банка о списании денежных средств со счета истца, либо обосновал иной порядок оплаты.
Доводы УФНС России по Тамбовской области о том, что в ряде счетов-фактур указан адрес не ул. Рылеева, 64 "б", а ул. Рылеева, 64, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в соответствии с пояснениями истца это ошибки при заполнении данных счетов-фактур, которые подтверждаются иными документами, в том числе договорами в рамках которых оформлялись такие счета-фактуры ссылка на которые имеется в них. Иного строительства ТСЖ "Север" не вел, и доказательств, что работы указанные в данных документах были выполнены на другом объекте, УФНС в суд не представлено.
Доводы УФНС России по Тамбовской области о том, что в ряде товарных чеках отсутствуют сведения, что товар приобретен именно для выполнения работ на объекте ул. Рылеева, 64 "б", судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в соответствии с пояснениями истца данные первичные документы занесены в регистры бухгалтерского учета, иного строительства ТСЖ "Север" не вел, и доказательств, что товар приобретенный по данным документам был использован в иных целях в суд не представлено.
Доводы УФНС России по Тамбовской области о том, что налоговый орган сомневается в том, что ТСЖ понес затраты по выемке и вывоз земли, которая должна была быть вывезена на этапе рытья котлована судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в соответствии с пояснениями истца и представленными первичными документами выемку грунта произвело КТ "Социальная инициатива и компания", а вывоз ТСЖ "Север", и в расчете заявлены только денежные средства потраченные на вывоз земли. Доказательств обратного в суд не представлено.
Доводы УФНС России по Тамбовской области о том, что оно не согласно с канцелярскими расходами ТСЖ в период строительства судом отклоняются, поскольку ТСЖ "Север" создавалось в целях завершения строительства жилого дома и канцелярские расходы осуществляло в связи с осуществлением строительства данного дома. Доказательств обратного в суд не представлено.
ТСЖ "Север" в своих уточненных требованиях просил в случае недостаточности денежных средств у УФНС России по Тамбовской области возложить субсидиарную ответственность по его обязательствам на Российскую Федерацию в лице главного распорядителя кредитов ФНС России за счет казны Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ определено, что государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно статье 399 Гражданского кодекса РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
В силу пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 21 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса РФ" ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса РФ, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса. Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику. При удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
Из данных разъяснений следует, что кредитор вправе предъявить иск о взыскании задолженности учреждения одновременно к самому учреждению и субсидиарному должнику.
Собственником имущества основного должника - УФНС России по Тамбовской области является Российская Федерация.
В соответствии с пунктом 4 Положения "О Федеральной налоговой службе", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Федеральная налоговая служба в соответствии с Приложением N 6 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" от 13.12.2010 N 357-ФЗ в 2011 году является главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором доходов федерального бюджета) для подведомственных ей налоговых органов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
УФНС России по Тамбовской области в соответствии с пунктом 1 Приложения N 5 к Приказу Минфина России от 09.08.2005 N 101н является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.
Таким образом, принимая во внимание положения вышеуказанных норм права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требования истца в размере - 184 582,45 рублей (154 391,05 рублей + 30 191,4 рублей) подлежат удовлетворению за счет основного должника, а в случае недостаточности денежных средств у УФНС России по Тамбовской области - за счет субсидиарного должника, а именно Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы за счет казны Российской Федерации.
В остальной части требования истца не подтверждены материалами дела и не подлежат удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.08.2010 по делу N А64-1706/2010 следует изменить, частично удовлетворив апелляционную жалобу УФНС России по Тамбовской области.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по первой и апелляционной инстанциям относится на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
На истца (ТСЖ "Север") по первой инстанции относится государственная пошлина в размере - 1 152,23 рубля, на ответчика (УФНС России по Тамбовской области) - 8 065,65 рублей.
По апелляционной инстанции на истца относится госпошлина в размере - 250 рублей, на ответчика - 1 750 рублей.
Истец при обращении с иском в суд уплатил госпошлину в размере - 9 090,04 рублей в соответствии с платежным поручением N 237 от 24.03.2010.
Ответчик при обращении с апелляционной жалобой уплатил госпошлину в размере - 2 000 рублей в соответствии с платежным поручением N 41080 от 06.09.2010.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
То есть, налоговый орган при подаче жалобы ошибочно уплатил госпошлину в сумме 2 000 рублей.
Вместе с тем, с него подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины.
В связи с чем, с учетом зачета уплаченных, истцом и ответчиком, в том числе ошибочно, сумм госпошлины, с ответчика - УФНС России по Тамбовской области в пользу истца - ТСЖ "Север" подлежат взысканию судебные расходы по первой и апелляционной инстанциям в размере - 7 687,77 рублей, а при недостаточности денежных средств в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.08.2010 по делу N А64-1706/2010 (с учетом определения суда об исправлении опечатки от 03.09.2010) изменить, частично удовлетворив апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области.
Требования Товарищества собственников жилья "Север" удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области в пользу Товарищества собственников жилья "Север" денежные средства в виде неосновательного обогащения в размере 184 582,45 рублей.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области в пользу Товарищества собственников жилья "Север" судебные расходы по госпошлине в размере 7 687,77 рублей.
При недостаточности денежных средств у Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области денежные средства в виде неосновательного обогащения в размере 184 582,45 рублей и судебные расходы по госпошлине в размере 7 687,77 рублей взыскать в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы за счет казны Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Председательствующий судья
А.Е.ШЕИН

Судьи
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
Н.П.АФОНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)